Критика концепции западной цивилизации Хантингтона. Русская демократия древнее английской.

44 14662

Сэмюэл Хантингтон на рубеже XX и XXI веков оказал значительное влияние на международную политику США. Его статьи в ведущих мировых журналах, а потом книга получили огромный резонанс. ( Huntington S. P. The Clash of Civilizations and The Remaking of World Order. 1996). Он делит все народы мира в первую очередь по религии:

«Западное христианство, сначала католицизм, а затем католицизм и протестантство, – это, несомненно, самая важная историческая особенность западной цивилизации». (Там же. Ч. 1, гл.3.)

Ни много ни мало, а «самая важная»! А вот еще:

«…религия – не «маленькое отличие», а, возможно, глубочайшее различие, какое только существует между людьми» ( Там же. Гл. 10.)

Поэтому именно здесь уместно вкратце рассмотреть эту «цивилизационную концепцию», которая выдвигает религиозно-культурные различия между народами на первый план, считая их более значимыми, чем общие черты. Хантингтон выделяет в современном мире восемь «Цивилизаций» и, к сожалению, полностью описывает только Западную, перечисляя все ее черты по порядку. Другим «Цивилизациям» он не оказывает этой чести, описывая их более размыто, несистемно и, в основном, через отношение к Западной Цивилизации. Основная моя претензия к этому взгляду следующая: совсем разные государства и периоды одного государства относятся к одной Цивилизации. Например, английский или французский феодализм относятся к одной Цивилизации «Запад», также как и современные демократии Англии и Франции. Назначив восемь признаков Запада, Сэмюэл Хантингтон обошел молчанием то, что, по крайней мере, половина из этих «родовых признаков» Западной Цивилизации не была характерна для феодализма, через который веками проходила вся Европа. Вот эти существенные, по мнению Сэмюэла Хантингтона, черты Запада. Я привожу их в том же порядке, в котором они перечислены в книге:

1. Античное наследие.

2. Католицизм и протестантство.

3. Европейские языки.

4. Разделение духовной и светской власти.

5. Господство закона.

6. Социальный плюрализм.

7. Представительные органы.

8. Индивидуализм.

По крайне мере четыре пункта (4, 5, 7, 8) не наблюдались в Англии до революции 1640 г., во Франции – до революции 1789 г.

Комментарий

Великая хартия вольностей 1215 г. была не чем иным как попыткой разделить полномочия между монархом, с одной стороны, и епископами и баронами, с другой. Заметьте, что первыми, к кому обращается монарх, были иерархи церкви, а феодалы шли после них. Нужно понимать, что права большинства народа не были отражены в этом документе. Когда мы СЕГОДНЯ читаем эту хартию, слезы умиления наворачиваются:

«39. Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны».

Но нужно обратить внимание на существенную деталь: «свободный человек»!

Подавляющее большинство народа было крепостными крестьянами с X по XV век, пять столетий. 90 % населения в эту счастливую категорию «свободных людей» не входили. Об этом же говорит и такая деталь, что хартия была написана на латинском языке, а потом переиздавалась на французском. В течение последующей сотни лет не появилось ни одного перевода на английский. Но ни латинского, ни французского простые британцы не знали.

Во Франции тогда даже такой хартии не было. Поэтому для большинства народа европейских стран, закабаленных крепостных рабов, многие века не существовало понятий «индивидуализм», «господство закона» и «представительные органы».

Конец Комментария

Наиболее видны недостатки этой «цивилизационной концепции» на примере рассуждения Сэмюэла Хантингтона о «православной цивилизации»:

«Семь из восьми перечисленных ранее отличительных характеристик западной цивилизации – католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм – практически полностью отсутствуют в историческом опыте России. Пожалуй, единственным исключением стало античное наследие, которое, однако, пришло в Россию из Византии и поэтому значительно отличалось от того, что пришло на Запад непосредственно из Рима». ( Huntington S. P. The Clash of Civilizations and The Remaking of World Order. (Ч. 3, гл. 6).)

