Что можно увидеть на картинках. Продолжение тем о строительстве Санкт-Петербурга

40 11283

Продолжаю разсказывать о том, как строился Петербург. А то некоторые высказывают сомнения, даже не пошевелив пальцем, чтобы проверить, а так ли всё было, как они утверждают.

Я, конечно, сочувствовала бы тем, кто не способен, имея интернет под руками, найти всю необходимую информацию для составления представления о том или ином предмете (тем более, освещённом очень широко) близкое к действительной реальности. Однако, если человек ставит перед собой задачу ввести других в заблуждение, то ни о каком сочувствии речи и быть не может. Говоря про многоэтажные дома, Гилермо приводит в подтверждение своих слов изображение здания 12-ти коллегий, история которого не только в книгах, но и в чертежах, и в произведениях художников столько много раз изложена, что только ленивый не удосужится, заинтересовавшись, узнать очень многое. В том числе и историю застройки прилегающих к зданию районов. Вот так выглядит это место в наше время со спутника.

Это - стрелка Васильевского острова. Острова, который начал застраиваться не первым, а потому к началу его застройки уже были другие возможности и у строителей, и у планировщиков.

Это очень длинное здание и есть здание 12-ти коллегий. На картинке, приведённой Гиллермо, его видно со стороны нынешнего парка.

Прежде всего, мы не видим на спутниковом снимке канала, который наблюдаем на приведённой Гиллермо картине, выполненной по рисунку Махаева 1753г.. Я приведу её в большем формате, для наглядности:

Можно открыть картинку в новом окне и поразглядывать. Есть ещё изображения этого же вида, отличающиеся техникой изполнения и зеркальностью.

Другое (подобное) привожу фрагментами и зеркально перевёрнутым (так, как это здание и построено), ибо не получается загрузить в большом формате полный вариант

Итак, мы видим часть деревянной набережной, ничем не ограждённый канал, один берег которого замощён. Видим напротив коллегии высокое здание, а в просвете между ними (на дальнем плане) видим другой остров с деревянной же набережной и весьма неказистыми домиками. Возникают вопросы: каково произхождение канала (его история), что за здание напротив? и что там на дальнем плане? Ещё раз смотрим на шведскую карту 1698-1700 г.:

На острове поперечных речушек и каналов в нужном месте не наблюдается

"С 1707 и до 1714 г. весь Васильевский остров находился во владении А. Д. Меншикова. Территория его восточной оконечности, которая непосредственно примыкала к княжеской усадьбе, была мало обжита. На ней кое-где были разбросаны деревянные постройки для крепостных, да возвышалось несколько лесопильных мельниц (Данная стадия освоения острова зафиксирована на плане, выполненном в 1714 г. майором Леспинасом (bespi-nass, ЦГАВМФ, ф.)...

Леспинас. План Васильевского острова, 1714 г. ЦГАВМФ, ф. 3 — «Л», оп. 34, д. 2465.

Я выкладываю несколько последовательных карт и планов восточной части Васильевского острова для наглядности процесса его застройки к 1753 году. 

А на карте первого губернатора Александра Меньшикова 1717 г. каналы имеются. Отсюда можно сделать вывод, что это - проект. Саму карту можно посмотреть в увеличении http://www.nemiga.info/peterbu... Карта составлена Николя де Фером, одним из наиболее прославленных географов и картографов Франции конца XVII - начала XVIII века.

План водных переправ 1725 г

Карта 1737 г. Автор неизвестен http://www.spbin.ru/photos/map...

Карта 1744 года составлена Матиасом Сойтером http://www.familytree.ru/maps/...

Карта 1753 года. 

Ни от кого не скрывается, что многие картинки (гравюры, акварели и другие работы художников) не всегда являются изображением уже существующего в реальности. Часто художники изображали то, что ещё строится, уже завершённым, таким, какое оно имелось только в планах - как оно бы выглядело или смотрелось в будущем. А потому, многие изображения так или иначе связаны с архитекторскими проектами и чертежами. Потом уже "передирали" с этих картинок, создавая свои картинки, оформляя их по своему. Это было нормальным явлением в прошлом, это встречается и ныне.

Давайте проследим, как именно застраивалась эта часть Васильевского острова: в какой последовательности, в каких объёмах и из чего. Нужно отметить, что поначалу в планах было сделать центральной и основной частью города правобережную часть, ту, где находится Петропавловская крепость. Там были построены первый в городе гостинный двор, там был построен Троицкий собор, там разполагался сенат.

