Выше царской — лишь власть Божья

3 927

Шестнадцатого января 1547 года венчался на царство первый Русский царь, Государь Всея Руси Иоанн Васильевич, прозванный потомками по аналогии с его не менее славным дедом — Грозный.Это событие имело огромный общественный и международный резонанс, ведь вдумайтесь только в смысл понятия Государь Всея Руси — это не просто громкий титул, это уже определенная политическая программа, заявление о праве преемства на всю территорию Древней Руси. Подумать только, какой-то семнадцатилетний юнец бросает вызов Польше в борьбе за древнерусские земли, объявив себя их законным Государем. Мало того, концепция Москва — Третий Рим неминуемо приведет к осложнению со Священной Римской империей: как же, в какой-то дремучей северной берлоге появился новый император, да ни в жизнь!На самом деле Петр Первый никакой Российской империи не создавал (устаревшая ошибка, кочующая по нашим учебникам). Империей мы стали еще во время правления Великого Князя Иоанна Васильевича III, имея вполне вассальное Хасимовское ханство (которое при смене династии и его переориентации на Турцию пришлось нивелировать и ввести в состав державы). В прочем, как правило, так империи и создавались — сначала становились такими по факту, а далее уже провозглашались. Так вот Петр, приняв титул «император», лишь поменял наш восточно-христианский титул на западноевропейский, — и заметьте, что никто не возражал, потому что он носил равнозначный титул «царь».

А вот Ивану IV на деле пришлось отстаивать свой титул, повышая свой ранг на внешней арене и упрочняя самодержавную власть внутри державы. И, как показал дальнейший ход русской истории, это ему блестяще удалось.Иван в детстве получил прекрасное образование, ведь его воспитанием занимался митрополит Макарий. Он находит Ивану духовника, известного высокой праведной жизнью, полного бессребреника и ученого — священника Сильвестра. Автора прекрасной русской книги «Домострой». Так же в окружение царя по настоянию Макария был приближен еще один из самых образованных людей того времени, будущий реформатор, дворянин весьма среднего происхождения Алексей Адашев.

Идея сакральности царской власти воплощает в себе идею справедливости. Выше царской — лишь Божья власть, и именно Он наделяет царя мистическими властными полномочиями. Само помазание считается Божьим благословением на царское служение, и ему дается особая благодать. Власть, стоящая выше всех мирских расчетов и которая заботится о всех своих поданных, для русского человека воплощал Царь-батюшка. И в этом смысле русский народ смотрел на своих царей всегда с некоторым трепетом.

Благословение Богом Русского государства, в котором должен царить порядок и духовное единение, стало для самого Ивана целью всей жизни, и помазание на царство придало ему уверенности, что он избранник Божий.Детство Ивана прошло среди боярских междоусобиц враждующих кланов Бельских и Шуйских, где каждая партия, каждая группа стремилась воспользоваться мальчишкой в своих интересах. Страной по сути управляли кормленщики на местах, и они творили откровенное самоуправство, бояре откровенно грабили собственный народ.Более того, ушедшие было в подполье носители ереси жидовствующей, снова вылезли наружу и принялись исправлять священные книги, хулить церковные таинства и творить прочие бесчинства.Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться Ивану при восшествии на трон, — оказалась проблема наведения в стране элементарного порядка. Контроль над правящим классом — это извечная проблема любого монарха как приводного механизма между им и народом, и если правящий класс не контролировать, то он начинает тянуть одеяло на себя. Больше власти, больше собственности — и в конце концов не остается ничего народу, и это грозит восстанием, мятежом и в итоге распадом государства. Контроль Иваном Грозным был поставлен свирепыми, кровавыми методами — но он заставил правящий класс работать. Он прекратил внутригосударственный хаос безвластия и безгосударствия.

