Мраморная карта Древнего Рима

40 12284

Вырезаный в начале 3-го века. н.э, большой мраморный план Рима (по-разному называемый «Мраморная карта Севера», «Forma Urbis Romae» [FUR], Pianta Marmorea [PM] или как Forma Urbis Marmorea [FUM]), поразительно детализированная карта всех архитектурных особенностей древнего города. Карта (размером около 18,10 х 13 метров или около 60 х 43 фута) была вырезана на мраморных плитах, которые висели на стене большой комнаты (аулы) в храме Темпл Пасис в Риме. Время и потребность в мраморе в качестве строительного материала постепенно разрушали карту. Сегодня существует только 1,186 её фрагментов, или 10-15%, этой гигантской карты города.

Многовековые исследования, проведенные в основном итальянскими учеными, дали впечатляющие результаты в попытке восстановить карту и понять ее настройку и ее дату. Тем не менее, многочисленные фрагменты еще не найдены, и многие вопросы остаются без ответа.

Реконструкция Темпл Пасис

Датировка карты.

В древних источниках нет упоминаний Мраморной карты. Это означает, что она может быть датирована только проверкой её установки и данных на самой карте.

Текстовые источники рассказывают о катастрофическом пожаре в Templum Pacis в 192 н.э. . Различные свидетельства сообщают о том, что здание было отремонтировано при Септимии Севере (193-211 гг. н.э.).

Основанные на двух фрагментах карты доказательства, сужают дату её создания до периода между 203 и 211 годами н.э. Во-первых, на фрагментах виден Septizodium, построенный Септимием Севером в 203 году н.э.; его присутствие на карте указывает, что она была вырезана после этой даты. Во-вторых, надпись на фрагменте 5abcd предоставляет терминальное имя ante. В этой надписи упоминаются Септимий Север и его сын Аврелий Антонин (Каракалла) как со-императоры. Это было верно с 198 года н.э., когда Каракалла начал править вместе с отцом, и по 4 февраля 211 года н.э., когда умер Септимий.

Наиболее вероятной датой создания карты являются 203-211 гг. н.э.

Существуют неразрешимые разногласия по поводу того, существовала ли одна или несколько монументальных карт Рима до карты Севера и какие отношения карты Севера могли быть с любыми её предшественниками.

Стена аулы сегодня

Создание карты

Создание Forma Urbis Romae, возможно, последовало вскоре после ремонта Templum Pacis при Септимии Севере. Большие пятна кирпичной кладки, показанные учеными как ремонтные работы Севера в первоначально флавийском здании, все еще видны на стене аулы, где когда-то висела карта (см. фото). После ремонта стена была облицована тяжелыми мраморными плитами, которые удерживались на месте с помощью зажимов. Неисправности толщины плиты затем устранялись путем сглаживания краев плиты. Линии были вырезаны поверх этих сглаженных областей, доказывая, что карта была вырезана на плитах, уже установленных на стене. Вырезанная карта покрывала 150 мраморных плит, общий размер её составлял около 18,10 х 13 метров.

150 плиток были расположены в 11 рядов. Нижние 8 рядов чередуются: ряд вертикальных плит, ряд - горизонтальных; плиты трёх верхних рядов были размещены горизонтально. Под картой стена была облицована цоколем, карнизом, высоким ортостатом, другим карнизом и, наконец, двумя рядами простой мраморной облицовки.

Мраморная карта Рима изображала план каждого здания и памятника в имперском городе в масштабе 1: 240. Следуя стандартной практике, карта была ориентирована на юго-восток (вверху).

Обычно резчики для начертания стен зданий использовали одиночные линии. В некоторых случаях, включая храмы, Porticus Aemilia и Septizodium , стены и основания колонны визуализируются в контуре, а иногда и в углублении. Эти выделенные области для акцента были заполнены красной краской. Дверные проемы обычно показаны как разрыв в линии стены; аркады показаны пунктирными линиями; колоннады представлены в виде линий точек; внутренние лестницы обычно представлены V или треугольником; наружные лестницы обычно обозначаются серией коротких перпендикулярных линий между двумя длинными параллельными линиями. Интересным аспектом карты является отсутствие географических или политических границ; только архитектура в разрезе. Например, река Тибр появляется только как пустое пространство между рядами складов и зданий на его противоположных берегах. Мы не знаем, подчеркивался ли Тибр красной или синей краской. Точно так же священная граница Рима, Померия, отсутствует в Плане.

Назначение карты.

Назначение карты - почти такая же головоломка, как сама форма карты города. Не с чем сравнивать, нет древней литературы или надписей, которые могли бы пролить свет на эту проблему, и согласно которым функция комнаты в храме Templum Pacis, где висела карта, была бы четко понята.

