Революции и войны представляют собой качественное изменение системы. Марксизм настаивал на аналогии с природой: личинка-червяк-кокон-бабочка, считая, что заранее можно предсказать, какое общество возникнет из старого после революции. Пригожин выдвинул другую теорию: в момент потрясений случайность малых факторов может определить будущий характер системы непредсказуемо. Это соответствует одному из величайших достижений XX века – квантовой физике. Хотя исходными в данном развитии взглядов на случайность являются идеи Пуанкаре.
Случайность, отмечал он, проявляет себя, прежде всего, в состояниях неустойчивого равновесия. Классический пример тому дает уже такая простейшая задача из области механики, как анализ устойчивости конуса, стоящего на вершине.
«Если конус стоит на вершине, – пишет Пуанкаре, – то мы знаем, что он опрокинется, но не знаем, в какую сторону. Нам представляется, что это полностью зависит от случая. Если бы конус был совершенно симметричен, если бы ось его была совершенно вертикальна, если бы он не был подвержен действию никакой силы, кроме тяжести, то он не упал бы вовсе. Но малейший изъян в симметрии заставил бы его слегка наклониться в ту или иную сторону; наклонившись же, хотя бы и весьма незначительно, он упадет в сторону наклона окончательно. Если бы даже симметрия была совершенна, то самого легкого дрожания, легчайшего дуновения ветерка было бы достаточно, чтобы наклонить его на несколько секунд дуги; и этим не только было бы решено его падение, было бы предопределено и направление этого падения, которое совпало бы с направлением первоначального наклона. Таким образом, совершенно ничтожная причина, ускользающая от нас по своей малости, вызывает значительное действие, которое мы не можем предусмотреть, и тогда мы говорим, что это явление представляет собой результат случая». ( Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 322-323)
Подобные примеры можно привести далеко не из одной механики. Результат, который является следствием действия малых причин (флуктуационных изменений), характеризующих исходное неустойчивое состояние, и выступает перед нами как случайный.
Для полного понимания фазовых переходов посмотрите прекрасный комментарий Тоффлера к теории Пригожина по этому вопросу в комментарии:
Комментарий
Тоффлер о детерминизме и случайности в теории Пригожина:
«Доктор Илья Пригожин и группы его сотрудников в Свободном университете в Брюсселе и в Техасском университете в Остине прямо поставили под сомнение предпосылки Второй волны, показав, как химическая и другие структуры перепрыгнули на более высокую ступень дифференциации, и объяснив сложности посредством комбинации случайного и необходимого. За эти работы Пригожин был удостоен Нобелевской премии. ( Данные о жизни Пригожина автор получил из интервью, взятых у него, из личной с ним переписки, а также из [458]: Nicolis G., Prigogine I. Self-Organization in Nonequilibrium Systems: From Dissipative Structures to Order Through Fluctuations. New-York, 1977)
Родившийся в Москве, привезенный в Бельгию еще ребенком, с юного возраста захваченный проблемами времени, он был поставлен в тупик явным противоречием. С одной стороны, была вера физиков в существование энтропии, из которого следовало, что Вселенная деградирует и что все организованные структуры в конце концов разрушатся. С другой – было учение биологов о том, что жизнь является самоорганизующейся и мы непрерывно восходим все выше и выше к более и более сложной организации (структуре). Энтропия указывает одно направление, эволюция – другое.
Это привело Пригожина к вопросу, как возникают более высокие формы организации, и к годам исследований и занятий химией и физикой в поиске ответа на этот вопрос. Сегодня Пригожин подчеркивает, что в любой сложной системе, от молекул в растворе до нейронов в мозге или в транспортной системе большого города, части этой системы находятся в непрерывных мелкомасштабных изменениях, т.е. в состоянии непрерывного изменения. Внутренний каркас любой системы как бы мелко дрожит и испытывает флуктуации.
При наличии отрицательной обратной связи эти флуктуации ослабляются и подавляются, и равновесие системы поддерживается. Но там, где происходит усиление за счет положительной обратной связи, некоторые из этих флуктуаций могут во много раз усилиться до такой степени, когда ставится под угрозу равновесие всей системы. Флуктуации внешней среды могут так воздействовать в этот момент, что еще больше усиливает вибрации каркаса и приводит к нарушению равновесия в целом и разрушению существующей структуры.( Это помогает рассуждать об экономике в тех же терминах. Возможности и потребности поддерживаются в равновесии различными процессами обратной связи. Безработица, если усиливается положительной обратной связью и не ослабляется отрицательной обратной связью где-либо в системе, может угрожать стабильности экономической системы в целом. Внешние флуктуации, такие, как колебание цен на нефть, могут совпасть с внутренними флуктуациями и усилить их, вплоть до того, что равновесие всей системы будет нарушено. (Прим. автора.))
Либо вследствие неконтролируемости внутренних флуктуаций, или под действием внешних сил, или и того и другого вместе это разрушение старого равновесия часто приводит не к хаосу и ломке, а к созданию полностью новой структуры более высокого уровня. Эта новая структура может быть более дифференцированной, более внутренне взаимосвязанной и сложной, чем старая структура, и будет нуждаться в большем количестве энергии и материи (и, вероятно, информации и других ресурсов) для самосодержания. Говоря в основном о физических и химических реакциях, но не забывая и о социальных аналогиях, Пригожин называет эти новые, более сложные системы «диссипативными (рассеивающимися) структурами».
Он предложил рассматривать саму эволюцию как процесс, ведущий ко все большему и большему усложнению и разнообразию биологических и общественных организмов посредством появления новых, более высокого порядка диссипативных структур. Таким образом, согласно Пригожину, идеи которого, помимо своей научной значимости, имели широкий политический и философский резонанс, мы развиваем «порядок из флуктуаций», или, как это было вынесено в название одной из его лекций, «Порядок из хаоса».
Эта эволюция, тем не менее, не может быть спланирована или предопределена в механистическом понимании. До появления квантовой теории многие ведущие мыслители Второй волны считали, что случай играет небольшую роль или вовсе не играет никакой роли в изменениях. Начальные условия процесса предопределяют его развитие. Сегодня в ядерной физике, например, широкое распространение получили идеи, что случайность доминирует в изменениях. В последнее время многие ученые, подобно Жаку Моно в биологии, Вальтеру Бакли в социологии или Маруяма в эпистемологии и кибернетике, начали избавляться от этого противостояния.
