Здравствуйте, уважаемые читатели. Прежде, чем продолжить вчерашнюю тему, делаю небольшое отступление.
Знаки
Предки наши умудрились порядочно "наследить" не только после появления письменности, но и до неё. Эти "следы" - знаки, оставленные на камнях, керамических пластинках, инструментах и утвари и т.д., изучаются учёными с давних пор. Кто-то пытается вывести из них древний алфавит, кто-то доказывает, что алфавитом тут и не пахнет. Но знаки в стороне не остаются. Так до нашего времени дошли причерноморские знаки, найденные на большой территории (на карте места их находки обозначены треугольниками)
Эти знаки относятся ко времени разложения первобытно-общинного строя (в основном, с I века). Знаки применялись для клеймения скота, размежевания территорий и т.д. Они менялись вместе с изменениями общества и продолжали существовать параллельно с уже имевшейся письменностью. Причерноморские знаки ещё называют сарматскими. Подтверждением этому может служить то, что аналогичные знаки находятся на сарматских котлах (скифы на котлы знаки не наносили), зеркалах, лепных сосудах. Находки свидетельствуют, что поздние скифы перенимали знаки у сарматов. Поэтому речь будет прежде всего о сарматских знаках.
Когда происходит формирование той или иной системы знаков, как правило, наблюдается влияние соседей, их знаки могут перениматься, несколько видоизменяться их начертания, возникать новые формы. Этим объясняется широкое распространение похожих знаков. Некоторые знаки сарматов можно объяснить заимствованием их у племён, проживавших очень далеко от Причерноморья.
Также просматривается преемственность начертаний от более ранних культур. Так свастичные знаки встречаются в Вавилоне, Египте, Ассирии и Мохенджо-Даро. Конечно, сходные очертания тех или иных знаков могли появиться независимо.
Знаки боспорских царей
Привожу для сравнения знаки Рюриковичей
На некоторых изображениях лошадей и быков имеются знаки, расположенные строго в определённых местах. Такими знаками клеймили скот. То есть, это - знаки собственности.
Некоторые скотоводы размещали свои знаки на границах своих участков. Так на камнях могут находиться несколько тавровых знаков. (ИМХО, не могу не заметить такую склонность человека, как оставление меток, типа "здась был Вася)
Часть знаков имеет религиозно-магическое значение. Есть и другие группы знаков. Об этом можно прочитать в книге Э.И. Соломоник https://docplayer.ru/40477482-...
Так или иначе, знаки всегда что-то конкретное обозначали. В их истории прослеживаются временами те же закономерности, что и в истории сложения систем письменности. Какие-то из знаков входили в ту или иную систему письма, которой они предшествовали. Письменные знаки могли перениматься одной системой из другой, как то явствует из истории орхоно-енисейского письма (знаки аналогичные тамговым) или кириллицы, часть букв которой позаимствована из эллинского (греческого) письма.
Коснулась темы знаков, ибо некоторые граждане считают, что причерноморские знаки являются письменностью древних русов, а также чтобы не было потом нужды давать ссылку и на них.
Немного о причинах и истории появления славянских азбук
Итак, рассматривая две древних славянских системы письменности, в решении вопроса первичности учёные опираются не только на дошедшие до нашего времени письменные источники, но и на другие факторы. Поначалу (конец XIX в.) главенствовала версия, изложенная мной в предыдущей статье. Затем мнения разделились. Были версии первичности кириллицы и версии первичности глаголицы.
Нынешние учебники (К.А. Войлова Старославянский язык 2003 г., Г. А. Хабургаев 1974 г. с тем же названием) пишут о первичности глаголицы.
К середине I тысячелетия праславянское объединение распалось, породив распад праславянского языка. Об этом свидетельствуют византийские историки того времени, называющие два славянских племени - антов и склавенов, и Иордан, выросший в Византии и писавший на латыни. Он указывает три племени: антов, склавен (словен) и венетов. При этом византийские историки единодушно говорят о родственности этих племён и о том, что пользуются они одним языком. Археологи подтверждают эти сведения, потому что на большой территории от Эльбы до Днепра, от Вислы до Балканского полуострова древности V-VII веков свидетельствуют о ещё существовавшей близости культуры этих племён, из которой прослеживается дальнейшее развитие славян до современных.
В это же время начинают возникать первые славянские государства. Государство Аспаруха (тюркского хана, покорившего территорию Союза семи славянских племён) было признано Византией в 679 г. Тюрки, давшие название Болгарскому царству, вскоре ассимилировались и переняли славянский язык, потому называются протоболгарами. Официальной религией болгар с 865 года стало византийско ориентированное христианство.
В VII веке появилось (и быстро распалось) государство западных славян - княжество Само. В 830 г. на его месте возникает сильное княжество Великоморавское (предков чехов и словаков). От него в 895 г. отпочковалась Чехия. Великоморавское княжество распалось в результате набега кочевников-венгров. VII-IX века - время образования княжеств, сплотившихся в Киевскую Русь.