Последнее предложение просто умиляет. Оно сразу выдает собой «американо-европейского патриота». Только такой горячий патриот может так игнорировать факты. Если понимать античное наследие как наследие Древней Греции, то англичане, французы, немцы восприняли его через лишнее звено – Древний Рим. Через его язык – латиницу. Русские восприняли это наследие «непосредственно» от греков, без промежуточного латинского перевода. Хантингтон включает в понятие «античное наследие» и христианство. Посмотрим, как приняла его Европа и как Россия. Евангелия были написаны на греческом языке. С греческого Новый Завет был переведен непосредственно на славянский язык знаменитыми Кириллом и Мефодием еще за сто лет до крещения Руси. Поэтому все богослужения, начиная с крещения Руси в X веке, велись на родном языке народа. И грамотные россияне могли свободно читать евангелия. До наступления абсолютизма грамотных было довольно много в многочисленных русских городах. Россия в тот период называлась «страной городов». В те времена, например, такой не самый большой русский город, как Псков, был крупнее Парижа, не говоря уже о Лондоне. Совсем по-другому Новый Завет шел к англичанам, французам, немцам: с греческого на латинский, а потом многие века все богослужения велись лишь на латинском, который не понимал народ. Переводы Евангелий на родные языки европейцев были сделаны только с Реформацией. Европейцы могли читать евангелия на родном языке на шесть веков позже россиян.

Теперь по поводу «семи из восьми», которые якобы «практически полностью отсутствовали» в России. Католичество, протестантизм и европейские языки (вторая, третья черты Запада) отсутствовали в России по понятной причине. Там была другая форма христианства и другой язык. Но у многих народов Запада был не романский язык, и не католичество с протестантизмом в религии. Например, евреи. Однако Хантингтон им не отказывает в принадлежности к Западу. Значит, религия и язык уже не «самая важная часть»? С первыми тремя пунктами перечня черт Запада мы разобрались. Из оставшихся пяти четыре «родовых признака Запада» относятся к периоду капитализма, они появились на Западе только после революций, после низвержения абсолютизма: разделение духовной и светской власти, господство закона, социальный плюрализм и представительные органы. Все это народ Англии получил лишь в XVII веке, а Франции – в конце XVIII. Зато в России, задолго до этого (с XII по XV век) 300 лет существовало демократическое государство, занимавшее площадь больше Франции – незаслуженно забытая Новгородская Республика. Это была самая настоящая пропорциональная демократия, именно такая, которая существовала в Великобритании лишь после XVII века. Подробнее о ней – во второй части этой статьи.

Что касается последнего «признака» (индивидуализм), то сам Хантингтон констатирует, что он стал «доминировать на Западе» лишь к тому же XVII веку, веку революции в Англии. Все исследования об индивидуализме, на которые ссылается Хантингтон, имеют тот же порок: сопоставляются разные фазы обществ. Это исследование степени индивидуализма разных наций, на которое ссылается Хантингтон, было опубликовано в 1983 г. Опросы проводились, видимо, в начале 1980-х. То есть опрашивался американец, француз, немец, русский, китаец, индус, египтянин, например, в 1980-м году. Заполнял анкеты, отвечал на вопросы. Получилось, что первые трое больше индивидуалисты, чем последующие четверо. И вывод следует: мол, американо-европейцы эгоисты, а русские с индусами добряки. Но эти народы находились в этот год на очень разных фазах своего социально-политического развития. Их невозможно было сравнивать. Если действительно проводить научный анализ психологических черт разных наций, то следует изучать людей из разных лет, из обществ, находящихся в одинаковых фазах. Таких исследований нет. Но есть другие исследования, подтверждающие отсутствие сколько-нибудь значимых различий в индивидуализме у разных наций, фазы которых уже синхронизировались. Нет никаких свидетельств о различиях индивидуализма немцев, французов или англичан. А ведь были века, когда эти различия кричали о себе.

Слишком большой упор на религиозно-культурные различия приводит Хантингтона к забвению экономики. Он подробно описывает торговые конфликты 1990-х годов между США и Японией, всерьез предваряя это фразой о том, что «источник противоречий между США и Азией кроется в культурных различиях» . (Huntington S. P. The Clash of Civilizations and The Remaking of World Order. 1996. (гл. 9))

Описывая экономические успехи демократических Гонконга и Сингапура, где большинство китайцев, Хантингтон для поддержки своей концепции может многозначительно заметить:

«Конфуцианское наследие Китая, в котором особое значение придается власти авторитетов, порядку, иерархии и верховенству коллектива над личностью, создает препятствия для демократизации». ( Там же.)