Работы Пригожина не только соединяют случайность и необходимость, но и постулируют их взаимосвязь друг с другом. Короче говоря, он настаивает, что в тот момент, когда система «прыгает» на новый уровень сложности, невозможно практически, и даже в принципе, предсказать, какую из многих форм она приобретет( Это, по всей видимости, подходит и к прыжку от Второй к Третьей волне цивилизации, и к какой-либо химической реакции. (Прим. автора.)). Но если путь выбран, если новая структура возникла, детерминизм вступает в силу, как и раньше.
В одном красочном примере он описал, как термиты строят свои высоко структурированные гнезда при очевидно неструктурированной активности. Они начинают с ползания по поверхности в случайном порядке, останавливаясь то здесь, то там для того, чтобы отложить кусочек клейкого вещества. Эти метки распределены случайно, но поверхность содержит достаточное количество химического клейкого вещества, чтобы другие термиты зацеплялись за него и тоже оставляли метки.
Поэтому клейкое вещество начинает собираться в отдельных местах, постепенно вырастая столбами или стенами. Если такая постройка оказывается изолированной, работа прекращается. Но если случайно они располагаются вблизи друг друга, они образуют арку, которая становится основой для дальнейшего построения гнезда. То, что начинается со случайной активности, превращается в очень причудливые неслучайные структуры. Мы наблюдаем то, что Пригожин определил как «спонтанные формации когерентных структур». От хаоса к порядку. ( Описание колонии термитов см.: Prigogine I. Order Through Fluctuation: Self-Organization and Social System», в кн. Evolution and Consciousness: Human Systems in Transition, 1976.)
Все это сильно ударяет по старому принципу причинности. Пригожин суммирует это следующими словами: «Эти законы строгой причинности кажутся нам сегодня ограниченными случаями, применимыми к высоко идеализированным ситуациям, почти карикатурным описанием изменений… Эта наука о сложности… приводит к совершенно другой (противоположной) точке зрения». ( Пригожин цит. по его статье «From Being to Becoming», опубликованной Техасским университетским центром по изучению статистической механики и термодинамики, Остин, Техас, апрель 1978. См. также: «Time, Structure and Fluctuations», «Science», September 1, 1978; «Order out of Chaos» by I. Prigogine, Center for Statistical Mechnics and Thermodynamics, University of Texas at Austin and Faculte des Sciences, Universite Libre de Bruxelles; «La Nouvelle Alliance», Ilya Prigogine & Isabelle Stengers (Paris: Gallimard, 1979).Тоффлер Э. Третья волна. С. 494-500)
Конец Комментария
Но история XX века подтверждает правоту и Маркса, и Пригожина. Как это возможно? Конкретные революции в разных странах давали непредсказуемый результат (по Пригожину). Русская революция, например, породила в итоге диктатуру, режим, которого не желали ни сами революционеры, ни их противники. Однако все вместе в разные годы эти революции, восстания и забастовки способствовали трансформации старого капитализма Европы и Америки в новый, более справедливый общественный строй, близкий к марксистскому понятию «социализма». Так Пригожин опроверг Маркса в конкретных случаях и подтвердил его глобально.
Интересно, что эти революции и периоды отката к несвободе имели схожие этапы:
Три периода революций:
1. Начальная революция:
США – Война за независимость (1775–1787)
Первая французская республика (1792–1804)
Россия – события 1905 г.
2. Основная революция:
США – Гражданская война и поправки к Конституции (1861–1870).
Франция – революция 1848 г.
Россия – события 1917 г.
3. Завершающая революция:
США – 300-тысячный марш на Вашингтон в 1963 г., мирная революция Мартина Лютера Кинга.
Франция – Парижская Коммуна 1870 г.
Россия – 1991 г., слом всевластия бюрократии, распад СССР.
И два периода между этими революциями: откат к несвободе, экономический рост.
1. Первый откат к несвободе:
США – Закон 1793 г. о беглых рабах, жестокое подавление восстаний Ната Тернера и Джона Брауна против рабства. Почти полное уничтожение индейцев.
Франция – переворот 1799 г., бонапартизм, реставрация монархии в 1814 г.
Россия – разгоны Государственных Дум, закрытие оппозиционных газет, военная пропаганда первой мировой войны.
2. Повторный откат к несвободе:
США – Законы Джима Кроу 1890–1915 гг.
Франция – Империя Наполеона III, 1852–1870 гг.
Россия (1921–1991 гг.) – подавление рабочей и крестьянской демократии, разгром оппозиций внутри партии власти 1920-х годов, сталинизм и его постепенное ослабление вплоть до 1991 г.
Однако эти этапы характерны не для всех стран. Например, Германия обошлась только двумя этапами: основная революция 1918 г. и откат к несвободе во время нацизма, завершившийся полным военным поражением. Не было начальной революции. Вместо завершающей революции был осуществлен план демократизации под эгидой союзников: СССР, США, Англии и Франции. Правда, если не считать Германию исключением из этого правила, то придется признать, что демократизация после 1945 г. являлась основной революцией, а период отката к несвободе и завершающая революция еще впереди. С другой стороны, старейшая демократия мира – Англия – прошла все эти этапы полностью: 1215 г., 1645 г. и завершающая революция под говорящим именем «Славная» в 1688 г.
