Здравствуйте, уважаемые читатели. Я к вам сегодня спешу с радостным известием! Нет! К нам не едет ревизор. Вернее, ревизор не едет, но ревизия будет. Причём, будет ревизия некоторых сложившихся у части контовцев представлений о том, откуда появились в Исаакиевском соборе "гамматические кресты" :о)
Усаживайтесь поудобнее и постарайтесь вникнуть в суть вещей.
Начну я с того, что должно быть известно всем: нет ничего, однажды появившегося и существующего в неизменном состоянии. Даже горы скалистые, и те меняются. Что уж говорить о вкусах и эстетических пристрастиях человеческих?!
Итак. Есть мода и стили в одеяниях, есть мода (и стили) в искусстве, в том числе и в архитектуре. И эти архитектурные стили также быстро меняются, как пожелает того общество.
Конечно, о моде мы знаем несколько больше, чем о стилях более монументальных (я про себя, в первую очередь, если что). Так вот. Накануне быстрого возхождения в императорские выси гражданина Франции Наполеона, в Европе и в России уже во всю развивался художественный стиль названный классицизмом. Название своё он получил от слова "образцовый", и отличало его обращение к образам и формам, подсмотренным обществом XVII века у античности. То есть эстеты устремились к античности, как к идеалу для подражания, ибо жаждалось некоего порядка, стройности и соразмерности. Вообще-то, раз найденное хорошее, обычно человечеством обнаруживается через некоторое время снова. Древние греки нашли прекрасное и выразили это чувство в архитектуре и в произведениях своего искусства.
"В истории искусства термин «классика» означает культуру древних греков 4-6 вв. до н.э. В более широком смысле он используется для обозначения искусства Древней Греции и Древнего Рима." Помнится мне, что началось всё с Палладио (мой низкий поклон Vad), сформулировавшего язык классицизма на изходе эпохи возрождения. читайте о "Греческом зале" Но продолжилось не совсем стандартно:
История одного открытия.
Что за чудо случилось? Источников чистых просили
Мы у тебя, земля, — что же нам шлешь из глубин?
Или есть жизнь под землей? Иль живет под лавою тайно
Новое племя? Иль нам прошлое возвращено?
Римляне, греки, глядите: открыта снова Помпея,
Город Геракла воскрес в древней своей красоте!
Шиллер
В 1738 году Мария Амалия Христина, дочь Августа III Саксонского, покинула Дрезденский двор и вышла замуж за Карла Бурбонского, короля обеих Сицилий. Осматривая обширные залы неаполитанских дворцов и огромные дворцовые парки, живая и влюбленная в искусство королева обратила внимание на статуи и скульптуры, которые были найдены незадолго до последнего извержения Везувия: одни — случайно, другие — по инициативе некоего генерала д’Эльбефа. Красота статуй привела королеву в восторг, и она попросила своего венценосного супруга разыскать для нее новые.
Со времени последнего сильного извержения Везувия 1737 года, во время которого склон горы обнажился, а часть вершины взлетела на воздух, вулкан вот уже полтора года молчал, спокойно возвышаясь под голубым небом Неаполя, и король согласился. Проще всего было начать раскопки там, где кончил д’Эльбеф. Король посоветовался с кавалером Рокко Хоаккино де Алькубиерре, испанцем по происхождению, который был начальником его технических отрядов, и тот предоставил рабочих, орудия и порох. Трудностей было много. Нужно было преодолеть пятнадцатиметровый слой твердой, как камень, лавы. Из колодца шахты, проложенной еще д’Эльбефом, прорубили ходы, а затем пробурили отверстия для взрывчатки. И вот наступил момент, когда заступ наткнулся на металл, зазвучавший под его ударами, как колокол. Первой находкой были три обломка гигантских бронзовых коней. И только теперь было сделано самое разумное из того, что можно было сделать и с чего, собственно, нужно было начинать: пригласили специалиста. Надзор за раскопками взял на себя маркиз дон Марчелло Венути — гуманист, хранитель королевской библиотеки. За первыми находками последовали другие: три мраморные статуи одетых в тоги римлян, расписные колонны и бронзовое туловище коня. К месту раскопок прибыли король с супругой. Маркиз, спустившись по веревке в раскоп, обнаружил лестницу, архитектура которой позволила ему прийти к определенному выводу о характере всей постройки; 11 декабря 1738 года подтвердилась правильность сделанного им заключения: в этот день была обнаружена надпись, с.12 из которой следовало, что некий Руфус выстроил на свои собственные средства театр — «Theatrum Herculanense».