Троицкая площадь. Рисунок Ф. ВАСИЛЬЕВА. 1719 год 

Потом внимание было обращено на левый берег Невы, ибо дороги, по которым шли грузы из Москвы и в Москву, шли оттуда. Там же были построены и первые дворцы царской семьи.

Гербеля на его посту сменил французский архитектор Леблон, которого пригласил в Россию возхищённый его трудами Пётр. И, хотя не все проекты и планы Леблона были воплощены, однако по созданному им плану можно судить о том, каким видел идеальный город сам Пётр Первый. Впрочем, об этом нужно писать отдельную статью.

"Избранный Петром I в качестве центра новой столицы, Васильевский остров получил планировку по специально составленному проекту после рассмотрения идей разных зодчих. При этом планировочной осью послужила просека, проложенная в 1710-х годах от сада Меншикова до взморья, — будущий Большой проспект. Проекты Доменико Трезини, утвержденные в 1716 и последующие годы, отразили желание Петра I создать в России регулярный город европейского типа. Прямоугольная, подчеркнуто геометрическая сеть улиц-линий и пересекающих их проспектов явилась планировочной основой для всей дальнейшей застройки центральной части острова.
Проект, утвержденный в 1718 году, предусматривал создание на юго-восточной оконечности острова – Стрелке - главной площади с комплексом административных, торговых и научных учреждений. Тогда же установили стандартную ширину улиц: 13 саженей — около 30 метров. Доработка проекта шла и в 1720-х годах. По оси нынешних Съездовской и 1-й, 6-й и 7-й, 12-й и 13-й, 18-й и 19-й, 24-й и 25-й линий намечались каналы шириной 7 саженей. Они предназначались для осушения местности, водоснабжения, водного сообщения, борьбы с пожарами. Предполагалось также, что они будут служить защитой от наводнения.
Широкий канал по трассе нынешнего Большого проспекта должен был соединить залив со Стрелкой. Сооружение водной системы каналов началось уже после смерти основателя города и шло со значительными отступлениями от первоначального проекта. Так, каналы появились на нынешней Менделеевской, 1-й и Съездовской линиях, а далее не на 6-й и 7-й линиях, а на 4-й и 5-й, 8-й и 9-й. По проспектам же их вообще не проложили. Те, что были прорыты, пришлось засыпать во второй половине XVIII века. По проспектам и всем линиям проложили дренажные канавы. Частью планировочной системы острова стали номерные наименования улиц-линий, появившиеся в 1718 году." http://voadm.spb.ru/o-rajone/i...

Не секрет, что первые здания Петербурга возводились не только владельцами земельных участков, но и народом, собираемым из других городов страны по наряду. Первые годы работные люди приезжали на отработку в три смены, то есть, каждая партия людей отрабатывала на строительстве по два месяца. Когда система набора работников была отточена, сделали две смены по 3 месяца. Так что, рабочие руки для стройки были. Первыми строительными материалами были в основном древесина, глина и, по мере строительства заводов, кирпич. Каменных домов строилось очень мало. Были составлены проекты типовых мазанок не только для простых людей, но и для людей побогаче. Об этом тоже много материалов имеется в сети. Первыми обживались (и это естественно) побережья. Мы можем это видеть на планах, гравюрах и акварелях. Здесь были пристани, куда привозились по воде товары и грузы, здесь были и первые общественные здания, которые возводились по индивидуальным проектам. 

Акварель 1715 г. шведского инженера Пауля Бетуна. Вверху: вид Екатерингофа и Петербурга, внизу: Петропавская крепость и Стрелка Васильевского острова

На акварели видно, что Васильевский остров в 1715 году был практически пустынным (можно вернуться к карте выше к плану Леспинаса 1714 г.) Тогда на нём высился дворец Меньшикова (который всё ещё строился и перестраивался) и частичные постройки, например, там были казармы. Кстати, напоминаю, что перед нами не фотографии, а художественные произведения, дающие нам приближённое представление о том, каким же был в те времена Петербург.

Ещё одна акварель Пауля Бетуна 1715 г.

Упомянув о том, что перед нами картины, я хочу обратить ваше внимание на то, что и картина с изображением 12-ти коллегий написана с нарушениями соположения зданий коллегий и гостинного двора. Да-да. Помнится мне, в самом начале у меня возник вопрос: что за здание с правой стороны от коллегий :о) Это - гостинный двор, который первоначально был деревянным с постепенной заменой на каменный. Так он выглядел со стороны реки. 

Гостинный двор по рисунку Махаева 1749 г. (справа на заднем плане коллегии)

По планам и изображениям Васильевского острова середины XVIII столетия сделан прекрасный макет. Так что, можно составить себе объёмно-пространственное представление о том, какой была стрелка острова.

Это - то, что находилось за зданием коллегий: Дворец Меньшикова на переднем плане

Гостинный двор (Портовый)

И вновь возвращаюсь к сказанному Гиллермо, а именно, к его замечанию, что "на гравюрах, которые датируются 1753 годом, изображен уже весь Петербург с многоэтажными домами, дорогами, каналами.". Смотрим на стрелку Васильевского острова на плане Махаева, составленном в 1753 году, и запоминаем :о)

Здание 12-ти коллегий, домик для Готторпского глобуса, каменный гостинный двор, пакгаус, склады, кунсткамеру, Академию наук, парк...  

 После этого смотрим карты начала XIX в. на сайте Нестандартный Петербург

1810 г.

1821 г.

1835 г.

1850 г.

За сто лет только на Васильевском острове были перестроены многие здания, построена биржа и застроены новые территории. Например:

"Первый каменный Гостиный двор (Старый, или Портовый, как его называли) возвели по проекту Трезини в 1722 – 1737 годах на Васильевском острове на набережной Малой Невы, близ тогдашнего торгового порта... По существу, это были не торговые, а обширные складские помещения, занимающие целый квартал. В начале 1910-х годов их разобрали, а освободившуюся территорию застроили.

Случайно уцелела лишь крохотная часть Старого гостиного двора. В наши дни это дом № 1 по Тифлисской улице... По проекту архитектора Джакомо Кваренги рядом со Старым гостиным двором построили Новобиржевой гостиный двор. Здание, надстроенное в советское время третьим этажом, дошло до нас практически в первозданном виде...  Заложенное в 1783 году на Стрелке Васильевского острова здание Биржи к 1787 г. было подведено под крышу, но в связи с начавшейся русско-турецкой войной и военными действиями против Швеции, строительство было приостановлено... Через двадцать лет, в 1805 году недостроенное здание снесено, а на Стрелке Васильевского острова по проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона возведено новое, хорошо нам известное здание Биржи..." http://www.mihgri.ru/gosdvor.h...

 Нужно ли говорить, что Васильевский остров - лишь частица города? Может быть Гиллермо вспомнит, когда были построены Казанский и Исаакиевские соборы, Михайловский замок, Таврический дворец, Троицкий собор, Ассигнационный банк, Эрмитажный театр, Смольный институт, малый гостиный двор, Публичную библиотеку и многие, многие другие выдающиеся сооружения? Когда были одеты в камень берега реки и каналов? Может быть вспомнит о том, что растущее население нужно было где-то размещать? Может быть подумает, и поймёт, что на площади одного и того же блюдечка может быть помещён один кусочек сахара или три-четыре, а потом ещё и пара десятков дополнительно. Площадь блюдечка от этого не увеличится. Плотность застройки можно сравнить по тем же картам и картинам. 

Гиллермо, наверное, не знает, что художники предпочитают запечатлять лучшее и, поначалу, самое современное. А потому мы и видим на гравюрах и картинках то, что составляло гордость петербуржцев, не важно, появлялось оно в то или в иное время. Вот оно, созданное не вами, Гиллермо.

Начало темы:

1 - https://cont.ws/@metafor/58173...

2 - https://cont.ws/@metafor/58353...

3 - https://cont.ws/@metafor/58394...

(продолжение следует)

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Итальянская культурная ассоциация «Сперанца» приняла обращение к мировому гражданскому обществу по поводу узников совести на Украине

Культурная ассоциация «Сперанца» взяла на себя обязательство привлечь внимание общественности в Италии к двум политическим заключённым, находящимся в украинских тюрьмах: правозащитнице ...

Обсудить
  • Захватывает!++++++++
    • Vad
    • 16 апреля 2017 г. 22:12
    Опять про таинственного дюка.))))))))
  • Интересно! возможно, в дополнение будет: http://mylnikovdm.livejournal.com/46230.html
    • KAMAS
    • 17 апреля 2017 г. 03:51
    • SRK33
    • 17 апреля 2017 г. 06:08