В этих фазах социальной трансформации явно проявляется Правило Маятника: чередование периодов свободы и несвободы; чем сильнее движение в сторону свободы, тем сильнее последующий откат к несвободе. Вторая закономерность: в состоянии первоначальной долговременной несвободы небольшие подвижки в сторону свободы не замедляют, а, наоборот, ускоряют дальнейшее движение социального маятника к свободе по Степенному Правилу. И, наконец, третья закономерность социальной трансформации: чем более растянут по времени этот цикл из трех революций, тем меньше амплитуды маятника, качающегося от несвободы к свободе и обратно. Пики свободы менее остры и высоки, а ямы падения в несвободу менее глубоки. Самый короткий цикл мы видим у Германии (1918–1945, 27 лет), которая повергла мир в шок нацизмом. Сравнимые по времени циклы у Франции и России: 78 и 86 лет соответственно. Во Франции не было ничего подобного сталинизму, но компенсировали это кровавые события завершающей революции 1870 г. А в России, наоборот, завершающая революция 1991 г. была по сравнению с французской просто бескровной. США прошли эти этапы за 188 лет. И, наконец, Англия, самая стабильная за последние века демократия мира – 473 года! Начав раньше всех, эта нация закончила демократизацию одной из последних. Начав в XIII веке с Великой Хартии Вольностей, англичане предоставили избирательное право всем женщинам лишь в XX веке (1928 г.). Вот у кого нужно учиться мудрой постепенности реформ избирательного законодательства!
А если рассмотреть этот фильм истории поближе, покрупнее и взять только революции от абсолютизма к республике? Какие универсальные законы увидим здесь?
Фазы социальной трансформации абсолютизма:
Абсолютизм – Республика - Диктатура
Английский
XI век – 1640 (550лет)
«Долгий парламент»
1640–1653 (13лет)
Кромвель
1653–1658 (5лет)
Французский
XV век – 1789 (350 лет)
Первая Республика
1792–1799 (7лет)
Наполеон
1800–1814 (14 лет)
Русский
XV век – 1916 (400 лет)
Республика Временного правительства и Советская республика Ленина и Троцкого
1917–1923 (6 лет)
Сталин
1928–1953 (25 лет)
Американский
XVII век – 1776 (170 лет)
США,
1776 – настоящее время
?
Немецкий
XIX век – 1918 (50 лет)
Веймарская Республика,
1918–1932 (14 лет)
Гитлер
1933–1945 (12 лет)
Я сразу вижу два возможных возражения против такой периодизации: выделение первых шести лет Советской республики и американский абсолютизм. Начну с последнего, так как это проще. В Англии в это время была республика, но это только для англичан. Колонии управлялись назначаемыми губернаторами, колонисты не могли никого избирать, и для них губернаторы были неподотчетны, как любой монарх. Поэтому отношения с местной властью у колонистов были аналогичны абсолютизму. Тем более, что последующая революция и гражданская война проходили по тому же сценарию, как и английская, французская и русская революции. Это будет показано ниже.
Также и грядущая фаза диктатуры не минует американцев, как бы далеко она ни отстояла от революции. Я не вижу никаких универсальных соотношений между фазами в разных странах. Одно неизменно: общество проходит через все эти фазы. Вряд ли американцы станут исключением, если не создадут достаточную социальную массу противостояния диктатуре. Для этого нужно осознание этой угрозы и желание ее предотвратить у достаточного количества людей американского общества, чтобы создать условия фазового перехода и добиться скачка не в диктатуру, а в иное, более справедливое состояние общества. Например, в ограниченно-пропорциональную демократию. Как изменится атмосфера избирательных компаний, можно увидеть, посмотрев назад: США в XIX веке переживали период пропорциональной демократии. Право голоса не принадлежало каждому, поэтому оно ощущалось как ценность:
«Публика очень заинтересованно относилась к выборам, потому что партии предлагали “не эхо, а выбор”, так что в выборах участвовало до 80 и даже 90 % всех, имевших право голоса. Что еще любопытней, кандидаты вели себя не так, как они ведут себя сегодня. Они не темнили в идеологических вопросах, чтобы привлечь на свою сторону колеблющихся, идеологически индифферентных “независимых” избирателей. В то время таких было очень мало. Следовательно, для победы важно было привлечь людей на выборы, а для этого нужно было максимально акцентировать свои идеологические взгляды в ходе предвыборной агитации. Любая неясность в этих вопросах имела бы только один результат – раздраженные избиратели могли просто остаться дома, и тогда вы проигрывали выборы. Избиратели очень редко переходили от одной партии к другой.
При изучении политической истории ХIХ в. неизбежно возникает вопрос: откуда у простых людей брался такой неподдельный интерес к столь темным и запутанным проблемам, как организация банковской системы, выбор между золотом и серебром, таможенные пошлины? Тысячи полуграмотных людей писали воинственные трактаты по такого рода вопросам, и все это чрезвычайно интересовало избирателей». ( Ротбард М. История денежного обращения и банковского дела в США: с колониального периода до Второй мировой войны. Челябинск, 2009. С.173-174)
Теперь про советскую республику первых лет. В следующей главе будут подробно описаны события, мнения и факты, относящиеся к этому периоду, а также будет объяснено, почему 1923 год стал последним годом этого этапа, этапа пропорциональной демократии. После знакомства с ней у читателя не останется сомнений в глубоком различии между этими двумя политическими режимами: ленинским и сталинским. А здесь я приведу несколько фактов, характеризующих свободную атмосферу интеллектуальных дискуссий первых лет Советской республики.
В журналах (например, «Экономист») публиковались статьи, издавались книги (например, издательство «Книга») таких известных небольшевистских мыслителей, как Лафарг, Мартов, Сорокин. А последний, между прочим, был не просто кабинетным ученым, но и политиком, активным членом партии эсеров. Один из редакторов центральной газеты партии эсеров «Дело народа». Осудил Октябрьскую революцию, активно выступал против большевиков. Избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров. Именно эсеры начали в 1918 г. кровавый террор против лидеров большевиков, в результате которого были убиты Володарский, Урицкий и ранен сам Ленин. Вплоть до высылки Сорокина из страны его работы публиковались. В 1922 г. Ленин с Троцким организовали выпуск журнала «Под Знаменем Марксизма», и первый его номер открылся статьей Троцкого. В следующем номере Ленин изложил свое кредо сотрудничества с инакомыслящими:
«Об общих задачах журнала “Под Знаменем Марксизма” тов. Троцкий в № 1–2 сказал уже все существенное и сказал прекрасно... не все объединившиеся вокруг журнала “Под Знаменем Марксизма” – коммунисты… Одной из самых больших и опасных ошибок коммунистов (как и вообще революционеров, успешно проделавших начало великой революции) является представление, будто бы революцию можно совершить руками одних революционеров… Без союза с некоммунистами в самых различных областях деятельности ни о каком успешном коммунистическом строительстве не может быть и речи». (В. И. Ленин «О значении воинствующего материализма», март 1922 г.)
