Глухой телефон альтернативщиков.

128 2245

Как это принято, Полярный Пушистик подкрадывается тихой поступью неслышно, незаметно...Шажок за шажком альтернативщики утрачивают не только опору и способность сохранять своё равновесие, но и остатки хоть какого-то понимания вещей... А потому, чтобы они могли вникнуть хотя бы подсказки о своих заблуждениях, привожу сведения о технологии живописи, текст изначальной статьи научного изследования полотен Леонардо да Винчи и цитирую их умственную мазню :о)

Технологоведение.

"...нетрудно понять, что в основе любого процесса лежит некая технология, благодаря которой этот процесс и может считаться более или менее упорядоченным. Надо признать, что во всей истории мировой живописи именно у старых мастеров процесс изготовления живописного произведения наиболее точно и последовательно организован...  Под технологией предлагается понимать свод некоторых знаний, определенную последовательность действий, направленных на достижение конечной цели...

С определенного момента в истории художественного образования наблюдается ослабление интереса к технологии. Примерно со времени возникновения первых Академий живописцы отдают все свое внимание проблемам идейного характера, освобождению художника от оков технологии, презрительно называя старые методы ремесленническими пережитками (хотя на самом деле знание технологии, безусловно, окрыляет, давая бесконечные возможности). В качестве фундамента начинает мыслиться лишь рисунок, в то время как за рисунком следует признать, по большому счету, лишь каркас будущего дома, но никак не фундамент. Фундамент это то, что скрыто от глаз зрителя, это то, что там, в глубине, позволяет всей покоящейся на нем конструкции быть прочной и долговечной... (подчёркнут ответ альтам на вопрос, почему нынче так не пишут картины, и почему картины не того качества - Взор)

1. Введение в масляную живопись

Абсолютно любая краска состоит из двух составляющих: пигмент (красящий порошок) и связующее вещество (т.е. то, что этот порошок и превращает в краску). Собственно, пигмент во всех видах красок одинаков, различия между масляными красками, темперой, акварелью и др. в связующем веществе. В масляной краске таким веществом является масло – льняное, ореховое, либо маковое.

Причиной относительно недавнего времени начала широкого применения масла в живописи являются трудности, как процесса высыхания масел, так и сопутствующих ему явлений. По мере эволюции масляной живописи художники постоянно экспериментировали со связующим веществом, пигментами, различными добавками, основами, грунтами, с защитным покрытием и т.д.,..

Эксперименты со связующим веществом включали в себя такие аспекты:

1. Всевозможная очистка/отбелка сырого масла

2. Различные вариации на тему добавок – эфирные масла, смолы, лаки и т.д.

3. Подготовка очищенного масла – частичная полимеризация масел, подготовка температурой (варка) с различными добавками.

Вариантов было великое множество, и каждый художник искал что-то свое…

Однако, как уже говорилось, цель нашего пособия - практика в современных условиях, т.е. условиях начала 21 века. Поэтому сразу оговоримся: тем материалам (например, маслу, рафинированному и отбеленному), которые сейчас может купить каждый в магазине художественных товаров, позавидовал бы любой мастер прошлого...

Где-то начиная с 16 века, художники стали при письме добавлять в краску всевозможные лаки. По их наблюдениям, это придавало краске большую скорость и равномерность высыхания, большую прочность красочного слоя, причем краски к тому же заметно меньше жухли...

Для исправления уже образовавшихся пожухлостей сейчас служит ретушный лак (так называемый «тощий» лак, т.е. быстросохнущий с минимальным содержанием смол). При нанесении на пожухлый слой он заполняет собой отверстия в пленке и частично полости внутри слоя, компенсируя ушедшее масло. При заполнении отверстий пленка частично растворяется, что служит лучшей адгезии (сцеплению) красочных слоев. Таким образом ретушный лак используется и как межслойный.

Старые мастера, за неимением ретушного лака, пользовались натуральными средствами, а именно: сырой картофель, лук, чеснок. Все они оказывают сходное с ретушным лаком действие...

