Про фригийцев и иже с ними :о) Маршрутом ариев

1 15348

Продолжаем следить за перемещениями древних мигрантов - индо-европейцев.

6. Носатые сосуды и Насатья.

Арии прибыли в Индостан с севера без традиции трупосожжения и урнового погребения – они получили ее уже в Индостане. Но и там это не было исконной местной традицией – ее не было в хараппской цивилизации. Традиция эта появляется впервые в СЗ Пакистане (долина Свата и смежные с нею), и появление ее падает на хронологический отрезок XIII – XI вв. до н. э. (а по уточнению Мюллера-Карпе – на XI век). В это время там в курганных могильниках оказывается целый пласт погребений (Гхалигаи V) с прахом в урнах, в том числе в лицевых, «глазастых» и ящичных (рис. 6).

Культура Gandhara grave (Ghalegay V период) лицевая урна из Зарифа (Zarif)

Финский индолог А. Парпола предложил такую индологическую трактовку этих урн с кремацией. Погребения в долине Свата он связывает по месту с двумя семействами жрецов, создавшими гимны мандал II – VII Ригведы, - это семества Атри и Канва. Семейства эти связаны не только с долиной Свата и Гандхарвой, но и с культом близнецов Ашвинов – Насатья. Культ этот новый в Ригведе, теснящий Индру. По мифу, боги спасли Атри из погребальной ямы и за это он обязан им приносить регулярно «горячую жертву» (гхарму) - горшок, который раскаляется на огне. Парпола считает, что характер жертвы говорит о том, что погребение, из которого был вытащен Атри, было кремацией. В раскаленный докрасна горшок наливается коровье и козье молоко, и эта жертва предлагается Насатьям в ритуале праваргья.

Горшок этот боги (без Насатьев) задумали в честь Маха-вишну, который в споре с ними положил голову на свой лук со стрелой и натянул его. Подговореные богами муравьи перекусили тетиву, и, распрямившись, лук снес голову Маха-Вишну. Она упала и стала солнцем. Боги восславили Маха-Вишну, и принесли его тело в жертву (погребение есть жертва), но она была безглавой и плохо действовала. Тогда боги придумали вместо его головы сосуд гхармы и назвали его: махавиру ‘великий герой’. Сосуд этот делается со сливом – «ртом» (высотой в три ширины большого пальца) и имеет нос (nsikm) (Шатапатха-брахмана 14.1, 2, 17). Это уникальная особенность, не встречаемая нигде более среди описаний сосудов в ведической литературе. Парпола считает, что описание соответствует лицевой урне (рис. 7).

Однако носатый сосудик гхармы используется для предложения горячего молока Ашвинам, тогда как лицевые урны служат для погребения. Но наливание молока в сосуд мантры приравнивают к оплодотворению семенем. А ритуал праваргьи кончается тем, что все орудия ритуала выложены на земле в форме человеческого тела – точно так же, как кости сожженного, чтобы покойный мог на том свете ожить вновь целым. Это сближает оба обряда. Поскольку Насатьи, также как их греческие аналоги Диоскуры, связаны со спасением от смерти, с возвращением с того света, они исполняют и функции погребальных богов. Само слово Nsatyas означает ‘спасители’, ‘охранители’. Но корень ns- означает не только ‘спасать’, но и ‘нос’. С этим связан миф об их рождении. Саранью, обернувшись кобылицей, убегала от Вивасвата, который обернулся жеребцом. Он настиг ее, но от быстрого бега не совладал с ней – семя упало на землю. Саранью только понюхала его – и тотчас забеременела близнецами Ашвинами-Насатьями – носорожденными. Поэтому нос – существенная деталь посвященного им сосуда, как «махавиры», так и урны.

Такова интерпретация Парполы. Сосуды эти он считает местными по происхождению, потому что вариантов их очень много. На мой взгляд это не аргумент в пользу автохтонности. Изложенная тонкая мысленная конструкция, возможно, вполне адекватно отражает взгляды жрецов на происхождение сосуда гхарма и лицевой урны, и эволюцию этих взглядов и терминологии, но нельзя же всё это принимать всерьез как объяснение реального происхождения типов и обрядов. Во всяком случае местных прототипов я не обнаруживаю.

