Обсидиановая обезьяна ацтеков (опять немоглики ложатся штабелями) :о)

68 10218

Здравствуйте, уважаемые читатели. Давно не касалась древних жителей Нового Света, оказывается, альтернативщики очень даже к ним не равнодушны. А посему я решила тоже полюбопытствовать, что же такого обнаружили на сей раз.

По поводу этого сосуда Скляров, как утверждается в статье Redmount Sharp (и Крамолы, и др.),

в его книге высказал следующее:

Для составления представления о твёрдости по шкале Мооса, привожу таблицу:

Как видите, минералы с твёрдостью 5-6 обрабатываются при помощи более твёрдых минералов - кварца, корундовых пород, алмазов. Кварцевый песок - не редкость в той же Мезоамерике. А вот, что об обсидиане говорит Вики:

"Хрупкий, обладает малой износостойкостью на истирание. Не заключает воды, хорошо полируется, имеет характерный раковистый излом, стеклянный блеск."

То есть, если применить абразив, то можно получить любую нужную форму поверхности. А почему учёный-физик Скляров про сие "забыл" упомянуть?

Хаген Виктор про умения ацтеков пишет:

Напомню, что горный хрусталь, он же - кварц, имеет твёрдость 7.

Утверждать, что обсидиан (который легко истирается) невозможно обработать без современного оборудования

- бред собачий!


Как уже не раз говорили, любые современные инструменты обрабатывают камень, используя те же приёмы, что и рука мастера. Камень раздавливается, откалывается при ударе или изтирается (как на первом видео). Давлением на обсидиан и другие камни можно сделать каменные ножи.


А как же это?

Как видим, "специалист с техническим образованием", как минимум, оказался некомпетентным, а по факту - нечистоплотным, ибо "не знал" об изтирании.

Естественно, я поинтересовалась конкретным изделием - обсидиановой обезьяньей чашей. Нашла любопытную статью, которую в вольном переводе предлагаю вашему вниманию.

* * *

Один из самых известных предметов в Национальном антропологическом музее Мехико (Национальный музей антропологии) - это изысканный сосуд из обсидиана с изображением обезьяны, держащей хвост над головой. В музеях за пределами Мексики существуют другие похожие и более крупные предметы, сделанные из оникса или других цветных камней, но этот из Тескоко, высотой всего 6 дюймов (15.2 см), остается редкой классикой. Великий мексиканский археолог и историк Рамон Пинья Чан описал произведение искусства 50 лет назад в первом крупном каталоге музея как «один из наиболее ценных экспонатов в музее и абсолютно уникальную модель» ...

Рис 1: Материалы для работы с обсидианом, Флорентийская Книга Кодекса XI, включая (сверху справа) инструмент для изготовления лезвий, лезвие, блок из обсидиана, шлифовальный камень; ножи слева - это лезвия европейских парикмахеров, возможно, для сравнения. Изображение из Флорентийского кодекса (оригинал Biblioteca Medicea Laurenziana, Флоренция), отсканированное из копии трехтомного факсимильного издания Club Internacional del Libro, Мадрид, 1994 г.

Но какова история этого исключительного мексиканского сосуда, изображающего «стилизованную обезьяну, гладко отполированную как зеркало»?

Очень скоро после прибытия в Новый Свет испанцы признали высочайшее мастерство ацтеков-лапидариев (резчиков драгоценных камней). Навык работы с призматическими обсидиановыми лезвиями  впервые развился в Мезоамерике, среди ольмеков, примерно за 2500 лет до испанского вторжения, оставаясь в значительной степени неизменным за всё это время. Он основан на твердом вулканическом стекле, которое ученые с тех пор называют «сталью нового мира». Испанский монах Хуан де Торквемада в своей книге «Monarquía Indiana» (1615) восхищался «рабочими, которые до сих пор делают ножи из некоего черного камня или кремня, и это самое замечательное и восхитительное явление ... мастерство, которое изобрело это искусство, заслуживает многих похвал ». Он заметил, что используемая техника включала в себя откалывание кусков обсидиана с использованием силы давления, а не ударного метода дробления необработанного блока более твердым камнем. Полировка обычно осуществлялась с помощью абразивов, включая песок, кусочек тростника и / или воду, смешанную с порошкообразным камнем или кремнем.

