Ещё раз о засыпанных домах Омска, Новосибирска, Москвы...

86 4908

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Поскольку регулярно всплывают статьи и комментарии с трепыханиями альтернативщиков, недоумевающих по поводу этого

Хорошо видны чугунные решётки от световых тротуаров люксфер

а повторяться как-то мне лично скучно, да и лень, привожу новые източники и факты.

Выше на снимке реставрируемое здание врубелевского музея, ранее Торгового городского здания. Объект был спроектирован архитектором Крячковым. Подобное здание (также городской торговый комплекс) было построено в Новониколаевске (ныне Новосибирск) по проекту этого же архитектора. Особенностью проектов было устройство подземных галерей, идущих под тротуарами вокруг зданий. С помощью этих галерей осуществлялся подвоз товаров в находящиеся в подвальных этажах склады и магазины. Съезд был устроен по торцам корпусов. В дневное время галереи освещались естественным светом, падающие лучи которого специальными стеклянными призмами Luxfer перенаправлялись так, чтобы светло было не только в галереях, но и в подвалах. На верхнем фото видны чугунные решётки, в которые раньше были вставлены призмы.

С помощью тогда ещё новинки освещались подвалы и нижние этажи ГУМа (Торговых рядов) на Красной площади, подвалы Политеха и ещё многих зданий, построенных в конце 19-го - начале 20-го веков.

Изобретение 4 октября 1897 призменных систем было настолько революционным в архитектуре, что о них упоминали в учебниках дореволюционных времён и в книгах послереволюционных.

Световые призмы Luxfer, оказывается, упоминаются в учебниках дореволюционных времён.

Сам учебник, 1910 г (6-е издание) можно полистать в формате djvu. Скачнуть здесь

В различных энциклопедиях и словарях

Компания Luxfer Prism Glass

Идея была простой - перенаправка света в дальнюю часть комнаты путём преломления светового потока. В те времена электрические фонари были ещё в зачаточном состоянии. До 1879 года Томас Эдисон даже не изобрел электрическую лампу накаливания. Существует некоторая путаница относительно того, когда Фрэнк Ллойд Райт (выдающийся американский архитектор) работал с Luxfer Prism Company. Годы спустя, когда Райт датировал рисунок Luxfer Building (здания Люксфер), он датировал его «1894-5». Но до 1897 года Luxfer не существовал.

В октябре 1896 года: Джон М. Юэн Генри М. Бэкон, Томас У. Хорн и Джеймс Пенникуик (John M. Ewen Henry M. Bacon, Thomas W. Horn, and James Pennycuick) основали фирму Radiating Light Company в Чикаго, а через два месяца они изменили название на Semi-prism Glass Company и, наконец, в марте 1897 года - на Luxfer Prism Company.

Вестибюль Rookery Building Lobby 1905 г.

Благодаря финансовой мощи шести крупных инвесторов компания добилась большого успеха. Двое из них были друзьями и клиентами Райта - Уильям Уинслоу (William Winslow) и Эдвард Уоллер (Edward Waller). Среди других инвесторов были Сайрус Х. Маккормик, Джордж А. Фуллер (небоскреб), Чарльз Х. Вакер (Вакер-Драйв) и Леви З. Лейтер (Marshall Field & Co.). Первым президентом компании был Джон М. Юэн. У Райта, Уинслоу и Люксфер были офисы в Rookery Building. Райт реконструировал здание Lobby Rookery в 1905 году.

Название: 1) Проект компании Luxfer Prism Glass для призменного света. Описание: «Дизайн. Ф. Л. Райт. Призменный свет. № 27 977. Запатентован 7 декабря 1897 г. Изобретатель: Фрэнк Л. Райт». Уточнение: «Мое изобретение относится к конструкциям для призматических источников света. Существенные особенности моей конструкции заключаются в призматическом свете, состоящем из тела с призмами на одной стороне, а на другой - ряда концентрически расположенных орнаментальных линий, которые переплетаются или перекрываются. друг друга, чтобы создать вид сетки ". Патентное ведомство США. Опубликовано в Официальной газете Патентного ведомства США, 7 декабря 1897 г.

