Гранитная чаша в Люстгартене

31 10517

Гранитная чаша в Люстгартене (Granitschale im Lustgarten) одна из достопримечательностей Берлина. Иногда её называют гранитной вазой. В своё время её называли чудом света, так как высечена она из единого монолитного куска гранита. Жители города в шутку прозвали её «Суповой миской».

Удивлены несоответствием верхней картинки и заголовка? Так и я удивилась, увидев, что прусскую гранитную чашу попытались сравнить с колыванской вазой из яшмы, выпятив немцев, обошедшихся меньшими силами за меньший срок и изготовившими чашу большего размера. Лучше бы с баболовской ванной сравнивали...

Гранитная чаша

Гранитная чаша 19 век

Историческое приобретение

В 1826 году на академической выставке в Берлине строительный инспектор и каменщик Кристиан Готлиб Кантиан выставил круглую гранитную чашу диаметром 6 футов (1,83 м) и две другие меньшие чаши из камня. Они понравились английскому послу Уильяму Кавендишу, и он заказал себе такую ​​каменную миску. Когда прусский король Фридрих Вильгельм III узнал об этом, взыграло ретивое: «сосед купил, — у меня должно быть круче!». Немедля он также заказал Кантиану сделать ​​гранитную чашу с условием, что она должна превзойти британскую. Король добавил, что «самый крупный предмет такого рода должен оставаться в стране». Кантиан пообещал поставить чашу диаметром 17 футов (5,34 м), подчеркнув, что она будет еще более впечатляющей, чем «великолепная порфировая раковина Нерона». Король прекрасно знал, что в музее Ватикана в Риме находится крупная порфировая раковина, найденная на вилле Нерона. Она стоит там в Сала Ротонде. Порфирит состоит из тех же минералов, что и гранит. Потому было решено: "Мы хотим, чтобы такая миска была, конечно же, больше, чем неронская, была сделана из патриотического гранита, и она должна попасть в ротонду нового Королевского музея".

У Вильгельма был государственный строительный советник Карл Фридрих Шинкель, который планировал поместить "миску" в ротонде у Старого музея в процессе строительства, чтобы сделать её предметом коллекции.

Великий Маркграфштейн

Первоначально Кантиан считал подходящим для этого заказа 600-тонный гранитный блок в Нойендорфе , который он начал раскалывать ещё в 1825 году. Однако камень оказался слишком хрупким для поставленной Вильгельмом задачи, и Кантиан выбрал для королевской чаши другой камень - Великий Маркграфенштейн, огромный валун, который оценивался в 700-750 тонн. Этот валун из красного гранита был перемещён во времена ледникового периода из центральной южной Швеции. (Правда, тогда никто об этом не догадывался: камни считались порождением прусской земли). В горах Маркграфства было два подобных камня.

Один из них - более крупный, и было решено изпользовать.

Большой маркграфский камень: S = исходное положение, N = после поворота на 90 °, толщина каменной пластины ac или bd = 5 футов (1,57 м) . Рисунок Кантиана

Заготовка для гранитной чаши была отколота в сентябре 1827 года. Не сразу всё получилось, как задумывалось.

Великий Маркграфенштайн с массой от 700 до 750 тонн (размеры: длина 7,8 м, ширина 7,5 м, высота 7,5 м)

Работа над чашей началась в мае 1827 года. Каждый день над камнем трудились двадцать каменщиков. С ними вместе работали кузнецы, которые  правили и изготавливали инструменты для каменотёсов. Первый откол не получился оптимальным, потому пришлось откалывать лишние выступы. Затем, примерно к середине июля камень был повёрнут первый раз на 90 градусов с изпользованием 10 лебёдок для удаления значительного куска камня, до того находившегося в земле. Для удаления этой части понадобилось 95 железных клиньев. Второй раз понадобилось повернуть камень для работы над нижней частью в декабре. После обработки нижней части, плиту, которая весила уже около 225 тонн, вновь поднимали и поворачивали 100 человек. Этот процесс был завершен 26 апреля 1828 года; то есть, оболочка была выдолблена до 4 августа.

Рисунок Кантиана: поворот раковины в горах Рауэншен. Корпус раковины находится на эскизе слева около 30 °, когда светлая стрелка наклонена распознаваемой; его поддерживают несколько человек. Слева от вершины скалы на балке, вероятно, показан сам Кантиан, который дает команды

После успешного разделения валуна Кантиан сообщил королю, что по результатам первоначального обследования он пришёл к выводу о возможности высечь каменную чашу диаметром 22 фута (6,90 м), и что он сам будет командовать работами по её изготовлению. Хотя это и удорожало работу (по сравнению с первыми договорённостями), король согласился на предложение каменщика. Чаша этого размера больше не вписывалась в ротонду и это ставило Карла Фридриха Шинкеля - государственного советника короля по строительству в сложную ситуацию, потому что, с одной стороны, чаша должна была быть центром ротонды, с другой стороны, эстетика в комнате могла отрицательно сказаться на такой большой чаше. Поэтому Шинкель предложил поставить чашу перед внешней лестницей музея в полукруг и представил королю для принятия решений рисунки ротонды с чашами различного размера. После нескольких собеседований Шинкель убедил короля, и, наконец, установка будущей чаши на открытом воздухе была одобрена 21 февраля 1829.

