К чему монголам портреты Чингисхана?

20 1611

Европеоид или монголоид? - вот в чём вопрос :о)

Уже который раз особо рьяные альтернативщики прибегают к подсовыванию "портретов" Чингисхана, которые были нарисованы через сотню лет, а то и спустя несколько веков после его смерти, причём, нарисованы европейцами, которые монголов и в глаза не видели.  Эти картинки, по представлениям альтернативщиков, являются "железными" доказательствами европеоидности Хана. Между тем, таковые доказательствами быть даже отдалённо не могут. Например, эта картинка,

иллюстрирующая книгу похождений Марко Поло, была нарисована анонимным французским или фламандским миниатюристом, работавшим в Париже между 1400 и 1430 годами. Это всего лишь на "разстоянии" около 100 лет, но европейцам, счастливо избежавшим опасности вторжения, можно было представлять себе правителя Степей или Северного Китая, как чуть ли не бело-пушистого, добродушного милого старца.

Те же из европейцев, кто видел самого Чингиса или его ближайших потомков, давали иные описания внешности. И такие описания как монголов, так и внешности их ханов до нас дошли. Тема портретов Чингисхана оказалась прочно связанной с ещё одной ложной версией, очень любимой альтернативщиками. Они утверждают, что сами монголы узнали о Чингисхане и монголо-татарском нашествии от европейцев только в 20 веке.

Недавно я уже писала про то, что человеку свойственно для придания себе или своему племени (вплоть до масштаба империй) подчёркивать и всячески укреплять свою связь с героями или памятными событиями своего прошлого. Часто вожди и властители государств любыми средствами демонстрировали, что своё произхождение, а, следовательно, и законность своей власти они получили от славного предка. Так на Руси правители вели свою историю от Рюрика, ацтеки - от Кетцалькоатля.

Монголы - тоже люди, а потому это самое свойство людское буквально попёрло из них, после того, как Чингисхан стал создателем великой империи. Каждому следующему хану обязательно требовалось упрочить своё положение, демонстрируя связь с Великим Ханом. Это привело к появлению культа Чингиса сразу после его смерти. Потомки Великого Хана и простые монголы поклонялись ему как почитаемому предку до XX века. Причём, основными объектами поклонения служили статуи Чингисхана, чёрно-белые штандарты (знамёна), которые олицетворяли чингисхановское сульде, и реликвии - предметы, принадлежавшие хану при жизни.


Сульдэ — монгольский символ власти. Монгольский национальный исторический музей.

Немного отвлекусь для разъяснения того, что такое у монголов сульде.

Монголы именовали "жизненную силу", "духа" - сульдэ (сульде). "Жизненная сила" правителя связана у монголов со специальным знаменем или штандартом и издревле почиталось монголами. Сульдэ или духовная сила и мощь владыки монголов, часть его души становилась духом-хранителем народа после его смерти. На материальном плане воплощением сульде было боевое знамя повелителя - тук. Чтобы усилить дух армии, во времена войн этим штандартам приносились жертвы.

Штандарт чингизидов, как воплощение сульдэ Великого Хана, был доисламским языческим тотемом". Культ сульдэ Чингисхана, являясь частью культа самого Чингиза, который учредил Хубилай-хан (внук), занимал особое место.

У Чингиса имелось два знамени, белое знамя (Цаган сульдэ) и чёрное Хара сульдэ, которым поклонялись монгольские воины.

Современная реконструкция девятибунчужного Цаган сульдэ. Штандарт состоит из 9 частей (одно знамя - в центре, восемь - вокруг)

Всё, связанное с лошадьми, у монголов считалось священным, поэтому и эти штандарты изготовлялись из грив жеребцов соответствующего цвета. Для знамён сооружали святилища, был разработан ритуал принесения жертв на священной территории. Жертвы приносили по особым поводам, вызывая дух Чингиса. Иногда в жертву приносили людей.

О реликвиях Чингисхана писать нужно отдельно, так как тема обширная. Пока только предоставляю вам фотографию 19 века (1897 года) мавзолея Чингиса, в котором совершалось поклонение ему через почитание реликвий.

Первое, что, по-моему, самое важное для монголов - это дух Чингисхана, покровительствующий монгольскому народу. Затем уже шли изображения - скульптурные и рисованные. И эти-то изображения для нас - самое интересное.