Значительная доля пафоса книги направлена на доказательство существования цивилизационной войны между Исламом и Западом, причем объясняется это, конечно же, агрессивностью мусульман:

«Коран и прочие установления мусульманской веры содержат единичные запреты насилия, и в мусульманском учении и практике отсутствует концепция отказа от применения насилия». ( Там же. Гл. 10)

Но я не нахожу следов присутствия «концепции отказа от применения насилия» и в Евангелиях. Такой КОНЦЕПЦИИ нет ни в одной религии. Все пророки устанавливали законы поведения. Все запрещали убийства, но все разрешали справедливую войну. Никаких существенных отличий в сторону большей кровожадности у ислама нет. Во всяком случае, христиане очень долго не находили такой концепции в своих Евангелиях, успешно завоевывая и порой уничтожая соседей.

Подтверждая нестандартность мышления, Хантингтон в конце книги неожиданно пропел гимн универсальному набору ценностей, под которым я могу подписаться двумя руками:

«Культуры – относительны; мораль – абсолютна… Человеческое общество универсально потому, что оно – человеческое, а особенное потому, что оно – общество… важнейшие предпосылки для сосуществования культур требуют поисков истинно общего, того, что есть в большинстве цивилизаций». ( Там же. Гл. 12.)

Я, конечно, не считаю, что суть мировых социально-политических процессов можно лучше понять с точки зрения «ислам против христианства» или что-то в этом роде. Последний аргумент против «цивилизационной концепции»: две самые крупные войны, мировые войны XX века, были внутрицивилизационными. Они не были, как любит выражаться Хантингтон, «по линии разлома цивилизаций», это были войны не между цивилизациями. Если рассмотреть вторую мировую, то коалиции основных участников были следующими:

1. Великобритания, Франция, СССР, США. В терминах цивилизаций Хантингтона: Западная, Западная, Православная, Западная.

2. Германия, Италия, Япония. По Хантингтону: Западная, Западная, Японская.

Понятно, что последняя и крупнейшая война была фактически на 80 % внутризападной войной.

Многие века во многих странах люди разных наций, религий и культур умели жить мирно. И если нас ждет впереди разделение и битва, то это разделение пройдет не по линиям религий, культур, наций или цивилизаций. Это разделение пройдет по линии принятия этого универсального набора ценностей, который был сформулирован в предыдущей статье, или его отрицания. А может, и еще проще: по линии вероятностного или уверенного мышления.

Разбирая черты западной цивилизации, Хантингтон пропустил действительно важную проблему современной демократии. Концепция власти как команды менеджеров, нанимаемых народом, предполагает одно простое следствие, о котором редко кто задумывается. Выбирая чиновников, в первую очередь народ должен обращать внимание на их профессионализм, сознательно избегая этических оценок тех или иных их поступков в прошлом. К сожалению, на современном этапе развития даже передовые народы этим похвастаться не могут. «Покопаться в грязном белье» кандидатов – любимое занятие журналистов и их читателей. Сексуальные предпочтения, измены и даже ложь, которая не вела к нарушению закона и интересов других людей, не должны приниматься в расчет голосующим человеком. Какое имеет значение прошлая супружеская измена для будущей работы в качестве, например, губернатора? Все, что не нарушает закон, не должно приниматься в расчет электоратом. В ином случае (как это происходит сейчас) резко сужается выбор кандидатур и на ответственные должности попадают не лучшие специалисты. Зато – лучшие семьянины. В итоге все общество теряет в эффективности управления. Даже великие порой совершали неблаговидные поступки, как было показано в ранее опубликованной статье. «Никто не без греха» – простая мысль, но ведущая к необходимости контроля над своими чувствами при голосовании за того или иного кандидата. История пестрит примерами лидеров, которые обладали прекрасными личными качествами, никогда не допускали супружескую измену, но принесли своим народам большие беды. И способность отделить одно от другого при голосовании сильно зависит от образованности и общего уровня культуры человека. Процент внешне непривлекательных людей среди политиков, конгрессменов, президентов намного ниже такого процента среди обычных людей. Сам по себе этот факт свидетельствует о нездоровом характере современной демократии. Ведь никто же всерьез не думает, что способность управлять зависит от внешности. Результаты исследований различных групп людей на «иллюзеустойчивость» подтверждают: чем образованнее группа испытуемых, тем выше становится процент тех, кто замечает иллюзию (обман).

Сегодня эта проблема становится намного более важной, чем, например, в XIX или даже XX веке. Как считают многие вслед за Марксом, «более развитая страна показывает менее развитой ее будущее». Развитые страны постепенно все глубже вползают в информационную стадию, в которой, как я говорил ранее в этой главе, сфера услуг, информации и знаний приобретает решающее экономическое, политическое и культурное значение. И это является будущим для всего мира. В этой стадии наша цивилизация чрезвычайно сильно будет зависеть от законов информации, систем знания и механизмов их распространения. Информация приобретает все большее значение, а что такое информация? Об этом в следующей статье.