Большинство ученых полагают, что аула, в которой висела карта, была офисом городского префекта, и что карта имела утилитарную цель, будучи картой для локации или  кадастровой картой (запись земельной собственности) Рима. Они основывают свои аргументы на невероятных деталях и точности карты, которые, должно быть, были результатом реальных обследований земель, и на масштабе 1: 240, который является общим масштабом, используемым при составлении карт Рима.

Дэвид Рейнольдс (David, Reynolds, 1997, pp. 115-123), однако, продемонстрировал, что карта не могла использоваться для локации. Прежде всего, она была слишком большой, чтобы сверяться. Кто-то, стоящий на полу перед ней на расстоянии более, чем 40 футов от стены, не смог бы разобрать детали наверху. Кроме того, она была бы бесполезна как таковая, потому что только небольшой процент её функций был помечен надписями для руководства зрителю. В конце концов, на ней не было обозначений измерений, которые распространены на других известных римских картах. Согласно Рейнольдсу, теория, согласно которой карта была кадастровой, должна быть отброшена. В отличие от нескольких известных римских кадастровых каменных карт, на карте Севера стены обозначены одной линией (в отличие от двойных очертаний), и ей не хватало указаний на собственность. Кроме того, несмотря на удивительную точность карты, в переводе некоторых из наиболее известных общественных зданий на карту есть небрежные ошибки, - ошибки, которые не были бы приемлемыми, если бы План действительно служил цели записи собственности, функция для которой точность была бы важна.

Рейнольдс убедительно доказывает, что « мраморный план Севера» вместо того, чтобы служить утилитарной цели, был декоративным экспонатом. Он предполагает, что существовали две формы Урбис Рома, и что обе они содержались в ауле Templum Pacis, которая, по его словам, функционировала как кадастровый офис записей в Риме. Согласно Рейнольдсу, одной из карт была официальная кадастровая запись Рима. Эта карта состояла из листов папируса, на которых была записана точная информация из подробного обследования земли в Риме в масштабе 1: 240, в комплекте с аннотациями о землевладении и измерениях. Свитки были бы легко доступны, читабельны и обновляемы. Другая Forma Urbis Romae была мраморным планом, единственной целью которого было украсить стену в комнате, посвященной хранению и использованию реальных кадастровых записей. Мраморный план был создан путем копирования информации из официальных записей на мраморные плиты.

Тезис Рейнольда разъясняет, почему План придерживался некоторых соглашений о создании карты, но не соглашался с другими. План был подробным, точным и общего масштаба, поскольку он был скопирован из кадастровых записей, основанных на точных обзорах города Рима. Однако, поскольку карта была только декоративной и с ней не проводились консультации для получения подробной и точной информации, разрешались ошибки вырезания, а измерения и аннотации были исключены из-за того, что такая информация не была необходимой. Такой подробный сценарий в любом случае был бы нечитаемым с расстояния, и это сделало бы тонкую сеть резьбы сложной и стесненной. Только несколько крупных общественных памятников, чтобы выделить их, были сделаны, с большими надписями и с двукратно обрисованными стенами. Они, возможно, служили ориентировочными индикаторами для тех, кто пытается увидеть на расстоянии известные функции на большой мраморной карте.

История карты.

Ниже кратко излагаются основные события в истории мраморной карты Севера от её создания до сегодняшнего дня.

203-211 мраморные плиты CE 151 установлены на стене большой комнаты (аулы) внутри Templum Pacis в Риме. На этой стене из плит вырезана подробная карта императорского города Рима. Вырезанные линии заполнены красной краской, чтобы они выделялиь на белом фоне.

Начало 5-го века Первое серьезное повреждениее карты. Большое круговое отверстие разрушает на карте область, на которой изображены ключевые пространства, такие как римский форум, Велия и Палатинский холм.

с. 530 в соседней комнате Templum Pacis основана церковь святых Космы и Дамиана. Стена аулы, на которой висит карта, становится задней стенкой новой церкви.

Период позднего средневековья. Templum Pacis, вместе с аулой Мраморной карты, заброшен и постепенно разрушается. Многие из мраморных плит украдены для повторного использования в качестве строительного материала или для производства извести. Остальные постепенно падают со стены и со временем зарываются под ногами.

1562 Многие из мраморных фрагментов карты обнаружены в том, что теперь стало садом, за Церковью Святых Космы и Дамиана. Фрагменты передаются в руки семьи Фарнезе и перемещаются во дворец Фарнезе. Открытие развязывает бурю антикварного интереса к карте, существование которой до сих пор было неизвестным.

с. 1600 Интерес к фрагментам постепенно исчезает, особенно после смерти куратора фарнезских коллекций Ф. Орсини. Многие из фрагментов теряются для ученых, когда они используются при строительстве «Секретного сада» семьи Фарнезе между Виа Джулия и Тибром.

