Случайно тут наткнулся на одну лекцию, прочитанную и записанную незадолго до смерти весьма, на мой вкус, неплохим и талантливым писателем Александром Кабаковым. И там он среди прочего высказал такую мысль. Ну, что может понять современный школьник или даже несколько более взрослый юноша в “Анне Карениной”? Для него даже самое простое слово “бал” — это пустой звук. Он никогда на балу не был и даже его не видел. Разве что смотрел какой-нибудь исторический костюмированный фильм, но он и фильмы такие не смотрит. Или как ему понять то, что Анна изменяет не Каренину? Она, как венчанная жена, изменяет Господу.
И дальше он приводит ещё какое-то количество примеров из разных произведений, включая, например, “Человека из Сан-Франциско”, после чего делает вывод, что классика, по сути, умирает, так как подавляющее большинство её реалий элементарно недоступно современному, особенно молодому человеку.
Мысль, конечно, совершенно не новая и не оригинальная. Я слышал её бесчисленное количество раз в разных вариантах и особенно на ней неё внимание не обращал. Но тут почему-то споткнулся о слишком явную несправедливость.
А что, когда я впервые в магаданском бараке открыл томик Толстого, у меня были большие сведения и впечатления о великосветских балах? Да, что там особо “якать”. Во дворах мальчишки шестидесятых зачастую играли не только в “белых и красных” или “наших и немцев”, но и в “мушкетеров против гвардейцев кардинала”. Много они знали о том, что такое мушкет и кто такой кардинал? И, кстати, далеко не все читали роман и даже не очень многие смотрели фильм. А уже постарше кто толком мог иметь опыт общения со “старухами процентщицами”? Это что, чему-то особо мешало.
И классика и стала, и осталась классикой не потому, что превратилась в особо массовую и народную. Крестьяне так Белинского и Гоголя вместо милорда глупого и не понесли. Всё равно в переносном смысле несут исключительно все более глупого милорда.
Но как пошлы и бессмысленны извечные разговоры о конце истории, о деградации и развале Европы и прочих подобных алармистских премудростях, так и беспочвенны пророчества смерти классики. Всегда будут те, кто бьется над загадкой Эдипа и понимает, по какому поводу мыкается датский принц. И всегда этих людей будет далеко не большинство. Но вот без них действительно может наступить конец истории.
И не нужно образовывать всех. Да это и практически нереально. Но вот дать каждому такую возможность, это просто жизненно необходимо.
Иначе никак.
https://yablor.ru/blogs/belinskiy-i-gogol-na-bazare/7776445
Оценили 2 человека
2 кармы