Могут ли легенды доиспанских времён сказать новое слово в наши дни?

67 2883

Вечер добрый (а у меня за окном уже темно), уважаемые читатели!

Желаю всем доброго, хотя тема будет об опасности, коей время от времени подвергаются люди в различных точках земного шара (кому как уж повезёт), где проходят разломы.

До изобретения письменности люди передавали от поколения поколению сведения о наиболее важных событиях. Верования и культурные традиции накладывали свой отпечаток на то, в каком виде сообщались эти сведения. В результате рождались мифы, героями которых были обожествляемые сущности. Колебания климата и стихийные бедствия, такие как извержение вулканов, наводнения, засухи также попадали в устную хронику. Не могли пройти мимо устной исторической ленты и землетрясения, оказывавшие сильное воздействие на психику и жизнь человеческую.

Междисциплинарная группа учёных задалась целью выявить, сохранились ли в преданиях индейцев с доколумбовых времён сведения о некогда случившемся мощном землетрясении. Одно из таких, как выяснили палео- и археосейсмологи, произошло в Андах в 1450 году. Это землетрясение вызвало разрушения во многих поселениях инков, в том числе и в Мачу-Пикчу.

В результате изследования появилась статья Andy Combeya, Laurence Audinb, Carlos Benaventec, Thérèse Bouysse-Cassagned, Léo Marconatoe and Lorena Rosell - "Свидетельства большого «доисторического» землетрясения во времена инков? Новые идеи из хроники коренных народов (Куско, Перу)"

Вольный пересказ её (со своими пояснениями) предлагаю вам. В очередной раз напоминаю, что ни разу я не переводчик, так что могут быть "непонятки" и "подковы" от гугля и других переводчиков сети. Замечания принимаются благосклонно :о)

Анды, сильно пострадавшие от наводнений, колебаний климата, извержений вулканов и землетрясений, по-видимому, хорошо подходят для оценки влияния природных явлений на прошлые человеческие общества. В частности, многочисленные изследования в Перу продемонстрировали корреляцию между климатическими явлениями и возникновением или изчезновением археологических поселений. Вулканы и внезапные извержения также оказали большое влияние на мировоззрение и организацию культур доколумбовой эпохи. Однако, как представляется, лишь немногие академические изследования посвящены влиянию землетрясений, и почти исключительно в мезоамериканском мире. Хотя после разрушительных землетрясений, произошедших на побережье Перу в колониальную и современную эпоху, была проделана ценная работа, в отношении управления и возприятия сейсмических рисков в доиспанские времена сделано ещё мало.

В терминологии исзледователей цунами есть выражение thrust earthquake, которым обозначают надвиговое землетрясение, вызванное скольжением по пологому разлому, когда тектоническая плита над разломом толкается вверх относительно тектонической плиты внизу. Это самый распространенный тип землетрясений - източник разрушительных цунами. Megathrust earthquakes - самые мощные землетрясения на планете, с магнитудами, которые могут превышать 9,0.

Помимо мегатрастных землетрясений, которые затрагивают в основном прибрежные районы, серьёзную угрозу для местного населения представляют разломы земной коры в Андах, как показали землетрясения 1946 года в Анкаше и 1950 года в Куско. Поэтому представляется маловероятным, что землетрясения, достаточно сильные для разрыва земной поверхности, не затрагивали местных жителей ещё до испанского завоевания (1532 г. н.э.).

В отсутствие доступной для понимания письменности доколумбовой эпохи устные традиции коренного населения и народные предания, сохранённые в колониальных хрониках, представляют собой особенно важный източник информации для идентификации и возприятия катастрофических событий прошлого. Часто игнорируемые из-за отсутствия научной строгости и хронологического контекста, передаваемые от поколения к поколению устные возпоминания произходят, тем не менее, из эмпирических (полученных опытным путём) знаний об окружающей среде, которые могут описывать истинные природные события в альтернативной системе повествования. В данной статье мы приводим аргументы в пользу новой интерпретации отрывка из хроники Пачакути Ямки Салкамайгуа, применяя геологическое, археологическое и этноисторическое прочтение.

Pachacuti Yamqui Salcamaygua - перуанский автор «Доклада о древностях этого королевства Перу», в котором даёт разнообразное описание религии, мифологии и политической истории своих предков.

Отрывок из "Relacicin de antiguedades deste reyno del Pin", написанный в середине XVII века, повествует об активизации системы крупных разломов, пересекающих бассейн Куско. Датируемое примерно 1440 годом, это, возможно, самое древнее сейсмическое событие, о котором сообщают письменные источники в Южной Америке.