Так началось открытие погребенного под землей города, ибо там, где был театр, должно было быть и поселение. В свое время д’Эльбеф, сам того не подозревая — ведь перед ним в окаменевшей лаве было множество других ходов, — попал прямо на сцену театра, буквально заваленную статуями. В том, что такое количество статуй оказалось именно здесь, не было ничего удивительного: бурлящий поток лавы, сметающий все на своем пути, обрушил на просцениум заднюю стену театра, украшенную множеством скульптур. Так обрели здесь семнадцативековый покой эти каменные тела.
Надпись сообщала и имя города: Геркуланум." http://ancientrome.ru/archaeol...
Резиденция королей в Мюнхене. Residenz München. Архитектор Лео фон Кленце. (запомните это имя)
Археологическими находками в Геркулануме, в Помпеях, в античной Трое и в Стабии была вызвана новая волна подъёма классицизма в начале XIX столетия. В это время Рим становится общепринятым центром классического искусства, куда и устремляются для совершенствования своего мастерства художники из Европы и из России. В результате, появляются все лучшие ансамбли в стиле классицизма не только Петербурга, но и Ярославля, Москвы, Твери и других городов. Это был период наивысшего расцвета классицизма. Наряду с этим классицизм в России, начав развитие своё во времена Екатерины II , вполне естественно приобрёл на земле русской свою особенность. Потому можно говорить о русском классицизме. Конечно, эти особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императоров, их отношения к искусству, и периодом развития страны. Потому различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм. Можно даже различить петербургский и московский классицизм. Так как в каждом городе стиль развивался соответственно его культуре и духу. Кто пожелает, может познакомиться с этой темой глубже.
Михайловский замок
Олицетворением греческой античности в архитектуре "стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами – элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д., которые подчеркивают тектонику строения."
Таврический дворец. С. Петербург. Архитектор И. Старов. 1780-е гг.
Далее на исторической, а затем и на архитектурной сцене появляется Наполеон. Вот, какой прекрасный комментарий задарил мне о Наполеоне zloigoblin2.
"8 апреля 1804 г. сенат вынес постановление, дающее первому консулу, Наполеону Бонапарту, титул наследственного императора французов. Формальность плебисцита была проделана с еще большей легкостью, чем в 1799 г., после брюмера.
Смущение все же было очень сильное, хотя уже в 1802 г. этого события все ждали, а крупная буржуазия, которая целиком поддерживала политическое поведение Наполеона, считала возрождение монархии совершенно неизбежным. Конечно, убежденные республиканцы не могли примириться с новым положением. Дни революции, дни мечтаний о свободе и равенстве, пламенные проклятия коронованным деспотам вставали в памяти. Некоторые думали, что Наполеон уменьшил свою славу, пожелав прибавить к своему гремевшему по всему свету имени еще какой-то титул. "Быть Бокапартом и после этого сделаться императором! Какое понижение!" - восклицал переживший этот момент известный впоследствии публицист и памфлетист Поль Луи Курье. Бетховен, восторгавшийся Наполеоном, посвятивший ему "Героическую симфонию", взял назад это посвящение, узнав о превращении гражданина Бонапарта в императора. Когда раззолоченная толпа сановников, генералов, пышно разодетых придворных дам впервые приветствовала в залах Тюильрийского дворца нового императора, то лишь несколько посвященных в тайну людей знали тогда, что новый владыка не считает еще законченной церемонию своего воцарения и что он не спроста стал поминать Карла Великого. Наполеон пожелал, чтобы римский папа лично участвовал в его предстоящей коронации, как это было сделано за тысячу лет до него, в 800 г., с Карлом Великим. Но Наполеон решил внести при этом некоторую, довольно существенную поправку: Карл Великий сам поехал для своего коронования к папе в Рим, а Наполеон пожелал, чтобы римский папа приехал к нему в Париж.
Пий VII узнал о желании императора Наполеона со страхом и раздражением. Приближенные старались утешить его историческими примерами. Между прочим, поминали и папу Льва Святого, который однажды - дело было в середине V в.,- когда пришлось очень туго, поехал, скрепя сердце, даже навстречу Аттиле, вождю гуннов, который уж во всяком случае не мог очень превосходить своей благовоспитанностью, вежливостью и изящными манерами нового французского императора. Впрочем, об отказе и думать было нельзя. Рим находился под угрозой со стороны стоявших в северной и средней Италии наполеоновских войск.
После первых же кратких размышлений папа решил исполнить требование Наполеона, но зато поторговаться и выпросить себе хоть несколько кусочков из отхваченных в свое время Наполеоном папских владений на севере Церковной области в Италии. Но папе Пию VII, кардиналу Консальви и всему конклаву кардиналов было не под силу перехитрить первоклассного дипломата, каковым всегда был Наполеон. Папа много лукавил, горько жаловался, снова лукавил, снова жаловался,- ничего не выторговал и отправился в Париж в надежде, которую в нем охотно поддерживал Наполеон, что когда он приедет в Париж, то здесь, может быть, что-нибудь и получит. Он приехал в Париж - и ровно ничего не получил. Любопытна двойственность в поведении Наполеона до и во время коронации. Папа был ему нужен, потому что тогда сотни миллионов людей на земном шаре, и в частности большинство французов, религиозно в папу верили. Значит, папа должен был быть необходимой обстановочной деталью коронации, особенно если речь шла о воскрешении прав и претензий Карла Великого. Но, с другой стороны, Наполеон смотрел сам на Пия VII как на шамана, как на колдуна, да еще такого, который сознательно эксплуатирует людскую глупость, действуя разными заклинаниями и манипуляциями в церкви и вне церкви. Выписав папу, он пообещал кардиналам, что поедет встречать его. Он и поехал, но в охотничьем костюме, окруженный охотниками, псарями и собаками, и встретил Пия VII в лесу Фонтенебло, недалеко от Парижа и в нескольких шагах от загородного дворца, где тогда проживал. Папский кортеж остановился, и папу пригласили выйти из кареты, перейти через дорогу и пересесть в коляску императора, который даже не двинулся с места. В том же духе обходился он с папой во все время пребывания его в Париже.
2 декабря 1804 г. в соборе Нотр-Дам в Париже произошло торжественное венчание и помазание на царство Наполеона. Когда нескончаемый ряд золотых придворных карет со всем двором, генералитетом, сановниками, папой и кардиналами подвигался от дворца к собору Нотр-Дам, несметные толпы народа глядели на этот блестящий кортеж. В этот день, впрочем, повторялась кое-где и фраза, которую историческая легенда приписывает разным лицам и которая будто бы была сказана одним старым республиканцем из военных в ответ на вопрос Наполеона, как ему нравится торжество: "Очень хорошо, ваше величество, жаль только, что недостает сегодня 300 тысяч людей, которые сложили свои головы, чтобы сделать подобные церемонии невозможными". Эти легендарные слова относят иногда и к моменту подписания конкордата, но они являются и для того и для другого случая весьма характерными.
В центральный акт коронации Наполеон внес совершенно неожиданно для папы и вопреки предварительному постановлению церемониала характернейшее изменение: когда в торжественный момент Пий VII стал поднимать большую императорскую корону, чтобы надеть ее на голову императора, подобно тому как за десять столетий до того предшественник Пия VII на престоле св. Петра надел эту корону на голову Карла Великого,- Наполеон внезапно выхватил корону из рук папы и сам надел ее себе на голову, после чего его жена, Жозефина, стала перед императором на колени, и он возложил на ее голову корону поменьше. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: Наполеон не хотел, чтобы папскому "благословению" было придано слишком уж решающее значение в этом обряде. Он не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных, и меньше всего из рук главы той церковной организации, с влиянием которой он нашел целесообразным считаться, но которую не любил и не уважал.