Эта атмосфера идейных разногласий и практического сотрудничества подтверждается хотя бы тем, что даже в этом журнале печатались произведения, например, Плеханова и Дейча, которые не приняли советскую власть и выступали с резкой ее критикой. Я уже не говорю о пестроте разных течений культуры первых лет Советской республики.
Музыка, поэзия, архитектура, живопись представляли собой массу школ и направлений. По всей стране создавались музыкальные и театральные студии. Слушательская аудитория еще более расширилась с появлением радиопередач, эпоху которых открыл первый в стране концерт по радио, состоявшийся в 1922 г. В первые годы революции в Петрограде и Москве ставились массовые музыкально-театральные действа, в которых звучала музыка Бетховена, Шопена, Скрябина. Музыкальная жизнь бурлила спорами о «высоком» искусстве и музыке быта, о новаторстве и традициях. Это же происходило и в литературе. Столько поэтических направлений, открывших нам множество талантов, не было ни до, ни после этого периода. В первые годы Советской республики появился такой архитектурный стиль, как конструктивизм, оказавший значительное влияние на мировую архитектуру. Революция дала мощный импульс развитию «русского авангарда» в живописи. На праздник 1 мая 1918 г. здания на Дворцовой площади, Мариинский дворец, здания Городской думы и Публичной библиотеки в Петрограде были украшены огромными живописными композициями, выполненными в кубофутуристической манере. Многие из панно, украшавших тогда здания на площадях Москвы и Петрограда, если судить по фотографиям, были настоящими шедеврами монументальной живописи, которые могли бы стать центральными экспонатами нынешних музеев современного искусства... Это была страна, где вице-президентом Академии художественных наук был, ни много ни мало, сам Кандинский. В первые годы советской власти он активно участвует в организации музеев в регионах страны. Это была страна, где «комиссаром по охране памятников и художественных ценностей» Москвы был Казимир Малевич! В 1918 г. он создает декорации и костюмы к спектаклю Маяковского «Мистерия-Буфф». В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца» под началом еще одного «комиссара по делам искусств» Марка Шагала. Кто-то, конечно, эмигрировал, но в то время не из-за режима, а по причине неустроенности быта, голода, вызванных интервенцией и гражданской войной.
В 1919 г. Ленин и Троцкий создали Коминтерн, объединение коммунистических партий всего мира. На первый учредительный конгресс приехали делегаты от 35 партий из 21 страны (в том числе от США, Великобритании, Франции, Германии и Китая). Троцкий написал манифест «К пролетариям всего мира», в котором Коминтерн изложил программу коммунистов XX века. Один из отцов русского авангарда, модернизма и конструктивизма, Владимир Татлин, создает проект огромной (400 м высотой под наклоном к земле в 23 градуса) спиралевидной башни для заседаний органов управления Коминтерна. С тех пор она известна в мире как «Башня Татлина» и остается одним из ярких памятников русского авангарда. Макеты башни Татлина можно увидеть в Третьяковской галерее Москвы, Музее современного искусства Стокгольма, в Университете Оксфорда.
Наверное, единственный русский экономист, которого цитируют в Америке и Европе до сих пор, – это Кондратьев, создатель концепции «длинных волн». Не было бы этой концепции, если бы советское правительство не заказывало научно-исследовательские работы и не содержало бы за это самого Кондратьева и его помощников, обеспечивая помещением и всем необходимым для их выполнения в те трудные годы, когда другие люди умирали от голода. Эта концепция была рождена и опубликована именно в Советской России 1920-х годов. Толерантность Советской России Ленина и Троцкого отразилась на Кондратьеве очень ярко. Он был в 1917 г. заместителем министра Временного правительства. Затем он был депутатом Учредительного собрания от партии эсеров, основных политических оппонентов большевиков времен гражданской войны. Несмотря на это, в 1920-е годы он работал на высоких постах в Госплане и правительстве (начальник управления министерства сельского хозяйства, директор коньюнктурного института при министерстве финансов). ( Правда, в 1922 г. Кондратьева, порвавшего уже к тому времени с эсерами, по ошибке включили в список к высылке из СССР. Эту ошибку исправили после ходатайства известного большевика Осинского-Оболенского, который поддержал Троцкого через год и был активным членом оппозиции 1923 г., начавшей борьбу против рождающегося сталинизма)
Кондратьев мог ездить в США, встречаться с высланным из СССР социологом Питиримом Сорокиным, считавшимся врагом государства. Это отношение к старым специалистам, искренне сотрудничавшим с советской властью, подтверждает и знаменитый Кейнс, посещавший Россию в те годы:
«…Так, почти все представители некоммунистической интеллигенции с довоенным образованием находятся сейчас на правительственной службе, часто занимая важные и ответственные посты с довольно высоким жалованьем; частная торговля вновь узаконена, хотя она непрочна и ее деятельность затруднена; иностранные капиталисты, которым предоставляются краткосрочные преимущества по сравнению с государственным импортом, могут, на мой взгляд, рассчитывать с определенной степенью уверенности, что деньги будут возвращены по приемлемому курсу». (J. Keynes «A Short View of Russia»,1925).
Сам Кейнс был приглашен большевиками в Москву на празднование 200-летия Российской Академии наук, читал доклады, и его статьи печатали советские издания. В целом с 1922 г. по 1926 г. в Советской России было опубликовано 9 книг и статей Кейнса.