7. Среднедунайские культуры бронзового века в Индии.

Весь этот культурный комплекс, включающий вдобавок инкрустированную керамику и прочее, восходит, судя по поразительному сходству в деталях (рис. 8), к венгерским и румынским культурам среднего бронзового века (это культуры фюзешабонь, ватя, веспрем, кырна) с углублением в ранний бронзовый век (хатван, кишапоштаг). Именно там традиция изготовления лицевых урн не только имеет глубокие корни, восходя к баденскому времени, то есть энеолиту, но и широко разветвлена. В названной свите культур среднего бронзового века вообще развита антропоморфизация погребальных урн – есть сосуды на человеческих ножках, сосуды птицы, но с человеческими лицами (образ типа греческих сирен), есть сосуд с рельефным изображением глаз, рук и кинжала (рис. 9 - 11).

Пакистанский комплес, как установил Стакуль (1971; 1973; 1974; Stacul and Tusa 1975), определенно сигнализирует о миграции – тут ни может быть никаких сомнений. Это то самое миграционное движение из бассейна Среднего Дуная, начальная фаза которого (продвижение к берегам Средиземного моря и проливам) археологически прослежена на Балканском полуострове (правда, для других культур – это ведь было очень широкое движение) и дальше в Восточном Средиземноморье – египтяне почувствовали его как нашествие «народов моря».

Выводы Стакуля можно подтвердить еще одним наблюдением. Арийская (то есть индоиранская) погребальная традиция на всем ее протяжении от Причерноморья до Средней Азии характеризуется неразличением мужских и женских погребений по позиции покойников – все лежат одинаково на одном и том же боку. Это характеризует всю степную зону. Только к западу и северу от нее, в ареалах культур шнуровой керамики и колоколовидных кубков – по всей Западной, Центральной, Северной Европе и в лесной и лесостепной полосе Восточной Европы (фатьяновская и среднеднепровская культуры) господствует различение мужчин и женщин в погребальном обряде: мужчин кладут на правый бок, женщин - на левый (в культуре колоколовидных кубков – наоборот), при этом, чтобы смотреть в одну и ту же сторону они ориентированы головами в противоположные стороны (рис. 12 - Husler 1975, Abb. 6; 1974, Karte; 1977). Только в одном районе это размежевание на зоны нарушается – в долине Свата (и на подступах к ней – в Тулхаре, а затем в тазабагъябской культуре). Г. Мюллер-Карпе, приступив к проработке материала итальянцев из долины Свата, обнаружил там строгую закономерность – такую же, как в Центральной Европе: для мужчин и женщин позиция покойников разная (Mller-Karpe 1983: 34 - 51).

Мюлер-Карпе, верный своему принципиальному отвержению миграций, естественно воспринял заключения Стакуля о среднедунайских аналогах скептически (Mller-Karpe 1983: 117), однако разработки Мюллера-Карпе очень полезны для уточнения хронологии миграции. Опытнейший мастер хронологических исследований, приняв хронолологическое членение итальянцев, он подверг обоснованной критике их предположения о тысячелетней протяженности всей этой культуры и абсолютных датировках. На основе детального анализа структуры могильника (разбивка по поколениям, установление связи между ними) Мюллер-Карпе пришел к выводу, что раскопанные могильники не охватывают больше, чем три века, и что абсолютный возраст всех фаз этой культуры – от XI до VIII в. до н. э. (Mller-Karpe 1983: 70 – 76). Таким образом, инвазия должна прийтись (в своем конечном пункте) на XI век.

8. Исходный очаг на Среднем Дунае. Исходные культуры занимают в раннем и среднем бронзовом веке среднее течение Дуная, часть нижнего и всё Потисье (рис. 13 – 15). В культурах Венгрии и Румынии Хатван и перекрывающей ее Фюзешабонь-Оттомани представлена инкрустированная керамика, но урновых погребений там нет. Народность культуры хатван была чрезвычайно многолюдной (Kalicz 1968: 110 – 190), народность культуры фюзешабонь отличалась воинственностью и создала тип воооружения, получивший у археологов название фракийского (рис. 16). Они не те, кто принесли урны в Индию, стало быть нет оснований считать их теми самыми бригами.