Древнейшими портретами Чингисхана, о которых известно, являются статуи, описанные двумя европейскими путешественниками примерно через двадцать лет после его смерти: Бенедикт Польский (Benedictus Polonus) упоминает статую в лагере Бату (р. 1237-1256) на Нижней Волге в 1246 году, а Плано Карпини - в лагере Гуюка в Центральной Монголии в 1247 году. Статуя, описанная Плано Карпини, стояла на тележке перед императорским шатром, и ей поклонялись каждый день в полдень. Иностранцев, отказавшихся поклониться статуе, убивали.

"Прежде всего также они делают идол для императора и с почетом ставят его на повозке перед ставкой, как мы видели при дворе настоящего императора, и приносят ему много даров. Посвящают ему также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти. Посвящают ему также и иных животных, и если убивают их для еды, то не сокрушают у них ни единой кости, а сожигают огнем. В полдень также они поклоняются ему как Богу и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены. Отсюда недавно случилось, что Михаила, который был одним из великих князей Русских, когда он отправился на поклон к Бату, они заставили раньше пройти между двух огней; после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингис-хану. Тот ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И, после неоднократного указания ему поклониться и его нежелания, вышеупомянутый князь передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, чего не подобает. И Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался."

Более поздние письменные източники также упоминают статуи Хана и его потомков, которым поклонялись вплоть до XIV или XV века в мемориальных храмах, которые были осёдлыми или кочевыми сооружениями, такими как храм, разположенный рядом с Йеке Корий (Yeke Qoriγ), кладбищем для знати Чингизидов в горном массиве Хэнтий (Hentii mountain).

Во времена династии Юань (династия монгольских правителей Китая) император Хубилай, изпользовавший культ Чингисхана в качестве основного източника легитимации, и его преемники поклонялись своим предкам в Даду (Beijing - Пекин) и Шаньду (Shangdu). Они приняли культ предков, смоделированный по конфуцианскому образцу, присвоив Чингису титул Тайцзу (Taizu 太祖), "Верховного предка", и построили в столице храм предков Таймяо (Taimiao 太廟 ), в котором хранились таблички умерших императоров и императриц. Церемонии в Таймяо каждый год проводили шаманы мужского и женского пола, которые приглашали душу предка принять участие в жертвоприношении. Кроме того, в начале четырнадцатого века в основных имперских тибетских буддийских монастырях Даду были возведены родовые святыни, называемые Залами императорской портретной живописи, а ритуалы поклонения имперским предкам подвергались частичной буддизации. В залах императорской портретной живописи висели шёлковые гобелены высотой 2.5 м, изображавшие портреты императоров и их императриц в полный рост, а также мандалы одинакового размера, разположенные слева и справа от портретов, и погребальные таблички с именами, помещённые на алтаре.

Возможно, что моделями для написания портретов в полный рост послужили знаменитые полудлинные портреты в Юаньдайском дихоу сянцзянском альбоме ("тайбэйский портрет"), которые в настоящее время служат основой для большинства современных портретов.

(продолжение следует)


 


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Монгольское сульды - явный тризуб. СУГС! :joy:
  • Если серьезно, то Марко книгу вообще не писал, тем более, ничего в ней не рисовал, он ее диктовал в тюрьме. Этот же экземпляр с рисунками сделанный по заказу маршала Франции Жана ле Менгре-Бусико. Т. е., художник не видел ни монгола, ни тюрка живьем, и рисовал как представлял. Ни до того было. У них тогда 100летняя война была в разгаре.
  • Вот другие работы этого автора из Часослова маршала Бусико. Поклонение волхвов, Бегство в Египет, и Распятие. Ну совершенно русские физиономии, да. В Палестине. Распинают они, добродушно, Христа-"Радомира" . Приплыли.
  • для кучи, припадошным тартарянцам, уверенным, что монголы и монголоиды должны быть сплошь безбородыми и черноглазыми : Император Японии Мейдзи и остальные, монголы и буряты.
  • Звонили из Ватикана - срочно скрыть/закопать в подвал/замолчать сульдэ как еще один лишний повод доказательства миллионолетия великошумерии