Три обесценивающие женщин сцены в советском кино

7 1935

При всей моей любви к старым фильмам, некоторые любовные сцены в них просто нельзя смотреть без содрогания. Особенно те, где показывают одиноких женщин: отвергнутых, брошенных, несчастных, изо всех сил старающихся уцепиться за малейшую возможность сожительства. Большинство из нас сходу назовет такие эпизоды: свидание Кати Тихомировой с женатиком, к которому ломится теща. Неловкие приставания Ольги Рыжовой к Самохвалову и ее последующее осуждение коллегами… Однако мой личный рейтинг женского киношного унижения, от которого становится физически плохо, выглядит иначе.

Кошмарный ужин с Вениамином из «Зимней Вишни»

На самом деле, тема романтических ужинов, за которые, якобы, всегда платит мужчина – относительно недавняя. Возможно, именно поэтому всюду раздается этот плач ярославичей, которые зря оплатили чужой ванильный латте. Ведь не так давно в качестве «источника питания» считалось незазорным рассмотреть и одинокую женщину, которой хочется обрести семейное счастье. Именно женщина в таком случае должна была показать себя в качестве отличной жены и хозяйки. А мужчине выпадала возможность бесплатного тест-драйва. Подходит мне такая хозяюшка, или нет?

Яркая иллюстрация такого подхода – сцена из фильма «Зимняя Вишня» (1985). Унылый неловкий ужин, дама в платье и кавалер в тапочках вызывают у меня ощущение визгливого ужаса. В детстве я увидела кусочек этой сцены, и меня буквально накрыло ощущением душной неловкости, унижения и отчаянья.

Ну а что делать бесхозной женщине в таком случае, одной всю жизнь куковать – спросит меня кто-нибудь. Да, с моей точки зрения лучше одной. Я бы лично отредактировала сцену ужина, убрав оттуда возможного скучного приживалу, не сумевшего привнести в дом даже радость. Героиня бы вкусно отужинала одна. В любом случае, это было бы лучше.

Выходки пьянчуги-Тихона в фильме «Сладкая женщина»

Не так давно я открыла для себя творчество Ирины Велимбовской – именно по ее книге был снят популярный когда-то фильм «Сладкая женщина» (1976), поразивший меня в самое сердце. Писать о нем довольно тяжело, потому, что большинство зрителей только смотрели фильм, а само произведение не читали. А в фильме главная героиня показана более эгоистичной, недалекой и плоской, чем в книжке (видимо, таков был социальный заказ). Соответственно, когда ее отвергают, то ее не так жалко. А вот в книге сердце буквально кровью обливается, когда она заглядывает в любимому человеку в свой праздник, в свой главный день, а он только издевается.

«— Я, Тихон, решила взять для праздника. Чтобы поздравил ты меня. А тут как ее пить-то? Ни посуды нет, ничего… Пойдем-ка, милый!

Он тоже поднялся с пола. В том, как он вставал, было что-то грозное.

— С праздником, говоришь? Значит, праздник у тебя?.. Аня попятилась от него, прикрыла грудь сумочкой.

— Поздравляю!.. Ты свою пользу понимаешь. Знаешь ты, кошка-лизунья, что я и любить-то тебя могу, только если выпью!.. Ну-ка, дай ее сюда!

Тихон взял бутылку. Аня еще попятилась, словно в руке у него была не бутылка, а топор или нож. Но тут же она услышала плеск, булькание. По полу растекалось темное, горько пахнущее пятно, ручейком потекло под брошенный кем-то в этой комнате старый письменный стол.

— На! — сказал Тихон и протянул ей три рубля. — И посуда тебе. Больше нет у меня.

— За что ты так меня, Тихон? — почти шепотом спросила Аня.

— За то, чтобы понимала что-нибудь. А не одни шкафы свои да халаты».

Дело ведь не в шкафах и халатах, не в меркантильности и не в мещанстве. Дело в том, что бывшей жене Тишка мстит через невинную женщину, полюбившую его. Мстит изощренно, жестоко. Такое терпеть нельзя. И в своем ресурсном состоянии Анна бы не терпела – но ведь и познакомились они, когда женщина была разбита, когда ехала хоронить мать..

В книге Анна бежит от Тихона… И сильно травмируется, получая не только душевные, но и физические раны. Анечка, милая, почему тебе с детства в голову не вдолбили, что тебе так нельзя, что надо себя беречь? Он оскорбляет тебя не потому, что сложный и высокодуховный. Он оскорбляет тебя потому, что паучку, заманившему жертву в свою паутину, хочется, наконец, пообедать.

Нужна буду – приходи из фильма «Молодая жена»

Еще одна зловещая сцена мне запомнилась из фильма «Молодая жена» (1978). Там главный герой женится на девушке, которая не любит, а мстит через этот брак несостоявшемуся жениху. А вот его старинная проверенная подружка Томочка вынуждена впитывать эти жалобы на жену, словно жилетка. В конце концов, она понимает, что не любима, не годится для этого мужчины ни на одну роль, кроме носового платка - даже от близости он отказывается. Но все равно, уходя, говорит: «Нужна буду – приходи. Старый друг лучше новых двух». А если денег не хватит на машину – одолжу, как обещала. И гордо уходит вдаль, задыхаясь от рыданий. Нет, что ушла – то правильно. А вот денег давать нечего. И вот что еще… Никаких «приходи». Как-то неправильно это – учить женщин быть гордыми себе во вред. А ведь именно такая женская гордость была во многих фильмах. Она вызывает много сочувствия… и боли. К чему это самопожертвование? Тебя не оценили. Уходи. Уходи, оставаясь при своем.

Понятно, что многое снималось не для подражания. Это анти-пример и правда жизни, если хотите. Жаль только, что таких примеров очень и очень много, и их женщины впитывали, словно губки.

А вы помните какие-то любовные сцены из советских (или современных) фильмов, которые вызывали у вас отторжение? Что это были за сцены?

Источник

Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

Военачальники СВО... Теплинский М.Ю. Батяня Комбат... Будущий маршал Нашей Победы...

БОЕВОЙ ГЕНЕРАЛ ТЕПЛИНСКИЙ... ЛУЧШИЙ КОМАНДУЮЩИЙ ВДВ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯВоенная операция стала испытанием для всех российских войск. Солдаты и офицеры столкнулись с доселе неизведанны...

Обсудить
  • Не понял... Это в рамках кремлёвской программы по дискредитации советского кино? Самые любимые шедевры уже попереснимали и заменили на откровенное дерьмо. Теперь с такого боку зашли?
  • Есть отличный фильм Тодоровского "Последняя жертва" по пьесе Островского. Весь фильм о том, как НЕ НАДО общаться с мужчиной. Правда, это редкая вещь Островского, когда для героини все заканчивается хорошо.
  • Чтобы говорить об обесценивании чего-то или кого-то надо вначале определиться с ценность этого.
  • Обсуждение сцен старых фильмов...м-да :flushed:
  • То ли дело америкосы в воих кинотеатрах тогда гоняли свои возвышающие женщин фильмы. А в СССР жаже за просмотр подобного на древних видиках-бобинниках сажали,не то что за хранение Хотя в Советских кинотеатрах были годные американские фильмы в Советском кинопрокате..Хрен с ней,с Линдой Левлейс,но красотке Джули Ньюмар голышом пробежавшей по Советским кинотеатрам недвно 90 лет стукнуло.