Солнышко и доинки. 4000 лет космогоническому мифу о Лисе.

10 1937

История появления солярных знаков также архаична, как и появление первых земледельцев в результате эволюции человека.

Представления о Лисе имеют в нашем мире большую древность, но сопровождающих их  устных объяснений сохранилось не так много. Самые старые изображения Лисы были найдены археологами в Гёбекле Тепе в Турции. Жаль, что сопутствующих устных объяснений этих каменных скульптур не сохранилось, как дошли до нас мифы и истории постнеолитических месопотамских культур .

Богиня Нинхурсаг, великая матерь шумерских богов (по происхождению, вероятно, Мать-Земля), рассердившись на бога воды, исчезает из собрания богов. Бог воды начинает чахнуть и слабеть. И тогда на помощь богам приходит лисица, сказавшая, что если ее должным образом вознаградят, она, лиса, берется возвратить Нинхурсаг назад. И действительно, лисе удается каким-то образом (соответствующее место в табличке, к несчастью, разбито) добиться возвращения богини-матери и излечения умирающего бога воды Энки.

Шумерский миф о Гильгамеше встречается со второго тысячелетия до нашей эры (North 2008), но  в живых осталось лишь несколько версий индоевропейских мифов, которые до сих пор известны лишь в ограниченных малых и изолированных районах (Gimbutas 2008). С другой стороны, Андский миф о Лисе до сих пор широко распространён в Южной Америке. Недавние находки в Андах свидетельствуют о 4000 летнем возрасте мифа о Лисе. Они также свидетельствуют, что миф о лисе был и в космологии древних индейцев.

Гёбекле Тепе

Инки делили мир на две части: верхнюю и нижнюю, между которыми разполагалась обычная человеческая жизнь. В верхний мир принадлежал божествам таким, как солнце, луна, Млечный Путь и звёзды. Нижний мир воды и земли был тесно связан с женским началом, матерью землёй. Возможно, что космология инков была построена по образцу деления человечества на мужчин и женщин.

Ещё одна метафора важности гидрологии и орошения, в их космологии говорит посредством мифов о появлении первых людей из озера Титикака или океана. Появление космологии свидетельствует об обретении обществом достижения уровня  сложной организации, иерархического управления и появления священнического культа, поддерживающего сложное знание астрономии. Этим не обладали собиратели-охотники и, даже, ранние оседлые жители.

Как и майя, инки считали, что перед появлением современных людей, был целый ряд неудачных творений. Что звёзды были созданы, а затем закреплены на своих местах. Рядом были созданы луна и солнце. И только тогда были сделаны люди. Для инков не было начала времени, как для майя. Майянцы и древние, и современные имеют чувство времени и ведут цикличный счёт и линейный.

Каждый город-государство майя возглавлял властитель-жрец. Общественная организация майя сочетала в себе светскую и духовную власть и тем самым гармонизировала вертикаль подчинения низших слоёв высшим. Общественный порядок и всё государственное устройство были укрепляемы религией. Жрецы были сложным аппаратом государственного управления. Причины этому нужно искать в том, что религия майя была религией земледельцев. И вся экономика майянцев основывалась на земледелии. А поскольку майя жили за счёт естественной продуктивности почвы, то экономика зависела от природных факторов и от случающихся катаклизмов. Например, последствий Эль-Ниньо. По этой причине сельское хозяйство майя нуждалось в специальных знаниях и ритуалах, позволяющих сохранять столь хрупкое равновесие между микрокосмом и макрокосмом сверхъестественных обстоятельств и надеяться на хороший урожай. Потому составляющие единого мировоззрения - знания и религия, - у майя были неотделимы друг от друга.

Вашактун. реконструкция

Об астрономии майя

 "Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес)...

Во всей Месоамерике не было народа, который достиг бы более значительных успехов в науках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей. Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и математика. В этой сфере они действительно оказались в доколумбовой Америке вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы ни с какими другими. Майя превзошли в данных науках даже своих современников-европейцев. В настоящее время известно о существовании не менее 18 обсерваторий периода расцвета Петена. Так, Вашактун занимал исключительное положение и считался особенно важным центром, поскольку именно там определялись точки солнцестояния и равноденствия. Исследователь Блом провел серию экспериментов на центральной площади Вашактуна.