Все масляные краски по происхождению делятся на две большие группы:

- Минеральные

- Органические

Причем следует указать на такую особенность: в минеральных красках красящим веществом является непосредственно красящий порошок – пигмент, в то время как в органических – маслорастворимый краситель; для того, чтобы сделать из него пигмент, им окрашивается так называемое основание – нейтральный белый порошок...

Также масляные краски можно дифференцировать по таким чисто физическим характеристикам, как цвет и прозрачность. В этом случае различают все общеизвестные цвета и три вида прозрачности:

- Отсутствие прозрачности – корпусная краска, то есть полностью перекрывающая даже в тонком слое нижележащий слой.

- Полупрозрачная краска – прозрачность/непрозрачность достигается консистенцией краски (количеством связующего вещества) и толщиной слоя.

- Прозрачная краска (лессировочная) – такая краска, при наложении которой нижележащий слой сохраняет свою видимость...

Краски на основе красителей, полученных из различных растений или животных, называются органическими...

Методы масляной живописи делятся на две основные большие группы:

1. Однослойная живопись (аля-прим)

2. Многослойная живопись...

При многослойной живописи картина представляет собой своеобразный «пирог»...

Лессировка (нем. Lasierung - покрытие глазурью) - тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие краски картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии. Почти все краски пригодны для лессировок. К менее пригодным можно отнести кадмии, английскую красную, окись хрома, непрозрачные марсы. В лессировках используется стандартный тройник; лессируют как цельными красками, так и смешением их; можно писать сразу по сырой лессировке, а также по просохшей.

Действительно, принцип многослойности позволяет существенно обогатить живопись. Так лессировка играет роль своеобразного цветного стекла и позволяет достичь тонкой моделировки и значительных светотеневых эффектов, мягких переходов и богатства оттенков. Часто картина заканчивается так называемой обобщающей лессировкой, когда вся поверхность картины лессируется целиком одной краской...

Таким образом, метод многослойной живописи заключается в построении картины из множества тонких красочных слоев. Как правило, применяется чередование корпусных и лессировочных слоев, причем предусматривается использование некоторых межслойных веществ (например, ретушного лака), которые улучшают характеристики живописи.[3] (вопрос "на засыпку" - какой, по-вашему толщины может быть лессировочный слой, если величина мелких зёрен пигмента составляет 0.5-0.7 микрон, а разбавитель - скипидар? - Взор)

Разбавители – это вещества, способные разжижать масляную краску и испаряться без остатка. Разбавителем для масляных красок является скипидар." [3]

Сфумато. Определение и характеристики

"В изобразительном искусстве термин «сфумато» (производное от итальянского «fumo», что означает «дым») обозначает технику масляной живописи, при которой тон и цветовая палитра выстроены таким образом, что перетекают друг в друга без видимых краев и границ. Отец техники, Леонардо да Винчи описывал сфумато как смешение цветов «в виде дыма, без линий или границ». При этом между произведением и зрителем будто повисает завеса, приглушающая яркие участи и освещающая темные, с целью создания мягкого и неуловимого перехода между тонами. Как правило, для достижения подобного эффекта используются полупрозрачные глазури. ...сфумато классифицируется как одна из основных техник живописи искусства эпохи Возрождения."[1]

Статья первоизточник

"Как Леонардо да Винчи сумел нарисовать такие прекрасные лица? Впервые количественный химический анализ был сделан на семи картинах из Музея Лувр (включая Мону Лизу) без извлечения каких-либо образцов. Это показывает состав и толщину каждого слоя материала, установленного художником.

Результаты показывают, что в случае глазури (1) применяются тонкие слои от 1 до 2 микрометров. Исследование, проведенное командой Филиппа Уолтера из «Лаборатории Центра рекреации и реставрации музеев Франции» (LC2RMF, CNRS / Ministère de la culture et de la communication), в сотрудничестве с Европейским синхротронным излучением Фонд (ESRF) и поддержка Луврского музея публикуются 15 июля 2010 года в журнале Angewandte Chemie International Edition.