Обработка камня, транспортировка и работы в Берлине интересовали публику. Документация была заказана художнику Иоганну Эрдману Хуммелю, который создал несколько эскизов и картин маслом. Некоторые из них сохранились. Картина поворота полуфабриката в Берлине в годы Второй мировой войны была сожжена в музее Мяркише. Хуммель не интересовался символикой чаши.

Заготовку помещают на лодку для доставки в Берлин

Во время длительной транспортировки, готовая полированная чаша должна была бы быть надежно защищена от царапин и других повреждений. Этого никто не мог гарантировать, потому первоначально была отёсана внешняя форма чаши, и она транспортировалась с шероховатой поверхностью.

Итак, внешняя поверхность чаши вчерне была обработана к середине сентября 1828 года. К этому же времени были изготовлены специальные транспортные средства (судно, деревянная рама и др.), и всё было готово для транспортировки чаши в Берлин. Требовалось доставить заготовку к Шпрее, где чашу ожидало судно.

Корпус, который в это время весил от 70 до 75 тонн, был транспортирован к Шпрее с помощью деревянных роликов. Была создана стяжка и проложена дорога через лес до Шпрее; маршрут всё еще виден сегодня. Транспортировка продолжалась шесть недель; Каждый день проходили в среднем по 600 футов (188 метров). Для погрузки на специально укрепленный деревянный корабль потребовалось пятьдесят четыре человека.

6 ноября 1828 года "посылка" прибыла в Берлин. Её отвезли в специально построенное здание на Пакхофе недалеко от места в музее Альтеса . В здании был паровой двигатель мощностью десять лошадиных сил (PS), с помощью которого за два с половиной года чаша была закруглена (операции заглаживания, шлифовки и полировки до высокого блеска). Впервые в Германии такой твердый камень был отполирован машиной на опоре. Дополнительным осложнением стала полировка кривых поверхностей и полостей. Полировочные работы были закончены в 1831 году.

Во время обработки выяснилось, что у чаши имеются три трещины. Эти трещины были либо естественного происхождения, либо образовались ещё при расщеплении камня в горах Рауэншен. Известные натуралисты того времени, такие как фон Клоден и Вёлер, исследовали чашу в 1831 году, и по настоянию Кантиана зимой она была поставлена под защитную крышу. Вероятно, одна из этих трещин, усиленная морозными эффектами, в 1981 году привела к разрушению чаши.

Даже после реставрации этого монумента в 1997 — 1999 года, можно увидеть следы швов, по которым чаша была собрана и склеена. В то же время был заменён постамент, с серого на более подходящий красный гранит.

Переворачивание чаши после полировки дна. Слева на переднем плане кабестан. Перед чашей находится Кантиан.

Музей был открыт в 1830 году. Кантиан хотел установить чашу на высокие столбы. Это противоречило Шинкелю, который хотел установить чашу возле лестницы музея на плоских гранитных основаниях. Король согласился с доводами Шинкеля. Свободная установка на трех пьедесталах позволяла публике заглянуть внутрь чаши. Чаша была предварительно установлена 14 ноября 1831 года и официально передана в Королевский музей 10 ноября 1834 года. Цена чаши оценивалась в 12 000 талеров и в итоге составляла 33 386 талеров. Эта сумма была официально утверждена только после пересмотра.

Состояние поверхности чаши в наше время.

По материалам

Предлагаю прочитать:

Каменных дел мастер Самсон Суханов (о Баболовской ванне)

Как родилась одна царица (яшмовая ваза русских мастеров)

Царица помогла добраться до начала

Гранит для нового каменного века (Россия и тут впереди)

Гранитная революция в Америке

Камень мягкий, как пластилин

Мало того, что камни Сигирии "мягкие", так их ещё и покрасили :о)

Полирование, циркулярка… какие вопросы ещё будут?


Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить
  • Умница, Катя - оченнно профессионально!)) Поразительно умение и терпение мастеров и ремесленников прошлого. Идиоты-альты носятся еще с геополимерным бетоном, даже близко не понимая ни материаловедения, ни технологии самого бетона, ни технологии и конструкции опок сопалубкой. А просто-напросто умелец берется за дело с умом и у него получается ручным резцом и какой-то матерью ВЕЩЬ!
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :blush: Интересно, спасибо!
  • Подписался.
    • KAMAS
    • 19 апреля 2018 г. 12:17
    Ох уж эти немцы, на редкость практичный народ. Царь-миска - это так по немецки. :sweat_smile:
  • :thumbsup: