Сколько правды в надписи на Розеттском камне?

44 10303

"Раз пошла такая пьянка"... :о))) Продолжаем речь о подтверждении сведений историков археологическими находками. Только сегодня выложила материал, что Геродот не соврал :о) Последовали комментарии, подтолкнувшие меня вспомнить информацию, которую я уже публиковала раньше. Правда, не на КОНТе. Изправляюсь о)

Турбулентные события вокруг Розеттского камня раскрываются в результате новых раскопок в древнегипетском городе Тмуисе

По материалам статьи JASON URBANUS редактора ARCHEOLOGY

Розеттский камень, несомненно, является одним из самых известных археологических артефактов в мире. Вскоре после того, как он был обнаружен в 1799 году в Египте французскими наполеоновскими войсками, он был прихватизирован англичанами и перевезен в Британский музей, где оставался на видном месте в течение последних 200 лет. Резная серая гранодиоритная стела поразительно элегантна, но камень больше ценен для нас трехсторонней надписью, чем своей эстетикой. Сопоставление трёх версий одного текста, высеченного на разных языках, - иероглифами на египетском, египетским демотиком и на древнегреческом, послужила ключом к расшифровке древнегипетских иероглифов.

На Розеттском камне записано третье постановление Мемфиса, сделанное надписями трёх видов : египетскими иероглифами (сверху), египетскими демотическим письмом (средними) и (внизу) по-древнегречески. (Авторское право попечителей Британского музея)

Камень был одной из нескольких резных стел, установленных в разных местах Египта на фоне событий Великого восстания (206-186 гг. до.н.э.). На стелах был высечен текст третьего постановления Мемфиса, написанный египетскими священниками в196 году в Мемфисе для увековечения достижений Птолемея V и утверждения культа молодого короля.

Однако, нужно сказать к этому, что правящие Птолемеи на самом деле были греками. Когда умер Птолемей IV, власть перешла его шестилетнему сыну, которому и изполнилось к моменту написания этого указа не более 14 лет. В указе говорится о его победе в дельте Нила над фракцией коренных египтян, которые подняли жестокое восстание против греческого правления. Об этом восстании до сегодняшнего дня мало что известно, ибо о нём (вместе с Розеттским камнем) сохранилось лишь несколько текстов.

Недавние раскопки в древнем городе Тмуисе, где по сведениям текстов произошли некоторые из кровавых событий восстания, предоставили археологические свидетельства этих кровавых событий. В Тмуисе археологи столкнулись с признаками насильственного уничтожения - остатками жертв восстания. Эти находки приводят к новому, более тонкому пониманию роли Розеттского камня в событийном поле того времени. Теперь оценка его, как пропагандистского документа, созданного в то бурное время, перевешивает ценность его, как лингвистического ключа.

Тмуис, в слое обширного опустошения, обнаружен ряд керамических печей (слева) систематически разрушавшихся, и строившихся над ними новых. Непогребенный мужской скелет человека с признаками насильственной смерти (справа) был обнаружен лежащим среди щебня. (Courtesy Jay Silverstein)

Тмуис (Thmuis) погребён в Тель Тимай в дельте Нила северного Египта примерно в 40 милях от побережья Средиземного моря. Тель - это искусственный холм земли и обломков, распространенный на Ближнем Востоке, сформированный в результате длительных периодов оккупации (заселённости) и оставления (безлюдности) одного и того же участка (короче говоря, это культурный слой, образовавшийся многолетними поселениями, сменяющими друг друга). Тмуис, некогда расположенный вдоль ныне несуществующей Мендесанской ветви Нила, изначально был построен, как небольшое поселение - спутник важного портового города Мендеса. И находился всего в полумиле к северу от него. И если Мендес, начиная с 5000 лет, был значительным религиозным и политическим центром, Тмуис, название которого обозначает «новая земля», был основан примерно в середине первого тысячелетия до н.э. как промышленный пригород. Район Мендес-Тмуис расположен вдоль важного транзитного и торгового коридора, соединяющего Средиземное море с Верхним Египтом и известен в древности, как место производства духов, вернее, место, где была сосредоточена большая часть процесса производства парфюмерии, от разливания оливкового масла со специальными ароматическими цветами и травами, до производства небольших керамических сосудов для масла.

Позже, во времена Птолемеевского периода (323-30 гг. До н.э.), Тмуис процветал и достиг уровня, когда он стал доминирующим городом региона и кандидатом на замещение на этом посту Мендеса. Со временем он мог бы стать даже столицей административного округа. Он продолжал процветать в римском и в раннем христианском периодах. Для археологов хорошо сохранившиеся руины под Телль Тимай составляют один из лучших сохранившихся примеров греко-римского египетского города. Он не только дает ценную информацию об аспектах повседневной жизни тысячи лет назад. Он предоставляет сведения и свидетельствует об одном особенно печально известном событии - Великом восстании. Однако все, что вообще можно было бы найти здесь, - потенциально богатая информация - было почти уничтожено.

Один из многих каменных баллистических шаров (слева) древней артиллерии, которые были найдены разбросанными по всему участку. Железная стрела (справа) свидетельствует о силе боевых действий во время восстания. (Courtesy Jay Silverstein)

К 2007 году быстро развивающиеся современные соседние деревни Tell Timai  быстро отрезали от него около 225 акров земли. На протяжении столетий части этого комплекса были безвозвратно повреждены сельчанами, добывавшими здесь глину и камень для строительных работ. Когда новые строительные проекты, включая большой стадион, начали угрожать уничтожением части древнего города, археологи из Гавайского университета получили разрешение египетских властей на осмотр района. «Я был поражен уровнем сохранности и чудом сохранения почти нетронутого эллинистического египетского города в дельте Нила», - говорит содиректор проекта Джей Силверстейн. «Площадка оказалась под угрозой, и если бы мы не начали там раскопки, объект был бы утрачен».

К счастью, первоначальных результатов этого исследования было достаточно, чтобы убедить египетское правительство изменить свои планы, и последнее десятилетие проект «Телль Тимай» Гавайского университета продолжал раскопки и консервацию останков древнего Тмуиса. В 1960-х годах в течение кратковременного периода археологи из Нью-Йоркского университета уже исследовали этот объект, но текущий проект Тель Тайма является первым, посвященным организованным и систематическим исследованиям и консервации памятника старины. Тмуис является редким проблеском  эллинистического периода Египта, который часто теряется из виду. Египет обладает необычайно длинной и богатой историей, но внимание, как археологов, так и публики часто фокусируется на более «гламурных» эпохах, таких как время фараонов и пирамид, а также Юлия Цезаря и Клеопатры.

В остатках одного дома был обнаружен ассортимент керамических чаш и сосудов, разрушенных во время восстания, а также монеты, принадлежащие жителям.

Невозможно переоценить важность открытия хорошо сохранившегося городского ядра Тмуиса. В нём можно сразу увидеть, процветающее, сложное поселение, с сетью улиц и блоков зданий из глины, некоторые из которых были высотой два и три этажа. Под этой городской инфраструктурой археологи столкнулись с признаками мрачного эпизода в ранней истории древнего города - обширным слоем разрушения, состоящим из поврежденных зданий, отложений сожженных материалов, артиллерии и даже человеческих скелетов. Эти отложения и артефакты, вероятно, связаны с одной из самых взрывоопасных глав истории Птолемеев и эллинистического Египта - Великого восстания. «В Тмуисе совпадают археологические и литературные свидетельства, - говорит Сильверстейн, - изображающие мрачную картину воспламенения сельской местности и беспощадного военного ответа, который опустошил город и изменил политику и религию Египта».

Великое восстание, переросшее в гражданскую войну, длилось не менее ста лет, и оно навсегда изменило греко-египетские отношения. Сильверстейн говорит: «Великое восстание - это увлекательная и забытая история, которая предлагает интересные сведения об египетской этнической принадлежности, империализме и эллинизме». За небольшой период между 402 и 343 годами до н.э. - конец третьего века до н.э. Египет был оккупирован иностранными захватчиками, правившими более трехсот лет. Греческое (в частности, македонское) господство над Египтом началось с Александра Македонского, который завоевал территорию в 332 г. до н.э. и «освободил» Египет от угнетающей Персидской империи. После его смерти в 323 г. до н.э., королевство унаследовал македонский полководец Птолемей Лаг, с которого начался период правления династии Птолемеев, завершившийся смертью Клеопатры в 30 г. до н.э.