А вот в культуре раннего бронзового века Кишапоштаг сконцентрированы урновые погребения, в числе которых есть погребения в лицевых урнах. Культура Кишапоштаг тянется с севера на юг вдоль Дуная (вдоль его меридионального течения) по правому берегу.

В среднем бронзовом веке на месте культуры Кишапоштаг оказываются урновые погребения культур Ватя, Витенберг и Веспрем-Сексард (или паннонской культуры инкрустированной керамики). Культура Витенберг расположена восточнее, уже в Трансильвании. На карте находки витенбергской культуры расположены густо, что говорит о плотности населения. Археологи реконструируют воинственность и этих племен на основании большого количества бронзового оружия (боевые топоры с клевцами, длинные мечи нескольких типов и проч.). Среди мечей есть привозные из Микен, на сосудах – орнамент бегущей спиралью. Культуры Вербичоара и Кырна (или Жуто Брдо - Гырла Маре), тоже с урновыми погребениями, находятся южнее, занимая западную половину широтного течения Дуная – в Северной Сербии, Юго-Западной Румынии, и Северо Западной Болгарии.

В культуре Вербичоара, продвинувшейся в Нижнее Подунавье из Среднего Подунавья, есть и белая инкрустация на керамике. Культура Вербичоара была потеснена другой культурой того же происхождения – Гырла Маре (Кырна), занявшей длинную полосу по Дунаю. В этой последней отмечается имущественная дифференциация, а по ряду показателей (женские статуэтки с колоколовиными юбками, солнечные повозки, сосуды в виде птиц) – связь с крито-микенским культурным кругом. Культура эта в ХIV веке, как другие культуры Нижнего Подунавья, была сметена, как предполагают, прибывшими с востока, из понтокаспийских степей, завоевателями с сабатиновской культурой, которая там, на востоке выступает как схожая со срубной культурой. Здесь на основе смешения с местными культурами (в том числе и с витенберг) она образовала культуру Ноуа, занимающую значительную часть Румынии (включая Трансильванию).

Именно из культур Ватя и Кырна приведены Стакулем наиболее разительные аналогии пакинстанским находкам.

9. Этническая идентификация в Индии - бхригу. С трупосожжением в индийской мифологии связан, на мой взгляд, один из родоначальников брахманов – Бхригу, сын Варуны – бога, ведающего западом и по имени совпадающего с Ураном греков. Именно Бхригу считается распространителем огня среди людей. Он сделал огонь пожирателем трупов. Он также родоначальник горшечников, то есть с его именем связывается какое-то важное усовершенствование керамического ремесла. Он сделал колесницу для Индры – возможно, и в колесничное дело фригийцы внесли усовершенствование. От Бхригу ведут свое происхождение мифические бхригу – божественные существа, передающие огонь людям и являющиеся его хранителями (РВ I, 60,1; 58.6). Они мастера-колесничие и горшечники.

По мифу, Чьявана, сын Бхригу, был накрыт холмом, муравейником, из которого выглядывал сквозь две дырочки. Девушка, которая ткнула в них веточкой, была наказана за это богами. В муравейнике, трактуемом как вход в подземный мир, можно узнать курган, а именно у лицевых и «глазастых» урн глаза отмечены двумя отверстиями, сквозь которые душа покойного могла смотреть наружу, видеть солнечный свет и приношения. В мифе явно отражен этот способ погребения – в лицевых и «глазастых» урнах под курганом, и таким образом, он связан с именем Бхригу.

Лицевая урна. Поморская культура

Индийские ученые уже давно связывали бхригу с фригийцами, но это игнорировалось как обычная полудилетантская фантастическая увязка – таких было немало в индийской археологии. Но теперь она поддержана археологически. Имя Бхригу имеет придыхательное bh, отразившееся в греческом, – по-видимому, переход bhb произошел у потомков фригийцев на Балканах после знакомства с ними греков и после отхода части населения в миграцию. В свое время И. М. Дьяконов (устное сообщение) выразил мне сомнение в возможности отождествления индийских бхригу с фригийцами. Его основание для сомнения таково: в греческом звук – долгий, тогда как в древнеиндийском bhgu – гласный сонант, так что подразумеватся развитие bhgu *bhrgu, где гласный i короткий. К тому же в греческом основа на -g, а в древнеиндийском – на -u. Однако требуемое строгое соответствие предполагает развитие из одного источника по известным звуковым законам, при заимствовании же в основе могла лежать и не столь строгая передача, с воздействием каких-то привходящих факторов.

