Золотая Орда в своё время стала новым "плавильным" котлом в котором произходило преобразование этносов во время татаро-монгольского нашествия. Поскольку всё произходящее оставляет свои следы, остались следы и этого "котла", и того, что в нём совершалось, а именно: историкам достались исторические записи, и ещё больше досталось владельцам неутомимого добывателя фактов - археологической лопаты - археологам. Не думайте, что остались только предметы быта. Остались ещё и захоронения по находкам в которых антропологи реконструируют антропологический облик "попавших в котёл". Так что, работы хватает всем до сих пор.
Предлагаю для ознакомления вторую главу из книги
М.М. Герасимова, Н.М. Рудь, Л.Т. Яблонский. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. М., 1987
Глава 2. Антропологические данные к вопросу об этнических взаимоотношениях на Средней Волге к X-XIV вв.
За последние годы появился ряд антропологических работ, освещающих вопрос об антропологическом составе раннеболгарских племен, пришедших из Подонья и Приазовья на Волгу и Балканский полуостров. На всех болгарских сериях с территории СССР прослеживается общий для них так называемый зливкинский тип – европеоидный с ослабленными монголоидными чертами, который, по-видимому, был основным у болгар, двинувшихся из Приазовских степей к Среднему Поволжью и Дунаю. (С. 85)
Несомненно, что население, оставившее средневековый могильник Четырехугольник, относится к зливкинскому варианту болгарских серий (по всей вероятности, на сарматской основе). <…> Население из средневекового могильника Четырехугольник было довольно гомогенным и относилось к европеоидной брахикранной расе сарматского облика с незначительной, но все-таки уловимой монголоидной примесью, говорящей о давней метисации. (С. 90-91)
Население, оставившее средневековый могильник Малый Минарет, было смешанным в антропологическом отношении. Наряду с представителями брахикранного европеоидного типа встречаются и представители монголоидной расы. Женская серия существенно не отличается от мужской, хотя, на наш взгляд, она более европеоидна, чем мужская. По-видимому, носителями монголоидных элементов была мужская часть популяции, которая приходила на эту территорию в качестве завоевателей. (С. 93)
Могильник Ханская усыпальница. Уже при визуальном исследовании серии можно было выявить наличие нескольких явных монголоидных индивидов среди основной европеоидной массы погребенных. (С. 106) Население, представленное в могильнике у Ханской усыпальницы, являло собой пример образования антропологической общности, когда еще ясно можно было проследить слагающие ее компоненты: один из них характеризуется преобладающим комплексом признаков брахикранного европеоидного типа, другой (небольшая часть) – монголоидным комплексом. (С. 114) Усиление восточных черт отмечалось у черепов из могильника Ханская усыпальница, что, по всей вероятности, отражает приток монголоидных антропологических элементов в XIV-XV вв. (С. 105)
Нами рассматривался хронологический период, начиная с X по XV вв., т.е. время существования Волжской Болгарии и начала консолидации отдельных племен, населяющих этот регион. По данным краниологии на нашем материале можно выделить два основных антропологических типа, иногда переходящих один в другой: брахикранный зливкинский тип с небольшой монголоидной примесью, имеющий свои локальные особенности в строении носовой области и ширине лица, и брахикранный, или мезобрахикранный, европеоидный тип со средними размерами лицевой и мозговой части черепа, присущий основной массе населения. (С. 138)
Формирование физического облика волжских болгар происходило под влиянием неоднократных и мощных тюркских внедрений в финно-угорскую среду. Палеоантропологический материал, ретроспективно выявляя смешанность антропологического типа населения Волжской Болгарии, позволяет считать ее не результатом постепенного просачивания южных и восточных племен, а прихода на Среднюю Волгу значительных групп населения. Одна из наиболее мощных волн, вызвавших усиление монголоидного компонента, связана с монгольским нашествием. Материалы золотоордынского времени показывают некоторое усиление монголоидной примеси, однако в сложении физических особенностей народов Среднего Поволжья и Волго-Камья этот компонент не сыграл значительной роли. Более существенна доля монголоидного компонента в формировании физического типа средневекового населения Нижнего Поволжья. Именно в Нижнем Поволжье, административном и политическом центре Золотой Орды, наблюдается сдвиг в сторону большей монголоидности по сравнению с Волжской Болгарией или хорезмийскими городами. Физический тип городского мусульманского населения Нижнего Поволжья оформился в результате смешения монголоидного и европеоидного вариантов позднесарматского зливкинского типа. (С. 240-241)
Глава 3. Социально-этническая структура золотоордынского города по данным археологии и антропологии (монголы в средневековых городах Поволжья)
Бельджамен (Водянское городище в Волгоградской области, на правом берегу Волги, севернее райцентра Дубовка)