Общие сведения

Инки и подземные толчки

Хотя землетрясения часто сотрясали регион Куско в течение последних 500 лет, испанские хроники удивительно молчат о возникновении каких-либо сейсмических событий во времена инков (ок. 1300-1532 гг. н.э.). Единственные упоминания о землетрясениях до прихода испанцев неточны и произходят из вторичных источников (Гарсиласо де ла Вега, Сильгадо Ферро). Эта ситуация тем более поразительна, что Бернабе Кобо в своем Relacidn de las guacas del Cuzco упоминает о существовании мощного святилища инков, Гуарасинче, местоположение которого считалось очагом подземных толчков. Убеждённый в возникновении разрушительных "доисторических землетрясений" в районе Куско, Банделье (Bandelier) первым обратился к вопросу возприятия доколумбовыми обществами природных опасностей. Он продемонстрировал актуальность изучения и интерпретации легенд и мифов доколумбовой эпохи для оценки вулканического риска в этот период, для извержений Квинсачата и Мисти (Quinsachata and Misti).

Несмотря на многочисленные свидетельства разрушений (обгоревшая труха, обвалившиеся стены, разбитые сосуды), зарегистрированные в археологических памятниках позднего промежуточного периода (LIP: 1000-1400 н.э. относится к культуре Кильке) и позднего горизонта (LH: 1400-1532 н.э. соотносится с инским правлением) вокруг Куско, очень немногие из них были интерпретированы как последствия землетрясений (рис. 1 - примечание A). Расширенный слой, показывающий рухнувшие структуры на участке Warq'ana, недалеко от Huchuy Qosqo, представляет собой уникальное доказательство гипотетического сейсмического события в районе Куско. Даже если признать, что землетрясения не дают единственного объяснения таких типов свидетельств (вместо, например, войны, набегов или ритуального поведения), небольшое количество выводов о землетрясениях как потенциальной причине разрушений особенно поразительно.

Рисунок 1. Карта с указанием археологических свидетельств разрушительных событий (без установленного произхождения), относящихся к позднему промежуточному периоду и позднему горизонту в районе Куско. Гипотеза землетрясения высказывалась только в одном случае.

Недавние палеосейсмологические и археосейсмологические изследования, проведённые в регионе Куско, могут пролить новый свет на эту тему. Палеосейсмологические траншеи, выкопанные только в двух сегментах системы разломов Куско (рис. 1), указывают на по крайней мере четыре крупных земных сейсмических события (с магнитудой Mw> 6) за последние три тысячелетия и утверждают, что для переоценки сейсмического воздействия на популяции Cusquenan (население региона Куско). Хотя результаты археосейсмологического исследования в Мачу-Пикчу находятся в зачаточном состоянии, они свидетельствуют о возникновении по крайней мере одного крупного землетрясения регионального масштаба во время фазы оккупации (заселённости). Внезапные и жестокие стихийные бедствия этого типа могли вызвать стресс и панику среди населения, оставив свой отпечаток в доиспанском мировоззрении.

Существо амару в андском мировоззрении

В отличие от обычных змей, называемых mach'aqway на языке кечуа, amaru описывают как мифологическое и хтоническое змееподобное чудовище (уподобленное европейскому дракону в первом испанском описании).

Хтонические чудовища — Хтонические существа ( от греч. χθών, «земля, почва») во многих религиях и мифологиях — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли.

Рисунок 2 Извивание драконоподобного существа как метафора движения грунта во время землетрясения: "Давайте прибегнем к некоторому воображению, чтобы представить себе картину движения грунта под сооружением во время землетрясения. На мой взгляд, лучше всего её можно проиллюстрировать образом гигантского змееподобного дракона, который движется под зданием, выбрасывая свое тело в вертикальные петли" (Кириков, 1992, с. 11).

Согласно колониальным определениям, амару ассоциировался со змеями огромных размеров и происходил из жарких и влажных амазонских низин (Garcilaso de la Vega). Это божество, особенно важное в андском пантеоне (его именем называли вождей инков и представителей коренных народов, а также назван большой комплекс инков в Куско - Амаруканча), похоже, охватывало широкий спектр значений и космологических понятий. Уртон (Urton) описал его как двуглавого и радужного змея, конечности которого упираются в водные источники. Его связь с метеорологическими процессами могла быть гораздо шире, например, ассоциации амару с влажным сезоном, потоками воды или молниями. Наконец, как объяснил Хокенгем, в андской концепции мира, называемом пачакути, нарушение равновесия часто является синонимом освобождения амару и его последующего окаменения. Это нарушение равновесия могло быть вызвано несколькими явлениями: войной, эпидемиями, наводнениями и землетрясениями. Змеи и землетрясения обычно связаны в человеческом фольклоре по всему миру. Животное часто описывается как рептилия, змея или даже дракон огромных размеров, живущий под землёй. Сотрясение земли, произходящее во время землетрясений, объясняется как прямое следствие движения змееподобного животного (рис. 2).

