Здравствуйте, уважаемые читатели!
Пока я занималась переводом книги Эрнста Кантиани - подрядчика, занимавшегося работами по изготовлению Люстгартенской гранитной чаши, в библиотеке мне встретилась книга "нашего всё" - Монферрана в таком великолепном качестве, что так и напрашивалась попробовать перевести её на русский язык.
Быстренько вооружившись скриншотером, конвертером и переводчиками онлайн, я сделала перевод нескольких глав из этой книги. Кое-какие детали процесса, описанные Монферраном, для меня были не только новыми, но и любопытными. Поэтому я решила сделать перевод и для вас.
Но и это ещё не всё! Оказалось, что господин главный архитектор был совсем даже не против широкого разпространения сведений об уникальной операции (изготовлении и установке Александровской колонны), потому ещё в процессе этого священнодействия писал статьи и публиковал их в журнале "Санкт-Петербург". В 1834 году восемь статей Монферрана были собраны в одну книгу. Через два года была опубликована вторая (вышеупомянутая) книга архитектора с большим количеством иллюстраций, основой для которой послужила первая. Мне показалось интересным также сравнить содержание этих двух. Потому я буду выкладывать их поглавно. Сегодня, как не трудно догадаться, перевод начала (1 и 2 главы) книги №1.
Примечания от "переводчика":
1) Для меня очень большая загадка - встречающиеся в тексте перед именами и императорскими титулами буквы MM. LL. Скорее всего это краткие обозначения особ, принятые французами, типа наших "г-н" или "г-да" . Кто знает точно, подскажите (впереди ещё много переводить, так что, понадобится) :о)
2) Примечания, опубликованные в конце страниц, помещаю сразу же в теле текста, потому что "пролистывать всю статью туда и обратно неудобно.
3) Сегодня разрешается ругаться на мою любимую "моЗоль" (всё-равно не поможет) :о)))
4) Картинок сегодня мало.
* = * = *
Из всех произведений искусства, архитектурные памятники - это те, которые производят наибольшее впечатление, и которые больше всего свидетельствуют о развитии науки среди народов, которые ими обладают. Не будет чрезмерным много говорить о них, чтобы сделать их известными, и указать средства, которые изпользуются для их воплощения.
Александровская колонна, считается одним из тех превозходных памятников, которые увеличивают славу великого народа, мы предлагаем вниманию публики это извещение, составленное из собрания статей о ходе работ над этим памятником, со времени извлечения его монолита из каменоломни, до дня его открытия, помещённых в течение нескольких лет в политическом и литературном журнале Санкт-Петербурга, .
Статья 1. 16 ноября 1829 г. (Экстракт)
В течение некоторого времени много говорили о памятнике, который Его Величество ИМПЕРАТОР хотел бы посвятить памяти своего Августейшего брата, Императора АЛЕКСАНДРА I. Живой интерес, который намерение нашего августейшего государя вызвало у общественности, заставил нас получить информацию по этому вопросу, которую мы имеем все основания считать точной, и которую наши читатели, несомненно, будут благодарны нам за то, что мы сообщили им.
Памятник, изполнение которого поручено г-ну де Монферрану, главному архитектору Исаакиевской церкви, будет возвышаться в центре площади Зимнего дворца. Он будет состоять из дорической колонны колоссальных размеров, по форме похожей на колонну Траяна. В цельном виде вал из красного гранита будет высотой 12 саженей, или 84 фута. Высота памятника, включая его постамент и статую с крестом над ним, составит 24 сажени или 168 футов. Гранитная капитель и постамент будут покрыты бронзой. Четыре стороны постамента будут украшены трофеями древнерусского оружия, сгруппированными с древнегреческим и римским оружием. На главном фасаде перед дворцом будет размещена надпись посвящения. Работа уже началась, и есть уверенность, что через четыре года она будет завершена.
Несомненно, этими благородными идеями проникнуто желание Его Величества Императора, передать потомкам яркое свидетельство народной благодарности за царствование его Августейшего брата, Императора АЛЕКСАНДРА, изъявить желание воздвигнуть памятник в его память. Нам уже известно, что этот памятник, который предполагается установить в центре площади Зимнего дворца, будет иметь некоторое сходство с колонной Траяна. Но как мог его автор быть настолько безразсудным, чтобы соперничать с теми неподражаемыми шедеврами скульптуры, которые украшают эту колонну, тип всего самого прекрасного, что создал гений? Самые искусные художники нашего времени не осмелились бы попытаться сделать это. Поэтому ему пришлось бы довольствоваться этими несовершенными подражаниями, которые только показывают неполноценность искусства в современности, или полностью отказаться от этого вида красоты, компенсируя, если возможно, это отсутствие другим преимуществом, которое придало бы памятнику особый характер величия и грандиозности. Именно в соответствии с последним вариантом г-н де Монферран решил предложить для ствола колонны гранитный блок необычайных размеров, который он часто осматривал в одном из карьеров, где добывали 48 колонн церкви Святого Исаакия.
Те, кто знает о трудностях, которые необходимо преодолеть при разработке гранита определённого размера, не могли поверить в возможность добычи колонны диаметром 12 футов и высотой 84 фута; поэтому они с тревогой ожидали момента, когда станет известно о результатах этого предприятия. Сейчас, когда счастливый успех увенчал неслыханные труды, которых стоила эта работа, мы считаем интересным для наших читателей дать им представление о карьере и средствах, которые были изпользованы, чтобы обезпечить столице один из самых необычных памятников, на которые когда-либо отваживались люди.
В одной из северо-восточных бухт Финского залива, между Выборгом и Фредерихсхамом, к карьеру Питерлакс ведет неровная тропа, прорубленная в скалах (*): Разположенный на полпути вдоль побережья и примерно в 300 футах от пляжа, карьер живописен и дик.