Картины Леонардо да Винчи завораживают, частично из-за множества тонких оптических эффектов, которые размывают контуры, смягчают переходы и смешивают тени, как дым. Известная как «сфумато», эта техника является не только результатом гения художника, но и технических новшеств в начале XVI века. Минутовые наблюдения, оптические измерения и реставрации уже описали sfumato, но новый анализ может подтвердить процедуру этой техники, особенно связанную с тем, как выполняется градация.

Впервые Филипп Уолтер (LC2RMF) и его команда в сотрудничестве с ESRF и Луврским музеем получили новое представление о sfumato благодаря количественному химическому исследованию различных окрашенных слоев. Семь картин Леонардо да Винчи были проанализированы без извлечения непосредственно в комнатах Луврского музея («Дева скал», «Мона Лиза», Св. Иоанна Крестителя, Благовещения, Вакха, Бель Ферронниера, Святой Анны, Богородицы и Ребенка) , Ученые сосредоточились на изучении лиц, потому что они имеют характеристики сфумато. Они использовали метод, называемый рентгеновской флуоресценцией (2), чтобы определить состав и толщину каждого слоя в девяти лицах (включая Мону Лизу), написанных Да Винчи на протяжении 40 лет его карьеры.

Ученые также нашли различные рецепты, используемые Да Винчи, чтобы сделать тени на лицах. Эти рецепты характеризуются техникой (использование слоев глазури или очень тонкой краской) и по характеру пигментов или добавок. В случае глазури (читай, лессировки - Взор) применяли тонкие слои от 1 до 2 микрометров для получения общей толщины не более 30-40 микрометров. Результаты, полученные в этом исследовании, помогают понять поиск Да Винчи, чтобы его искусство выглядело живым.

Примечания:

(1) Глазурь - это тонкий прозрачный слой, в основном органический, содержащий немного пигмента. Суперпозиция глазурей позволяет создавать глубину и объем.

(2) Рентгеновская флуоресцентная спектроскопия является химико-аналитическим методом. Он состоит в создании более легкой области в картине с использованием рентгеновских лучей. Позже материал излучает другие рентгеновские лучи (флуоресценция), характерные для исследуемой области."[2]

Ещё пояснения к технике письма

"Классическое сфумато создается при помощи специальных полупрозрачных красок, глазурей. Для работы художники используют легкие кисти из соболя, которые позволяют делать практически невидимые мазки. Позже появилась техника «сухой кисти», когда по основному изобразительному полотну художник проходился легчайшими мазками с небольшим количеством сухой красящей смеси. А после полного высыхания изображения он еще подчищал излишки, чтобы оставить буквально микроскопический слой.

Существует заблуждение, что сфумато – это исключительно живописная техника. Это не так. Тот же Леонардо прекрасно использовал технику в карандашном рисунке. Добиваясь штриховкой и растушевкой тончайших переходов. Также этот прием эффектно работает в технике пастели. Изменяя степень нажима на пастельную кисть, художник достигает разной степени интенсивности цвета, а применение влажного мелка позволяет получить разную степень глубины изображения. Также в пастели для создания эффекта сфумато используется растушевка и подкрашивания. Это позволяет стереть границу между цветовыми и тональными переходами и получить желаемый эффект тумана и дымки."[4]

Вот и всё.

Но альтернативщики сразу решили взять быка за рога и повернуть их по-своему :о)

Сегодня Интернет пестрит статьями об уникальной технике живописи Леонардо да Винчи. Утверждается даже, что он - открыватель нанотехнологий. Цитирую статью Алексея Артемьева из "Русского агентства новостей" (русским его даже называть не хочется)

Позвольте, читатели мои, доложить вам, что отпечатки пальцев на картинах Леонардо всё-таки имеются. Например, в 2005 году изследователи изучали отпечатки его пальцев: "После детального изучения картины "Дама с горностаем" полностью удалось восстановить отпечаток указательного пальца Леонардо. Последние штрихи на картине, тень ожерелья женщины, художник делал рукой."