Один из доминирующих дизайнов

В журнале The Inland Architect и News Record была опубликована обширная статья: «Охарактеризовать эту новую призму как одно из самых замечательных улучшений века в ее отношении к практической архитектуре - это мягко сказано. По мнению некоторых выдающихся архитекторов страны, призме Люксфер суждено произвести настоящую революцию в планировании и потребовать очень серьезных изменений в строительстве». Джон Юен получил 21 патент, связанный с призмами Люксфер. Фрэнку Ллойду Райту был выдан в общей сложности 41 патент, все, кроме одного, на дизайн лицевой стороны стекла. Уильяму Уинслоу было выдано пятнадцать патентов, а Эдварду Уоллеру было выдано два патента. Другой клиент Райта, Уильям МакХарг, получил четыре патента.

Дизайн одной из плиток, запатентованной Райтом, стал одним из доминирующих дизайнов плитки Luxfer.

Райт в 1895 году (28 лет)

В марте 1898 года Luxfer объявила конкурс на дизайн: « ... новые возможности изпользования призм Люксфера в качестве строительного материала, разсматриваемые с точки зрения интересов владельца, а также с точки зрения хорошей современной архитектуры ». Были опубликованы две иллюстрации проектов здания. Автором одного из этих проектов был Райт. Возможно, что он был также и автором второго проекта.. Исследование для проекта здания с призмой Люксфера № 1. Исследование Проекта Luxfer Prism Building № 2. См. Описание Luxfer Prism Corporation на странице 63 этого номера ». В нем не указан архитектор, но Райт является архитектором Проекта № 1 и, возможно, обоих.

Один из проектов здания компании Люксфер

Смотрим, о чём написано в The Inland architect and news record ("Внутренний архитектор и запись новостей". [Vox,. XXIX. No.: 2] 1897 г.)

Архитектурные возможности призм LUXFER.

То, что архитектурные методы дня сегодняшнего не будут в моде в будущем, для мыслящего ума так же ясно, как и то, что методы прошлого поколения были вытеснены методами нынешней эпохи. Мир движется, и, несмотря на наше хвастовство, через несколько лет мы останемся далеко позади, если не поспеем за процессией. Например, тот, кто после пяти- шестилетнего отсутствия сейчас посещает Нью-Йорк, не может не заметить значительного улучшения в планировке центра города. Сталь, терракота и стекло произвели революцию в мрачных старых методах обработки камня, кирпича. Высокое здание является поистине результатом эволюции прежних идей, как и молниеносный экспресс или океанский пароход. Все они возникли из потребностей современной цивилизации, и все они, в свою очередь, наверняка будут вытеснены планами и изобретениями, которые пока ещё смутно намеченными в будущем.

Один из незаменимых элементов при строительстве коммерческих зданий - это свет, и это тот элемент, который до сих пор казался самым труднодостижимым. Лучи солнечного света падают прямо вниз. Они не приспосабливаются к необходимости или желанию, как знаменитый пистолет, стреляющий «из-за угла». Раньше было необходимо было ловить, непосредственно на самом небе. Но недавно при изобретении призмы Люксфера было продемонстрировано, что за счёт изпользования принципа преломления, научно применённого и тщательно адаптированного к конкретному месту, в котором свет должен изпользоваться, он может быть настолько успешно преломлен, что теряет лишь малую часть своей прямой силы, а также может быть направлен в любую точку и почти на любое требуемое разстояние. Охарактеризовать эту новую призму как одно из самых замечательных улучшений века в практической архитектуре - это мягко сказано. По мнению некоторых выдающихся архитекторов страны, призме Люксфера суждено произвести настоящую революцию в планировании и потребовать очень серьёзных изменений в конструкции. Ввиду практического единодушия в этом вопросе высших властей, будет представлять интерес внимательное разсмотрение некоторых причин их веры.

