Републикация моей статьи о функциях и значении наружной городской рекламы в сознании общества, опубликованной 21 год назад. Что изменилось за целое поколение алматинцев? И достаточно ли социально-нравственной пропаганды в культурной столице Казахстана?
На фото: цитата Абая на Площади Республики в Алматы в настоящее время.
Одним из мощных визуальных механизмов идеологического воздействия является наружная реклама: билборды, банеры, рекламные щиты, надписи на крышах домов и межуличных полотнах и т.д. Политика всегда существует в виде определенной идеологии, следовательно, любой механизм идеологического воздействия может быть инструментом осуществления политики. Как вы считаете, построил бы Ленин советскую империю, если бы после революции на домах и улицах вместо политических лозунгов висела бы реклама товаров и услуг того времени? После распада коммунистической власти новая власть Казахстана посчитала лишним иметь в арсенале политических инструментов наружную пропаганду. И как следствие бизнес овладел данным механизмом идеологии и поставил его на службу своим целям.
Сейчас от некоторых политиков можно услышать утверждения, что, мол, наружные лозунги и социальные плакаты остались при коммунизме и что они слабо влияют на сознание людей. Мне хотелось бы задать им только один вопрос: если это неэффективно, тогда для чего бизнес использует данный инструмент пропаганды и вкладывает миллиарды долларов по всему миру в данный способ внушения информации людям? Кризис государственности привел к тому, что “продвинутым” вещам нашим политикам нужно учиться у бизнеса.
Понимая все выгоды рекламного бизнеса и копируя Запад, казахстанские коммерческие структуры за свои деньги создали огромное количество рекламных конструкций и носителей. И в настоящее время 100% всех рекламных механизмов города являются собственностью этих коммерческих структур, которые организовали бизнес на их аренде. Южная столица превратилась в большой торговый салон: улицы выполняют функцию базарных прилавков и магазинных витрин, т.е. демонстрируют с помощью рекламных носителей предметы торговли.
Разумеется, рыночная экономика не может существовать без рекламы. Однако здесь главным является то, как регулируется эта самая реклама в соизмерении с другими сферами жизни. Существует элементарный принцип цивилизованности, который называется “уместность”. Именно этот принцип должен лечь в основу распределения наружных рекламных носителей. Пусть бизнес из всего города сделал глобальную барахолку из сигарет и мебели, но локальные места – парки и площади - должны выполнять свои, уместные функции, а все рекламные носители этих мест должны быть собственностью государства и размещать все базовые сферы моральной пропаганды, т.е. государственной идеологии.
Парки и площади, изначально, по своей сути, созданы выполнять социальные, культурные и политические функции. Площадь Республики в Алматы – это сердце города, которое объединяет людей не только во время официальных праздников и торжественных мероприятий, но и в будничные дни она не перестает быть общественно значимым местом: сюда приезжают свадьбы и гости южной столицы, здесь проводятся политические акции и музыкальные концерты, вечерами тусуется молодежь и т.д. Площадь Республики является не только политическим лицом города – она является историческим сердцем Казахстана и ее название говорит само за себя. Однако сейчас это место выполняет функцию выставки бизнеса, на которой делают себе рекламу банки и фирмы, торгующие бытовой техникой. Администрация города только в редкие официальные праздники завешивает прилегающие к площади рекламные носители адекватной тематикой, причем сами рекламные носители по всему периметру площади даже не считаются относящимися к ней.
Сейчас наши чиновники считают, что Площадь Республики состоит из стороны трибуны и противоположной стороны, где памятник Золотому человеку. А улицы Фурманова и Желтоксан якобы к площади не имеют никакого отношения, и значит, все рекламные носители этих улиц по праву принадлежат бизнесу. Но, к сожалению, площадь в геометрии определяется как квадрат или прямоугольник, зато в Алматы площадь определяется как параллельные линии, подобно рельсам. Под стороной общественной площади всегда понималось визуальное основание из архитектурных построек (дома, заборы), а не асфальтная граница прилегающей улицы. А билборды у телеэкрана, которые расположены по Фурманова - являются самым наглядным визуальным основанием всей площади и находятся в одном секторе внимания вместе с резиденцией Президента РК. Человек, уходя с площади Республики, должен унести в своем сердце и мыслях частицу общественного смысла – нравственную идею или ее проявленный образ, а не название банка или бытовой техники.
Была бы воля бизнеса, они бы и телевышку на Кок-Тюбе превратили в подставку для рекламы! Хотелось бы заметить в отношении наших банков – они вообще еще не осознали того, что нравственные ценности лежат в основе выбора, который делает человек, доверяя свои сбережения банку в виде депозита. Следовательно, любая нравственная тематика рекламных проектов, осуществляемых и пропагандируемых банком, формирует в подсознании людей доверие к этому банку, и значит, является более эффективным средством рекламы, чем расписывание процентов и обещание выгод.