Первоначально отношения между греческими правителями Птолемеев и египетскими народными массами проходили, хоть и настороженно, но всё-таки более-менее гладко. Однако греко-египетские отношения со временем ухудшились. Приток греческих колонистов в Египет, вместе с ухудшением экономических условий, породил негодование египтян. Началось массовое националистическое движение, которое частично подпитывалось египетскими солдатами, которые служили в армии Птолемея IV в битве при Рафии в 217 году до н.э. Получив опыт в боевых действиях армии Птолемеев, многие ветераны вернулись домой, не желая принимать свою роль в качестве граждан второго сорта. Они призывали к возвращению египетского руководства страной. К 206 г. до н. э. котёл закипел, и вспыхнуло вооруженное восстание против греческого правления.

Реконструированная керамика и монета (вверху слева), изображающая Птолемея IV (р. 222-205 гг. До н.э.), найденные в останках дома, помогают археологам датировать разрушение Тмуиса начале второго века до нашей эры (Courtesy Jay Silverstein)

В то время как восстание было сосредоточено главным образом в Верхнем Египте вокруг Фив, где был провозглашён новый фараон египетской линии, безпорядки распространились также и на дельту Нила. Части Розеттского камня говорят о жестокой победе сил Птолемея V над повстанцами в городе, находившемся к западу от Тмуиса: «Он отправился в крепость ... которая была укреплена повстанцами со всеми видами работы ... Восставшие, которые были внутри неё уже нанесли большой вред Египту и оставили путь послушания королю ... Король взял эту крепость штурмом за короткое время. Он преодолел повстанцев, которые были в ней, и убил их ».

Хотя существовало несколько сохранившихся древних текстов, таких как Розеттский камень, из которых можно было получить мелкие подробности,  до недавних разкопок в Тмуисе о 20-тилетнем восстании почти никаких археологических свидетельств не существовало. «Розеттский камень является одним из лучших источников сведений о Великом восстании, - говорит Сильверштейн, - но, понимая, что основным мотивом Розеттского камня является пропаганда, без каких-либо археологических данных его записи трудно интерпретировать».

Археологические работы в Тмуисе начали освещать части содержания надписи и размещать Розеттский камень в контекст того времени, в котором он был записан 2200 лет назад. По-видимому, этот контекст был одним из насильственных конфликтов.

Когда исследователи начали работать в северной части древнего города, они скоро обнаружили промышленную зону горшечных печей, когда-то использовавшихся для обжигания небольших сосудов, в которых хранились знаменитые духи Тмуиса. Они также обнаружили, что все печи были систематически уничтожаемы. На одной из печей лежал скелет молодого человека. Из-за плохого сохранения костей и отсутствия сопутствующих находок невозможно было определить обстоятельства, связанные с телом. Это вызвало любопытство археологов.

По мере расширения раскопок признаки внезапного и катастрофического события становились всё более очевидными. Участок покрывал широко распространенный слой разрушения, состоящий из золы и обожженной керамики. Один дом содержал большое количество оставленной на месте высококачественной керамики, и в нём под землёй была найдена коллекция монет. В древнем мире было принято скрывать свои ценности, когда опасность становилась неизбежной. Керамика и монета, приуроченная ко второму столетию B.C., соответствуют датам Великого восстания.

Другие слои обломков содержали тяжелые камни, используемые в качестве боеприпасов или баллистов - типа древних артиллерийских стрел и даже части человеческого черепа, - все убедительные доказательства восстания. Но, возможно, самое существенное доказательство того, что насилие, начавшееся и происходящее в другом месте дельты Нила, перекинулось в Тмуис, - было найденно на другом теле, лежащем среди щебня. Скелет, принадлежавший пятидесятилетнему мужчине , обнаружил имел признаки массивной физической травмы как во время его смерти, так и в молодые годы. Анализ показал, что человек перенес серию ударов по челюсти, позвоночнику, руке, ногам и ребрам. «Скелет - это дымящийся пистолет, на который я надеялся, - говорит Сильверштейн. «Это человек, который умер насильственной смертью, вероятно, лицом к своим врагам и не был погребен, а остался вместе с руинами».