Эксперименты, проведённые в самых тяжёлых условиях, в тёмных подвалах и в магазинах с большой глубиной, выходящих на тёмные улицы, продемонстрировали возможность полного отказа во многих случаях от внутренних светлых дворов (дворов-шахт). Например, выдающийся чикагский архитектор заметил, что если бы у него была призма Люксфера в то время, когда он проектировал одно высокое офисное здание, которое было завершено совсем недавно, он мог бы полностью отказаться от центрального светового двора здания. Другой известный архитектор, спроектировавший большое коммерческое здание с внутренним световым двором 20 на 60 футов, обнаружил, что, введя призму Люксфера, ему удалось уменьшить размер этого двора до 20 на 20, что позволило сэкономить две трети потерянного места на каждом этаже. Каждому, кто ценит баснословную ценность площадей в наших современных городах, эта единственная выгода за счёт уменьшения площади или полного отказа от световых дворов может показаться огромной, как она и есть на самом деле.

Следует также помнить, что эти световые дворы и дорогостоящие и опасные световые люки, которыми они увенчаны, до сих пор были абсолютно необходимы для чего-то вроде надлежащего дневного освещения подвалов. Однако с помощью призм Люксфер отпадает необходимость в мансардных окнах. Как ни странно это может показаться тем, для кого слово «подвал» является синонимом темноты, правильное разположение призм Люксфер на тротуарах сделает самый тёмный интерьер почти «таким же светлым, как день». Что это означает для будущего строительства подвала? Разве это не гарантирует пользы от презираемых до сих пор и слишком часто плохо спланированных частей больших коммерческих зданий в масштабах, о которых раньше нельзя было и мечтать? Поскольку каждая часть большого подвала комфортно освещена естественным светом в течение всего рабочего времени, больше не будет никакого оправдания тёмным или необжитым нижним этажам. С помощью этого метода можно полностью осветить каждый подвал, имеющий один или несколько выходов на улицу, переулок или во двор.

Многое можно сказать о влиянии призм Люксфер на планирование экстерьера. Сейчас известно достаточно о их возможностях, чтобы быть уверенными в том, что они легко поддается любому желаемому дизайну и всем практическим целям строительства и украшения. Будь то дизайн в стиле эркера или тяжеловесного отступа, характерного для некоторых современных офисных зданий, призма Люксфер одинаково адаптирована для всех целей разнообразия или украшения. Её форма может быть изменена в зависимости от угла и местоположения. Фактически, каждая ситуация становится предметом специального изследования, чтобы определить лучшую форму или комбинацию призм для получения желаемых результатов. Генеральный план не зависит от каких-либо установленных правил архитектурного проектирования или строительства. Он так же легко поддается первому, как и второму, и помогает всем. Достаточно простой иллюстрации. В течение многих лет на железнодорожных станциях модно было возводить навесы или ангары над путями или платформами. Это, хотя и способствовало структурному украшению и, в то же время, служило очень полезной цели защиты от непогоды, сделало среднюю железнодорожную станцию вошедшей в поговорку тёмной и мрачной настолько, что архитекторы во многих случаях полностью обходились без навесов, к явному недостатку дизайна. Но введение в эти здания призменной системы Luxfer сразу же решает проблему подачи света, а также сохраняет ценные внешние особенности, которые так долго отличали их. То же самое можно сказать и об украшении жилищ крыльцами и т. д. Часто кажется необходимым пожертвовать или тем, что в противном случае считалось бы существенным элементом в дизайне, например верандой, нависающим фронтоном или чем-то подобным, или же строить с положительным недостатком в отношении дневного света, когда с помощью Люксфера не было бы необходимости обходиться без света или орнамента.

