Проблематика поставленного вопроса (социализм ли в Китае?) выводит нас за рамки одного лишь Китая, ставя прежде всего перед вопросом - а что есть, собственно, социализм? И, в немалой степени также в частности - был ли социализм в СССР (и какой)?
Возвращая марксистов к необходимости иметь четкие и ясные ответы на озвученные вопросы - как для самих себя, так и для народных масс, к каковым они всегда апеллируют.
Так что же есть социализм, если доступно и по-простому? Согласно классикам: общенародное хозяйство в бесклассовом обществе. Для более же развёрнутого пояснения - без хотя бы кратчайшего исторического экскурса не обойтись. ...Климат всегда играл определяющую роль в истории человечества. С отступлением последнего ледникового периода, пережившие его получают пространство для "золотого века". Которое неумолимо исчерпывается вслед за ростом нашей численности - по присущему нам, как и любым живым организмам, стремлению к размножению. Всегда ограничиваемому размерами экосистемы. Однако человек отличается от прочих животных тем, что становится способен изменять оную себе на пользу. Трудом - что и, как ни странно это на первый взгляд, служит появлению эксплуататорского строя в конкурентом обществе. Каковое возникает в ситуации, когда имеющихся ресурсов недостаёт всем, чтобы выжить. Возможность же преобразования окружающей среды трудом себе на пользу - и знаменует появление рабства. Возникнув сперва, по всей вероятности, лишь в отдельных местах, эта "прогрессивная" практика имеет склонность к распространению - не столько даже в силу её очевидных выгод для сильнейших, сколько по вынуждающей их к наращиванию своего потенциала конкуренции - между ними самими. В то же время, по мере накопления у правящего класса излишков, это дестимулирует энергозатратный требуемый контроль за эксплуатируемыми, ослабляя его. Что также обуславливает рост возможностей для восстаний у эксплуатируемых, сподвигает к переходу на следующую стадию развития эксплуататорского общества - феодализм.
Всегда довлеющая в эксплуататорском обществе конкуренция имеет и позитивную сторону, стимулируя развитие. Рост благодаря ему производительности труда открывает путь как к рождению капитализма, так и развивает затем таящуюся в нем самом же, последней стадии эксплуататорского общества, для оного в целом погибель. Только увеличивая его потенциал к тому по мере роста производительности труда!
Противопоставляя тех, кто работает - тем, кто в конкурентном эксплуататорском обществе присваивает результаты общего труда лишь к выгоде капитала. Трудящимся вследствие этого не остаётся в конечном счёте ничего иного, как бороться за обобществление средств производства - для всеобщей же пользы.
Тут открывается нашему взору и та грань, которая отделяет классовое общество от социализма. Обобществление средств производства, принуждение всех к труду ради общего блага - как уничтожает классы, так и заинтересовывает общество в развитии каждого. Для большей же всеобщей пользы, в которой все становятся заинтересованы! Должны становиться - в то время как сила многовековой привычки жизни в эксплуатации тянет назад... (Почему сознательным общественным элементам нужна организация в виде марксистской партии - для противостоящего несознательности непоколебимого движения вперёд в коммунизм!)
В отличие от эксплуататорского общества, в котором основная масса непрестанно угнетается по причине конкуренции всех со всеми: социализм, в самом общем виде, предполагает планомерный рост всеобщего благосостояния.
Конечно, с поправкой на реальность. В доядерную эпоху, например, да и сейчас у тех, кто не входит в "ядерный клуб", переход к социализму и тем самым противопоставление себя антисоциалистическому укладу, что закономерно вызывает того особое неприятие, всегда требовало и требует первоочередной заботы о собственной безопасности. Что означает перекос социалистического народного хозяйства в пользу обороноспособности.
В то же время по мере обеспечения чего, да и вместе с чем, неизбежен запрос масс на организацию их труда ради их же пользы. Несоответствие чему, или даже попросту неэффективность, возвращает нас к примеру СССР - разве не наглядная таковая, наблюдавшаяся постепенно после смерти Сталина, и выявила себя беспримерно ко времени перестройки, к той последней ведь и подведя...
Что позволяет нам уже в теории отделить социализм развивающийся - от социализма деградирующего, который ведь, положа руку на сердце, признаемся, и наступал в послесталинском СССР... Что и окончилось позорной сдачей первой в мире страны социализма!
Неопровержимое же доказательство наличия и развития социализма в Китайской Народной Республике предоставляют нам данные финансовой статистики, свидетельствующие о росте там населения со средними доходами по общемировой мерке - почти половину всемирного так называемого среднего класса ныне являют собою китайцы (составляя между собою в КНР таковых 2/3). Вот только разница этой прослойки в мире между китайцами и прочими представителями этого "класса" в капиталистических странах - в источнике его наполнения (притом примечательно, что в "развивающихся" странах он ещё и стремительно "тощает" последние десятилетия, в особенности в своей содержательной, доходной части). Если Китай достигает своих успехов опираясь на свои собственные силы - долговременный успех Западного мира, как известно, напитан безжалостной эксплуатацией мира Третьего. Отсюда и различие трудового китайского народа с западным подбуржуйским средним классом, обслуживающим интересы своей буржуазии и за то имеющим прибавку, выделяющую его по доходам в не такой уж большой в численном выражении, среди остального человечества, "средний класс" (примерно до 15 % в целом в мире вместе с Китаем).
Важнейшим доказательством социализма в Китае служит и недавняя там полнейшая ликвидация бедности. Что, как известно, при капитализме попросту недостижимо. Ибо бедные при нем обязательно нужны для того, чтобы все остальные соглашались работать за гроши, имея возможность видеть в их лице - какая жалкая участь ожидает в полном безденежье...
Это же подводит нас и к выявлению главного фактора социалистичности Китая: это его развитие - благодаря социалистическому освобождению для того результатов труда из оков частной собственности при капитализме, осуществляемое зримо властью компартии. Тогда как сам по себе капитализм ведет неумолимо лишь к стагнации... А не к желаемому всеми, но недостижимому потому при капитализме, развитию. А ведь именно оным единственно и возможно создание основы для роста благосостояния. Всех при социализме!
Исторический материализм безусловно констатирует неизбежность победы коммунизма, разве что, конечно, если человечество не успеет покончить с собою само, подобно горькому для нас примеру с СССР. Однако оный послужит нам горьким уроком, а, как говорится, иногда горькое лекарство - самое полезное. Сделать его таковым, во всяком случае, в наших силах. Как и прилагать их все для скорейшего всеобщего перехода к социализму!
Примечания
* "Почти половину всемирного так называемого среднего класса ныне являют собою китайцы (составляя между собою в КНР таковых 2/3)" - см. https://thebell.io/10-grafikov-o-mirovom-bogatstve-ot-rossijskih-milliarderov-i-do-kitajskogo-srednego-klassa
* "Притом примечательно, что в "развивающихся" странах он ("средний класс") ещё и стремительно "тощает" последние десятилетия, в особенности в своей содержательной, доходной части" - см. https://news.un.org/ru/interview/2019/04/1353631
* "...В не такой уж большой в численном выражении среди остального человечества "средний класс" (примерно до 15 % в целом в мире вместе с Китаем)" - см. https://www.bbc.com/russian/features-38669074
Оценили 0 человек
0 кармы