Фотография взята на сайте https://andina.pe/

Индейцы чумаш, населявшие южное побережье Калифорнии, верили в существование двух подземных змей, которые были виновниками частых подземных толчков, возникающих при землетрясениях на разломе Сан-Андреас. Хотя в легендах Средиземноморья змея или дракон встречаются реже, тем не менее, они появляются как второстепенные персонажи. Если этот краткий обзор не демонстрирует широкого разпространения представлений землетрясений змееподобными существами в прошлых человеческих обществах, то он, по крайней мере, показывает общую ассоциацию между этим животным и сейсмическим явлением, основанную, вероятно, на наблюдениях за окружающей средой и экологией. Несколько упоминаний о змее в мифологии Анд, похоже, подтверждают это предположение.

Согласно Мартину де Муриа, змея по имени chipiroque или pichiniqui явилась индейцам за некоторое время до извержения Уайнапутины (1600 г. н.э.), чтобы предупредить их о подземном наказании. В рукописи Уарочири (Huarochiri manuscript) появление амару, созданного доиспанским божеством Уаллалу Кархуинчу (Huallalu Carhuinchu) во время его легендарной борьбы с Париакакой (Pariacaca), также сопровождается сильным сотрясением земли. Аналогичным образом, иезуитский текст 1624 года описывает, как арест колдуньи, разводившей змей в своем доме, вызвал удары молнии и подземные толчки. Как хтоническое существо, связанное с подземным миром, змея, по-видимому, часто связана с движениями земли в андском мировоззрении.

Район изследования - Долина Куско и её сейсмические условия

Куско разположен на высоте 3400 м в юго-восточной части Перу, в Восточных Кордильерах. Этот регион демонстрирует давнюю человеческую оккупацию (заселённость), которая возходит как минимум к 10 000 до н.э., характеризовавшуюся до конца Среднего горизонта (MH: 600-1000 н.э.) небольшими группировками государств, затем (в период LIP) долина Куско пережила постепенный процесс формирования государства, охватившего всё местное население, что превратило её в географический центр и политическое ядро империи инков в течение пятнадцатого века.

Плотно заселённый с периода формирования (2000 г. до н.э. - 400 г. н.э.), бассейн Куско возник в результате непрерывного действия активных тектонических процессов, которые, вероятно, способствовали разселению людей. Бассейн Куско - это внутригорная долина, ограниченная по своей северной окраине комплексом активных разломов земной коры.

Имея в основном северо-западное-юго-восточное направление, нормальные разломы Корикоча, Тамбомачай, Пачатусан и Куско контролируют опускание и наполнение бассейна (рис. 1). Кайнозойский и мезозойский фундамент перекрывает мощный, обширный слой рыхлых озёрных и речных отложений четвертичного возраста. Этот слой подходит для удержания воды и ведения сельского хозяйства. Однако, рыхлые песчаные отложения также усиливают сейсмические волны, создавая сильные эффекты на местности и делая территорию более чувствительной к движениям грунта, чем там, где лежат скальные твёрдые породы.

Геологический разлом разрушает дома, поликлинику и дорогу в районе Ллуско в Куско. АНДИНА Фото с сайта https://andina.pe/

Действительно, озёрные отложения имеют толщину - 300 м и демонстрируют деформированные осадочные структуры (сейсмиты), которые являются вторичными последствиями землетрясений.

Активные тектонические структуры, пересекающие Центральную часть империи Инков, являются частью зоны разлома Куско-Вильканота (CVFZ, система разломов Куско – Вильканота интерпретируется как граница между двумя литосферными блоками), которая генерирует частую сейсмическую активность (рис.1).

В исторических документах регулярно упоминаются колебания (небольшие колебания), которые вызывают стресс и панику. Два сильных землетрясения (разрушительные) в 1650 году и 1950 году привели к этим острым реакциям. Что касается структурных воздействий, то, несмотря на их ограниченный масштаб, оба землетрясения разрушили здания в городе Куско, и в частности основные колониальные сооружения. Высокий уровень толщи мягких отложений, залегающих на дне долины Куско, объясняет большую часть тяжести ущерба. С точки зрения культурного воздействия, высокая частота сотрясения почвы вызвала стойкую травму в сознании жителей со времён испанского завоевания, одновременно поддерживая и укрепляя коллективную сейсмическую озабоченность.