Большевики все образование сделали бесплатным, а стипендии в университетах позволяли студентам жить на них. И этим пользовались отнюдь не только рабочие и крестьяне, но и состоятельные классы. Тогда в 1925 г. закончил университет в Ленинграде (Санкт-Петербург) будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Василий Леонтьев, выходец из профессорской семьи. Это была страна, которой восхищались даже далекие от России американцы. Будущий великий президент США Рузвельт именно в это время, по его словам, «питал большую симпатию к русскому народу. В первые дни коммунизма я признавал, что многие русские руководители стремились дать образование, здоровье и, в первую очередь, лучшие возможности миллионам людей, пребывавших в невежестве и рабстве в условиях царского режима» . (Sherwood R. Roosevelt and Hopkins (ч. 1, гл. 5))
Ленинские репрессии мирного времени оказались «цветочками»: высылка в Европу философов, социологов, экономистов и писателей. Как ни драматично, но это не расстрел и не сибирские лагеря на выживание. В тот год серьезно нависла угроза нового вторжения иностранных войск на территорию Советской республики. Хотя операция 1922 г. под кодовым названием «философский пароход» и осуществлялась без активного участия Троцкого, но он, будучи тогда еще «членом команды», защищал это решение:
«Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе политически ничтожны. Но они – потенциальные орудия в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений... все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность…» («Известия», 30 августа 1922 г.).
Называется «как в воду глядел»! Если бы их не выслали из России в 1922 г., никто бы из них не пережил 1930-е годы. Ну и, наконец, мало кто знает, что это было всего лишь ответом, а не изобретением «ужасных» большевиков. Еще 21 декабря 1919 года правительство США депортировало 249 человек на корабле «Буфорд», который пресса назвала «Советским ковчегом». Эти люди были арестованы и выдворены из страны за свои коммунистические убеждения, а не за какие-либо совершенные преступления. Поэтому даже высылки неугодных не выделялись ничем из обычной политической практики тех лет самых демократических стран.
Последнее возражение против моей периодизации может быть следующим: Россия Временного правительства была отдельным этапом. Но 8 месяцев шатаний и бессилия, смены премьеров, целых кабинетов и министров вряд ли могут быть определены как самостоятельный этап. Советы как основная власть родились сразу же в феврале, еще до отречения царя. Почему все 8 месяцев своего существования министры Временного правительства не принимали ни одного важного решения без согласия Советов? Почему многие из них вызывались в Советы для отчета и они считали своей обязанностью отчитываться? Временное правительство было создано из активистов Государственной Думы, которая была избрана недемократическим способом при высоком имущественном цензе и представляла узкий слой дворянства и буржуазии, в процентном отношении составлявших не более 10 % от всего русского народа. Советы избирались демократическим голосованием и представляли другую часть населения, то есть оставшиеся 90 % народа. С самых первых дней февральской революции она несла в себе октябрьскую. Историки считают это периодом так называемого «двоевластия». Но этот термин не очень удачный, так как он подразумевает деление власти 50/50. А это было не так. Даже в марте 1917 г. это соотношение власти между Советами и Временным правительством было минимум 60/40. С каждым месяцем оно изменялось в сторону Советов, став к июлю где-то 80/20. Затем было небольшое отступление и с августа-сентября быстрое приближение к октябрьскому значению 100/0. Это была одна непрерывная революция, растянувшаяся на 8 месяцев, имеющая начало в феврале и условное окончание в конце октября 1917 г. Все 8 месяцев происходил постоянный сдвиг власти в сторону Советов, завершившийся в октябре.
Рациональное зерно в выделении особого 8-месячного этапа Временного правительства может быть лишь при следующем условии. Если этап «республика» рассмотреть более подробно, то можно выделить в нем три фазы:
- уравнительная демократия периода Временного правительства (март–октябрь 1917 г.);
- пропорциональная демократия советского государства (ноябрь 1917 – 1922 гг.);
- олигархия (1923 – 1927 гг.);
Период превращения уравнительной демократии в пропорциональную в 1917 г., а также трансофрмация пропорциональной демократии в олигархию (с 1921 г. по 1923 г.) чрезвычайно важны и поэтому их анализ выделен в каждой части этой книги в отдельные третьи главы. Роль Льва Троцкого в событиях этих периодов очень трудно переоценить, и поэтому такой анализ представлен через призму его деятельности.
А теперь давайте более наглядно проиллюстрируем параллели в одинаковых этапах трансформации абсолютизма у разных народов Европы. С самого начала скажу, что не стану указывать такие общеизвестные черты любых гражданских войн и революций, черты, присущие всем народам в эти периоды, как например:
1. Падение уровня жизни и нравов.
2. Выпуск необеспеченных денег, инфляция.
3. Эмиграция состоятельных слоев.
4. Использование борющимися сторонами иностранной помощи и борющихся сторон иностранными державами в своих интересах (американские революционеры – Франция; русские белогвардейцы – Франция, Великобритания).
Приступим к рассмотрению других общих черт революций, не столь широко известных.
Усиление информационного обмена в обществе
Англия, XVII век:
После изобретения печатного станка Европа наводнилась Библией и другими книгами. «Объявились разные группы, такие как левеллеры и диггеры, которые, потрясая Библией, доказывали окружающим, что мир есть сокровище, принадлежащее всем Божьим детям поровну, а члены диссентерской секты квакеров проповедовали отмену всякой власти и равенство для всех…» (Осборн Р. Цивилизация)
Франция, XVIII век:
«Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошел переворот». (Википедия).
Россия и Германия, XIX век:
Расцвет науки, марксизм, теория эволюции Дарвина, значительное увеличение издаваемых книг, газет и их тиражей. Промышленная революция привела к концентрации населения в городах. «Девятнадцатый (XIX) век… Охарактеризовался такими явлениями, как протекционизм, индустриализация, урбанизация, расцвет колониализма, с другой стороны – небывалыми достижениями культуры и искусства, а также техники и науки…» (Википедия).
Америка, XVIII век:
«В 1776 году новый импульс политической дискуссии в колониях придала публикация памфлета Томаса Пейна “Здравый смысл”, который разошелся полумиллионным тиражом на территории, где проживало всего 2.5 миллиона человек. Пейн, недавно прибывший из Англии, убеждал колонистов, что они, как и большинство европейцев, живут под гнетом тирании и что перед ними стоит выбор: либо смириться с правлением никем не избираемого и никого, кроме себя, не представляющего монарха, либо вступить в битву за свободу». (Осборн Р. Цивилизация)
Неспособность и нежелание правящей элиты идти на компромиссы
Англия, XVII век:
«Английская революция… Каковы бы ни были истоки этого конфликта – историки трактуют их по-разному, – центральным фактором явилось нежелание королей династии Стюартов, особенно Карла I, смириться с ролью монарха как слуги государства… Как бы то ни было, Карл умудрился лишиться всех этих рычагов власти в глазах англичан, испытывавших глубокое недовольство его правлением». (Осборн Р. Цивилизация)
Франция, XVIII век:
«20 июня депутатам, все еще находившимся в Версале, был закрыт доступ в зал собрания, вследствие чего им пришлось собраться в помещении для игр. Они принесли знаменитую “Клятву в зале для игры в мяч” – обещание не расходиться, пока для Франции не будет подготовлена новая конституция».