Рис 2: Шаги по изготовлению каменного животного - здесь пример - травертин, форма массивного карбоната кальция. Рисунок Эльбиса Домингеса из «Древнего мексиканского искусства в Дубе Дамбартон»

Некоторые сведения о том, как были изготовлены эти прекрасные каменные сосуды, и насколько они сложны, связаны с поиском незаконченных примеров. Хавьер Урсид описывает основные этапы: stages Сырье было извлечено из матрицы путем разрезания блока нитями. Следующим этапом была отделка внешних элементов, независимо от того, были ли сосуды однотонными или украшенными. На этом этапе требовались такие методы, как резка, сверление, шлифование, долбление, притёрка и полировка. Как только внешний вид был закончен, ремесленники вырезали сосуды с помощью трубчатых полых сверл, сделанных из длинных костей животных и тростника, или, возможно, из цельных долот из твердой древесины ... Отделка включала долбление, клевание, шлифовку, сглаживание и полировку оставленных при просверливании изъянов.

Фото 3: длинный спиральный хвост, вырезанный рельефно на спине обезьяны, говорит о том, что изображенное животное является паучьей обезьяной. Копия. Фото Ian Mursell/Mexicolore

Хотя известно несколько сосудов с изображениями обезьян, только один пришёл из погребального комплекса, в результате чего ученые гадают об основной цели этих предметов; одно можно сказать наверняка - они делались только для членов элиты. А почему  обезьяна-паук? Урсид полагает, что это может быть связано с «сагой о неудавшемся творении, в котором обезьяны играли важную роль до появления настоящих людей, или, возможно, это намекает на игривый характер божеств-покровителей ремесленников».

Рисунок 4: Мало что известно о значении или функции этих сосудов, так как иконография настолько проста. Фото Ian Mursell/Mexicolore

Любовь ацтеков к камням разных цветов и блестящим поверхностям, таким как обсидиан, мрамор и оникс, из которых они сделали ряд скульптур, сосудов и украшений, столетия спустя привела, однако, к сложностям в мире искусства, так как Эстер Пазтори объясняет: «Эти вещи стали любимыми предметами коллекционирования для жителей Запада в девятнадцатом веке благодаря их драгоценному материалу, как правило, небольшому размеру и красивой резьбе; рынок таких предметов привел к подделкам, которые всё ещё продолжаются ...

Возможно, неудивительно, что в 19 веке мы впервые увидели историю знаменитого обсидианового сосуда в центре внимания. Он поступил в Национальный музей Мексики в 1880 году и был каталогизирован как «из древней гробницы, найденной на территории гасиенды возле Тескоко», впервые сфотографирован в 1891 году и был предметом статьи, написанной французами в 1884 году. коллекционер и археолог Юджин Бобан, который утверждал, что доктор Рафаэль Лючио получил этот предмет в 1869 году, обнаружив его в доме своего пациента.

Фото 5: глиф места для Ицукана, «Место Обсидиана», Кодекс Мендоса, фол. 42r. Изображение из Кодекса Мендосы (оригинал в Библиотеке Бодлея, Оксфорд), отсканированное с копии факсимильного издания Джеймса Купера Кларка, Лондон, 1938 г.

Пациент, по-видимому, «купил предмет у крестьянина, который нашел его на гасиенде, в обмен на овцу« стоимостью 12 реалов »». По словам Бобана, доктор, понимая ценность этого предмета и чтобы успокоить свою совесть, на следующий день дал своему пациенту бриллиантовое кольцо. Позже он продал сосуд Национальному музею «за выгодную сделку, чтобы он мог остаться в стране, где он был сделан». Джейн Уолш, которая исследовала эту историю, подозревает, что Бобан каким-то образом участвовал в оценке ценности объекта, что объясняет его глубокое знание переговоров и сделки между Лусио и Кампесино. Мы знаем, что Бобан в то время был не только хорошо осведомлен о ценности и местонахождении мексиканских древностей, но также и о существовании множества поддельных предметов, в том числе обсидианов, родом из небольшого городка Сан-Хуан-Теотиуакан. Позже он писал довольно загадочно, что древние мексиканцы «никогда не делали фигур или идолов из обсидиана», концентрируя свою работу в основном на масках, украшениях и украшениях, делая заключение, что «все объекты из обсидиана с телом, руками и ногами можно считать подделками». Никто, тем не менее, не предполагает, что это почти слишком совершенное, чтобы быть правдивым, есть ни что иное, как «настоящая работа»; так ли? На самом деле да! Перейдите по ссылке, чтобы увидеть, кто есть Евгений Бобан ...