Русская демократия средних веков: Новгородская Республика и Древняя Русь

Во второй половине ХХ века начались археологические раскопки на территории Древнего Новгорода, которые продолжаются до сих пор. Они дали сенсационные результаты как по объему полученных памятников письменности, так и по информации, полученной из них.

Начнем с объема. О жизни новгородцев можно было судить, конечно, не из дошедших до нас церковных грамот, переписывающих библейские сюжеты, а из гражданско-светских письменных источников. До 1950 г. таких манускриптов периода до XIII века было всего два. За последние 60 лет подобных документов обнаружено уже около 500!

То есть объем информации о Новгородской Республике вырос кардинально. В связи с этим необходимо также кардинально пересмотреть все, что писалось историками на эту тему до 1950 г.

Пока на данный момент сделано два однозначных вывода.

Во-первых, женщины имели практически равные права с мужчинами. Женщина могла владеть землей, домом и вести бизнес В Европе к этому пришли лишь через несколько столетий. Также и в России после наступления абсолютизма эти права были у женщин отняты.

Во-вторых, многие граждане (и мужчины, и женщины) были грамотны, умели читать, писать, считать.( Ошпарить и склеить. Новгородская береста как зеркало прошлого // Наука в фокусе. 2013 г. Март.) И это в то время, когда население Европы было на 90 % неграмотным. В Англии даже короли тогда были неграмотны (королевские автографы начинают появляться на документах только в XIII веке).

Население Новгородской Республики устойчиво прирастало, особенно быстро росли ремесленные поселения, в которых проживали плотники, скорняки и гончары. Развивались такие развитые формы экономических отношений, как кредитование. Имелось разделение исполнительной власти (посадники) и законодательной (Совет господ). Их выбирали на общем собрании всех жителей (вече).

Народы, населявшие территорию современной России, оказались предками многих европейских наций. Венгры, болгары, сербы, поляки и, возможно, даже норвежцы. Изучив древние манускрипты викингов, знаменитый историк древних цивилизаций Тур Хейердал выдвинул гипотезу о том, что древними предками викингов были выходцы из Причерноморья. Для подтверждения своего мнения он в 2000 году отправился в Ростовскую область и посещал краеведческие музеи для решения вопроса целесообразности организации археологической экспедиции в эти степи. Однако его смерть оборвала эти планы…

Известно, что славянский пантеон богов возглавляет Перун – повелитель молний. Этим именем славяне называли самую большую планету солнечной системы – Юпитер. Почему хлебопашцы-славяне чтили более всего бога, извергающего молнии? Почему с этим богом они связывали планету Юпитер? Ответы на эти вопросы мы получили только в конце XX века, когда американские аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2», прошедшие вблизи Юпитера, обнаружили, что «между Юпитером и его ближайшим спутником Ио периодически происходит электрический разряд» – молния огромной силы. ( Трехлебов А. В. Клич Феникса. 1997. С. 32.) Астрофизики установили, что эти разряды генерируют электромагнитные излучения, которые не просто достигают Земли, но и благоприятно влияют на урожаи в растениеводстве. (!) Таким высоким был уровень знания северной цивилизации. Конечно, это было невозможным без тщательных и многовековых астрономических наблюдений.

Интересна версия о русском происхождении Ахиллеса – героя троянской войны. Древнегреческий историк Ариан прямо утверждал, что Ахиллес был скифом и родом из Причерноморья. Великий Гомер поэтизировал происхождение Ахиллеса, и у него мы находим, что герой родился от греческого царя Пелея и РУСалки (вполне возможно – русской красавицы). Все (в том числе и Гомер) писали, что Ахиллес удивлял греков высоким ростом, крепким сложением, светлыми волосами и голубыми глазами. Носил герой Троянской войны странный для греков костюм, точь-в-точь как у скифов.

Всем известный Спартак, предводитель восставших римских рабов, был, как известно, фракийцем. Но малоизвестно, что фракийцы относились к славянской группе народов, были светловолосыми и носили бороды, как все восточноевропейские славяне.

