Путин в Пхеньяне. Все новости сразу в телеграме Конта

Семь чудес - вечная тема, идущая из античности

16 1766

Семь чудес Древнего мира представляли собой собрание памятников разных типов и времён, объединённых качеством "чуда": их способностью вызывать благоговение и восхищение у тех, кто их видел. Это различие было достигнуто благодаря огромному размеру (самое большое каменное здание), великолепию (самые богатые скульптуры), впечатляющей технике (самое высокое бронзовое литье) или их сочетанию.

В западном мире идея составления окончательного списка чудес, созданных человеком, возходит, по крайней мере, к грекам. Геродот, писавший в 5 веке до нашей эры, разсказывает нам о трёх величайших произведениях, которые можно увидеть на любой греческой земле, и все они - самийской работы: туннельный акведук, мол в гавани и великий храм Геры на острове Самос. Концепция семи чудес является продолжением этой идеи.

Их произхождение относится к эллинистическому периоду, к периоду завоеваний македонского царя Александра Великого. Более древние цивилизации - Египет, Вавилония и Персия - были поглощены новым многоязычным миром, где доминировало влияние греческой культуры, а греческий язык был языком общения. Само число семь пришло, вероятно, с Ближнего Востока, как (немного позже) пришла и семидневная неделя. Все семь чудес попадали в Царства, завоеванные Александром, но не все были в греческой традиции. Пирамиды были уже очень старыми; Висячие сады Вавилона (или, в альтернативных вариантах, стены Вавилона) ничем не были обязаны грекам. Но, поместив свои собственные работы рядом с ними, греки могли сравнить свои достижения с теми областями, которые преемники Александра теперь контролировали. Неудивительно, что именно греческие культурные достижения помогают в анализе: причём, пять из семи традиционных чудес были вырезаны, отлиты или построены греческими или эллинскими художниками и архитекторами.

Пирамиды Гизы в Египте, построенные около 255 I-2470 до н. э., были самыми древними памятниками, которые были включены в число традиционных семи чудес Древнего мира.

Список Семи чудес в его самой ранней форме можно проследить до III или II века до н. э. Хотя даже в этом случае он не совсем совпадает со списком, с которым мы знакомы сегодня. Одним из ранних източников является короткая поэма, приписываемая по-разному: Антипатру Сидонскому (125 до н. э.), или Антипатру из Фессалоники (от 20 года до н. э. до 20 года н. э.). Поэт по очереди восхваляет статую Зевса в Олимпии, Колосса Родосского, Висячие сады Вавилона, египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей и Храм Артемиды в Эфесе. Однако вместо Фароса или Александрийского маяка он называет стены Вавилона, достаточно широкие, чтобы по ним могла проехать колесница.

Висячие сады Вавилона.

Таким образом, хотя общий характер списка и число семь к этому времени были чётко установлены, конкретное содержание списка ещё не было зафиксировано. Действительно, список постоянно меняется на протяжении всего римского периода, поскольку различные авторы стремились включить новые памятники, которые соответствовали их собственным конкретным целям. Римский поэт Марциал, в конце 1-го века нашей эры, добавил недавно законченный амфитеатр Флавия (Колизей в Риме). Христианский писатель Григорий Турский (VI век н. э.) включал в свой список Ноев Ковчег и Храм Соломона. Удивительно, но вплоть до римского периода Фарос не появляется ни в одном сохранившемся списке. Однако, Александрийский маяк был ключевым элементом в том особом списке Семи чудес, который был возрождён в эпоху Ренессанса.

Каждое из семи чудес представляло собой воплощение человеческих достижений в различных аспектах технического мастерства. Таким образом, египетские пирамиды были высшим примером строительства из камня, Висячие сады Вавилона-искусством обуздания бегущей воды, Колосс Родоса - искусством отливки из бронзы. Но в действительности вся эта концепция семи чудес была фикцией, литературным самомнением. Вопреки утверждению Антипатра, он никогда не видел висячих садов, так как они погибли за много веков до него. И Колосс Родосский уже не стоял в то время, когда он писал, хотя были ещё видны руины. Но это вряд ли имеет значение. Археология показывает, что все семь чудес были действительно удивительными достижениями, и методы, изпользуемые для их создания, дают поразительные доказательства возможностей древних технологий.

Наверное, вы уже догадались, что я начинаю новую тему, в которой найдётся местечко Саксайуаману, Петре, Сигирии и другим возхитительным сооружениям. Разумеется, буду пользоваться източниками, найденными в интернете. Например, сегодня я взяла сведения из книги "The Seventy Wonders Of The Ancient World"

Они там есть: Свой среди чужих

Один Человек с ТОЙ стороны ЛБС недавно написал: «Я боюсь сдохнуть среди чужих, за чужих, и врагом для своих. Мысли о такой смерти приводят меня в ужас» — это, наверное, именно те слова,...

Обсудить
  • <skj бы интересно познакомиться с максимальным количеством списков "семи"...
    • двю
    • 20 февраля 2020 г. 15:29
    Не, ну понятно, что списки пересоставлялись и переинтерпретировались. Ведь если А.Ф. Македонский = И. Д. Калита, то Александрия = Москва. Как Ярославль был Новгородом, а до того Мемфисом. И башня эта, которая маяк, до сих пор в Останкино торчит. Правда не столько путь освещает, сколько головы телевизором дурит. Ну да Фоменко придет... :sunglasses:
  • По высотным достижениям наша современность — это космос в прямом и переносном смыслах.
  • Сейчас уже не 7 чудес, а 7 раз по 7, и даже больше)
  • Как всегда, интригующе!)