(*) Pytterlaxe, от которого мы позаимствовали название, - это почтовая станция, где можно съехать с главной дороги на боковую, ведущую к карьеру. Разстояние от Выборга до этой станции составляет 76 вёрст, а от Фредерихсхама - 36 вёрст.
Единственные следы человеческих рук - это скопившиеся обломки только что оторванных гранитных масс и несколько жалких хижин, вокруг которых группируются глинобитные жилища рабочих. Гора находится на высоте 49 футов над уровнем моря и имеет уклон 5 градусов к горизонту, к тому месту на берегу, где был построен усовершенствованный пирс для облегчения погрузки монолита. Вершина этой примитивной скалы в одних местах голая, а в других - покрыта лёгким слоем почвы и кустарников. Масса, которую пришлось извлечь для создания колонны, имеет длину 98 футов, среднюю толщину 22 фута. Её вес можно оценить примерно в 9 576 000 фунтов. Она была вырезана в твердой скале с трёх сторон (*).
(*) Поскольку было бы безполезно извлекать такую большую массу для извлечения ствола разсматриваемой колонны, следует отметить, что мы хотели возпользоваться трещиной, которая почти полностью разделяла скалу в её основании, и что из-за другого дефекта пришлось удалить камень толщиной почти 8 футов, чтобы колонна вышла целой.
Эта удивительная по мужеству и терпению работа, в которой постоянно было занято 600 рабочих, продолжалась два года. Эта компактная порода обезпечивает без помощи какой-либо клейковины составным частям своим такое сцепление, что их легче сломать, чем разщепить.
Она состоит из :
1° Полевого шпата красивого тёмно-красного цвета, авантюриновые или шатояновые отблески которого представляют собой игру света и очень живой блеск.
2° Чёрной слюды, очень редкой, чьи маленькие гладкие и гибкие лезвия (листочки) имеют металлический блеск.
3° Серого кварца, вкраплённого в массу в виде мелких неправильных кристаллов.
Таков состав этого камня, который поддаётся самой красивой полировке и во всех отношениях похож на описанные де Розьером (Rosiere) скалы Сиена, из которых были взяты обелиски и большинство египетских монолитов. Однако было бы ошибкой полагать, что гранитные колоссы, обелиски и другие монолиты Египта были высечены из гор; за изключением нескольких мест к югу от Сиена, чтобы не увеличивать трудности своих больших работ, египтяне выбирали среди изолированных скал, покрывающих страну, те, форма и пропорции которых были им удобны. Отвечающие за поставку гранита подрядчики действуют здесь так же, что можно объяснить небольшими следами добычи, обнаруженными в Финляндии, по сравнению с огромным количеством гранита, которое содержит Петербург. В любом случае, если знаменитый монолитный храм Сатис возник из глыбы, отколотой от гранитных скал, окаймляющих реку Элефантины (Elephantine); если огромная скала, служащая пьедесталом для статуи Петра Великого, была с трудом извлечена из болота, где она была погребена в течение стольких веков, то эти скалы - не менее выдающиеся памятники, которые Александровская колонна оставит далеко позади себя.
Мы не намерены сейчас вдаваться во все подробности добычи нашего монолита; позже они будут опубликованы; мы только скажем, что средства, которые были применены с таким успехом, отличаются от тех, которые рутинно применялись до сих пор, и что они обязаны М. де Монферрану, который имел счастье указать на эту уникальную скалу. В этой работе архитектору помогали господа Яковлевы, которые взяли на себя поставку этого камня и руководили этой деликатной операцией с усердием и умом, заслуживающими похвалы. Однако мы не можем не закончить эту статью, не представив небольшую зарисовку картины, которую давал карьер в момент опрокидывания массы.
На гребне горы, в вырезе скалы, на равных разстояниях по всей её длине были установлены десять берёзовых рычагов, которые поднимались на высоту 35 футов, к концам которых были прикреплены полиспасты и канаты, чтобы заставить их работать. К усилиям, которые приходилось прилагать этим рычагам для выталкивания породы, добавились усилия девяти кабестанов, закреплённых на скале нижней части карьера. Канаты и блоки (полиспасты), соответствующие этим кабестанам, крепились к стольким же прочным железным пуансонам, которые были вбиты глубоко в вершину скалы, по всей линии её разлома. У подножия массы был установлен прочный каркас в виде наклонной плоскости, который до высоты 12 футов был покрыт кустарником, вырубленным в лесу. Цель этого каркаса и деревьев, разположенных над ним, заключалась в том, чтобы принять камень, когда он опрокинется, и смягчить его падение, чтобы избавить его от сильного удара. Все было подготовлено, и гранитная масса была опрокинута за семь минут, 19 сентября в 6 часов вечера, в присутствии главного архитектора, который выехал на место, чтобы убедиться, что все меры предосторожности, которые требовала комиссия, отвечающая за руководство работами, были точно соблюдены.
Было интересно наблюдать за тем, как о скалы Питерлакса бьются волны, в то время как рабочие под звуки колокола скромной часовни, установленной на вершине горы, просили благословения небес на успех их работы, и когда через несколько мгновений эта скала, пугающая своими размерами, покачнулась, безшумно и медленно отделилась, чтобы лечь на приготовленное для неё ложе из веток.
В заключение добавим, что с того момента, как была обезпечена добыча этого камня, мы неустанно работали над его округлением ; что судно длиной 150 футов, которое было специально построено для его транспортировки, стоит на якоре в порту карьера, и мы надеемся вскоре увидеть, как эта колонна, поставленная на корабль, буксируемый несколькими пироскафами, величественно поднимется по Неве и подойдёт к подножию дворца Его Величества Императора для выгрузки.
(продолжение следует)
Оценили 16 человек
34 кармы