Легендарный король Артур, являющийся эталоном западноевропейского рыцарства, был русским князем, прибывшим в Англию со своей дружиной по соглашению с римским императором Марком Аврелием. Это сенсационное заявление сделал известный британский историк Ховард Рид. В ходе длительных исследований в Великобритании, Франции и России Рид пришел к выводу, что король Артур являлся одним из князей сарматов, живших в южной России. Высокие белокурые всадники в начале II века вышли к Дунаю и встретились с римскими легионами. В результате переговоров в 175 году н.э. около шести тысяч русских воинов прибыли в Англию на службу Риму. Работая в архивах петербургского Эрмитажа, Ховард Рид обнаружил многочисленную символику из захоронений в России, которая совпадает с образами на знаменах рыцарей Круглого Стола.

Знаменитый этнограф XVIII века, немец по национальности, И.-Г. Георги писал:

 «самые датчаны и шведы основывают древность истории своей на народах, происшедших из России… следовательно Россия была и есть средоточие, или отчизна, всех северных народов» ( Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. М., 2005. С. 462) Так, например, лапти (считаются исконно русской обувью), на самом деле носили еще и шведы, финны и германцы.

Самое распространенное стрелковое вооружение на протяжении не веков, а тысячелетий, был лук. В битвах лучники играли существенную роль. Дальность и прицельность определяли порой исход сражения. Исследователи столкнулись с таким неожиданным фактом: дальность и прицельность стрельбы из лука кельтов, галлов, саксов была полтора-два раза меньше, чем у славянских лучников.

Например, обычная дистанция для английских лучников для стрельбы на поражение составляла около 100 м. В то время как лучники славян поражали цель на расстоянии до 200 м. ( Семенова М. Мы – славяне. СПб. 1997. С. 491) В чем же было дело? Неужели славяне настолько были сильнее, зорче и ловчее? Оказывается, загадка разрешилась просто: «Если простой лук с надетой тетивой представляет собой плавно изогнутую дугу, то лук, которым пользовались славяне, имел конструкцию растянутой буквы «М» с плавными перегибами». (Там же. С. 493)

Западноевропейцы переняли древнюю в Азии, но «новую в Европе тактику атак тяжелой конницы – сарматское изобретение». (Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. 2006. С. 74)

«Как ныне установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее в VIII в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию населяли русы, или россы – этнос отнюдь не славянский... “Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos – по месту жительства”. Скудные остатки языка россов – имена и топонимы – указывают на их германоязычие.

Бытовые навыки у славян и руссов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне под струей. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени, славяне стригли волосы «в кружок». Русы жили в военных поселках и «кормились» военной добычей, часть которой продавали хазарским иудеям, а славяне занимались земледелием и скотоводством. Авторы X века никогда не путали славян с русами.

Но при этом нельзя считать русов скандинавскими варягами, так как последние начали свои походы в IX в., а русы известны как самостоятельный этнос авторам VI в. Иордану и Захарин Ритеру. Единственной непротиворечивой версией является заявление епископа Адальберта, назвавшего княгиню Ольгу царицей ругов, народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в V в., а восточная удержалась в Восточной Европе до X в., оставив в наследство славянам династию и название державы». (Там же. С. 30)

«Еврейский летописец писал об изгнании евреев из Персии в VII в.: “И было в лето 4450 г. (т.е. в 690 г.) и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими (арабами), и пали они под их ноги, и спасались бегством многочисленные евреи из стран Парас, как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу, и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ и Швецию и нашли там много евреев”». ( Там же. С. 102.)

«Хроника о событиях VIII в., набеге русов на Крым:

“…русы пришли в Крым из Доно-Донецкого ареала. Прежде чем достичь Суроша, русы ограбили все побережье Крыма, от Херсонеса до Керчи, причем особенно пострадали церкви. А в Суроше их вождь (Бравлин) принял крещение и вернул добычу церквам”». (Там же. С. 110)

«Отношения между русами и славянами в IX в. были откровенно враждебными. Об этом сообщают арабо-персидские географы. По сходным сообщениям Ибн-Русте, Мухадасси, автора “Худуд-ал-Алам” Гардзи и Марвази, русы “нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают”». ( Там же. С. 134)

«Легко заметить, что древним населением Восточной Европы были русы – “варварский народ”, живущий в стороне болгар (камских), между ними и славянами на реке Итил (Волге), причем “Куяба” (Киев) не был городом руссов, а видимо, принадлежал волынским славянам – дулебам, царь которых носил имя Дира.

Но в конце IX в. Киев был захвачен русами, сначала Аскольдом, потом Олегом... В IX в. русы и славяне имели мало общего... интенсивная метисация идет к X в. между победившими русами и славянами, киевскими и новгородскими, причем торжествуют славянские обычаи и язык». (Там же. С. 135.)