Несколько дней длились празднества во дворце, в столице, в провинции, горели нескончаемые иллюминации, гремели пушечные салюты, гудели колокола, не смолкала музыка."
Такой человек просто не мог не повлиять на ход развития классицизма.
И это произошло :о) Именно после буржуазной революции во Франции её идеалом было признано древнегреческое и древнеримское искусство. И теперь искусство должно было прославлять народившуюся империю и лично первого её императора и его воинские доблести. Потому стиль ампир (от фр. empire – империя и лат. imperium – власть) является "королевским стилем", который выражается театральностью оформления внутренних интерьеров и архитектурных построек. Основной особенностью его является обязательное наличие пилястров, колонн, лепных карнизов, а также мотивов, репродуцирующих античные образцы скульптуры (сфинксов, грифонов, львиных лап и т.п.). Стиль достиг своего расцвета между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг.
"Основными источниками творческого вдохновения для ампира являлось искусство Древней Греции периода архаики и Древнего Рима периода поздней империи, а также искусство и культура Древнего Египта, Этрурии и других древних цивилизаций. Ампир активно использовал пластические идеи древнеегипетской архитектуры, делая большие нерасчленённые поверхности стен, массивные колонны и пилоны, обеспечивая четкость и геометрическую правильность построения цельных объемов и т.п. От Древней Греции и Рима в ампир перешли лаконизм, монументальность, строгая уравновешенность частей, симметрия сооружаемых объектов. Большое распространение получили портики классических ордеров, которые решались на контрасте с гладью малорасчленённых стен и геометрических объёмов. Идеи утверждения имперского величия и воинской славы реализовались в ампире через искусство многочисленных символов и знаков. Например, в декоративном убранстве экстерьеров и интерьеров зданий, мебели, светильников, посуды и т.д. использовалась в большом количестве военная эмблематика и символы воинской славы, заимствованные из арсенала декоративных средств Древнего Рима в виде лавровых венков, трофеев, дикторских связок, орлов, факелов, повторяющейся буквы N и т.д. Использовались также многие мотивы древнеегипетских орнаментов и символов в виде характерных рельефов, сфинксов, мумий, львов и др. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. Ампир в пору своего расцвета характеризуется прямым заимствованием некоторых архитектурных типов и форм предметного мира древности. Например, сооружаются и соответствующим образом декорируются триумфальные арки, мемориальные обелиски и императорские колонны. Интерьеры дворцов и частных домов украшаются рельефами по типу древнеегипетских и античных образцов. Стенные росписи выполняются по помпеянским мотивам, посуда, декоративные вазы, светильники делаются весьма похожими на древнегреческие и этрусские и т.д... [1]
После революции в Париж вновь приехали из разных стран многочисленные архитекторы и художники, которые стали работать в этой новой для себя стилистике. Ампир, в отличие от предыдущих стилей, имел весьма космополитический характер и исключал, в силу своей регламентированности, возможность создания местных национальных школ, что, впрочем, не помешало России некоторое время спустя создать свою разновидность ампира...
Этот ампирный синтез возникает, в первую очередь, из строгого следования античным, главным образом, древнеримским образцам в оформлении стен, пола и потолка, мебели, рисунков обоев, обивочных тканей и драпировок, тканей занавесей, покрывал, скатертей, других изделий декоративно-прикладного искусства.