Фрагменты Мраморной карты Рима на рисунке Пиранези

1741-1742 Право собственности на Мраморную карту передается жителям Рима, а фрагменты перемещаются в Капитолийский музей. Здесь куратором музея Пьетро Форриером с помощью Джованни Баттиста Нолли, который вскоре станет знаменитым своей собственной картой Рима, осуществляется крупный проект по сборке и экспонированию фрагментов карты. Осколки экспонируются в деревянных рамах вдоль главной лестницы в музей. Чтобы кусочки поместились в деревянные рамы, у них вырезаются выступающие области, на которых нет резных линий. С помощью более ранних рисунков создаются и изготавливаются мраморные копии утерянных деталей (легко различимы по символу звезды. Путаница царит, когда некоторые из потерянных фрагментов снова находятся (часто разбитые на еще более мелкие кусочки), и они экспонируются рядом с их мраморными копиями.

1813 При раскопках Римского Форума, недалеко от Колонны Фока обнаружен фрагмент, изображающий Ванны Агриппы.

1867 во время раскопок небольшого участка в пределах аулы Templum Pacis обнаружен фрагмент с изображением Porticus Liviae.

1882 Фрагмент 18а, изображающий часть Храма Кастора, был найден возле этого самого храма на Римском Форуме.

1884 На Римском форуме обнаружен фрагмент храма Матидии.

1888 В течение летнего строительства набережной Тибра возле Фонтана Маски потребовалось снести одну из стен, которая прикрывающей «Секретный сад» семьи Фарнезе. Были обнаружены 6 фрагментов карты. Последующий поиск в этой области выявляет в общей сложности 186 фрагментов, которые были утеряны с 1600 года. На Римском форуме одн фрагмент был обнаружен недалеко от Храма Антонина и Фаустины, очень близко от аулы Templum Pacis.

1891 Во время новых раскопок аулы найдено 25 мелких фрагментов.

1899 г. Полный снос «Секретного сада» приводит к повторному открытию еще 451 части карты.

1902 14 фрагментов появляются во время работы на стенах дворца Фарнезе.

1903 год Капитолийская реконструкция карты. Выделенные фрагменты установлены на большой карте Рима, спроектированной Р. Ланциани, и выставлены на улице на стене в саду Капитолийских музеев (Palazzo dei Conservatori).

1924 После того, как они пострадали от своего открытого экспонирования в саду Капитолийских музеев, мраморные куски удаляются и заменяются копиями. Все фрагменты, включая меньшие, неопознанные и пустые фрагменты, перемещаются в кладовые Антиквариума на Целийском холме.

1924 Все мраморные изделия выставлены в комнате в Caelian Antiquarian: Фрагменты из областей, которые считаются наиболее важными, зажаты на деревянных досках поверх графических репродукций топографических линий и надписей. Крупные изолированные фрагменты располагаются поблизости, в то время как меньшие фрагменты укладываются на две большие стойки.

1931-38 При раскопках аулы обнаружены три небольших фрагмента.

1939 г. Строительство железнодорожного тоннеля под Caelian Antiquarium угрожает стабильности комнаты, в которой хранятся фрагменты карты. Они возвращаются в Капитолийские музеи.

1950 При раскопках базилики Aemilia на Римском форуме обнаружен ещё один фрагмент.

1955 Все фрагменты перемещены в дворец Браши.

1956 г. В районе аулы обнаружены четыре дополнительных фрагмента

1998 Мраморные фрагменты перемещены из дворца Браши в центре Рима в Музей римской цивилизации (Museo della Civilta Romana) в римском пригороде EUR (выставочный комплекс Roma), где они хранятся в ящиках в кладовой.

1999 Во время новых раскопок в центральной части Templum Pacis обнаружено 30 новых предметов. Некоторые из них сразу соединяются между собой, в результате чего получается всего 23 фрагмента.

2001 Новый фрагмент, принадлежащий к Мраморной карте Севера, обнаружен во время строительства подземного прохода вдоль Виа делле Боттегх-Оскюре

По материалам

Предлагаю прочитать:

Древний Рим не по-римски

Засыпанный Рим. И всего-то?

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Интересно. И всё таки для чего была вырезана эта карта? Чисто декоративная функция? Малореально.
  • :thumbsup:
  • Скорее всего, эти осколки карты были созданы около 1562 года, когда их и стали находить. И перестали находить, когда скончался исполнитель или заказчик этого фейка. Папская область, фактически появившаяся в эпоху правления Борджия, нуждалась в удревнении истории Рима, как в одном из обоснований своих требований высшей духовной власти во всём известном тогда европейцам мире. Пардон, не Рима, а Ромы... Всё остальное - литература!