Россия, XX век:
Только под напором восстания 1905 года царь пошел на допущение выборов в государственную говорильню под названием «Дума». Почему говорильню? Она имела законодательные права только на бумаге. Что и подтвердил царь, распустив первую Думу через 2 месяца. Второй Думе дали поработать всего лишь на месяц больше. «Подкрутив» избирательный закон различными цензами, царь добился удобного состава Думы с третьей попытки. Только Дума третьго созыва смогла доработать до конца установленного срока.
«Результатом этого запутанного законодательства было исключительно непропорциональное представительство. Сложные правила выборов, бессистемно деливших население по цензовому, религиозному и национальному признаку в различных местностях, не позволяют выразить данные о пропорции представительства разных классов в парламенте… Характер избирательного права в сочетании с многочисленными процедурными ухищрениями местных властей, направленными на содействие выбору правых кандидатов, существенно уменьшил доверие населения к III Думе…» (Википедия)
Последняя 4-я Дума также не смогла доработать до конца. Царь за несколько дней до своего отречения успел запретить ей заседать.
США, XVIII век:
«В 1767 году Англия обложила таможенными пошлинами ввозимые в американские колонии стекло, свинец, бумагу, краски и чай; затем, когда нью-йоркское законодательное собрание отказало в субсидии английскому гарнизону, английский парламент ответил отказом в утверждении каких бы то ни было постановлений нью-йоркского законодательного собрания, пока оно не смирится; в то же время министерство приказало губернаторам распускать законодательные собрания, которые будут протестовать против английских властей». (Википедия).
Значительная часть Декларации Независимости США посвящена перечислению фактов неспособности и нежелания английского монарха идти навстречу интересам американцев.
Германия, XX век:
«Осенью 1918 года немецкое высшее командование, для того, чтобы получить более сносные условия мира, решает послать немецкий флот на самоубийственную миссию против британского флота… Матросы создали Совет матросов, их главным требованием было отречение кайзера от престола… Один патруль открыл огонь по демонстрантам, в результате чего оказалось значительное число убитых и раненых». (Википедия.)
Кризис официальной идеологии (потеря авторитета церкви)
Англия, XVII век:
«Если королю не доверяли, то духовных лиц презирали открыто – простой народ считал их заискивающими приспешниками богатых и власть предержащих, заботящимися лишь о том, чтобы набить мошну… К концу 1630-х годов в стране вовсю бушевало движение осквернения алтарей и разрушения священных изваяний, участники которого требовали, чтобы церковь обновили, а священники объезжали свой приход, живя добровольным подаянием паствы и проповедуя в полях и на рыночных площадях. Они призывали изгнать из церкви епископов и сжечь их роскошные особняки». (Осборн Р. Цивилизация)
Франция, XVIII век:
«Одним из первых решений Учредительного собрания (ноябрь 1789 г.) стала конфискация церковных земель, которые были объявлены “национальным имуществом” и выставлены на продажу. В общей сложности размеры национализированного церковного имущества составили около 10 % стоимости всей земельной собственности и недвижимости Франции». (Википедия).
Россия, XX век:
«Окончательную секуляризацию в России провели большевики. После Октябрьской революции декретом о земле 1917 были конфискованы все остававшиеся в собственности духовенства земли (около 3 млн. десятин). Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 года церковь была отделена от государства и в ее распоряжении оставлены лишь здания для отправления богослужения, и те на условиях безвозмездной аренды у государства». (Википедия).
Церковь начала терять моральный авторитет задолго до революции, еще в XIX веке. Этому существует множество подтверждений, но я подошел с неожиданной стороны. В России есть один явно самый великий поэт, которого почитали и при царе, и при советах, и сейчас в постсоветской России, – Александр Сергеевич Пушкин. А у него есть самое известное произведение, которое изучается во всех школах страны: роман в стихах «Евгений Онегин». Я посчитал в нем все строчки, связанные с религией и обрядами. Оказалось, что:
- количество строк о языческих богах или обрядах – 76;
- количество строк о христианском Боге и христианских обрядах – 22.
Три строфы подряд, например, в главе 5 Пушкин описывает гадание (языческий обряд) главной героини. Подобного такого же длинного описания христианского обряда в поэме нет. С другой стороны, в числе 22-х упоминаний христианства два имеют явно пренебрежительный характер:
«Покойника похоронили.
Попы и гости ели, пили
И после важно разошлись,
Как будто делом занялись».
(Глава 1, строфа LIII).
«В день троицын, когда народ,
Зевая слушает молебен…»
(Глава 2, строфа XXXV).
США, XVIII век:
«…не может быть затребовано какое-либо подтверждение религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо должности либо официального поста, учрежденных Соединенными Штатами… Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии…» (Конституция США).
Дефицит продовольствия
Англия, XVII век:
Я не нашел фактов резкого ухудшения обеспечения продовольствием населения Англии накануне революции 1640 г. Засуха и неурожай были позже, в 1646–47 годах. Именно эти годы стали переломным моментом от парламентского периода революции к народному.
Франция, XVIII век:
«К весне 1789 года, наступившей вслед за необычно холодной зимой, двадцатимиллионное население страны столкнулось с ситуацией недостатка продовольствия. Распространившиеся слухи о том, что запасы зерна удерживаются правительственными чиновниками, спровоцировали начало хлебных бунтов в Париже и других городах. В конце апреля в ходе беспорядков в парижском предместье Сент-Антуан королевские солдаты расстреляли 300 человек». (Осборн Р. Цивилизация)
Россия, XX век:
«Хлебные бунты, антивоенные митинги, демонстрации, стачки на промышленных предприятиях города наложились на недовольство и брожение среди многотысячного столичного гарнизона, присоединившегося к вышедшим на улицы революционным массам. 27 февраля (12 марта) 1917 года всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание…» (Википедия).