Участие фригийцев в движении «народов моря» принесло в Индостан смутные сведения об этих народах. В Ригведе упоминаются живущие в дальних странах турвашу (то есть туруша, Таруиса, троянцы), данава (т. е. данавой, дануна, данайцы, переосмысленные как дети Дану, хотя это никак не оправдано содержанием мифа), пуластью (т. е. пелесет, пеласти, пеласги – филистимляне).

10. Увязка фригийцев Малой Азии с Дунаем. Остается еще добавить, что в культурах бронзового века Подунавья можно найти некоторые аналогии «старофригийской» культуре Малой Азии. На поздней керамике культуры Вербичоара очень популярен орнамент концентрическими кругами (рис. 17 – Morintz 1978, fig. 35; 41, 1, 2, 7), которым позже отличалась «старофригийская» культура Малой Азии. В керамической орнаментации культуры Кырна можно обнаружить и деревья (рис. 18 – Morintz 1978, fig. 17,5), входящие в орнаментальный репертуар «старофригийской» культуры Малой Азии. И общий характер керамики Среднего Подунавья и «старофригийской» Малой Азии очень схожи – достаточно сравнить типичный «старофригийский» сосуд из Алишара IV (рис. 19) с аналогичными сосудами культуры кырна (рис. 20), чтобы убедиться, что отогнутый венчик, ручки с шишечкой, расположение орнаментации одни и те же. Популярный в культуре вербичоара меандровый орнамент (рис. 21) позже используется на фригийских рельефах (рис. 22).

Рис. 21. Старофригийский художественный сосуд из Алишара IV. Рис. 22. Художественный сосуд развитого фригийского стиля из Алишара.

Конечно, для увязки двух культурных блоков эта ассоциация слабовата, не говоря уж об использовании ее для доказательства миграции. Но, во-первых, я рассматриваю эти наблюдения лишь как начало разработки данного звена всей цепи, а во-вторых, будучи вписаны во всю цепь связей, эти характеристики «старофригийской» культуры приобретают больший вес, чем рассматриваемые в отдельности. Таким образом, связь культур бронзового века Карпато-Дунайского бассейна имеет аналогии с обоими этапами реконструируемой миграции – с Малой Азией как с с промежуточным этапом, давшим нам знание исторической народности фригийцев, и с Индией – как конечным пунктом миграции, где фригийцы выступают как мифические бхригу.

11. Место фригийской миграции в истории. Восстанавливая эту миграцию фригийцев (рис. 23), я лишь продолжаю в обе стороны ту траекторию, средняя часть которой (700 км. от Балкан до Закавказья) считается достаточно достоверной. Эта траектория увеличивается еще на 700 км в начальном, западном конце и, как уже говорилось, на 2500 км - в восточном. Но и во всем охвате эта миграция вполне реальна.

Александр Македонский тысячу лет спустя проделал тот же путь не с лучшими средствами транспорта и в худших условиях: он был вынужден оставлять гарнизоны для защиты коммуникаций. Правда, в его распоряжении были персидские дороги, но ведь и войско у него было более громоздким. Миграция вандалов в Африку не была короче, не говоря уже о тохарах.

Движение это хронологически совпадает с движением «народов моря» в Малую Азию, Палестину и Египет – эти европейские народы тоже преодолевали немалые расстояния не только по морю, но и по суше (рис. 24 – 25). Выходит, фригийцы из Среднего Подунавья тоже участвовали в этих бурных событиях, но ушли в основном в другую сторону. Только ли туда?