В настоящее время принцип наружной пропаганды прост: кто платит, тот и заказывает идею, и значит, покупает место в сознании людей, а платит сейчас бизнес, следовательно, идеология “купи-продай” имеет прочную основу для своей пропаганды. Представьте себе совокупность рекламных агентств и соответствующий штат профессиональных дизайнеров, которые создают интеллектуальную и творческую базу для обслуживания коммерческой рекламы! Социальная реклама, которая по своему статусу является частью государственной идеологии, размещается собственниками рекламных конструкций по остаточному принципу, т.е. пока билборд или рекламный щит временно освободился и не имеет клиента – пустое место завешивается “социалкой”, которая выглядит объедками на фоне барского стола всего количества коммерческой рекламы.
Государство не имеет ни творческой, ни финансовой, ни сервисной базы, чтобы обеспечить функционирование наружной пропаганды, а некогда бывшая такая государственная база “Алматыгороформление” уже давно является коммерческой структурой, работает на свою прибыль и лишь частично выполняет заказы по социальной рекламе. В таких условиях можно внести предложение: попробуйте объявить общегородской конкурс на создание иллюстраций идейно-нравственной тематики для размещения на площадях Алматы. И вы увидите, сколько творческих талантов – художников, дизайнеров, поэтов предложат свои работы. Мною первым будет предложен готовый творческий проект для билборда. И тут дело не в денежном вознаграждении - человек посчитает за честь и будет гордиться, если его разработанный образ, идея или короткое четверостишье будут размещены в сердце государства и будут служить всем алматинцам.
На фото: в 2003 году после написания этой статьи я создал дизайнерский проект билборда для размещения на Площади Республики в праздник Дня города Алматы, но этот проект из-за моего сотрудничества с оппозиционной партией ДВК Акимат г. Алматы так и не решился воплотить для всех алматинцев. Но я ВЕРЮ в разум и благоволение сотрудников современного Акимата в управлении культуры г. Алматы и в то, что они смогут осуществить это 20 лет спустя!
Огромную социальную роль выполняет идеологическое оформление спортивных комплексов и мероприятий. В спортивных секциях тренируют физическое тело человека, но упускают из вида главное - идеологическое воспитание. Какие идеи и смыслы подчинят себе тренированные тела подростков, когда они столкнутся с материальными искушениями и разнузданной свободой жизни? Ведь не секрет, что многие спортсмены становятся профессионально подготовленными кадрами для рэкета, а спортсекции выступают как кузницы этих кадров. Тут невольно вспоминаются слова Сократа: “Человек есть то, чему служит его тело”. Поэтому все рекламные носители и внутреннее оформление спортивных сооружений должны выполнять функцию идеологического воспитания, а не торговую пропаганду спортивных шмоток и фирм.
Таким образом, финансово-интеллектуальная база коммерческой рекламы в сотни раз превосходит базу социальной рекламы, поэтому пока не будет создана адекватная база и уполномоченный орган для пропаганды государственной идеологии, ни о каком политическом инструменте наружной пропаганды не может быть и речи.
Михаил СЫТНИК, политолог, г. Алматы, впервые опубликовано 26.03.2003 г. на казахстанском сайте.
ПОСЛЕСЛОВИЕ 20 ЛЕТ СПУСТЯ
Навязчивая и агрессивная реклама материальных товаров и услуг во всех СМИ и тем более в Сетевых видеоканалах (того же Ютуба) стала неотъемлемой частью общественного бытия и сознания, методично его меняя и внушая человечеству… религию материализма! Абсолютное большинство людей даже не осознают, что РЕКЛАМА – ЭТО МОЛИТВА МАТЕРИАЛИЗМУ в полном соответствии с фундаментальным законом рыночного поли-капитализма и государственного моно-капитализма (коммунизма): материя первична, дух вторичен. Материальный товар и культ потребления реклама ставит выше Духа – любой нравственной идеи, моральной заповеди или традиции и в буквальном смысле навязчиво принуждает всех граждан молиться на материальные объекты потребления, тем самым вытесняя, подменяя и заслоняя собой любые духовные ценности, идеи нравственности, высоких образцов культуры и человечности. Доктрина материализма - это прямое порождение капитала, который по Марксу первичен и по-сути всегда стоит над законом (открыто или скрытно - другой вопрос), а закон - это есть государственный Дух, т.е. правовая идеология социума, в котором ежеминутно, ежечасно и круглосуточно во всех СМИ осуществляется реклама - молитва материализму и культу потребления, методично низвергающие молитву (пропаганду) Духовным ценностям на последнее место (коррупционных задворок в том числе) в сознании общества.
Оценили 0 человек
0 кармы