Центральное ядро Вашактуна состоит из 8 отдельных архитектурных групп, каждая из которых занимает вершину естественного холма или гряды холмов, отделенных оврагами и болотистыми низинами друг от друга. Верхние контуры этих холмов были искусственно выровнены и изменены для удобства размещения там построек. Таким образом, эти группы (названные начальными буквами латинского алфавита от «A» до «H») внешне почти не имеют какой-либо связи, за исключением двух важнейших из них — «A» и «B», соединенных ступенчатой дорогой-дамбой из камня[685]. Каждая из архитектурных групп представляет собой тщательно спланированный ансамбль построек, разбитых вокруг большой прямоугольной площади. Более крупные группы содержат, помимо этой основополагающей единицы планировки, одну-две второстепенные площади, обрамленные, в свою очередь, различными зданиями, которые образуют подгруппы внутри более крупных комплексов. http://www.indiansworld.org/ma...

Основываясь на расчетах точной широты и долготы города, он смог разгадать увлекательный секрет древнего ансамбля, состоявшего из храмов и пирамид, окружавших квадратную, ориентированную по сторонам света площадь. «Волшебным секретом » оказался способ, посредством которого жрецы расположившиеся на вершине пирамиды-обсерватории, благодаря храмам-ориентирам устанавливали с математической точностью точку восхода солнца в периоды солнцестояния и равноденствия."

Жрецы, составлявшие высшую прослойку общества, хранили прапрадедовские астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. На основании многовековых наблюдений они вычислили продолжительность солнечного года с точностью, превосходящей григорианский календарь, которым пользуемся в настоящее время мы. По их вычислениям длина этого года равнялась 365.2420 дням; по григорианскому календарю она составляет 365.2425 дней, а по современным астрономическим данным — 365.2422 дня. Они умели рассчитывать наступление солнечных затмений... длина лунного месяца равнялась в среднем 29.53020 дням – цифра, очень близкая к данным наших астрономов (29.53059 дней). В качестве календаря использовался цикл планеты Венера со средней продолжительностью 583.48 дней; на листах 24-29 Дрезденской рукописи изложен замечательный календарь Венеры, верный в общей сложности на 384 года. Майя были известны и Другие планеты: Марс, Сатурн, Меркурий, Юпитер. Однако здесь, как и в других астрономических вопросах, мнения исследователей так сильно отличаются друг от друга, что становится ясным только одно: работа лишь начата.

Дрезденский кодекс

Один из исследователей, специализирующийся на изучении календарных систем майя, Спинден предполагает, что майя был известен зодиак, состоящий, однако, не из двенадцати, а из тринадцати. На листах 23 и 24 Парижской рукописи, по его мнению, изображены знаки зодиака. А в таком случае первыми домами его должны были быть: Скорпион, Черепаха и Гремучая Змея.

Парижский кодекс

Астрономические наблюдения производились майя с вершин их пирамидальных храмов невооруженным глазом; единственным инструментом, возможно, служили две перекрещенные палки, чтобы фиксировать точку наблюдения. По крайней мере, подобные орудия изображены в рукописях Наттол, Сельдена и Бодли около жрецов, наблюдающих звезды. Кроме того, имелись специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.

Столь значительное знание астрономической науки не стало бы возможным без идеально разработанной системы счета. Майя создали такую систему. Она похожа на ту, что арабы переняли у индийцев и позже передали европейцам, которые лишь тогда смогли отказаться от примитивной римской системы.

Майя превзошли эту систему прежде, чем римляне завоевали Галлию и Иберийский полуостров, и много раньше, чем арабы привезли в Европу десятичную систему счета. Считается, что она была изобретена в Индии в VII в. н.э. и что арабы передали ее европейцам лишь спустя несколько веков. Майя же пользовались своей сходной с десятичной системой по крайней мере с IV в. н.э. – иначе говоря, 1600 лет назад."

http://biofile.ru/his/26055.ht...

Об инкской астрономии

Начиная с 1973 г. Эртон и Зойдема, к которым позже присоединился астроном Э. Авени, предприняли исследование индейской астрономии и календаря с использованием не только материалов хроник, но и данных по современной этнографии кечуа. Для стационарных работ Эртон выбрал небольшую деревушку Мисминай, находящуюся неподалеку от Куско в схожих с ним климатических и ландшафтных условиях.

