Здравствуйте, уважаемые читатели. Дела питерские и пра-питерские никак от себя не отпускают гореумку Козина, ибо на сей раз (впрочем, ему уже не привыкать) он как обычно запал на дно кем-то заботливо оставленной лужицы, и стал пускать пузыри.
Было бы желание повозюкаться, а за поводом дело не станет. Как обычно, вытащил он "ловким движением" фокусника из широких штанин карту Пауля Бетуна и попытался поглумиться.
Но, отодвину я пока напёрсточника в сторону и разскажу, как дело было в давние времена. А дело было так.
Пётр Великий дерзнул и умудрился прихватизировать у шведов лакомый кусочек самым неслыханным до того способом - пришёл, увидел, победил. Ну, а чтобы шведы не глупили и не пытались вернуть себе то, что когда-то давно (и без них) уже было русским, быстренько насыпал из земли на острове Заячьем небольшую фортецию, осенью выставил на неё пушки. После чего шведы мимо фортеции проходили только в качестве пленённых судов. Нет, они конечно, пытались покуситься, но удача была не на их стороне. Это, можно сказать, была прелюдия. Позже показали русские шведам козу под Полтавой. Взяли тогда в Северной войне много шведов в полон, и часть их направили строить город Петра - Петербург.
Среди этих самых пленных были и артиллеристы, которых Карл 12 недальновидно отодвинул на задворки армии, отдав предпочтение кавалерии и пехоте, мол, пушки тяжёлые, артиллерия не будет успевать за кавалерией и пехотой. Да, бывают промашки и у великих людей, и, как любезно подсказал мне Zloigoblin2, "вся шведская артиллерия была сведена в один полк, в котором был один полковник, один подполковник, два майора, четыре капитана и 7 лейтенантов и прапорщиков". Так вот, один из немногих артиллерийских офицеров, дослужившихся тогда до майора, угодил в Петербург в качестве военнопленного.
Вы только зацените, какие люди тогда участвовали в строительстве новой столицы:
Коротко: Пауль Бетун, родился в Смоланде (Швеция) 11 марта 1661 года, военную карьеру начал с волонтёра в 1675 году (14 лет) и сразу попал в артиллерию. Рос, мужал и получал новые звания - прапорщицкое, лейтенантское, майорское, в конце дослужился до высшего офицерского титула. А это - глубокие знания не только оружия, но и карт, механики, математики и проч. проч. То есть, был он по тем временам инженером. И достоинствами своими заслужил дворянское звание.
Пауль пережил Карла 11 и Карла 12, дожил до 60 лет и скончался в Стокгольме. В плену побывал, будучи в зрелом возрасте, - с января 1710 по 1711. Будучи любознательным, вернулся в Швецию, набравшись сведений и загрузив память образами увиденного в новой столице.
Конечно, рисовал он карту Приневья, Прифинья и виды Питера не иначе, как по памяти, возможно, пользуясь и имевшимися тогда старыми шведскими "мапсами". Оба документа, о которых пойдёт речь (есть ещё замечательные акварели), находятся в архивах Швеции. Широкой публике акварели Бетуна стали известны после выставки (есть книга ей посвящённая, можно купить при желании).
Полюбуйтесь, каким изобразил град Питер петровского времени Пауль Бетун:
Надпись на картуше сообщает, что в России за Паулем следили
Обратите внимание на год. Из плена Пауль вернулся в 1711, карта датирована четырьмя годами позднее. Теперь разсматриваем Васильевский остров на акварели, которая также нарисована не с натуры. Видим, что территория разделена протоками (или каналами) на четыре острова, и далее за ним находится Кронштадт. Теперь, смотрим на Неву, Петропавловку и Васильевский остров на акварели Бетуна того же 1715 года
И видим то, что у "зодчего" вызвало натуральный шок
Козин: "Северную часть крепости омывает небольшая протока, называется кронверкский пролив.