"Резюме: произведения, рисунки и картины Леонардо содержат много отпечатков пальцев, представляющих только биологичекие следы гения и окружающего его мира. Эти отпечатки пальцев были получены чернилами, биологическими жидкостями (слюна, кровь) и, возможно, пища (масло, жиры?). Топографические распределения или полнота отпечатков показывают ручную способность гения и наличие какого-либо нарушения (суставного или нейро-мышечного заболевания), имеющего произошло в течение последней части его жизни. Авторы реконструируют левый большой палец, выпущенный в рукописях, и его идеальное соответствие отпечатку на исследуемых холстах." [7]

То же самое можно сказать и о второй части утверждения, про отсутствие следов кисти на холстах :о)))

Но! Тут нужно обязательно добавить одну вещь. Попытки изследователей повторить технику письма Леонардо да Винчи производились и производятся до сих пор. И процесс и результаты одного из последних изследований мне попалось во время поиска материала для этой статьи. В нём очень подробно и обстоятельно разсказывается шаг за шагом возпроизведение картины "Мона Лиза". И в описании есть моменты, где излагается техника нанесения красок лессировки, которой достигается эффект сфумато.

"Часто на поверхности слоя краски регистрировались отпечатки пальцев, указывающие на то, что Леонардо использовал свои пальцы для смешения тонких мазков в некоторых частях этих картин (Brachert, 1969; Dunkerton et al ., 1991; Bull, 1992; Syson & Billinge , 2005)"... 

Техника глазури

28 Когда холст полностью высох, был начат длительный процесс нанесения высокопрозрачных покрытий из чистых пигментов, чтобы сразу выявить тон краски в слое. В этой процедуре картина была помещена в горизонтальное положение, что позволило более эффективно контролировать применение глазури и предотвратить возможную утечку покрытий (наносимой глазури).

29 Высокопрозрачные масляные глазури использовались над полностью высушенными подкрасками во многих частях картины, особенно на тонах кожи, для обеспечения мягких эмалеобразных эффектов.

Рисунок 7 Выполняется техника глазури

Рисунок 8 Реконструкция эффекта сфумато на руках

32 Необходимо проявлять особую осторожность при работе со слоями из-за того, что каждое глазурованное покрытие должно быть полностью сухим перед нанесением следующего. Большинство слоев глазури, изготовленных из пигмента в различных количествах, были сосредоточены в теневых зонах (Hawkins, 1802, Eastlake, 1847). Как и в случае с инструментами, используемыми для нанесения, выяснилось, что все резко выделяющиеся края глазурей, особенно при моделировании тонов кожи, необходимо было смягчить, пока они еще влажные, для получения высококачественных тональных переходов. Это было достигнуто с помощью мягкой сухой щетки, осторожными постукиваниями по периметру глазури, пока они (переходные места) не станут невидимыми (см. 9).

Рисунок 9 Реконструкция эффекта сфумато на руках (деталь)"

Полностью здесь: https://ceroart.revues.org/3828

В принципе, вопрос о том, почему поверхность картины "Мона Лиза" имеет такую текстуру, объясняется в этом описании. Леонардо перенёс в масляную живопись деликатные приёмы акварели. Лессировочные слои были очень разбавленными: "это покрытие должно быть практически как вода, просто немного тонированное, и щетка должна быть почти всегда практически сухой. Не пытаясь спешить,  затеняйте понемногу, всегда возвращаясь с этой кистью в темные области. Вы знаете, что выйдет из этого? - Если эта вода просто немного тонированная, и вы затеняете с наслаждением, и не спеша, вы получите вашу тень хорошо сочетаются, так же, как дым"

Ага! Как же! Читайте выше сказанное :о)))

Это, уважаемые читатели, совершенный бред человека, не удосужившегося даже заглянуть в справочники и книги по краскам, в том числе по пигментам 1953 года!!!