Теперь пора вспомнить, что именно из ареалов урновых полей погребений раннего и среднего бронзового века Подунавья исходили те движения (Bouzek 1969. Abb. 25 - 26; Rutter 1975; Deger-Jalkotzy 1977; Bankoff and Winter 1984, ср. Hnsel 1981; Httel 1982), которые привели к появлению в конце позднемикенского периода (ПЭ III С) керамики и псалиев дунайского облика в Греции. При этом керамика из среднедунайского ареала Венгрии и Хорватии оказалась в Македонии (Вардаровца, Вардина, Сараце), где античная традиция помещает ранних фригийцев, а инкрустированная керамика из ареала Румынии и Сербии (культура Кырна, Жуто Брдо, Дубовац) оказалась в Аттике, где действовали потомки мифического фригийца Пелопса, по которому назван весь полуостров (рис. 26 – 27). Таким образом, то доисторическое фригийское нашествие на Грецию, о котором писал П. Кречмер, видимо, исходило из того же района и падает на то же время, что и миграция фригийцев в Индию. Это был один мощный поток, который вписывается в движение «народов моря».

Итак, с восстановлением этой фригийской миграции XII века, возможно, связанной с доисторическим нашествием фригийцев на Грецию (приходом Пелопса), мы получаем локализацию прародины фригийцев. И она оказывается не в Македонии (где мигранты, возможно, пробыли некоторое время), а в Венгрии, Западной Румынии, Хорватии и Сербии для середины II тыс. до н. э. (с XVI века), идентифицируя фригийцев с конкретным кругом археологических культур среднего бронзового века, а для традиции урновых погребений – и раньше, поскольку кишапоштаг – культура раннего бронзового века, а он начинается ок. начала III тыс.

Если иметь в виду происхождение армян от фригийцев, то можно ожидать обнаружения погребений с лицевыми урнами и инкрустированной керамики венгерского типа в Армянском нагорье, скорее на територии Турции, чем Армении (поскольку сдвиг на северо-восток – это более позднее явление).

Если же иметь в виду общность происхождения фригийцев (и армян) с ариями, то надо бы поискать, можно ли усмотреть в происхождении культур Ватя, Вербичоара, Витенберг и Кырна какие-то степные корни. Чисто археологически сами эти культуры таких возможностей не предоставляют. Но Ватя развилась из культуры Кишапоштаг, а в сложении культур Витенберг и Вербичоара некоторую роль сыграла культура Глина III – Шнекенберг, занимающая значительную часть Трансильвании и юго-восточную Румынию и датируемая теперь последними веками III тыс. и началом II. Культура эта, с ее скорченными погребениями в каменных ящиках, содержит целый ряд компонентов южного, фессальско-македонского происхождения (аски, миски со втянутым краем, фляговидные сосуды), а особенно в ее основе лежит культура Чернавода II (Болгария), от которой в нее вошли выпуклины на керамике и зазубренные валики. Вот эту последовательность культур (Чернавода II – Глина III) есть возможность рассматривать как воспринявшую ряд элементов от подвижного степного населения – шнуровую керамику, боевые топоры, курганный способ погребения (Machnik 1985: 52 - 53). Перед этим культурным комплексом, на уровне конца баденской культуры, венгерские археологи помещают горизонт своих и румынских «погребений с охрой», рассматриваемый как экспансия «ямной культуры» возможно, нижнемихайловской (Kalicz 1968: 57).

Это очень смутная намётка, но чётче пока ничего не видно, и нужно примириться с тем, что сравнительно надежна только идентификация фригийцев со среднедунайскими культурами II тыс. Протоармяне должны были жить где-то по соседству и совпадать с какой-то из тех же культур. Было бы чрезвычайно заманчиво поискать какие-то следы дунайских мигрантов на востоке Малой Азии, но это археологически плохо обследованные районы. Возможно, там какие-то артефакты бронзового века дунайского характера еще найдутся. Очень больших надежд на это возлагать не приходится в силу известной неуловимости подвижных индоевропейских мигрантов вообще.

Глубже с фригийцами не продвинуться, но с греками и фракийцами можно продвинуться глубже.

Примечания:

1. Карта расселения армян в античное время (Очерки истории СССР).

2. Ранние армяне в Закавказье и Малой Азии (Дьяконов 1968: карта вклейка после стр. 180).

3. Очаг протофригийцев по Пайонковскому (Pajkowski 1984, карта на с.

62).

4. Карта расселения поздних фригийцев (Дьяконов 1968: карта – рис. 20 на стр. 129) по находкам надписей в Малой Азии (фригийские – пустыми кружками и с поперечной полосой).

5. Карта расселения фригийцев в Малой Азии по комбинации всех данных (Дьяконов 1980: рис на стр. 356).