Интересен вопрос о христианизации Руси. Служители культа, к сожалению, уничтожали все славянские храмы и капища, а против волхвов был объявлен практически геноцид. Методы церковников и крещеных князей были далеки от толерантности. Также уничтожались повсеместно рукописи, свитки и другие письменные источники славянской культуры. Самый древний уцелевший источник – «Слово о полку Игореве», – датируемый XII веком: несколько раз в тексте упоминаются имена славянских богов Стрибога и Дажьбога, и только в самом последнем предложении один раз указано имя Христа.

А писалось «Слово» через два столетия после официально принятой даты крещения Руси.

Киевский и новгородский софийские соборы, построенные в XI веке, долгое время оставались лишь внутрикремлевскими церквами для княжеской семьи и дружины. Горожане туда не ходили.

Обидно, что насаждение христианской веры, самой по себе гуманистической, проводилось жестокими разрушительными действиями и людьми с далеко не лучшими личными качествами.

«По своим личным поступкам князь Владимир (церковь ему потом присвоила титул “Святой”) не мог претендовать не только на святость, но и на уважение. Он публично изнасиловал пленную княжну Рогнеду, предательски убил своего брата Ярополка, заманив его для переговоров в шатер, где таились убийцы-варяги, установил в Киеве обряд человеческих жертвоприношений Перуну, держал для удовлетворения своей похоти сотни славянских и иноземных девиц в загородных дворцах, а его карательные походы на славянские племена, отпавшие от Киева во время смуты, описаны в летописи столь лаконично, что, видимо, даже летописцу эти воспоминания были неприятны». (Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 226)

Новые соборы и церкви не строились рядом с древними храмами. Сначала сравнивались с землей и сжигались древние славянские святилища, и лишь после этого буквально на месте прежнего храма сооружалась новая христианская церковь.

Такие действия, безусловно, вызывали возмущение народа, которое порой приводило и к трагическим последствиям. В 1071 г. в Ростове был убит толпой епископ Леонтий за пропаганду православия. ( Там же. С. 479)

Экскурсовод по известному монастырю на острове Валаам рассказывает красивую легенду о первых греческих христианах на Руси, которым «явилось божественное провидение идти много дней на север, потом плыть по бурному озеру Ладога до острова, и вот на этом острове, на этом холме, им был дан знак свыше начать строить церковь и кельи». Однако мало кто знает, что до этих монахов на этом месте на острове было капище Перуна! И они не получили знак свыше, а просто решили остановиться на «намоленном» месте, сжечь существующее и построить свое «капище». Почему-то распространение буддизма в Индии имело другой характер. Новые буддистские храмы соседствовали и соседствуют сейчас с индуистскими, не было насилия и разрушения старого.

То же самое было и в Суздале, где на красивом лугу сейчас стоит прекрасная церковь. Однако луг до сих пор зовется «Перунов», потому что церковь была построена на фундаменте славянского храма. И сколько таких мест по России? Советская власть особо не финансировала археологические раскопки вообще, так как направленность идеологии была в будущее. А о прошлом, мол, все, что надо, сказали Маркс с Энгельсом. Но при СССР была хоть теоретическая возможность организовать археологические раскопки под храмами и церквями для восстановления картины древнеславянской теологии.

Но при современном усилении позиций православной церкви попытки этих исследований легко блокируются иерархами.

Хотя, может быть, и для православия было бы интересным узнать больше о религии славян до Христа. Ведь многое говорит о том, что русское православие отличается от других православных направлений. Особенно это касается дониконовского православия, до раскола XVII века (самый известный пример: крестный ход «посолонь», по ходу движения солнца – славянского Дажьбога). И этими отличиями оно обязано в основном славянской ведической вере, обычаям и обрядам дохристианской Руси. Например, на усиление значения триединства Бога, особо характерное именно для православия, возможно, повлияла вера славян в Триглава, Бога, воплощенного в трех ипостасях: Перун, Сварог и Свентовит. До сих пор сохранились такие древнеславянские обычаи, как празднование Масленицы, Ивана Купалы. Даже гадание на ромашке («любит – не любит») является обращением к славянскому Дажьбогу, олицетворяющему Солнце, на которое похож этот цветок.

«Христианство трудно приживалось на Руси Киевской, но еще труднее у славянских племен, покоренных киевскими князьями. Военная победа над славянскими язычниками-вятичами – была одержана Владимиром Мономахом, но духовная или, точнее, идеологическая победа заставила себя ждать до XIV века. На самой Руси в узком смысле слова (Киев, Чернигов, Переяславль) двоеверие существовало долго. Некий христолюбец писал: “Не могу терпеть христиан, двоеверноживущих и верующих в Перуна, в Хорса и других богов”». (Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 289)

Отношение киевлян к язычеству было гораздо теплее, нежели к инородному (греческому) христианству.