Знакомо, не правда ли? :о) В нашем журнале об этом писали Fenol  и я (здесь) Так что там, по поводу древности обсидиановой обезьяны напрашивается? :о)

Самое забавное, что обсидиановая обезьяна была приведена в качестве доказательства вот в этой статье:

:о)))

Рис 6: Обсидиановые клинки и другие артефакты, Музей мэра Темпло, Мехико. Фото Ian Mursell/Mexicolore


Рис 7: Чертежи сосуда-обезьяны в статье Юджина Бобана, опубликованной в 1885 году в журнале Revue d’ethnographie

Сверление камня ручной дрелью

Бонус :о) Видео о применении старинных инструментов

Может быть не стоит падать штабелями? А?

Резюмирую: обезьяна сия с о-о-очень большой вероятностью была сделана в конце XIX века по заказу этого самого Юджина Бобана. Но даже в те времена не было современных нам "высоких технологий". То есть, попросту говоря, сделана она была теми способами, которые были известны в конце XIX  века. Однако подобные вещи вполне могли делать и древние ацтеки, ибо они мастерски владели приёмами обработки обсидиана, так что нет повода в любом случае закатывать глаза и заявлять о богах и "невозможных технологиях". Скляров и ЛАИшники по факту не имеют цели разобраться в ситуации, несмотря на заявленное ими независимое изследовательское стремление к истине.

По материалам https://www.mexicolore.co.uk/a...

Фото в начале статьи - Ana Laura Landa/Mexicolore

Чем дальше, тем упоротее. Дайджест за неделю 23-29 декабря 2024

События на уходящей неделе продолжают формировать наши представления о том, что год грядущий нам готовит. И это явно не стабилизация обстановки в мире. Начнём, пожалуй, с заявлений «ещё н...

В нужное время, в нужном месте

Виктор АнисимовСитуация с пассажирским самолётом один в один напоминает трагедию Малазийского Боинга оказавшегося "в нужном месте, в нужное время", что весьма характерно для излюбленных...

Обсудить
  • логики не вижу - зачем богам обсидиановые ножи? или не богам , а высокоразвитой цивилизации?
  • хм, опять сверхъестестенное в простых вещах ищут? В Турции вон, туристов завозат на "фабрику" оникса, там, правда, на простейшем токарном станке показывают обработку камня, изготавливая какую нибудь фигурку.. и шлифуют при помощи простейшей наждачной бумагой все на том же токарном станке)))
  • Тут еще дело в том, что подавляющее число "немогликов" - теоретики и гуманитарии, которые тяжелее гелевой ручки ничего в руках не держали и о производстве знают только из фильмов эпохи индустриализации в СССР Тот же Скляров подал неплохую идею: оценивать возможность изготовления любого артефакта советом специалистов в разных областях. Только вот не сделал следующего шага - не добавил "действующих специалистов", а не теоретиков или просто имеющих соответствующие корочки
  • Фирма Фаберже широко использовала обсидиан. Вспомнился Караченцев , игравший Моню Монастырского в сериале, основанном на реальных событиях. Миллиардеры Америки, шейхи арабские, Оружейная палата не смогли отличить работы Мони и Ленинградской фабрики с клеймом от подлинных. Монин конь с золотыми копытами из обсидиана притча во языцех.
  • +++++++++ :thumbsup: Взор, помнится - еще у китайцев изготовлялись каменные ножи то ли из нефрита, то ли из яшмы (?) Традиция, уходящая в глубокую древность...