Далее всё просто. Религия играла немалую роль в политике. Два существовавших в то время лагеря христианства - Византия (православное) и Рим (католическое) боролись за территории влияния. Латино-немецкое духовенство, как и духовенство греческое жаждало славянских верующих. Византия, позволявшая проводить религиозные обряды и службы на родном языке верующих, была довольно сильной стороной. Поэтому именно к ней обратился один из славянских князей - князь Моравии Ростислав с просьбой прислать проповедников для обучения христианской вере на славянском языке. Император Михаил III охотно согласился выполнить эту просьбу, тем более, что такое решение дела было выгодно обеим сторонам. В результате два брата Константин (Кирилл) и Мефодий были отправлены Византией к славянам.
По дошедшим до нас двум "Житиям" работу над составлением славянской азбуки Константин начал ещё до обращения Ростислава. Это поясняет, как за короткое время между прибытием моравского посольства и отъездом братьев в Моравию, Константину удалось проделать огромную работу - составить азбуку и перевести несколько книг. Вполне вероятно, что Константину поручили эту миссию по той причине, что он уже был вовлечён в эту работу.
В Моравии братья обучали местных славян, готовя кадры священников. Так появились первые ученики. Естественно, что римлянам сие понравится не могло и воспринималось, как враждебная деятельность. Чтобы сгладить ситуацию братья отправились в Рим за поддержкой папы. По пути они остановились в Паннонии (ныне западная часть Венгрии), где обучили около полусотни учеников славянскому письму и чтению.
Учитывая большой авторитет братьев среди славян, папа римский Адриан II встретил их торжественно и, даже, посвятил учеников Константина и Мефодия в сан священников. Так он надеялся поднять свой авторитет среди славянского племени. В Риме младший брат скончался, незадолго до смерти приняв постриг и имя Кирилла).
Старший брат вернулся в Паннонию, где папа римский учредил особую славянскую епископию, епископом которой был назначен Мефодий. После "неурядиц" - двухлетнего ареста по приказу некоторых немецких епископов, Мефодий вернулся в Моравию. В 885 г. он скончался, его учеников изгнали из Моравии, а в самой Моравии в богослужении официальной церкви перестали употреблять славянский язык, книги, переведённые на славянский, предали уничтожению. Но в Моравии и в Чехии книги на старославянском искоренили не полностью, их продолжали писать. До нашего времени дошло небольшое число книг, написанных глаголицей - Пражские отрывки, Киевские листки и др.
Изгнанные из Моравии ученики разбрелись по другим странам. Часть отправилась в Хорватию, часть к болгарам и македонцам.
По характеру письма и начертанию букв кириллица и глаголица очень разнятся. Поскольку переводы первоучителей IX века до нас не дошли, трудно ответить на вопросы: какая из азбук древнее; какая создана Константином; как и когда появилась вторая азбука?
Сейчас подавляющее число языковедов-славистов считает глаголицу более древней. В пользу этого свидетельствуют следующие факты:
1. По характерным чертам текстов учёные установили, что памятники, написанные глаголицей, основаны на присущих моравскому и паннонскому диалектам особенностях, а также выявленным особенностям македонского и хорватского диалекта. То есть, выявлена связь этих памятников письменности с районами, где трудились братья и их ученики. А древнейшие кириллические памятники запечатлили особенности говора, присущего востоку Балканского полуострова, где непосредственного влияния братьев не было. Плюсом к тому факт, что начало расцвета кириллической письменности приходится на конец IX века - начала X, то есть позже, чем проходила миссия братьев.
2. Глаголические тексты, как правило, имеют более древний лексикон, нежели кириллические.
3. По составу букв кириллица более совершенна, в ней буквы точнее отображают наличие в языке фонем. Так в ней для каждой из близких по звучанию фонем [ē] и ['a] имеется своя буква, тогда, как в глаголице для их обозначения применяется одна буква. Это может являться свидетельством уже имеющегося опыта в составлении алфавита.
4. Часть звуковых сочетаний появилась в старославянском лишь с конца IX - начала X века. Естественно, что более ранняя азбука не должна их отображать. Глаголица не отображает их, а в кириллице их обозначения имеются.
5. Иногда в текстах кириллических имеются вставки глаголицы, что говорит о том, что кириллический текст списывался с глаголического.
6. Наличие кириллических палимпсестов - пергаменов, с которых была удалена первичная надпись, а вторичная наносилась поверх. Палимпсесты демонстрируют очерёдность записи: 1) глаголица, 2) кириллица.
Таковы аргументы сторонников первичности глаголицы.
(продолжение следует)
О "Гетике" Иордана и отрывки из текста в статьях:
1 - https://cont.ws/@metafor/58770...
2 - https://cont.ws/@metafor/58779...
3 - https://cont.ws/@metafor/58815...
4 - https://cont.ws/@metafor/58815...
Статья Паулюса о мифах докириллистической письменности
Оценили 23 человека
47 кармы