США, XVIII век:
Хотя детонатором войны за независимость стала экономическая причина (налоги), но я не нашел данных о непосредственном влиянии недостатка продовольствия на начало этой войны.
Германия, XX век:
К осени 1918 г. в стране «широко распространялся голод. Однако голод касался не всех, так как ширилась “разница в положении высших и низших слоев населения”». (Биншток). То же самое касалось и армии». (Википедия)
Старые легитимные органы власти не отражали интересов трудовых классов. Формирование новых нелегитимных органов власти трудовых классов и самопровозглашение их единственной законной властью
«В случае, если какая-либо форма правительства
становится губительной для самих этих целей, народ имеет право
изменить или упразднить ее и учредить новое правительство,
основанное на таких принципах и формах организации власти,
которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье». (Декларация Независимости США, 4 июля 1776 г.)
Англия, XVII век:
Совещательный при короле орган (парламент) решил поменяться местами в системе власти с королем. «… создан закон, обязывавший созывать парламент каждые три года и лишавший короля права распускать парламент. Также был введен еще целый ряд законов, не позволявших монарху увеличивать налоги самостоятельно. Разгневанный Карл I решил, что пришло время нанести ответный удар». (Википедия).
Франция, XVIII век:
«От Генеральных штатов король ожидал решения о новом политическом устройстве, которое предусмотрело бы ограниченное представительство различных частей населения и которое действовало бы как система сбора налогов для короны… Хотя изначально предполагалось, что три группы соберутся по отдельности и ограничатся обсуждением вопросов, предложенных королевскими министрами, “третье сословие” вскоре осознало, что, представляя в реальности подавляющее большинство французского народа, в Версале оно останется в меньшинстве… 10 июня 1789 года члены “третьего сословия” решились действовать в одиночку. Они провозгласили себя единственным представительным собранием и пригласили к участию депутатов от других сословий, если те пожелают к ним присоединиться. Через неделю они объявили себя Национальным собранием Франции, фактически распустив два остальных “штата”». (Осборн Р. Цивилизация)
Россия, XX век:
В результате первых же дней революции в феврале 1917 г. родились два органа власти: Советы и Временное правительство. Может быть, к удивлению многих современных любителей Временного правительства, нужно напомнить, что оно было также самопровозглашенным революционным и нелегитимным органом власти, как и Советы. Монарх (легитимная власть) остановил деятельность Думы и отрекся от престола через своего брата в пользу Учредительного собрания. Будущее Учредительное собрание могло бы стать правопреемником и легитимным органом законодательной власти. Но Временного правительства в этой легитимной цепочке нет. Исполнительная власть не была передана царем никому, даже более того: он прямо запретил продолжать деятельность думских лидеров. Они не подчинились решению царя и организовали нелегитимный орган исполнительной власти – Временное правительство, которому поставили единственную задачу организации выборов в Учредительное собрание. Временное правительство не смогло выполнить эту задачу, и в октябре 1917 г. Советы провозгласили себя единственной законной властью, призвав все сословия присоединиться к ним.
США, XVIII век:
«Первый общий орган самоуправления – Континентальный конгресс – был созван накануне революции как совещание представителей отдельных колоний. В ходе революции он конституировался как Законодательное собрание. На Втором Континентальном конгрессе, созванном 10 мая 1775 г., представители местных колониальных властей обсудили положение, сложившееся в результате жестких действий британского правительства и английских войск, фактически начавших к этому времени боевые действия против отрядов милиции колонистов. Конгресс объявил себя центральным правительством колоний, объединявшихся для совместной защиты от британской агрессии, и поручил колониальным законодательным собраниям выработать местные конституции, предусматривавшие их независимость от Великобритании». (Википедия).
Германия, XX век:
«9 ноября 1918 года кайзер Вильгельм II под давлением начальника генштаба Гренера, считавшего продолжение военных действий бессмысленным, был вынужден принять решение бежать из страны (официально он отрекся от престола 28 ноября в Нидерландах). В полдень 9 ноября 1918 года Германия была провозглашена республикой». (Википедия).
Шейдеман провозгласил Германию республикой без какого-то законного решения. Не говоря уже о Вильгельме, даже временный рейхсканцлер Эберт (тоже социал-демократ) был против этого.
«10 ноября 1918 г. – Общее собрание рабочих и солдатских Советов Берлина избирает Исполнительный комитет, который утверждает состав Совета народных уполномоченных – Временного революционного правительства». (Википедия).
В отличие от русского, немецкое Временное правительство смогло оперативно организовать выборы в Учредительное собрание и перевести страну в новое конституционное русло.
Формирование революционной армии
Англия, XVII век:
«На первых стадиях войны у парламентского войска был огромный недостаток. Большинство солдат никогда не воевали и не держали оружия в руках. При нападении кавалерии принца Руперта они часто убегали с поля боя. Один из офицеров парламентской армии, Оливер Кромвель, обратил внимание на вражескую кавалерию. Несмотря на то что у него не было военного образования, его опыт землевладельца позволял ему разбираться в лошадях. Он был убежден, что, создав хорошо дисциплинированную армию, он сможет одержать победу над королевской кавалерией». (Википедия).
Франция, XVIII век:
«По приказу собрания Лафайет набрал из отставных солдат и других добровольцев Национальную гвардию, которая выступала как сила на стороне собрания, а не короля». (Осборн Р. Цивилизация)
Россия, XX век:
«Отряды и дружины Красной гвардии – вооруженные отряды и дружины матросов, солдат и рабочих, в России 1917 года – сторонников (не обязательно членов) левых партий – социал-демократов (большевиков, меньшевиков и «межрайонцев»), эсеров и анархистов, как и отряды Красных партизан, стали основой отрядов РККА… С накоплением опыта и после привлечения военспецов в ряды РККА началось формирование полноценных подразделений…» (Википедия).