Форма призмы Люксфера такова, что она легко поддается изменению дизайна и орнамента. Каковы возможности этой особенности нового стекла, в значительной степени является вопросом предположений, но, конечно, они не ограничены. Здесь изобретательность архитектора может в полной мере проявиться в создании наиболее художественных и эффективных сочетаний призм и створок в отличие от листового и цветного стекла в тех же или соседних окнах. Было обнаружено, что желательно ограничить размер призм и соединить их электролизом меди по схеме, специально разработанной для этой цели, но именно такое разположение является преимуществом, если разсматривать его в свете легко адаптируемого архитектурного материала. Любое количество призм может быть сгруппировано вместе в любом порядке на створке любого желаемого размера, в соответствии с требуемым световым эффектом и архитектурным разнообразием, в результате чего обезпечивается высочайшая практическая полезность, в то же время материал таков, что он подходит для самых разнообразных целей дизайна и внешнего украшения.

Призмы Люксфер - не только свет, но и украшение

До сих пор мы лишь обрисовали в общих чертах некоторые из множества грандиозных возможностей в плане и строительстве, которые открывает появление этого нового материала. Его будущее в безопасности в руках американских архитекторов, которые быстро осознают его преимущества и умеют адаптировать его к новым ситуациям и находить новое применение, когда возникает необходимость. Во многих отношениях это произведёт революцию в новом строительстве. Но, возможно, ещё более поразительным будет его влияние на уже возведенные здания. Примечателен тот факт, что в новом здании Стюарт, на северо-западном углу улиц Стейт (Stewart strit) и Вашингтон в Чикаго, здании, которое было завершено совсем недавно и которое ещё не готово к заселению, на некоторых этажах магазинов снимают зеркальные стекла верхней створки и заменяют призмами Люксфер. Если эта система считается выгодной для внедрения в строго современное здание, то что можно сказать о ней как о приспособленной (применимой) к старым постройкам ?

Проблема реконструкции старых городских зданий с каждым днём приобретает всё большее значение. По мере того как новые высокие здания продолжают возникать и затмевать небольшие здания десятилетней и двадцатилетней давности, владельцы и архитекторы вынужденно обращают внимание на необходимость какого-то плана, с помощью которого менее претенциозные офисные здания могут быть сохранены и изпользованы. Условия настолько радикально изменились, что строительство, считавшееся элегантным двадцать лет назад, сегодня почти ничего не стоит. Большие окна заменили меньшие, и комнаты старых зданий выглядят тёмными и грязными по сравнению с ними. Даже их световые люки и внутренние дворы не спасают их, потому что они обычно стоят в тени какого-нибудь скребущего небо монстра, который бросает их в полное затмение. Тысячи таких зданий можно увидеть в больших городах по всей стране, и они представляют собой в совокупности миллионы долларов нереализованных инвестиций. Что с ними делать ? Простой ремонт внутренних помещений не позволит им конкурировать со своими соседями, высокими зданиями. В большинстве случаев они по существу построены и приспособлены для столетней полезности, если приспособлены к потребностям современной коммерческой жизни, но они должны иметь работу практического архитектора по линии наиболее одобренного внутреннего строительства, прежде чем они могут стать действительно привлекательными деловыми домами. До сих пор это было почти невозможно, но с изобретением призмы Люксфера это не только возможно, но и крайне желательно. Можно с уверенностью сказать, что внедрение системы Luxfer открыло перед старыми зданиями перспективу полезности, которая была бы невозможна никаким другим способом.