6. Результаты раскопок Стакуля в долине Свата – лицевые урны и прочее (Stacul in East and West XXI, 1971, fig. 1, 2, 3, 5, 9, 11, 13;

1973, fig. 2, 3, 6).

7. Носатые урны в Пешаваре (Stacul East and West XXIV, 3-4, 1974).

8. Аналогии из культур среднего бронзового века на Дунае (Stacul 1971;

Est and West XXIII, 2 – 3, fig. 8, 15, 1973, fig. 4, 5, 7).

9. Антропоморфизация сосудов на Дунае – сосуд на человеческих ножках из Иванча, культура ватя (Kovacs 1977, Taf. 36).

10. То же – «сирена» из Тисафюред, культура фюзешабонь (Kovacs 1977, Taf. 45 – 46).

11. То же – урна-воин с кинжалом из Менде-Леанивар, культура ватя (Kovacs 1977, Taf. 47 – 48).

12. Различение покойников по полу у Хойслера (Husler 1975, Karte 1).

13. Карта культур раннего бронзового века Подунавья (набросок есть).

14. Карта культур среднего бронзового века Подунавья (набросок есть).

15. Хронологические соотношения культур раннего и среднего бронзового века Подунавья (набросок есть).

16. Типичное вооружение воина культуры фюзешабонь-оттомани – так наз. фракийское (Kovacs 1977, Fig. 26).

17. Концентрические круги на керамике культуры Вербичоара IV – V (Morintz 1978, fig. 35; 41, 1, 2, 7).

18. Деревья в керамической орнаментации культуры Гырла Маре, урна из могильника Кырна (Morintz 1978, fig. 17, 5).

19. «Старофригийский» сосуд из Алишара IV (Дьяконов 1968, рис. 21 на с. 132).

20. Керамика культуры Кырна (Жуто Брдо – Гырла Маре): 1 – 4 из могильника Балта Верде, 5 – 6 из могильника Кырна (Morintz 1978, fig. 17).

21. Меандровый орнамент на сосудах из поздней керамики культуры Вербичоара: 1 - сосуд из Владешты, 2 – из Говора-сат (Morintz 1978: fig. 36, 9; 41, 1).

22. Богиня Кибела на фригийском рельефе (Дьяконов 1968, рис. 23 на с. 133).

23. Полный путь фригийской миграции (сделать карту, на которой одна стрелка ведет от среднего дуная (места культур ватя и кырна) в Македонию, другая из Македонии в Малую Азию (к Гордиону), третья из Гордиона к северным границам Ассирии, четвертая от границ Ассирии к области долины Свата). Одно ответвление (отдельная тоненькая стрелка) должно поворачивать из Македонии в Грецию.

24. Нападения «народов моря» на страны Восточного Средиземноморья во времена Рамзеса III по Шахермейру (Schachermeyr 1984 Abb. 8 или Abb. 35 на с. 337).

25. Распространение этнонимов «народов моря» в Средиземноморье по Г. А. Леману (Schachermeyr 1986 Abb. 36 на с. 338).

26. Керамика «лужицкого» облика Македонии и аналогии из Подунавья (Bouzek 1968, fig. 25).

27. Карта движений из Подунавья в Македонию и Грецию по археологическим данным, по Я. Боузеку (Bouzek 1968, fig. 26).

Обсуждение

Ш У В А Л О В. А почему миграция фригийцев в Индию ведется через Малую Азию, а не через Северное Причерноморье?

К Л Е Й Н. Потому что в Малой Азии фригийцы зафиксированы письменными источниками и археологией, а в северочерноморских степях – нет.

Ш У В А Л О В. Меня, собственно, интересуют мотивы миграции – что могло привлечь фригийцев в Малой Азии, трудной для прохождения, тогда как в Северном Причерноморье – открытые для прохождения степи.

К Л Е Й Н. Южные земли, более цивилизованные, вообще больше привлекали северных варваров – богатством, накопленной роскошью, источниками благ. А раз начавшись, движение обретало силу инерции: складывалась элита, которой дальнейшее продвижение обещало новые блага (добыча, престиж).

М Е Д В Е Д С К А Я. Алишарский сосуд относится к VIII веку, это близко к геометрическому стилю, и с этим связаны все его особенности. Есть много аналогий и в Иране. Я не вижу особого сходства с венгерским средним бронзовым веком.