Землетрясение в Куско и процессия Повелителя землетрясений (Картина 17 века, на которой изображен город Куско во время землетрясения 1650 года, которое нанесло городу значительный ущерб. Город сразу перестроили под современные веяния. На переднем плане вы можете наблюдать процессию Христу Повелителю Землетрясений. Картина в настоящее время находится в соборе Куско.

Культ Повелителя землетрясений, до сих пор отмечаемый каждый Святой понедельник в Куско, является одним из наиболее ярких примеров. Сильная преданность святому покровителю возникла во время землетрясения 1650 года, но, возможно, укоренилась ещё в доколумбовой вере (картину можно разсмотреть здесь).

Методы

Исторический материал

Хуан де Санта Крус Пачакути Ямки Салкамайгуа был коренным летописцем, жившим в семнадцатом веке. Мы мало знаем о нём, поскольку единственным източником информации являются его собственные труды. Уроженец региона Канас-Канчис, примерно в 130 км к юго-востоку от Куско, он утверждает, что имел прямое семейное произхождение в местном куракасе Гуайгуа Канчи, который вскоре перешёл в католичество. В своей книге "Relacidn de antiguedades deste reyno del Pin" Пачакути Ямки утверждает, что написал об основных событиях, определивших историю Перу. Его текст, насыщенный католическими ссылками, возможно, слишком часто разсматривается изключительно как раннее христианское мировоззрение коренного населения. Из-за прямого влияния и вклада устной традиции на его работу мы считаем этот източник особенно ценным для изучения мифологических историй, изходящих из местной коллективной памяти. В своем изложении о государе инков Пачакути Инка Юпанки, Пачакути Ямки пишет о фантастическом событии, которое якобы произошло в день рождения старшего сына императора.

"Говорят, в то время в Куско пришло известие о чуде, состоявшем в том, что из горы Пачатусан вышло нечто вроде yauirca или amaru [змея на языке аймара или кечуа, соответственно - прим. B], очень свирепое чудовище, длиной в пол-лиги и толщиной в две с половиной сажени, с ушами, клыками и усами. И пришло оно мимо Yuncay Pampa и Sinca, и оттуда вошло в озеро Quibipay, и так, два огненных sacacas вышли из Aosancata, и [один] прошёл Pontina в Arequipa; а другой спустился и прошёл Guamanca, где есть три или четыре очень высокие горы, покрытые снегом, те, в которых, как говорят, есть животные с крыльями и ушами, и хвостами, и четырьмя ногами, и на вершине их спин много шипов, как у рыбы, и издалека они говорят, что им показалось, что это [всё было] сплошь огонь".

В словаре Гонсалеса Ольгина 1608 года термин «Yauirca» появляется в значении «Кожаная верёвка».

В приведенном выше отрывке сообщается о внезапном появлении змееподобного животного, обычно называемого в андской мифологии амару. Ввиду важности этого события инка Пачакути решил назвать своего сына Амару Тупа Юпанки. Сверхъестественное существо имело внушительные размеры: 2,75 км в длину и почти 4,2 м в толщину (см. примечание D). В цитируемом тексте описываются пути змеи в различные ключевые места вдоль следов активных разломов, определяющих геологический ландшафт Куско. Змея появилась у Пачатусана (точка/звёздочка 1 на рис.3), самой высокой горы в долине Куско, которая считалась священной у инков. Животное продолжило движение на запад вдоль гребня хребта, который граничит с Куско на севере. Оно пересекло "Юнкай Пампу", известную в настоящее время как Юнкайпата (точка 2 на рис.3), небольшой населенный пункт в 4 км к северу от Куско, а затем прошло через "Синка", что соответствует горе Синка (точка 3 на рис.3). Наконец, она исчезла в лагуне Куибипай (точка 4 на рис.3). Точное местонахождение последней до сих пор остается неизвестным. Это место, упомянутое во второй раз в книге Пачакути Ямки, было определено как плоский участок, где Атауальпа собрал основных этнических лидеров Куско после последней битвы против армии Уаскара. Другие помещали его в одной лиге, т.е. примерно в 5 км от Куско, к западу от Куско за горой Синка или к северо-востоку от Куско.

Рисунок 3. Карта долины Куско, показывающая разположение системы разломов Пачатусан-Тамбомачай-Куско, а также географические места (красные звезды), упомянутые в тексте Пачакути Ямки. 1- Пачатусан; 2- Юнкайпата; 3- Саммит Синка 4- Крус-Верде-де-Кехуэпай. «Па» относится к кмплексу Паукарканча, «Пи» - к вершине Пиколь, «Си» - к синка-вака. Белые области показывают то, что можно увидеть с участка Amaru Marca Wasi (черная точка, AMW), и, следовательно, с этого места видны большие сегменты системы разломов.

Геоморфологический анализ

Мы объединили анализ исторического източника с геоморфологическим и неотектоническим изследованием. Топографические данные бассейна Куско были обработаны с изпользованием двух цифровых моделей рельефа (ЦМР). Создание ЦМР высокого разрешения (1,5 м), основанной на снимках Pleiades и охватывающей западную часть бассейна Куско, позволяет нам связать местоположение озера Кибипай с классической особенностью тектонической геоморфологии. Для этого были изучены топографические особенности (благодаря базовому анализу ГИС), включая карту склонов, оттенки холмов и топографические профили. На основе более крупной ЦМР ASTER (30 м) мы провели "анализ видимости" археологического объекта Amaru Marka Wasi (AMW), разположенного на известковом плато над Куско (AMW на рис.3). Состоящий в основном из скальных обнажений, с нанесённой резьбой, этот участок был седьмым святилищем первого ceque провинции Антисуйю.

Ceque system. Сeque (кечуа : сик'и, произношение кечуа: [sɛq'ɛ] ) система была серией ритуальных путей, ведущих наружу из Куско в остальную часть Империи инков. Империя была разделена на четыре части, называемые сую. Фактически, местное название империи было «Тавантинсуйу», что означает «четыре части вместе». Куско, столица, был центром и местом встречи этих четырёх частей, которые сходились в Кориканче, храме солнца. Куско был разделён пополам: Ханансая на севере и Хуринсая на юге, каждая половина содержала два из четырех сую. Ханансая содержала Чинчайсую на северо-западе и Антисую на северо-востоке, в то время как Хуринсая содержала Кулласую на юго-востоке и Кунтисую на юго-западе. (Википедия)

Amaru Marka Wasi Это место, возможно, было бывшей резиденцией Амару Юпанки, также известного как Амаро Тупак, старшего сына Пачакути Инки Юпанки.

Считаясь бывшей резиденцией старшего сына правителя Пачакути Инки Юпанки, это место, скорее всего, было посвящено церемониальным мероприятиям. Из-за его священного характера, географической близости к местам, упомянутым в рассказе, и прямой связи с Амару Тупа Юпанки, мы посчитали, что стоит задаться вопросом о связи, которая могла существовать между обнажением и разсказом Амару. Анализ видимости", выполненный с помощью программного обеспечения Global Mapper, позволяет нам отобразить область, видимую с вершины обнажения. Этот конкретный ГИС-анализ выделяет основные особенности среды, видимой с места, и дает некоторые указания на его церемониальное назначение.

В качестве исходных параметров мы установили рост наблюдателя 1,65 м, радиус видимости 20 км и стандартное значение атмосферной поправки (1,333). Полевая разведка, проведённая вокруг археологического участка, позволила подтвердить область видимости с него. Наконец, платформа ГИС позволила нам сверить результаты с местами, упомянутыми в тексте, и с разпределением основных разломов.

Результаты и обсуждение

Археологические места как "геоландмарки"?

(Геоландмарки - географические ориентиры)

Проведенный анализ позволил нам идентифицировать небольшое поселение, ныне принадлежащее к разширенной агломерации Куско, Cruz Verde de Quehuepay (точка 4 на рис.3), как бывшую равнину и озеро Quibipa, упомянутое в тексте Пачакути Ямки. Как выше отмечалось, это место, по-видимому, имело особое значение для жителей региона Куско, поскольку именно оно было выбрано правителем Атауальпой и его двором, чтобы поговорить с основными родственными группами и попросить их о повиновении после того, как он разгромил армию своего брата.

Рисунок 4. Топографическая карта области Quehuepay. Чёрная звезда отмечает местонахождение Cruz Verde de Quehuepay (CVQ). Пологий наклон, показанный на топографическом профиле (AA ’), легко объясняет прежнее название Quibipay pampa и его способность удерживать воду.

Этимологическое сходство слов Quehuepay и Quibipay, а также его удалённость от исторического центра Куско (менее 4 км на запад) убедительно подтверждают размещение озера Quibipay в Cruz Verde de Quehuepay. Несмотря на нынешнюю плотную урбанизацию, новая ЦМР высокого разрешения чётко выделяет два важных факта. Во-первых, Cruz Verde de Quehuepay занимает самую плоскую часть территории (-2% наклона) и находится напротив уступа разлома Куско (CVQ на рис.4). Во-вторых, небольшое озеро, по-видимому, образовалось как пруд прогиба (проседающее или тектоническое озеро), классическая особенность тектонической геоморфологии, которая развивается там, где разрывы изгибаются или где сегменты разлома смещены друг относительно друга; в любом случае дно озера опускается относительно окружающей среды во время повторяющихся сейсмических разрывов (рис.5).

