Здравствуйте, уважаемые читатели!
Заинтересовало предложение Кирилла К
Насколько я понимаю, говорить придётся не столько о резке камня, сколько о технологиях возведения готических соборов в целом и технологии монтажа каменных блоков ажурных конструкций - в частности.
Сразу предупреждаю, что я - не архитектор, потому для меня многие термины - внове, могу где-то и промахнуться. Буду признательна за поправки :о) Также для новичков сообщаю, что отступление от принятой орфографии (да-да, я о моей драгоценной буковке "З") сознательное. Потому, тем, кому резь от неё в глазах - непреодолимая помеха для чтения, рекомендую далее не читать :о) И третье, прошу воздержаться и воздерживаться впредь от хамства и грубости в комментариях. Принимаю обоснованную и взвешенную критику (за неё санкции не применяю).
Действительно, готические соборы - сложные по своей конструкции и изумительные по красоте сооружения. Строились они, можно сказать не только по всей Европе, но и на новых землях, присвоенных колонизаторами. За сотни лет возведения таких соборов (например, собор в Труа строился более 3-х веков) менялись люди, заказчики, вкусы и, следовательно, конструкции, а также поколениями мастеров накапливался опыт столь непростого дела. Ведь не только изменялся узор "роз" (круглых решётчатых окон) и прочих украшений, но придумывались, разрабатывались и воплощались конструкции сводов, опробывались на практике конструкции, возпринимающие и передающие вертикально горизонтальную часть нагрузки от них (контрфорсы, аркбутаны, поддерживающие башенки).
Зодчим приходилось "приноравливаться", пристраивая часть "новомодной" конструкции на то, что было создано до них. Потому строительство Исаакия с включением части бывшего собора в новый проект не было чем-то изключительным.
Кафедральный собор Святых Петра и Павла в Труа (Troyes), Шампань-Арденн (Champagne-Ardenne)
Заказчиком соборов, в большинстве случаев была церковь. Соборы строились постепенно и не по единому плану, а с множественными более поздними достройками и пристройками. Работы часто прерывались всяческими политическими и природными "катаклизмами", типа войн, землетрясений, неравномерных осадок и просадок, пожаров, ураганов, смены власти, недостаточности финансов и рабочих рук и прочих тормозов. Но упорство и настойчивость в достижении цели дали результаты.
Церковь св. Мадлен в Труа. Экран (ширма) хора 1508-1517, по проекту Jean Gailde.
Поскольку дело сие было весьма денежнозатратным, постоянно велась документация (не только, кстати, финансовая, но и производственная, например, договоры с каменными мастерами, которых смело можно называть зодчими). Поэтому сохранившиеся письменные източники позволяют изучать историю строительства собора, а также вклад в него тех или иных мастеров, узнавать время появления новшеств и многие другие стороны строительства в те времена. Также они становятся хорошим подспорьем для реставраторов.
После образования гильдии масонов (каменщиков), многие "рабочие секреты", удерживались в тайне от посторонних и накапливались для внутреннего пользования. Однако, сохраняющиеся в архивах документы частично позволяют обойти эту "великую китайскую стену".
Руанский собор детально, вид сверху
Тема оказалась увлекательной и очень обширной. Потому, если ограничиться одной статьёй, за её рамками останется очень много интересного и поучительного.
Говоря коротко
Все конструкции выполнялись из резных каменных блоков сложной конфигурации (материал, в основном, мягкий, легко поддающийся обработке, например, тот же известняк, для собора в Труа поначалу даже изпользовали меловой камень).
Поперечные профили нефа, арок и рёбер
Для вырезки каждого блока изготавливались деревянные шаблоны (образцы) в натуральный размер. То есть, почти для каждого блока изготавливался свой образец. Эти шаблоны отправлялись в каменоломню.
Блоки монтировались опять же с помощью специальных деревянных подмостей (шаблонов арки или аркбутана)
Фото 1914 г.
Обратите внимание на блок справа с подпоркой. Скорее всего такие блоки были перевязочными.
Блоки соединялись друг с другом раствором. Чаще всего никакой другой связи их между собой не требовалось. Иногда (в сложных конструкциях) в качестве дополнительного крепления применяли металлические детали (пироны и проч.). Их выковывали вручную кузнецы, нанятые по контракту.
Для возведения сводов иногда обустраивали специальные леса со сплошной площадкой, на которую насыпали грунт. Существовала также практика нанесения на полы и стены новостройки чертежа в натуральную величину.
Вопросу вспомогательных сооружений - лесов строители всегда уделяли много внимания. Их конструкции разнообразны. Они позволяли не только обезпечивать рабочую площадку для размещения работников, но и размещать подъёмные механизмы, а также служить шаблонами при монтаже блоков сложных элементов. Потому вспомогательные сооружения должны были быть прочными, устойчивыми, удобными и безопасными, а также иметь нужную для сборки форму.
Реставраторы обычно применяют те же технологические приёмы, что изпользовали каменщики давних времён. Можно полюбопытствовать, как велись каменные работы при реконструкции парижского собора Нотр-Дам
На этом тему не закрываю. Можно сказать, что перед вами своего рода предисловие :о)
Оценили 22 человека
42 кармы