Стены помещений, как и прежде, членятся на отдельные орнаментально обработанные панно прямоугольных форм, которые декорируются, к тому же, живописными картинами, часто нанесенными прямо на стену или стеновые панели. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Карниз, обычно подчеркнутый фризом, украшенным гирляндами и фигурами лебедей и сфинксов, четко отделяет окрашенный в белый цвет и декорированный по углам потолок от стен. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Стены оклеиваются обоями или затягиваются тканями, причём ткани драпируются, подражая формам античных одежд. Обои имеют строгий рисунок, но также делаются с изображениями пейзажей или различных сюжетов на темы египетских походов Наполеона. Иногда потолки расписываются по белому фону, а вся живописная композиция обрамляется широким бордюром. Полы также делаются весьма нарядными из наборного паркета разных пород дерева, рисунок которых соответствует античной орнаментике. В богатых домах и дворцах некоторые помещения имели полы, набранные в подражание античной мозаике. Дверные панели декорируются лепниной с изображениями женских фигурок или ваз с букетами цветов.
Основным металлом, который применялся для декорирования или изготовления некоторых элементов интерьера, была бронза...
У ампира было особое отношение к внешней форме и, прежде всего, к признанию самоценности поверхности как таковой, будь то стена или потолок помещения, дверка шкафа, спинка стула или кресла. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства...
Центральный Белоколонный зал Михайловского замка. Предметы интерьера. На паркете меандровая кайма.
В искусстве европейского классицизма и ампира конца XVIII–начала XIX в. важное место принадлежит России. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801–1825 гг.). Победа в Отечественной войне 1812 г., восстановление и застройка Москвы, сооружение величественных архитектурных ансамблей в Петербурге послужили благоприятной почвой для расцвета ампира в России, который весьма существенно стал отличаться от европейского, хотя исходные стилевые элементы русского ампира и роднят его с французским.
Наиболее ярко стиль ампир проявился в архитектуре. В это время в России работают великие архитекторы: А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, М.Ф. Казаков, Дж. Кваренги, Тома де Томон, К.И. Росси, В.П. Стасов, О.И. Бове. Русская архитектура находится на подъеме, она может решать сложные градостроительные задачи и создавать великолепные сооружения. Адмиралтейство, Казанский собор, здание Главного штаба, Михайловский и Елагинский дворцы и, особенно, их интерьеры представляют собой удивительные по своей завершенности и ясности архитектурные композиции и художественные ансамбли.
Русский ампир имел значительные отличия от европейского. Архитектура русского ампира внешне использовала классические ордерные системы. Так, его главной характерной чертой было сочетание геометрически правильных форм, возвышенной, торжественной приподнятости образов и сдержанной красоты лепного декора. Помимо этого, русский ампир стремился отразить идеи патриотизма, воинскую славу и национальный подъем.
Таким образом, архитектура зданий, выполненных в стиле русского ампира, имела одновременно торжественные и строго симметричные формы. При этом особое внимание уделялось симбиозу архитектуры и монументальной скульптуры, а в культовых храмовых сооружениях к ним добавлялась монументальная живопись. Так, на фоне сдержанных форм сооружения проявлялась военная символика древнего мира, а именно изображения доспехов, двуглавых орлов, лавровых венков и др. Также начинали возникать и декоративные архитектурные сооружения, такие как памятные колонны и триумфальные арки.[2]
1 - http://www.inter-meb.ru/stili/...
2 - http://vifsaida.com/100-facts/...
Античные меандровые орнаменты
Разсматриваем детали декора стиля ампир:
Royal Palace в Стокгольме. Меандровый узор на полу
Royal Palace в Брюсселе
Royal Palace Амстердам (очень интересный меандр)
Drottningholm Palace Стокгольм. Ещё меандр
Георгиевский зал Эрмитаж. Меандровый орнамент
Ещё одна деталь ампира
подобная ампирная штучка Адмиралтейство
Любуемся
Внимание на потолок и на колонны :о)
Двадцатиколонный зал Эрмитажа http://odin-moy-den.livejourna...
Далее, по программе нашей ревизорской деятельности, следует хотя бы немного поближе познакомиться с тем, что же представляет из себя Имперский стиль :о)
Смотрим видеолекции.
Лео фон Кленце в Петербурге
стиль ампир в интерьере
(продолжение следует)
Оценил 31 человек
46 кармы