Когда умер князь Владимир в 1025 г., Ярослав Мудрый пошел с новгородцами на Киев против Святополка, старшего сына Владимира, захватившего киевский престол и возглавлявшего прозападные силы на Руси. В битве у городка Любеч новгородцы разбили войска Святополка, который бежал в Польшу. «Победители-новгородцы вошли в Киев, “и погоре церкви”, – пишет летописец. Мы заключаем из этого, что идейная основа действий Ярослава, его программа сводилась к восстановлению язычества». (Гумилев Л. Н. От Руси до России. М., 2006 .С. 63) 

Святополк вернулся с польскими войсками и разбил ярославскую дружину, занял Киев. Ярослав бежал обратно в Новгород. Поляки «были размещены по домам киевлян и окрестным деревням. И немедленно начались конфликты с местным населением. Буквально за несколько ночей было вырезано множество поляков». ( Там же.) Ярослав снова пошел с новгородцами на Киев и во второй раз окончательно воцарился на великокняжеском престоле.

Итак, крещеные киевляне приняли язычников, спаливших церкви, и не потерпели вернувшихся христиан.

Вторая половина XVII и начало XVIII века принесли насильственную западнизацию Руси. Сначала Никон в церкви, затем Петр I в светской жизни вычищали огнем и мечом все, что оставалось еще от славянского образа жизни и мыслей.

Кстати, вплоть до Петра I Русь вела летоисчисление не от Рождества Христова, а от «сотворения мира» по древнеславянскому календарю. К 1700 году н.э. русские вели счет своей истории и культуре более семи тысячелетий. Петр I перенес дату начала года на 1 января и объявил наступление нового 1700 года, в то время как четырьмя месяцами раньше народ 1 сентября встретил 7208 год.

Обоснованную гипотезу о древности славянского языка выдвинул лингвист Ярослав Кеслер.

 «Русская азбука, – пишет ученый, – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук – одна буква. В азбуке, и только в ней, есть содержание.

Для начала вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д.

Акрофония обеспечивает удобство запоминания азбуки и тем самым максимально быстрое ее распространение.

Среди основных алфавитов, употребляемых в Европе, три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (=глаголица). В латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония не существенна. (Кстати, латинская грамматика удивительно похожа на русскую: структура падежей, склонений и пр.).

В греческом алфавите прослеживаются остатки акрофонии в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее – вита), гамма и т.д. Однако эти слова ничего не означают в греческом языке и являются слегка искаженными производными еврейских слов «алеф» ‘бык’, «бет» ‘дом’, «гимель» ‘верблюд’ и т.п. Иврит полностью сохраняет акрофонию до сих пор, что, кстати, немало способствует быстрому обучению иммигрантов в Израиле. Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное заимствование греками еврейского письма.

Праславянская азбука также полностью обладает признаком акрофоничности, однако в одном отношении существенно отличается от иврита. В иврите все названия букв – имена существительные в единственном числе и именительном падеже, а среди названий 29 букв славянской азбуки по крайней мере 7 слов – глаголы. Из них четыре в повелительном наклонении: два в единственном числе (рцы, цы) и два – во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один в 3-м лице единственного числа (есть) и один в прошедшем времени – «веди». (Заметим, что в древнем иврите понятие глагол вообще отсутствует). Более того: среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как и в обычной речи.

В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.

Таким образом, праславянская азбука представляет собой Послание – совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие, то есть букву. При этом системы начертания букв для передачи одной и той же звуковой системы могут быть разными, например, кириллица = глаголица для праславянского языка, кириллица = латиница для современного сербохорватского языка, известные из истории три равноправные системы средневекового грузинского письма и т.п.

А теперь прочитаем Послание, содержащееся в праславянской азбуке. Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

Азъ – «я».

Буки (букы) – «буквы, письмена».

Веди (веде) – «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать.

Итак, далее прочитав древнеславянскую азбуку, получаем следующий осмысленный текст:

«Я знаю буквы: Письмо – это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

как подобает разумным людям –

постигайте мироздание!

Несите слово убежденно –

Знание – дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь!»