А теперь посмотрите на рисунки шведского инженера. Вы видите протоку? Нет? И я не вижу. У шведского инженера крепость, то есть остров с крепостью, аккурат посредине речки."
Я: Смотрю и думаю, не пора ли Козину выписать очки?
Как можно одновременно утверждать, что протоки (Кронверкского пролива) нет, и что крепость находится на острове?!!! Я даже мостик, соединяющий остров с берегом указала. Козин, вы его не увидели? Срочно откажитесь от ника "зодчий", которому вы не соответствуете!
Козин: "Далее, посмотрите на карту яндекса выше крепости. Там загогулистые голубенькие линии в форме короны. Это наследие старых бастионов. Они существовали когда-то. Для наглядности вот план крепости начала 18 века."
План-планом, однако, в 1706 году крепость ещё таковою не была. Как перестраивали крепость тут.
Теперь немного поговорим о Козине. А он сам себе сообщает :
Кронверк, вообще-то, - оборонительное сооружение, которое офицеру запаса не следовало бы обзывать "загогулистыми линиями". И офицеру запаса хорошо бы понимать, что пленных на территорию военного объекта допускать не полагается. И Пауль не был ни в Адмиралтействе, ни в Петропавловке, ни в кронверке, что явно видно из его акварели и карты.
"Считается что в 1703 году Петр I заложил на этом островке крепость из глины и палок. И с 1706 года эта крепость начала перестраиваться в каменную современного вида. С 1712 года началось строительство Петропавловского собора внутри крепости. Это то самое здание со шпилем, которое сейчас является одним из символов Санкт-Петербурга. Так вот, вы видите эту самую "корону" на рисунке шведского инженера? Нет. И я не вижу. А она должна быть. Это не суслик."
Уже за одно то, что псевдозодчий пишет про Петропавловку в уничижительном тоне, его можно смело назвать негодяем и ... сусликом, который кроме своих надутых щёк ничего не видит. А как жителю Питера, кичащемуся своей образованностью, псевдозодчему позорно не знать, что "загогулистые линии", возможно, поначалу были в земляно-дерновом варианте со рвом, а такими, как на его картинке, они появились гораздо позже.
"Можно было предположить, что первые укрепления строили из любого подручного материала и в большой спешке. Кронверк, отделённый от крепости водным протоком, был воздвигнут в виде многоугольника со рвами перед ним.
Территорию вокруг Кронверка в начале XVIII века очистили со всех сторон от построек и растительности, чтобы обозревать перспективу для улучшения условий обстрела и видимости пространства.
В первые годы существования крепости в этой протоке была устроена стоянка военных «первого строения» русских и шведских пленённых кораблей.
Таким был Кронверк до середины XVIII века, когда с 1752 года началась его перестройка под началом руководителя строительной части инженерного ведомства А. П. Ганнибала, прадеда великого русского поэта А. С. Пушкина." Отсюда
Можно, конечно, попытаться представить себе строение первоначального петербургского кронверка по описанию смоленского, который возводился при Петре.
В общем, оборонительное сооружение самозванный зодчий тоже ни в грош не ставит. Явно не соответствует Козин званию офицера запаса, а не только зодчему.
Возможно (высказываю предположение), что то, что мы видим на гравюре Зубова на заднем плане, и есть тот самый первый кронверк
Следуем затуманенной козинской мысли далее:
"Теперь перенесёмся на другой берег речки. Напротив, или почти напротив, крепости должен быть Летний сад. Вот как он выглядел в 1716 году."
Мы не будем требовать от пленного шведа (1710-1711 гг.) знания Летнего сада, каким его планировали в 1716 году. Где гарантия, что его туда гулять выводили?
Козин: "Так же обратите внимание на то, что на схеме Летнего сада все дома строго по струнке, как говорят в армии. Строго по геометрическим линиям, а берег Невы в камне. У шведа все дома сикось-накось, никакой геометрии. Кроме какой-то главной улицы на ближнем плане. Причем в реальном Санкт-Петербурге такой улицы нет и никогда не было. И не может быть, потому что там протекает река Мойка. Причем загогулистая, петляет она."