Согласно устоявшимся взглядам, астрономия инков представляла собой разрозненные знания о движении главных небесных объектов и по своей сложности существенно уступала соответствующим системам, возникшим в Старом Свете и в Мезоамерике. В знакомых нам астрономических и календарных системах понятия эклиптики, зодиака, первостепенная роль чисел 7 и 12 в разного рода циклах распространены столь широко, что их отсутствие в Андах казалось не чем иным, как следствием крайнего примитивизма. Между тем попытки исследователей выявить за отдельными фактами упорядоченную систему заходили в тупик лишь потому, что существовало заранее готовое и, как теперь ясно, неверное мнение, какой эта система должна или может быть.

Как показал Эртон, за истекшие после европейского завоевания 450 лет в календарно-астрономических представлениях кечуа произошли определенные изменения. Распространились испанские названия некоторых объектов. Может быть, чаще, чем раньше, созвездия стали мыслиться имеющими форму креста, хотя нельзя исключать, что все подобные кресты - доиспанского происхождения (все, кроме одного, отличны по форме от католического; некоторые изображены на рисунке Пачакути Ямки Салькамайуа, уже упоминавшегося автора одной из написанных по-испански хроник начала XVII века). Совершенно исчезли временные циклы длительностью более 15 лет (они существовали у инков, хотя рядовые крестьяне могли быть с ними плохо знакомы). В целом, однако, космология индейцев кечуа осталась чуждой европейской, продолжая следовать основным принципам инкских и еще более древних календарно-астрономических представлений.

Первостепенным небесным объектом здесь считается Млечный Путь («Майю» - Река), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в результате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север - Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре сектора. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы. Они делят земной круг на половины и четверти, каждая из которых обладает определенными имманентными свойствами и связана с одним из мифологических персонажей. Разграничительные линии направлены не по основным сторонам Света, а примерно с С-3 на Ю-В и с Ю-3 на С-В, т. е. так же, как проходили границы между инкскими суйю. Небесная река отражается или продолжается на земле в виде Вильканоты (Урубамбы) - главной водной артерии области Куско, текущей с юго-востока на северо-запад. Считается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается ее водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьет мало и поэтому остывает. В астрономии кечуа выделяются не столько созвездия в нашем понимании, сколько пятна межзвездной пыли, виднеющиеся темным силуэтом на Млечном Пути. Эти «черные созвездия» носят названия животных. Вставая из-за горизонта, животные как бы преследуют друг друга. Самые заметные тёмные пятна сосредоточены в той части неба, которая в умеренных широтах Северного полушария не видна (только два из них, Угольные Мешки, имеют свое название в европейских языках). Напротив, в Перу в период декабрьского (т. е. летнего для Южного полушария) солнцестояния, когда солнце встает и садится там, где Майю пересекает линию горизонта (очень важное для данной системы обстоятельство), все значимые для кечуа темные пятна («черные созвездия») поднимаются высоко над землей в южной половине неба.

Противолежащие небесные объекты (удаленные друг от друга примерно на 180 град.), как правило, считаются связанными и иногда называются одинаково. Уже говорилось, что как Плеяды, так и группа звезд в хвосте Скорпиона носят название Колька (складское помещение в виде круглой башни). Оба скопления имеют отношение к началу сева (июнь-июль). Понятие эклиптики кечуанской астрономии неизвестно. В зависимости от высоты солнца над горизонтом в разное время года мир делится на три сегмента, границы между которыми образованы линиями, соединяющими точки восхода и захода в определенные дни. Смысл этого деления в том, что разные сегменты связаны с периодом сева и с периодом сбора урожая. В древнем Куско к западу от города на гребне горы стояли каменные столбы, по которым, ведя наблюдения от главного храма города, жрецы определяли, в каком сегменте находится солнце.

Важное значение имеют наблюдения кечуа за синодическим и сидерическим циклами луны, хотя здесь многое еще предстоит выяснить. Видимо, индейцы полагают, что луна влияет на урожай, причем в период ее возрастания следует сажать растения, дающие плоды над землей (кукурузу, фасоль), а в период убыли - подземные клубни. Понятие фаз луны (если иметь в виду четко фиксированные дискретные отрезки) отсутствует. Ночное светило имеет две сущности, субстанции - «ванью» (темное, безжизненное) и «пура» (светлое, одушевленное); это как бы два диска, попеременно закрывающие один другого. Важной стороной лунной космологии является мистическая связь ночного светила и женщин.