Б А Л О Н О В. Возможности прохода через землю касков мне кажутся маловероятными.

К А З А Н С К И Й. Переход от трупоположения к трупосожжению загадочен, его причины нужно искать в идеологии, а перемены в идеологии могли наступить независимо в разных местах. Конечно, решающими оказываются сходства в деталях.

Трактовать хурритские языки как кавказские трудно после того, как выяснено распространение хурритских языков до Кипра в РМ III. Хетты свой язык называли неситским, и, стало быть, себя - неситами, а хаттами называли только своих предшественников. У греков и хеттов «с»

произносилось шепеляво. Поэтому хетты и выбрали для своего «с» клинописный знак «ш».

Я не вполне укверен, что можно отметать все контакты греков с Троей. Алаксандус – Алесандр, Кукунис – Кюкнос, совпадения в деталях их отношений и позиций говорят о контактах, отраженных в фольклоре. В раскопках Милета – Милаванды найдены в 1994 г. надписи минойского письма А.

Т О Х Т А С Ь Е В. Я сам видел в коллекциях Милета греческие сосуды начала Х века, но север малоазийского побережья, с Илионом, греки захватили только в VIII веке, это верно. Хотя знали, конечно, и раньше. Карты и сведения о фригийцах нужно обновить. Принципиально это ничего не изменит, но всё же… Трудности с отождествлением фригийцев «бхрюгес» с индийским «бхригу» разный вокализм. Но тут можно опереться на то, что в греческих источниках есть разные варианты написания, в том числе и «бхригой». Это подкрепляет точку зрения докладчика.

Прочитайте интересные книги о жизни...

Ценное знание ...

К Л Е Й Н. Сначала отвечу на замечания Н. Н. Казанского. Хурритские языки я не трактую как кавказские. Скорее я восточно-кавказские языки отношу к большому хурритскому массиву, но это общее место. Что хетты себя называли неситами, это возражение должно быть адресовано не мне, а И. М. Дьяконову, это он возводил армянское «хайя» к самоназванию хеттов. Но в его защиту можно сказать, что учитывая наименование столицы Хаттушаш и образование имен ряда царей от термина «хатт», этот термин не утратил значения в самоидентификации хеттов. Язык был неситским, но государство, империя, религия – хеттскими. Контакты ахейцев с илионцами я, разумеется, признаю, этому уделено много места в моих книгах о гомеровском эпосе, я не признаю только историчности Троянской войны.

Теперь что касается сосуда из Алишара. Я ведь и сам отмечал слабость этой части своей аргументации. Фригийцы в Малой Азии археологически засвидетельствованы поздно, и они не очень ясно идентифицированы поплеменно. Ранние фригийцы, времени их вторжения в Малую Азию пока вообще не обнаружены. Мы должны удовлетвориться пока их фиксацией там письменными источниками, но ведь это промежуточный этап миграции. Это лишь детализация (и она – как никак – есть, пусть пока без достаточной археологической реализации). Суть же концепции – в том, что эта дальняя миграция хорошо зафиксирована в обоих концах – в исходном очаге (на Дунае) и в конечном пункте (на притоках Инда). Зафиксирована археологически – многочисленными аналогиями очень специфических деталей керамики и совпадением в погребальном обряде (центральноевропейское размежевание мужчин и женщин далеко от Европы, без связующих звеньев). Есть и совпадение в этнонимах и в мифологическом оформлении обряда кремации в урнах. Обряда, которого в Индии не было и который принесен во всех деталях пришельцами из основного ареала этого явления – из Центральной Европы. Меня особенно радуют тонкие замечания С. Р. Тохтасьева в пользу отождествления фригийцев с бхригу, потому что это поддержка основной сути концепции.

Полностью статья Клейна тут.

Я вчера зевнула, и статья попала не в черновики, а опубликовалась. Сегодня решила не дополнять статью, а отправить так, как она есть - без дополнений.

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • Интересно! :thumbsup: =Это очень смутная намётка, но чётче пока ничего не видно, и нужно примириться с тем, что сравнительно надежна только идентификация фригийцев со среднедунайскими культурами II тыс.= Аккуратно высказался, респект.