Таким образом, равнина Quibipay, как и другие топонимы, упомянутые в легенде, может быть напрямую связана с активными тектоническими структурами и подтверждает сейсмическую интерпретацию фрагмента книги Пачакути-Ямкуи. Три крупных разлома проходят через регион, где произходит действие легенды (разломы Куско, Тамбомачай и Пачатусан), и совпадают с маршрутом Амару (рис.3).

Рисунок 5. А) Эскиз «проседающего озера». В зоне сдвига разлома возникает депрессия, прерывающая дренаж. Последующие озера разполагаются вдоль этой тектонической формы рельефа и выделяют след разлома даже на крутых ландшафтах. Б) Пример проседающего озера у подножия сегмента Пачатусанского разлома.

Анализ видимости", рассчитанный на основе ЦМР высокого разрешения в Amaru Marka Wasi, позволил сделать вывод, что, стоя на вершине скалистого мыса, можно увидеть каждое из мест, упомянутых Пачакути Ямки (рис. 3). Вместо обзора дна долины Куско и города инков, это археологическое место предлагает широкую панораму горных хребтов, граничащих с северной частью бассейна Куско. Разлом Тамбомачай, который проходит вдоль всего склона горы, обозначает чёткую топографическую аномалию и является самым заметным элементом ландшафта (рис. 6).

Священная гора Пачатусан

Ещё более поразительно, что все места, упомянутые в легенде и разположенные вдоль сегментов разлома, содержат важные почитаемые места. Пачатусан, Пикол и Синка (Pachatusan, Picol и Sinqa) были тремя из шести наиболее важных священных гор в регионе Куско, на которых разполагались места поклонения.

Фотографию руин Паукарчанча взяла тут

Paukarcancha

Не только Paukarcancha (отмеченная Pa на рис.3) была местом, почитаемым инками. Важное место церемоний и паломничества, демонстрирующее материалы инков, было построено на вершине Пачатусан. Вершины Пикол (Pi на рис.3) и вака Синка, разположенная на южном склоне горы Синка (Si на рис.3), также были важными местами подношений. Мы предполагаем, что так же, как церемониальные места в южной части империи инков связаны с вулканами, сакральное измерение некоторых святилищ инков в бассейне Куско связано с этой тектонической формой рельефа, возникшей в результате активных разломов.

Рисунок 6. Панорама, снятая с археологического памятника Amaru Marca Wasi. Сегмент разлома Тамбомачай и оползень Пикол представляют собой наиболее заметные элементы ландшафта, видимые с этого места. Обратите внимание, что сегмент Пачатусанского разлома также виден на заднем плане, образуя комплексную панораму «змееподобных» уступов.

Основываясь на антропологических изследованиях, Зуидема интерпретировал змею, описанную в рассказе Пачакути Ямки, как метафору радуги. Однако, не имея возможности проверить истинность этой ассоциации, он просто предложил концептуальную дискуссию о мифологических представлениях андцев. Тем не менее, Банделье (1906) и Джентиле отметили геологический интерес этого прохода и выдвинули, пока без убедительных аргументов, гипотезу о вулканическом извержении или сейсмическом событии.

В ландшафте над Куско, там, где уступы разломов разрезают морены, как в Тамбомачае, Пачатусане и многих других местах, выделяется особенность - змееподобная форма уступов (рис. 7). Более того, в некоторых опросах в провинции Huancavelica, а также в наших беседах в южной части региона Куско (Sicuani), местные жители описывали отверстия в земле или трещины как “amaru”. Кристобаль де Альборнос подтверждает частую ассоциацию геологических объектов и змей в мифологии Анд. Читатель может заметить, что маленькая quebrada (лощина) к северу от вершины Пикол, проходящая по одному сегменту разлома Пачатусан, в настоящее время называется Амаро (рис.3). Мы можем легко предположить, что доиспанское население наблюдало волнистую форму следа разлома в ландшафте и пыталось соотнести его с чем-то знакомым. Примечательно, что размер существа мог соответствовать сегменту поверхностного разлома длиной около 2,5 километра и отверстием шириной в несколько метров. Опираясь на разрывы такого размера и учитывая, что сейсмическая катастрофа 1950 года была связана только с мелкомасштабными поверхностными разрывами, мы предполагаем, что это "доисторическое" землетрясение было самой высокой интенсивности в бассейне Куско.

Рисунок 7. А) Апотропная фигура в архитектурных элементах, резной мотив змеи - обычное изображение в стенах колониальных инков Куско (фотография: Beaterio de las Nazarenas - Siete Culebras). В) уступ разлома Корикоча и С) сегмент разлома Ланги-Лайо. Подобно современным наблюдателям, люди в доколумбовые времена могли легко воспринять эти формы суши как змею, пробирающуюся под землёй.