Очередной промах недалёкомыслия, когда от картинки требуют достоверности чертежа или фотографии :о) Вот, кстати, по поводу ещё одной претензии:
Козин: "Перенесемся в правый нижний угол на картинке шведского инженера. Все перенеслись? Вы видите остров. На одной из картинок этого шведа даже какие-то руины прорисованы. Видимо мост старый смыло. На самом деле в этом месте Невы никаких островов нет и никогда не было. Там глубины до 16-18 метров. Это одно из самых глубоких мест на всем течении Невы. А самое глубокое совсем рядом, у Литейного моста, там более 20 метров."
А кто господина Козина, кроме его собственного недомыслия заставил считать, что на акварели изображён остров, да ещё и с опорами моста? А вдруг это печи для обжига извёстки или кирпичей?
Посмотрите на карту, нарисованную шведами
Если смотреть с указанного места, то вполне можно увидеть кусочек территории, которую Козин обозвал островом. Да и вообще, мало ли какой образ Невы сохранился в душе у бывшего пленного? Кто бы ему точную карту выдал, когда Питер строился во всю, а очертания берегов менялись? Какой же зодчий не способен понимать таких простых вещей?
Козин: "Посмотрите внимательно что там нарисовал швед, приглядитесь. Он нарисовал крутой и обрывистый берег. А на самом деле в этом месте, если предположить что это действительно Васильевский остров, никакого крутого берега не было отродясь."
Тут мне остаётся только пожать плечами (если сдержаться и искренне не покрутить пальцем у виска).
Козин: "На этом будем заканчивать. Про то, что ни одного утопленного окна (цокольного этажа) характерного для всего Санкт-Петербурга на картинках шведского инженера мы не видим я углубляться не буду. Так же не буду я углубляться в количество бастионов на крепости, не характерную для Петербурга архитектуру и прочие мелкие нюансы. И так всё понятно. Перед нами фальсификат. Как говорил доктор Геббельс, чтобы в ложь поверили она должна быть чудовищной. В данном случае мы имеем наглядный пример такой чудовищной лжи. Приписанной некому шведскому инженеру."
Утомился самозванный зодчий, выдохся :о))) А ведь как взволнованно-негдующе начинал:
Козин: "Начать надо с этого самого шведского инженера. Автора картинок. Как и подобает всем строителям Санкт-Петербурга у него нет ни прижизненного портрета, ни могилы, а так же ничего иного из того что можно хоть как-то документально подтвердить. В смысле реального существования данного субъекта. Я не нашел. Ни один поисковик ничего не находит. И это ожидаемо. Много у нас разного рода Патерсонов и Сухановых. Без могил, без детей и без прижизненых портретов. Подтверждением портрета Суханова является молоток в руках, он же каменотёс! Подтверждением могилы Монферрана являются две буквочки на надгробии. И сколько при этом Пэдров в Бразилии уже мало кого интересует. Сказано люминь, тьфу, блин, Монферран (Суханов и т.д.), значит Монферран.
Ладно, к картинкам.
Начать надо с того, что если бы на одной из картинок не было написано что это Пэдро из Бразилии, то есть что это именно Санкт-Петербург, то никто бы в жизни на этих картинках не узнал Санкт-Петербург. Да, стоит какая-то крепость с шпилем на крыше, напоминает Петропавловскую крепость. И всё."
Как видите, поисковики работают, и нужные сведения, таки, находятся. Только у Козина ума не достаёт, как правильно допрос этим самым поисковикам устроить. Мужик дожил до полтинника, а умом опустился уже ниже пятиклашки.
Кстати, семейство-то у нашего "неизвестного" Пауля Бетуна, не простое, и сведения о нём есть в не только в поисковиках, но и в книгах. И дети у него тоже были. Но кто виноват Козину, что ему нужны именно "Пэдро из Бразилии"?
Оценил 21 человек
41 кармы