С помощью статистических методов было установлено, что погребения в могилах с подбоями на некрополе Бельджамена связаны преимущественно с монголоидным обликом погребенного. Преимущественной связью с монголоидным комплексом краниологических признаков погребенных характеризуются также захоронения, совершенные на территории мавзолеев и мечети – наиболее почитаемых участках некрополя. Захороненные на рядовом кладбище характеризуются в целом европеоидностью. (С. 180-181)
Население Водянского городища по физическому облику в целом почти не отличается от присущего современным узбекам. (С. 231)
Сарай-Бату (Старый Сарай, Сарай-ал-Махруса) (Селитренное городище на берегу р. Ахтубы, в 140 км выше Астрахани)
Все приведенные схемы отражают действительное взаимоотношение социального и этнического факторов в структуре населения Сарая-ал-Махруса. Наблюдается вполне определенная тенденция к погребению в богатых захоронениях людей монголоидного облика. (С. 211)
Логично, на наш взгляд, предположить, что основу городской прослойки, оставившей погребальный обряд типа II – подбои, должны были составлять люди, попавшие в Сарай-ал-Махруса из среднеазиатских областей. Рассматриваемый обряд является образцовым мусульманским, а ведь именно в Средней Азии мусульманство распространилось и окрепло задолго до прихода туда монгольских завоевателей. В процессе исламизации золотоордынского населения, судя по историческим сведениям, самую активную роль сыграли хорезмийские имамы. Они стали проводниками ислама, идеологической опорой внутренней и внешней политики золотоордынских ханов в XIV-XV вв. Хорезмийцы должны были составлять значительную часть городского ремесленного населения. Прежде всего с их влиянием следует, видимо, связывать хорошо сложившийся мусульманский погребальный обряд с подбоями в некрополе Сарая-ал-Махруса. (С. 212)
Городское население Золотой Орды в целом
Население средневекового Хорезма и брахикранный европеоидный компонент нижневолжских городов по комплексу признаков можно, видимо, отнести к единому расовому типу, а именно – к расе среднеазиатского междуречья. Кроме того, следует здесь иметь в виду реальную возможность присутствия в составе населения городов средневекового Поволжья значительного числа переселенцев из областей Средней Азии. То же относится и к болгарам, принявшим активное участие в жизни городских нижневолжских центров.
Кочевническая серия дает сдвиг в сторону монголоидности, и именно этот сдвиг и обеспечил отдаленность ее от суммарной серии нижневолжских городов. Значительную часть кочевников Нижнего Поволжья должны были составлять монголы или переселившиеся на Волгу в эпоху монгольского завоевания кочевники Сибири. И если население золотоордынских городов пополнялось в основном за счет свезенных из стран с развитыми традициями оседлости ремесленников, то для пришлых племен именно степной образ жизни был привычнее, целиком соответствуя их хозяйственному укладу. Именно этим обстоятельством объясняется, по-видимому, явление, отмеченное ранее Г.Ф. Дебецем – если в золотоордынских городах численно преобладают европеоиды, то у населения степи, напротив, фиксируется повышенная доля монголоидного компонента. О том, что население золотоордынских степей по форме черепной коробки и по размерам лицевого скелета сближается с монголоидами Сибири, писал В.П. Алексеев. <…> Подсчеты суммарных расстояний по комплексу краниологических признаков показали, что по антропологическому облику население нижневолжских городов в целом сходно с представителями памиро-ферганской расы. Подтверждается вывод Г.Ф. Дебеца о преобладании европеоидного компонента у населения городов Золотой Орды, а монголоидного – у жителей средневековой степи. (С. 224-227)
Как археологические, так и палеоантропологические материалы свидетельствуют о том, что нашествие восточных племен в наибольшей степени отразилось на формировании антропологического облика населения Нижнего Поволжья, области, которая являлась административным и политическим центром Золотой Орды. Суммарная краниологическая серия из некрополей нижневолжских городов отличается от хорезмийских, кавказских и болгарских прежде всего сдвигом в сторону монголоидности. <…> В самих нижневолжских городах не был равнозначным удельный вес завоевателей. Об этом говорят результаты сопоставления данных, полученных при исследовании материалов некрополей Водянского и Селитренного городищ. Если в столице до конца XIV в. группа завоевателей сохраняет в определенной степени свою социальную и этническую замкнутость, то для Водянского городища мы располагаем лишь косвенными данными об изначальной традиции хоронить в богатых склепах и на «святых» участках кладбища людей монголоидного облика. Здесь к концу XIV в. эти традиции исчезают. В золотоордынском городском обществе социальный и этнический моменты были взаимосвязаны необычайно тесно. Как известно, на первых порах образования Золотой Орды в верхних социальных слоях государства оказались почти сплошь представители монголов. Местная кочевая аристократия отходит в это время на второй план. <…> Понятно, что с начала имелась определенная зависимость между социальным положением человека и его антропологическим обликом. Именно аристократические районы некрополя Водянского городища обнаруживают связь с монголоидностью погребенных там людей. (С. 234-235)
Източник http://aquilaaquilonis.livejou...
Ну что ещё тут можно сказать...
Оценили 22 человека
35 кармы