Нормальные разломы, которые отмечают фронты многих хребтов в регионе Куско, отличаются от ударно-надвиговых разломов, таких как разлом Сан-Андреас в Калифорнии, чьи следы на поверхности земли прямые на протяжении десятков километров. Вместо этого нормальные разломы обычно состоят из коротких сегментов длиной в несколько километров, которые, соединяясь вместе, образуют уступ, волнообразно пересекающий ландшафт. Таким образом, в то время как след от разлома ударно-скользящего типа мало похож на змею, соединённые сегменты нормального разлома могут легко вызвать такой образ, особенно во время травм, вызванных сильными подземными толчками.

Разлом Сан-Андреас

Более того, когда произходит землетрясение, скольжение не произходит внезапно и одновременно на всех связанных сегментах разлома; скорее, скольжение начинается в эпицентре, а очаг скольжения разпространяется от него со скоростью -1-3 км/с. Таким образом, для разлома длиной, скажем, 30 км, видимого одному наблюдателю, пройдет приблизительно от 10 до 30 секунд, пока очаг скольжения будет извиваться по ландшафту от начала до конца. Поскольку скольжение по разломам во время землетрясений обычно произходит со скоростью -1 м/с, а общая величина скольжения во время землетрясений такой силы, которые вызвали разрушения в регионе Куско, обычно составляет 1-2 м, скольжение в любой точке разлома будет длиться -1-2 секунды. Таким образом, скольжение в пределах одного сегмента разлома будет произходить одновременно, но сегменты на разстоянии нескольких километров друг от друга не будут скользить одновременно, усиливая волнистый и появляющийся змееподобный аспект рельефа (рис. 7).

Историческая и «доисторическая» сейсмичность должна иметь дело с сильными землетрясениями, которые предшествовали инструментальной сейсмологии. Без инструментальной записи идентификация и характеристика эпизодов землетрясения требует многостороннего подхода, сочетающего анализ не только палеосейсмологических траншей и кернов отложений, археологических и неотектонических наблюдений, но и интерпретации (этно) исторических източников.

Учитывая, что в разсказах первого поколения испанских летописцев не упоминались какие-либо серьезные потрясения в регионе Куско в доколумбовские времена, читатель может законно задаться вопросом, почему мы основали наше обсуждение на тексте более позднего летописца коренных народов. Хотя потомки инков, кажется, не имели прямого отношения к таким жестоким природным явлениям, мы утверждаем, что истории о землетрясениях всё ещё могут быть «скрыты» в мифологических эпизодах, разсказанных первым конкистадорам.

Таким образом, мы разсматриваем разсказ Амайна, извлечённый из хроники Пачакути Ямки, как соответствующий пример катастрофического события, косвенно сохранившегося в легендарной истории и переданного через несколько поколений. «Кажущееся мифологическим» содержание "Relacidn de antiguedades deste reyno del Pin" не препятствует его анализу как ценному източнику информации. Более того, это предполагает, что подход, основанный на науке о Земле, может предложить релевантное понимание природы и произхождения мифов в данной геодинамической и культурной среде.

Таким образом, несмотря на метафорическое измерение, различные элементы делают сейсмологическую интерпретацию легенды правдоподобной и достойной разсмотрения.

Снова резюмируем изложенные выше аргументы в пользу нашей гипотезы: сходство маршрута Amaru с планировкой основного комплекса разломов Куско; в юго-восточной части региона Куско коренные жители описывают уступы разломов как «амару». Озеро, в котором изчезла змея, можно интерпретировать как проседший пруд. Quibipay, известный в настоящее время как Cruz Verde de Quehuepay, находится у подножия уступа разлома Куско; змея, ныряющая в воду, была бы метафорой разрыва, заканчивающегося в озере. Яркие огни, похожие на огонь, описанные в том же отрывке Пачакути Ямки, могут быть связаны с землетрясениями, учитывая повторяющуюся ассоциацию комет с землетрясениями в колониальных текстах или появление «огней землетрясений».

Следуя традиционной хронологии императоров инков, составленной Джоном Роу, мы датируем возможное землетрясение, которое произошло, по-видимому, около декабрьского солнцестояния, примерно между 1438 г. н.э. (начало правления Пачакути) и 1463 г. н.э. (когда второй сын Пачакути принял командование - прим. E).

