В конце 1976-го в квартире Арчила Гомиашвили, исполнителя роли Бендера в фильме «12 стульев» 1971 года, раздался телефонный звонок. На проводе был режиссер Леонид Гайдай. С тревогой в голосе он сказал: «Через полчаса можете включить телевизор, и увидите уголовное преступление». «О чем речь?» — удивился актер. «12 стульев», снятые Марком Захаровым», — услышал он в ответ.
Марк Захаров
Действительно, спустя всего пять лет после выхода картины Гайдая М. Захаров выпустил 4-серийную экранизацию знаменитого произведения. Самое забавное, что Андрей Миронов и Анатолий Папанов проходили кинопробы и в картину 1971 года, но их не взяли! А Захаров пригласил обоих без проб, так как прекрасно знал об актерских способностях одного и другого.
Сегодня есть те, кто обожает первую ленту и не любит вторую. Немало зрителей не переваривают Гомиашвили в роли Бендера и боготворят Миронова. Но факт остается фактом. Прелесть обеих картин в том, что, несмотря на один литературный источник, фильмы абсолютно разные. Гайдаевская версия — классическая кинокомедия. Захаров снял, по его собственному признанию, литературно-драматическую композицию с элементами водевиля. Несмотря на то что Георгий Вицин, Савелий Крамаров и другие актеры снялись и в той, и в другой экранизации, за счет Миронова и Папанова в ленте Захарова тонкость юмора Ильфа и Петрова передана наиболее точно. Всё же Гайдай, когда-то вдохновленный немым кино, в большей степени смешил буффонадой, нелепыми действиями героев. Захаров же как умный театральный режиссер понимал, что юмор романа во взглядах, в намеках и недосказанности.
У фильмов разный подход к производству. В картине Леонида Иовича много натурных съемок, улиц городов. Захаров же всё снял в павильоне, как делают телеспектакли. Даже городские скверы там — декорация. И если телеспектакли проигрывают в своей динамике, грешат затянутостью, то в телефильме Марка Анатольевича сюжет движется стремительно.
Но одним из главных, а может, и первым отличием ленты можно считать замечательные, фееричные песни Геннадия Гладкова на элегантные и ироничные стихи Юлия Кима в картине 1976 года.
Геннадий Гладков
Фокстрот
Как утверждал Ю. Ким, песня «Белеет мой парус такой одинокий» не планировалась Марком Анатольевичем. Поэт ее сам предложил, и она неожиданно стала сквозной темой фильма. Захаров считал, что произведение Ким написал скорее не про Остапа, а про фееричного А. Миронова: «О наслажденье — скользить по краю. Замрите, ангелы, смотрите — я играю. Разбор грехов моих оставьте до поры. Вы оцените красоту игры». Или: «И перед кем же мне извиняться? Мне уступают, я не смею отказаться. И разве мой талант и мой душевный жар не заслужили скромный гонорар?» Сейчас уже известно, что после 30 лет Миронова одолевали разнообразные недуги, которые мало совместимы с бурлеском на сцене. Но он скрывал это от всех и выкладывался полностью как в театре, так и в кадре. Какой куплет песни ни возьми, всё это действительно о нем: «Нет, я не плачу и не рыдаю, на все вопросы я открыто отвечаю, что наша жизнь — игра, и кто ж тому виной, что я увлекся этою игрой».
При написании между соавторами возник спор. Гладков был уверен, что мелодия должна походить на фокстрот. Ким считал, что фокстрот с его темпоритмом может навредить тексту, звучит слишком динамично, слова придется петь скороговоркой. Он склонялся к тому, что текст лучше ляжет на танго. Но когда композитор принес готовый вариант мелодии, поэт не стал ее оспаривать. Фокстрот получился размеренным, риск вынужденного стремительного исполнения отпал. Музыкальная тема песни возникает и исчезает на протяжении всей картины, но одно из исполнений мы видим в сцене свадьбы Остапа и мадам Грицацуевой. Лидии Федосеевой-Шукшиной, сыгравшей ее, пришлось несладко. Ей нужно было веселиться, петь, танцевать в кадре, в то время как она только что похоронила отца, а вскоре скоропостижно скончался ее супруг — режиссер, писатель Василий Шукшин. На съемки она приехала с похорон. Надрывно лицедействуя в кадре, после Шукшина находила закуток в кинопавильоне и плакала.
Танго и другие
До фильма «12 стульев» Любовь Полищук снялась в нескольких телеспектаклях. В этом кино у нее нет ни текста, ни драматической сцены, но ее танго с Мироновым запомнили все. Танцевали под песню тех же авторов: «Уходя в дальнейшее пространство, я блесну непрошеной слезой. В страсти, как и в счастье, все мы ищем постоянство, но ничто не вечно под луной». Захаров выстроил сцену на грани китча. Миронов носит Полищук на руках, выбивает ее корпусом витрину, с грохотом роняет актрису на пол. Когда после 50 лет у Любови Григорьевны начались проблемы с позвоночником, желтые газеты обвиняли Захарова в том, что актриса страдает из-за тех травмоопасных съемок, нанесших ей увечья. На самом деле падала она на мягкие матрасы. Миронов был очень деликатен, и девушка закончила эпизод без единой царапины, хотя танец снимали долго с бесчисленным количеством дублей. Андрею Александровичу это было не в тягость. Кружить с такой красавицей — одно удовольствие. Съемки дали старт ее большой карьере в кино. Поскольку в этом экспрессивном танце много крупных планов актрисы, коллеги Захарова смогли ее разглядеть, после чего предложения сниматься поступали одно за другим. Там ведь видна не только красота, но и характерность.
Конечно, Остапа Бендера нельзя было представить без мечты о Рио-де-Жанейро. Ким с Гладковым написали и такую песню. «Молчите, молчите, прошу, не надо слов. Поверьте бродяге и поэту. На свете есть город моих счастливых снов. Не говорите, что его нету». Была в исполнении Миронова еще одна песня на пароходе: «Закройте вашу книжку, допейте вашу чашку, дожуйте ваш дежурный бутерброд. Снимите и продайте последнюю рубашку и купите билет на пароход». Вся страна к моменту выхода картины в 1976 году и так знала, что он не только великолепный актер, но и прекрасно справляется с музыкальными номерами. Впрочем, напомнить об этом всегда нелишне. Должна была появиться и пятая песня, грустное танго в финале, но режиссер от нее отказался.
Гладков и Ким создали и другие мелодии. Когда Киса в ресторане пытается напоить Лизу, а в итоге напивается сам, со сцены в исполнении кабацкой певички звучит: «А вот они, условия, а вот она, среда, а впрочем, для здоровья полезны холода».
Во время прогулки Кисы в ожидании Лизы Папанов поет за кадром: «Выйди ко мне, Донна Бэлла! Здесь тебя жду я давно. Небо Испании в лунном сиянии, нас не заметит никто!»
Когда герои приходят в театр за очередным стулом, на сцене идет спектакль «Женитьба». Николай Караченцов, исполняя роль Подколёсина, поет: «Все хотят, чтоб я вставал и бегал, а я хочу сидеть и не вставать. Все хотят, чтоб я чего-то делал, а я прошу ко мне не приставать». Словом, без натяжки фильм можно назвать музыкальным.
Безусловно, песни создали общее настроение картины. Заглавной так и осталась мелодия на стихи Кима с лермонтовской строчкой об одиноком белом парусе.
Оценили 2 человека
2 кармы