Левое предплечье (лучевая кость и локтевой сустав) одной из жертв восстания имеет перелом, полученный непосредственно перед смертью, но также заживлённый тяжелый, перелом в том же месте, вероятно, полученный в бою, когда мужчина был моложе. (Courtesy Jay Silverstein)

Дополнительный осмотр скелетных останков человека еще больше укрепил версию о том, что он участвовал в Великом восстании. Исцеленный перелом на его левом предплечье показал, что мужчина также перенес тяжелые травмы несколько лет назад, вероятно, в военных боях. Учитывая все детали, Сильверштейн считает, что,  неопознанный человек возможно был одним из тех египетских ветеранов битвы при Рафии, которые сыграли важную роль в подстрекательстве к восстанию после своего возвращения домой.

Хотя разведка участка продолжается - «Мы едва поцарапали поверхность», отмечает Сильверштейн - Тмуис, уже дал самые убедительные археологические данные Великого восстания на сегодняшний день. В то время как ни сам Тмуис, ни события, которые произходили там, специально не описаны на Розеттском камне, свидетельства самого Тмуиса, медленно раскрывающиеся в процессе раскопкок, можно, по-видимому, считать показателем участия в перевороте поселений по всему региону дельты Нила. И, как Розеттский камень дал подсказки про годы восстания, так и открытия в Тмуисе помогли сформировать новое понимание и восприятие Розеттского камня. Теперь его можно увидеть не только как знаменитый музейный экспонат, но и как объект, переплетённый с человеческими событиями, созданный более двух тысячелетий назад в мире, населенном реальными людьми, во время большого насилия и высоких ставок. Можно понять, что трехсторонняя надпись была разработана режимом Птолемеев, чтобы обеспечить прочтение и понимание послания, восхваляющее суверенитет и легитимность греческого фараона, разнообразными этническими группами древнего Египта. «Розеттский камень преобразовал наше понимание древнего Египта, - говорит Сильверстейн, - но я думаю, что наши открытия в Тмуисе могут помочь нам изменить наше представление о Розеттском камне».


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

С.Афган: «В 2025-м году произойдёт крутой поворот в геополитике...»

Нравится кому-то или не нравится, но гражданин мира Сидик Афган по прежнему является сильнейшим математиком планеты, и его расчёты в отношении как прошлого, так и будущего человечества продолжают прик...

Обсудить
  • Любопытно! Похоже, что именно там тартары гоняли рептилоидов :laughing:
  • Не "изполнилось", а "исполнилось", чурка нерусский!... :trollface:
  • а про Фестский диск уже писали?
  • Американцем часто войны и восстания кругом видятся. наверное это у них уже в крови. Так и здесь в дельте Нила увидели какие то войны и восстания. Почему другие варианты не рассматривают не понятно . Тут явно просматривается какая то экологическая климатическая катастрофа . В дельте Нила и не было затоплений , не поверю .))) Человека заживо в месте с имуществом завалило , даже не пикнул, не успел спастись как и по аналогии в Махенджо Даре и датировка почти совпадает . Там что, постоянно чистое небо было над головой в те времена ? Розетский камень восхваляет яко бы дела Птолемея ???? какие то странные дела. Выбрали чёрный камень и криво накося и еле еле процарапали разные тексты. :flushed: Какое то крайнее не уважение к царской особе . Других камней с другим более торжественным цветом как у других царствующих особ не нашлось . Такой траурный цвет камня для египтян ))) это как то удивительно. Может на нём какое то предупреждение или рассказ о какой то беде. По этому возможно в начале обращение к египетским богам . Если это не искусственная подделка .
  • Интересно! и вместе с тем выражение характерно: "режим Птолемеев"... прямо как о Саддаме