Начало правления. Реформы избранной рады

Начало правления Ивана IV (1547–1558) ознаменовалось чередой блестящих реформ, получивших в истории название реформ Избранной рады (термин введен в обиход немного позже Курбским) и возрастания государственной мощи России и ее народа. Это отнюдь не было возрастание мощи государства за счет нации. Русь становилась сильнее, но и народ становился богаче. Иван по сути просто продолжал славную линию своего деда Иоанна III. Это первый большой земский собор в 1550 году, Стоглавый собор — в следующем 1551 году. И большая земская реформа, или реформа самоуправления.Эпоха Ивана III поставила к разрешению одну из острейших задач — расширение социальной базы правящего слоя. Боярская аристократия была уже узка для правящего слоя огромной России. И расширить правящий слой можно было за счет служилого дворянства, то есть простых дворян воинов, за счет городских верхов. Но мы пошли дальше любой страны Запада.

Постепенно, мягко, без всякой ломки, старая, по сути, феодальная система кормления упразднялась, а на место кормленщика, теперь во главе местного самоуправления ставится местный дворянин с чином земского старосты. Это — выборное лицо. Избирался земский староста из дворян, но участвовали в выборах все свободные домохозяева, все главы семейств, в том числе и крестьянских, по крайней мере, «черносошных» крестьян, то есть не помещичьих, а государственных. Земский староста получал помощников, земских «целовальников», которые избирались из среды зажиточного черносошного крестьянства. То есть, мы получили то, чего не было нигде на Западе, кроме Швеции. Наша демократическая база расширилась не только за счет горожан и дворян, но и за счет крестьян — по крайней мере, самой крепкой крестьянской верхушки. Повторяю, этого мы на Западе с их парламентами не видим.Забегая вперед, скажу, что именно эта система земских учреждений в смутное время сыграет роль своеобразного института самозащиты государства, который и спас Россию.

Царь-самодержец развивает институт самоуправления — хорош «тиран», не правда ли?Венчалась реформа созывом первого большого Земского собора в 1550 году. На нем был принят судебник, известный как «Судебник 1550 года» или «Судебник Ивана IV». Он представлял собой дополнение и развитие «Судебника» Ивана III, то есть Судебника 1497 года.В «Судебнике» 1550 года ввели законодательную норму неприкосновенности личности: никто не может быть арестован без предъявления обвинения в надлежащем судебном оформлении. Заметьте, что это на сто двадцать с лишним лет раньше, чем был принят знаменитый английский «Habeas Corpus Act», тот самый акт о неприкосновенности тела, то есть — о неприкосновенности личности, который нам все время суют как образец: «Вот, мол, учиться вам надо!»

А чему учиться-то, если мы их обошли на целое столетие? Мало того, в судебнике 1497 года уже было введена норма состязательного судебного процесса — то, чего «цивилизованная» Европа не знала еще двести лет!Во времена Ивана IV Россия совершенствовалась в рамках сословно-представительной монархии. С момента земской реформы Избранной рады и созыва первого большого Земского собора Россия восстановила у себя традиционную демократическую систему власти, которая была у нас в X–XIII вв. и сутью которой является политическая система с монархией, аристократией и демократией, дополняющими друг друга.Тогда эта схема выглядела так: «князь, бояре, вече» — что было в каждом отдельном государстве, то есть, в каждом княжестве. Теперь же она объединяла в одной структуре монархию, аристократию и демократию, — «царь, боярская дума, земский собор».

Эффективная демократическая структура и, повторяю, наша национальная традиция. До западнических реформ Петра мы прекрасно развивались как правовое, парламентское, сословно-представительское монархическое государство.Не знаем мы своей истории, не любим себя и не ценим, а все озираемся на западные «образцы демократии», забыв по своему невежеству об истинных образцах своей национальной традиции. И когда вам будут рассказывать о русских царях «тиранах» и «забитом и угнетаемом народе» в средневековье, молю: просвещайте недоумков своими знаниями национальных устоев, это отрезвляет невежд.Итогом реформ Избранной рады было строительство мощнейших крепостей на северо-западе, обновление укреплений Ивангорода, нашей могучей крепости, укрепление Яма, Копорья, Орешка.