"Дисперсность пигментов. Весьма малой степенью дисперсности отличаются пигменты, полученные осаждением из раствора. К ним относятся: хромовая желтая и кадмиевая желтая, искусственный мел, глина и бланфикс. Они состоят из мельчайших кристаллов, которые намного мельче природных пигментов, полученных размолом минералов или отмучиванием цветных глин. Свинцовые белила, выделенные из раствора уксуснокислого свинца, более тонки, чем чистые свинцовые белила (кремницкие белила), изготовленные путем медленной коррозии свинца уксусными парами. К пигментам с весьма большой степенью дисперсности относятся ламповая сажа и цинковые белила."

Обратите внимание, что размеры частиц пигментов в кроящих красках - от 1 до 5 микрон. Следовательно, пигменты для прозрачных красок имеют размеры частиц менее 1 микрона.

"Органические цветные лаки имеют частицы, размер которых зависит от степени дисперсности субстрата, на котором они фиксированы. Как правило, их осаждают на гидрат окиси алюминия или барит, выделенные из раствора, поэтому они весьма мелкодисперсны.

Более грубую степень дисперсности имеют пигменты, полученные путем химического соединения или частичного разложения при высокой температуре: гидроокиси и окислы железа, киноварь, ультрамарин. Измельченные минералы — ляпис-лазурь, малахит, азурит, горная киноварь, смальта (измельченное стекло) также грубодисперсны. При сильном увеличении мы можем обнаружить на картинах старых мастеров, что частички этих пигментов отличаются острыми гранями и колющими поверхностями излома кристаллов. Земляные пигменты, охры, сиены и умбры, образовавшиеся при выветривании горных пород, отличаются частицами неодинаковых размеров — от мелких частичек до резко выраженных грубых частиц, грани которых закруглены.

Размер частиц дается в микронах (μ = 0,001 мм)

Весьма тонкодисперсные до 1 μ

Тонкодисперсные от 1 μдо 2

Среднедисперсные от 2 μ до 5

Грубодисперсные от 5 μ до 10

Весьма грубодисперсные выше 10 μ" [5]

Обратите внимание на следующую вещь: пигменты могут получаться при осаждении. То есть, из взвеси в той же воде. Чем мельче частицы, тем позже они оседают на дно. По-вашему, этого мастера в старину не ведали? Так что утверждаемое автором альтернативного опуса - бред  полнейший. Он, кстати, даже имя руководителя проекта доктора Филиппа Уолтера  переврал, содеяв его Филиппом Вагнером.

Бредом (а иначе я никак не могу это назвать) является и всё последующее.

Граждане альтернативщики! Что же вы палитесь так бездарно?

Ссылки

1 https://artrue.ru/articles/sf...

2 https://www.sciencedaily.com/...

3 http://www.proza.ru/2011/01/08...

4 http://fb.ru/article/283197/te...

5 https://www.researchgate.net/publication/272795312_Methodological_approach_to_the_materiality_of_rock_art_paintings_based_on_their_physicochemical_characterization_Proposal_and_reflections_from_their_study_in_Chile

6...

Жизнь после Смерти: Суд совести, Суд предков, суд Богов.

В данной видео-статье мы рассмотрим откуда приходит душа, и какой путь проходит душа после смерти физического тела перед получением новой физической оболочки: Суд Совести до 3 дня, Суд ...

Обсудить
  • Да и ваще это не горностай, а хорёк альбинос. Откудава там горностаям взяться было, в те дикие времена..
  • Блестяще! Совершенно согласен - в основе всякого созидания лежит технология, а не диванные рассуждения. А любая технология отвечает на четыре вопроса - что делать, сколько делать, на чем делать и как делать? И нет принципиальной разницы между предметами разговора - геополимерный бетон ли это, картины маслом, Александрийский столп или лаваш из ближайшего киоска. Автор, вы не технолог ли часом?!))
  • Альтердурень ссылался на википедию.... :sweat_smile:
  • Это опять чебуреки шалят? странно, там же художник на художнике. Совсем отъезжают, видимо.
  • +++ Ну, не могут некоторые поверить, что руки могут быть прямыми и расти из плеч.