США, XVIII век:
«Континентальная армия (англ. Continental Army) – ополчение американских сепаратистов, принимавших активное участие в Войне за независимость США. Основана по решению Второго Континентального конгресса в 1775 году на основе отрядов минитменов. Бессменным главой Континентальной армии был генерал Джордж Вашингтон… Начальником штаба Континентальной армии некоторое время был маркиз Лафайет». (Википедия).
Германия, XX век:
Партизаны фрайкоров защищали свой путь трансформации абсолютизма от попыток коммунистов навязать Германии русский вариант. Именно поэтому многие выходцы из них включились в национал-социалистическое движение. Особенность немецкой революции была в том, что за абсолютизм никто не стал воевать, а новая армия защищала революцию от русского и международного коммунистического влияния.
Убийство монарха
Англия, XVII век:
Палач отрубил голову на эшафоте.
Франция, XVIII век:
Голову отрубили гильотиной.
Россия, XX век:
Расстрелян пулями.
США, XVIII век:
На территории США английского монарха не было. В ином случае такое развитие событий было вполне реально, так как страсти между сторонами кипели нешуточные. Например, самые горячие из монархистов в Лондоне предлагали пройти по североамериканским колониям от одного океана до другого и кастрировать всех мужчин. Патрик Генри, депутат ассамблеи Вирджинии, в своей речи в мае 1765 г. призывал действующего короля, Георга III, извлечь уроки из опыта правления обезглавленного Карла I, что было воспринято как прямая угроза.
Германия, XX век:
Монарх в первые же дни революции сбежал из страны и тем самым смог остаться единственным из рассматриваемых здесь монархов, кто не был казнен и в то же время был в стране на момент революции.
«Согласно Версальскому мирному договору 1919 года Вильгельм был объявлен военным преступником и главным виновником мировой войны, поэтому он должен был нести ответственность перед судом так называемого международного трибунала. Но правительство Нидерландов отказалось его выдать…» (Википедия).
Красные знамена развевались на баррикадах французской и русской революций. Американский флаг сначала был без звездного прямоугольника, тем самым более чем наполовину был красным, так как красных полос больше, чем белых. Пятиконечные звезды и сейчас присутствуют на флагах США и объединенной Европы. Бостон является родиной американской революции, войны за независимость. В память об этом там сделана Тропа Свободы (Freedom Trail). Она выложена кирпичом красного цвета.
Как бы это ни было удивительным для американского гражданина, но сегодня США становится все более похожа на российскую дореволюционную империю. По крайней мере, по таким параметрам:
Россия XIX век США XXI век
1. Жандарм Европы 1. Жандарм мира
2. Поддержка дружественных режимов 2.Поддержка дружественных режимов
3. Стабильность власти внутри страны 3. Стабильность власти внутри страны
Как это ни удивительно сейчас звучит, многие в XIX веке считали царскую Россию образцом эффективного государственного управления. Но только не в США, – скажешь ты, мой читатель! И ошибешься. Так считал, например, Чарлз Артур Конант, авторитетный американский мыслитель второй половины XIX века, журналист, экономист, автор монографий, баллотировавшийся в конгресс США. ( Healy D. Expansionism: The Imperialist Urge in the 1890`s. Madison, 1970. P. 200-203) Также сейчас многие считают, что США является стабильной и эффективной страной.
А если в третий раз еще более приблизить свой взгляд к истории разных народов и попробовать увидеть общее в выдающихся личностях разных революций?
Оказывается, очень похожи бывают судьбы и даже характеры исторических деятелей периодов социальной трансформации народов.
Что общего, казалось бы, между такими разными людьми, как Авраам Линкольн и Лев Троцкий?
Линкольн Троцкий
Сын фермера Сын фермера
Много читал, получил образование в значительной мере самостоятельно
Один из создателей новой партии
Республиканской американской Коммунистической российской
Был выдающимся оратором
Его приход к власти привел страну к гражданской войне
Его избрание в 1860 г. послужило Его приход к власти вместе с Лениным
сигналом к отделению южных штатов привел к гражданской войне 1918–1921 гг.
и появлению Конфедерации.
Во время гражданской войны лично руководил войсками
Стремился объединить инакомыслящих для практической деятельности
Был убит за свою политическую деятельность
Наверное, только два аспекта могут потребовать разъяснений: «Троцкий – один из создателей русской компартии» и его стремление к объединению инакомыслящих. Оба эти вопроса подробно рассмотрены и подтверждены фактами в ряде уже опубликованных статьях.
Конечно, очень много различий в революциях разных народов. После низвержения старых легитимных органов в обществе начинают бороться группы людей с разными концепциями дальнейшего обустройства страны, и здесь мы видим большие различия. Например, в Англии и Франции гражданская война шла в основном между сторонниками старого и нового. В России и Германии эта борьба велась между двумя разными новыми концепциями, сторонников старого почти не было. В этом ключе США были ближе к ним, чем к Англии и Франции, но эта борьба началась спустя лишь 90 лет, а не сразу же после революции, как в России и в Германии. Различий много. Но они краткосрочны. А общее, по моему мнению, проявляется как раз в более долгосрочных трендах общества.
Какие можно выводы сделать из этих трех разных исторических срезов и выявленных при этом параллелей? Даже такие страны, у которых однозначно завершились те или иные циклы, по моему мнению, не могут быть спокойны в силу одного простого обстоятельства: кто сказал, что этот цикл может быть только один?
Вероятнее всего, человечество ожидает начало общемирового социального цикла. Циклы разных народов будут все больше синхронизироваться и исчезать на национальном уровне. После своего реального объединения в единую общность нас ждет начало социального цикла всего человечества. Объединение в общее государство повлечет за собой наступление несвободы. Оно будет долгое время признаваться людьми справедливым. До тех пор, пока неравенство не усилится. А оно усилится неизбежно при несвободе. После этого придет время для первоначальной революции. И так далее…
Человечество не может отменить универсальные законы. Но человечество может выбирать такой способ реагирования, который обеспечит наименьшие жертвы. И Германия, и Англия перешли к демократии. Но способы? Пути? Жертвы? Именно поэтому стремление к средним решениям, усилению срединного стержня общества позволяет людям плыть по течению законов социальной трансформации, не разбиваясь о пороги и береговые скалы крайних решений.
Оценили 12 человек
16 кармы