Одна из самых неприятных черт старых построек - это световая шахта или внутренний двор, который в случае пожара превращается в настоящую печь. Эти шахты, в большинстве случаев полностью окружённые более или менее возпламеняющимся материалом, всегда представляют серьёзную угрозу для жизни и имущества. Их невозможно сделать безопасными, если они не будут тщательно защищены от огня, а это обычно невозможно. Без них многие комнаты в старых зданиях были бы почти полностью тёмными, и с ними свет в настоящее время неудовлетворителен. Но с помощью призм Люксфера можно полностью отказаться от многих из этих опасных шахт, в то время как другие могут быть значительно уменьшены в размерах и, таким образом, значительно увеличена площадь зданий. Гениальный архитектор найдет во многих старых зданиях прекрасную возможность для реконструкции в масштабе, который превзойдёт некоторые из более претенциозных современных построек. Характерной чертой старого здания являются большие тёмные комнаты. Обновите эти комнаты, и с помощью призм Люксфер сделайте их светлыми, как днём, и они сразу же станут серьёзными конкурентами за благосклонность общества. Действительно, для многих они будут более желанными, чем более тесные помещения современной постройки.

Многое можно сказать о ценности призмы Люксфера в том, что она направляет свет в темные места больших общественных зданий, которые неизменно находятся в темноте. Муниципальные, государственные и федеральные здания часто возводятся по плану, изключающему как можно больше света. Их громоздкий размер делает чрезвычайно трудным попадание в них дневного света. В этом больше не будет необходимости, поскольку призма Люксфер собирает драгоценные лучи и помещает их в самый удалённый угол, где бы они ни понадобились. И хотя его изпользование может уменьшить счета за электричество и газ, неизчислимой будет польза для здоровья и комфорта.

= * = *

Из этого текста можно понять, что изпользуя призмы Люксфер не только в Москве, но и за Уралом, российские архитекторы применяли передовой опыт того времени. Но альтернативщики, стремящиеся откинуть факты, в зданиях, прогрессивной конструкции, видят лишь желаемое - следы потопа. И их железобетонные доводы могут прокатить только у тех, кто своей головой не пользуется.

Что поделаешь, если у недогадливых недостаёт соображалки, а потому задают подобные вопросы. Уж что проще: как нынче закрывают въезд в складское помещение, во двор или на строительную площадку, так не составляло труда закрывать на ночь и въезды-спуски в галереи. Ну, а уж про то, что призма отклоняет лучи света, в школе каждого учат.

Предыдущие статьи на тему "засыпанных" зданий здесь:

Закопанные города. Омск на проводе

Кирпичные подвалы? Не может такого быть... А если подумать?

Засыпанный Омск /древний Асгард Ирийский/ под микроскопом :о)

Засыпанный Политех?

Возвращаясь к закопанному Политеху (о Торговых рядах и их подвалах)

"Технарям"-хисторикам о чугунных дорогах и тротуарах :о)

Трамп, Европа, два хохла

А как правильно: украинофоб или украиножер? Истерика среди европейских «ястребов», начавшаяся после победы Трампа на выборах в США, не только не думает затухать, но и продолжает уси...

Россия переиграла Америку её же картами: Чем обернётся урановый удар по США?

Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащённого урана в США. Такое решение было принято по указанию Президента Владимира Путина в ответ на введённые Соединёнными Штатами санк...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

Обсудить
  • Так не интересно! :blush:
  • вот аутентичные люксфоры на ул. Баумана в Казани, часть из них найдена при раскопках засыпанной галереи вместе с решетками, часть изготовлена по особому заказу уже в наше время.
  • в "засыпанном" Питере до сих пор у Дома Зингера со стороны канала люксфоры:
  • Вот же придурки эти потопщики. В Новосибирске точка промерзания грунта находится на отметке мину 2.2. метра. Т.е. при капитальном строительстве фундаментоы надо было заглублять на уровень ниже этого. А зачем же будут пустовать такие глубокие подвалы? Это нерационально. Поэтому подвалам устраивали окна с приямками. Окна лишь частично выходили над тротуаром, а бОльшая часть окна уходила под тротуар в приямок. Приямок сверху закрывался решетками, чтобы туда никто не упал. И подвалы имели дневное освещение.