Невозможный Эрмитажный мостик

58 7912

Так получилось, что такие заявления доводилось читать ещё 3 года назад. Но руки дошли до этой темы только сегодня. Выражаю благодарность автору фотографий мостика - Станиславу и прошу простить за столь длительную задержку с публикацией.

Итак, чем же мостик невозможен? Да, как уже привычно, невозможен он каменной резьбой на устоях со стороны Невы.

Впрочем, начну не с этого. В середине XVIII века начались работы по облачению берегов Невы в гранитные одежды - набережные. На эти работы были привлечены каменотёсы из различных мест, много их приезжало в Питер из Путилово - поселения, земля в котором была отдана путиловским каменотёсам. Далее цитирую отсюда

1753 – 1765

Поставки путиловской плиты для цоколя, баз и пьедесталов колонн на фасадах Зимнего дворца императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге (1753). «Знающие квадраторную работу» каменщики из Путилова штукатурили фасады дворца и выполняли часть лепки скульптурного декора на стенах (1760).

«За неимением искусных» путиловские каменщики отправлены на Урал с экспедицией Я. Данненберга для ломки и разработки цветного камня (1765). Село находилось в ведении Канцелярии от строения ее императорского величества домов и садов (с 1769 – Контора строения домов и садов).

1772 – 1784

Для ограды Летнего сада в Петербурге путиловские мастеровые вытесали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи и установили их (1772–1777), сделали гранитные вазы и урны для завершения колонн (1782–1783; на снимке 3 ). Руководивший работами мастер Т. И. Насонов отмечал, что «против путиловских каменщиков» никто «превосходней не будет». В столицу мастера из Путилова выезжали посменно, получая оклад 4 руб. Последние три месяца они работали «без перемен», чтобы «в поправлении своих домишков в зимнее время меж сменами побольше времени дома быть».

«При делании вазов и урнов для постановления на столбах железной решетки у Летнего сада» было 9 смен и 144 каменщика: Илларион Алексеев, Иван и Михайла Антоновы, Блохины – Дмитрий, Матвей и Петр, Григорий и Никита Брагины, Волковы – Данила, Степан и Яков, Андрей Квасоваров, Иван и Михайла Кукековы, Петр и Фадей Лисины, Огурешниковы – Андрей, Афанасий и Иван, Пожарские – Василий, Егор, Кузьма, Никита, Петр и Яков, Иван Сергеев, Степан Потапов, Максим Спиридонов, Стрижевы – Александр, Алексей, Матвей и Степан, Иван Тюкин, Осип и Иван Ульяновы, Козьма и Петр Уставщиковы, Иван и Степан Шиловы и др.

Даже «старых и малолетних» путиловцев привлекали «для производящейся при дворцах работе в рассуждении особливого их в мастерстве своем знания и в успехе работ способности». Путиловские каменщики и квадраторы (штукатуры) возводили дворцы в Петербурге, Царском Селе, Петергофе. Осуществляли поставки плиты на строительство Смольного монастыря, Никольского собора, Гостиного двора, Академии художеств."

Как понятно из текста, мастера из Путилово трудились над  над ограждением Летнего сада. По всей видимости, привлекались они и для гранитных работ на набережной.

Работами над оградой руководили архитектор Фельтен и мастер квадраторных и каменных дел Тимофей Иванович Насонов. А кроме ограды под руководством Фельтена и Насонова возводятся мосты Прачечный

Прачечный мост

и Эрмитажный (ранее по указу императрицы 1738 г. последний именовался Верхним Набережным)

Делами заведовала Контора строения в Санкт-Петербурге по Неве-реке каменного берега.

Эрмитажный мост

Нужно пояснить, что странное слово "квадраторный" обозначало резьбу по гипсу, относящуюся к штукатурным работам. Вот, например, как выглядел текст договоров, составляемых в те времена:

Такими были работы, выполняемые квадраторными мастерами

Квадраторов для оформления царских дворцов приглашали попервости из-за границы. Так, не покладая рук, трудился уроженец итальянской Швейцарии Микеле Кьезе, который трудился над постройкой Большого дворца, сотрудничая с Растрелли, потом в Ораниенбауме - с Ринальди (особенно любившем изпользовать гипсовую резьбу в своих проектах), Царском селе, и снова в Питере.

Русские каменщики быстро освоили новое для себя дело, количество каменных и квадраторных мастеров быстро росло. Начиная с подмастерьев, некоторые мастера становились подрядчиками в каменных работах, купцами.  Тот же Насонов участвовал в созидании этой красоты - лоджий Рафаэля в Эрмитаже

Не удивительно, что мастер Тимофей Иванович Насонов за его заслуги был назначен Павлом в архитекторы.

Но, вернёмся к эрмитажному мосту. Вот это оформление

немоглики выдают за невозможное для мастеров. А если присмотреться поближе, то может быть, резьба такая всё-таки возможная?

Оказывается, вблизи всё выглядит несколько иначе :о)  Кстати, такая же отделка на гранитной набережной у памятника Петру Великому

Вот такая недлинная на сегодня история о замечательных вещах, которые оказались по силу русским мастеровым.

Желаю всем здравствовать :о)


Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить
  • Ничё не понял. Взор, кто и когда говорил что это невозможно? Автора и цитату пожалуйста. Или вы сами высасываете из пальца "немогликов", или где-то умудряетесь находить просто невежд. И потом в кучу умудряетесь мешать серьезных исследователей и провокаторов (или дураков). Вы со своей "принципиальностью" лучше бы разобрались с пожарной каланчой которую уже три года упорно выдаете за Спас на водах. :)
  • Владимир Кожин, "И потом в кучу умудряетесь мешать серьезных исследователей и провокаторов (или дураков)." - после вашей стенки баржи "толщиной один метр" , из этой куче "серьезные исследователи" сбежали. остались одни несерьезные. А уж из каких мест вы там друг у друга высасываете свои "открытия" вообще непонятно, хорошо, что в приличных места такие предположения не конкретизируются
  • И это тоже не могли? Да что же человеки могут вообще?! Пошёл я с горя пересматривать "Как построить замок"... И ещё в Питер съездить захотелось)
  • Вот, отличная работа! С фото, оригинальными документами...