Примечательно, что архиепископ Новгородский Геннадий в конце XV века ратовал за просвещение русского духовенства, сетуя, что «…не можем добыть, кто бы горазд грамоте… кого бы избрати на поповство… он ничего не умеет, только то бредет по книге, а церковного настатия ничего не знает…».

При этом из цитируемого отзыва архиепископа ясно, что речь идет о грамотных русских людях, представленных Геннадию для экзамена на предмет пригодности к церковному богослужению, но не знающих при этом церковнославянского языка!

«В отличие от Западной Европы на Руси было много грамотных, так как религиозные книги на понятном славянском языке были доступны читателям; а на Западе для тех же целей требовалось знание латинского языка». (Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. С. 415)

Иными словами, гражданской русской письменностью владели гораздо больше людей, чем церковнославянской (созданной Кириллом и Мефодием). Большинство русских людей до начала XVII века и прихода к власти Романовых были грамотными – в частности, все казачество. А затем «тишайший» царь Алексей Михайлович Романов истребил поголовно грамотных староверов. При нем же и его сыне Федоре уничтожены разрядные книги и почти все подлинные документы, касавшиеся истории доромановской Руси. Именно Алексей Михайлович окончательно закрепостил большинство населения, чем и сделал его неграмотным к началу XVIII в., так что Петру I пришлось приглашать иноземных учителей. После смерти Петра во времена бироновщины Миллеры-Байеры-Шлецеры и начали писать «древнерусскую» историю на западноевропейский лад.

В житии Кирилла добросовестный летописец прямо описал, что прежде чем создать церковнославянскую грамоту и перевести на нее Евангелие, Кирилл, который в течение длительного времени заведовал библиотекой Константинопольского университета, много путешествовал по миру, – познакомился с русскими письменами, научился читать их, различать гласные и согласные. На Юге (а Кирилл из Византии) часто писали одними согласными, совершая при чтении «огласовку». Одними согласными, например, написан оригинал Библии.

«Согласно новым исследованиям, по всей видимости, уцелели только доли процента былого книжного богатства Руси XI–XII вв., потому что в древних городах свирепствовали пожары, возникавшие то по неосторожности обывателей, то при междоусобных войнах, но немало поработали и иноземцы».

В 1224 г. немцы сожгли Юрьев. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлевские церкви были полны «до строп», т.е. доверху, книгами и иконами. Все сгорело! В 1547 г. пожар в Москве уничтожил много рукописей. В 1612 г. Москву дотла сожгли поляки, а в 1812 г. – французы…

И как назвать поведение хранителей библиотек и архивов конца XVIII – середины XIX вв.? Монахи, тогда считавшиеся «учеными», жгли рукописи как «ненужную дрянь», топили в Волхове, гноили в сырых подвалах» . (Там же. С. 504)

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • Английский парламентаризм имеет начало в 90-х годах 18-го века. Об этом еще в учебниках 19-начала 20-го века писали. В России избранные "земские соборы", современные "советы народных депутатов", или "нижние палаты парламента" присутствовали в органах власти еще при Иване IV и ранее. Только в XX веке стали распространять фейк про "древний английский парламентаризм". Кому то наверное потребовалось.
  • Вообщем, для затравки критика западлоидов и потом ОСНОВНОЕ! Погром Православия (последнего НЕПОБЕЖДЁННОГО! врага антихриста). То же прославление болЯрской рэс публики, основанной на грабеже колоний (как прекратился поток ворованного - мягкой рухляди и перлов - жемчуга), так и закончилась демоно кратия. То же клише "огнём и мечом" с последующей противоречивостью о "двоеверии" и "потаённости" "истинной " веры славян. И, Да! Верно писал Солоневич: "Негодяй не помнит лжи в начале страницы" Так и Гумилёв (обильно цЫтируемый) напридумывал натяжек, т.к. 12 вековая Русская Православная Империя НИКАК! не укладываласть в его "теорию" пассионарности. Ибо С НАМИ Бог! Никто же на ны!
  • Знает ли автор про Гипотезу Фоменко?..
  • Цивилизации могут отличаться не только по религиозному признаку. Например, Н. Данилевский, первым предложивший цивилизационное деление, говорил о романо-германском и российском "культурно-исторических типах", другими словами, выдвигая на передний план признак этнического происхождения. Можно также отталкиваться от континентального признака (Европа - Азия), географического (Запад, Север, Юг, Океан, Суша), способ производства (земледелие, скотоводчество) и т.д. Хантингтону нужно еще отдать должное в том, что он не включил в "русский мир" Западению.
  • то, что в древнем иврите не было глаголов - немного перебор уже