Россия твердо становились на Балтийском рубеже, имея выход к Балтике через реку Нарва и через Ижорскую землю, то есть устье Невы. В 1552 году русские войска победно присоединили Казань. И частью нашего герба стал легендарный Казанский змей Зилант. В 1556 году мы уже контролируем всю Волгу, выход к Каспию, взяв Астрахань. На очереди был выход к Черному морю или хотя бы Азовскому, что мы всегда могли сделать, контролируя Астрахань. Велась активная политика в отношении казаков, особенно малороссийских, включая и сечевых запорожцев.Создается профессиональная стрелковая пехота, первоначальным числом в 12 тысяч человек. Также создается Избранная тысяча. Это тысяча отборных дворян кавалеристов, которые получили увеличенные поместные наделы, причем близ Москвы. А за это они обязаны были быстрее являться в случае сбора, чем всё войско.Совершенствуется артиллерийские полки. Пушечный двор заведен при Иване III. А через 70 лет мы уже стали лучшими артиллеристы тогдашнего мира.Ливонская война. Введение опричниныНеобходимость устранения германского присутствия в Прибалтике назрела давно, еще с XIII века. Поэтому к войне с Ливонским орденом Иван готовился очень тщательно, что и подтвердилось молниеносным успехом в начале войны. В течение нескольких недель орден был практически разбит, его столица пала, а Великий Магистр ордена попал в плен и выявлял искреннюю покорность Русскому государю.

Мало того, ошалевшее от подобной дерзости русских, мировое «цивилизованное сообщество» хранило дружное молчание.Но уже практически выигранную кампанию по непонятным причинам остановили Адашев, Курбский и Сильвестр, и таким подарком не преминул воспользоваться орден. Был избран новый Магистр и заключена антирусская коалиция, с сильными державами в то время — Дания, Швеция, Польша и Литва.Тем не менее, последующая кампания тоже оказалась для наших войск не менее успешной. Война шла на территории врага, крепости мы успешно брали, и по непонятным опять причинам та же клика приближенных в момент наивысшего триумфа наших войск сорвала и эту кампанию. Курбский как польский агент тут же дал деру, а двое других впали в заслуженную опалу. Заметьте, не казнены за измену, — просто государь их отослал подальше, экий «кровопийца».Факт существования измены высших боярских кругов и заговоров с целью захвата и выдачи царя полякам или крымскому хану не оспаривается сегодня ни одним историком. Проблема усугублялась еще и тем, что многие родовитые бояре имели свои воинские формирования, поэтому стоит ли удивляться естественному желанию царя создать личную гвардию преданных ему дворян и с ее помощью «извести измену»?В политическом смысле опричнина была тем, что сейчас правильно назвать как чрезвычайное положение.

Царю представлялось право без совета с Боярской Думой казнить и судить еретиков и изменников, реквизировать их имущество, отправлять в ссылку и проч. Причем, эти права за государем утвердил освященный Земский собор вкупе с боярской думой, что неизмеримо говорит о государственной целесообразности деяния.Целью опричнины было уничтожение родовитого боярства, ориентированного на измену, сепаратизм и удельные притязания, и замена его новым сословием служивых людей, награждаемых царем исключительно за верную службу. Когда цель было достигнута, Иван опричнину, как известно, отменил, что характеризует его как гибкого правителя, решения которого всегда в нужный момент имеют обоснование.С Ивана IV власть поднимается на качественно иной уровень. Происходит, прежде всего, ее сакрализация на высочайшем уровне. Возникает идея русского царства, которое нужно оберегать, защищать, и эта идея проходит через всю историю России — идея государства, царства как высшей духовной и одновременно политической ценности. Ценностей, ради которых приходится жертвовать. Именно в период правления Ивана Грозного была сформулирована не только модель, но и цель существования Российского государства, русского народа и русской церкви и всякого русского человека. Именно тогда и появляется понятие Святая Русь. И именно на эту Святую Русь как образ идеального Небесного Царства и цель исторического развития была ориентирована вся безудержная энергия русского монарха.Уже после его смерти, в 80-е годы XVI века, русских царей начали называть «Броздодержателями Святой Руси». А это говорит о том, что эта созданная модель и эти цели имели продолжение, и имеют их до сих пор.

Олег КРИВОРОТОВ

источник - http://mianews.ru/ru/2016/01/1...

Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить
    • KAMAS
    • 16 января 2016 г. 16:30
    Государем всея Руси Иван Васильевич был не первый. А вот то что он стал душегубом - это мы помним. Поэтому памятника Ивану Грозному мы никогда не поставим. Мы - русские, а не европейцы.