Время между заходом и восходом солнца кечуа делят на сумерки, ночь и рассвет, причем каждое из этих понятий характеризует еще и целую область неба с находящимися там звездами и планетами в зависимости от расположения ее по отношению к солнцу. При изменении положения солнца среди звезд меняются соответственно и светила, составляющие ту или иную категорию. Так, утренней или вечерней звездой может считаться не только Венера, но и любая яркая звезда, оказавшаяся в «рассветной» или «сумеречной» части небосклона.

Космологии с нечетким разделением отдельных объектов и целых их классов характерны для первобытных культур. Но это само по себе не свидетельствует об их несовершенстве. У кечуа на основе подобной системы сроки проведения полевых работ определяются как раз с такой точностью, с какой того требуют климатические условия района Куско. Что же касается определения времени с большей точностью (до дня), то и оно не составляет проблемы в силу «избыточности» андской астрономии: расположение обычных и «черных» созвездий, отдельных звезд, солнца и луны предоставляет индейцам возможность прийти к одному и тому же выводу разными способами, что уменьшает ошибку. «Астрономическая избыточность» напоминает отмеченную многими исследователями (прежде всего Е. М. Мелетинским) избыточность первобытной мифологии, в которой одно и то же сообщение передается с высокой надежностью, поскольку закодировано несколькими способами.

Череда «трудов и дней», от следования которой зависит существование андских индейцев, чрезвычайно сложна. Она включает по крайней мере 18 видов важнейших сельскохозяйственных работ продолжительностью от полутора-двух недель до двух с половиной месяцев и охватывающих весь год. Обеспечивает всю эту деятельность народный календарь, основанный на постоянных наблюдениях за небом. Ни один из выявленных Г. Эртоном различимых для кечуа небесных объектов (а их, помимо солнца и луны, 50) не остается незадействованным. Иначе говоря, данная календарно-астрономическая система, по всей видимости близко сходная с инкской, носит ярко выраженный прикладной характер и в этом отношении достигла высокого совершенства. Надо полагать, что андская астрономия так же хорошо удовлетворяла нужды создавшей ее цивилизации, как и астрономия майя или египтян.

http://www.e-reading.by/chapte...

Так, у майя и инков  в их сложной сельскохозяйственной системе работа связана  с сезонными циклами событий в небе. Прогрессирование созвездий и лунных фаз предсказывают зарождение сельскохозяйственных фаз на земле.

Вы можете спросить меня, а причём же здесь лиса?  Набирайтесь терпения :) Праздники долгие, а тема только начата. Про лису и её важнейшую роль будет в продолжении.

Напомню только про находку в Перу древней обсерватории возрастом 4000 лет

Развитие темы Взор



"Алло, вы в Германию наковальню продали. Надпись на ней правильная?" Почему немцев всполошила надпись на старой советской наковальне
  • sam88
  • Вчера 06:28
  • В топе

Есть у меня не очень хороший, но всё же знакомый кузнец. Живёт буквально через две улицы от моего дома. Одно время держал большой цех ковки, но потом дело заглохло и сегодня он занимае...

Помочь России победить, они ведь наши союзники. О как заговорили, наши бывшие почувствовали ветер перемен
  • pretty
  • Вчера 12:28
  • В топе

ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙЗдравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Наши бывшие долгое время делали вид, что на южных землях России ничего не происходит. И это несмотря на свои обязательства по ОДКБ....

Два подхода к контролю Абхазии: дорогой российский и дешевый западный
  • pretty
  • Вчера 06:28
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАНа примере Абхазии хорошо просматривается разница российского и западного подхода к контролю за страной (территорией).Российский подходБерем на себя содержание всей Абхазии, разд...

Обсудить
    • KAMAS
    • 1 января 2017 г. 08:41
    Заинтриговали) Будем ждать)
    • rst
    • 1 января 2017 г. 14:51
    Ни чё не понял. (((
  • Лиса это рыжая собака не? Автору + )