Наконец, это изследование подчёркивает значительный вклад, который легенды и мифы могут внести в прошлое возприятие рисков и управление ими. Из-за мифологического содержания, присущего этому типу източника, геологические явления остаются примерно ограниченными с точки зрения хронологии. Однако народные сказки и свидетельства пока что доказали свою ценность для описания доинструментальных землетрясений, в частности, в районе разлома Сан-Андреас. Для подтверждения возникновения такого крупного сейсмического события во времена инков и его воздействия на бассейн Куско, необходимы обновленные палеосейсмологические и археосейсмологические изследования. Улучшенная характеристика и отображение разрушительных свидетельств, влияющих на поселения периодов LIP и LH, предоставят полезные дополнительные данные.

По данным Группы независимой оценки Всемирного банка, количество событий, считающихся стихийными бедствиями, в период с 1975 по 2015 год выросло на 200%, что демонстрирует возросшую угрозу для нашего современного общества. Повышение устойчивости к будущим землетрясениям в районе Куско потребует развития инновационных подходов к решению прошлых стратегий выживания человека. Здесь показано, что междисциплинарное взаимодействие необходимо для изучения такой исторической области, начиная от гуманитарных и социальных наук (например, археологии, истории, антропологии, социологии ...) до физических и естественных дисциплин (например, геологии, сейсмологии, гидрологии и т. д.), географии и инженерного дела (например, архитектуры), причём каждый со своей точки зрения даёт новые интерпретации для улучшения оценки опасности.

Сноски

А) Мы ни в коем случае не утверждаем, что возникновение землетрясения может объяснить все свидетельства разрушений, зарегистрированных в периоды Кильке (LIP) и Инков (LH). Принимая во внимание отсутствие учёта землетрясений почти во всех интерпретациях изследований, мы, тем не менее, можем задаться вопросом, в какой степени нынешняя неосведомлённость о сейсмическом риске могла повлиять на интерпретацию археологических записей. Таким образом, мы подчёркиваем необходимость того, чтобы в будущих изследованиях учитывалось влияние этой природной опасности.

B) Хуан де Санта Крус Пачакути Ямки Салкамайгуа произходил из района, говорящего на языке аймара, но затронутого процессом "кечуаизации" в инкские и колониальные времена. Эта конкретная ситуация объясняет совместное изпользование этих двух языков в его хронике.

C) Оригинал текста: “En este tiempo dizen que llegó la nueba como en el Cuzco ubo un milagro que como un yauirca o amaro abía salido del serro de Pachatusan muy fiera bestia, media legua de largo y gruesso de dos bragas y medio de ancho, y con orejas y colmillos <y barbas>1. Y viene por Yuncay Pampa y Sinca, y de allí entra a la laguna de Quibipay, y entonges salen de Aosancata dos sacacas de fuego, y passa a Potina <de Ariquipa>, y otro viene para más abaxo de Guamanca, que está y tres o quatro serros muy altos cubierto de niebes, los quales dizen que eran animales con alas y orejas y colas y quatro pies, y ençima de las espaldas muchas espinas como de pescado, y desde lejos dizen que les parecían todo fuego.” 1) Из-за этого амаро он назвал своего сына Амаро Юпангуи.

D) Мы считаем, что 1 лига = 5,5 км и 1 сажень = 1,6718 м.

E) Мы основываем нашу хронологическую интерпретацию на традиционной хронологии инков, разработанной Джоном Роу. Он считает, что Пачакути Инка Юпанки правил приблизительно между 1438 и 1471 гг. н.э., основываясь на колониальных текстах и расчётах количества лет, оставшихся до испанского завоевания. Поскольку он умер довольно старым (70-80), согласно хроникам, кажется вероятным, что Амару Тупа родился около 1 440 г. н.э. Наша предполагаемая датировка, конечно, предварительная из-за вопросов, которые всё ещё окружают генеалогию и преемственность инков, но её следует разсматривать как базовую для будущих палео- и археосейсмологических изследований. Предполагаемая связь между легендой об Амару и именем старшего сына императора Пачакути оправдывает попытку датировки.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
    • paulus
    • 2 октября 2021 г. 18:08
    :thumbsup:
    • paulus
    • 2 октября 2021 г. 18:11
    Так вот откуда пошёл фильм "Дрожь земли" (или как он там назывался)
  • = Следуя традиционной хронологии императоров инков, составленной Джоном Роу, мы датируем возможное землетрясение, которое произошло, по-видимому, около декабрьского солнцестояния, примерно между 1438 г. н.э. (начало правления Пачакути) и 1463 г. н.э. (когда второй сын Пачакути принял командование - прим. E). = Не может быть!!!! Секретом вычисления декабрьских солнцестояний владеют только академики Г.В.Фоменко и А.Т.Носовский! А офицыяльные учоные не могут ети методы применять патамушта слепо верят традицыонным источником !!!! )))))))))
  • :smile: :thumbsup:
  • Земля не плоскость и не шар, земля многомерное живое существо, довольно молодое и оно растет...