Или ЗАЧЕМ в конце XV века поляки стали писать об иге на Руси
Копнув эту животрепещущую тему в предыдущей статье, автор этих строк натолкнулась на некоторые возражения относительно совершенно объективной информации, по сути находящейся в открытом доступе – только бери и изучай. Суть разногласий состояла в том, что автор предложила просто поверить всему написанному в википедии и прочих электронных словарях и признать, что игом называлась некая перекладина, в любой её форме, соединяющая два других элемента. Будь то даже перекладина, связывающая двух тягловых животных, которую называют ярмом.
Но автор настаивала при этом, что под словом иго все же следует понимать копьё, которое, после выигранного сражения, воины связывали с двумя другими копьями, воткнутыми в землю, чтобы получились импровизированные ворота. Через них они прогоняли солдат неприятеля. Теперь делаю важное уточнение - сдавшихся в плен. «Ворота позора» делали намеренно низкими, чтобы проходя через них, сдавшиеся склонялись перед победителями, что было важным символическим ритуалом.
По ходу возражу одному комментатору предыдущей статьи, который выразился в том ключе, что иго = ярмо = гнёт, а гнёт на Руси – это то, чем придавливают солёные огурцы. Напомню ему, что слово гнет является однокоренным со словами гнуть гнуться гнутый и т.д. Так что угнетенный – это не тот, на которого положили камень для засолки, а тот, кого заставили согнуть спину.
С другой стороны, нам известны и иные ворота – триумфальные арки. В отличие от ига, они сооружались в честь побед и были богато украшены, как статуями победителей, так и рельефами, изображающими батальные сцены.
И те, и другие ворота относятся к традициям и обычаям древних римлян. Именно на обширных территориях древней Римской империи сохранились, в более или менее приличном состоянии, триумфальные ворота.
Ворота в Риме, Италия
Ворота в Пальмире, Сирия
Ворота в Волюбилисе, Марокко
В отличие от монументальных триумфальных ворот, импровизированные «ворота позора» из солдатских копий, разумеется, физически не сохранились. Но сохранилась память о них, воплощенная в литературе и рисунках
Прохождение "под иго" JOUG
Таким образом, традиция возведения разного рода символических ворот – одна из основ римского миропорядка, как его римское право. И для западных людей, воспитывающихся и действующих в парадигме римского права, прошедшие "под иго" являются людьми второго сорта, рабами.
Так что никто в трезвом уме не будет бить себя в грудь и кричать, что прошел через иго. А вот в России - пожалуйста. Официально приняли и признают, красочно описывают в исторических трактатах и защищают на этой теме докторские диссертации. Церковь причислила к лику святых и поминает героев, освобождавших страну от ига.
Товарищи! С точки зрения просвещенной Европы, иго - это несмываемый позор, делающий людей париями НАВСЕГДА. Это у западных людей сидит в подкорке. Они знают, что если твои предки когда-то сдались врагу, то и тебе не комильфо трепыхаться, не по статусу.
Вот, например, как звучит императорский указ, о котором упоминает Дион Кассий («Римская история», книга LXXVIII, глава 9):
«Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август говорит: (теперь же…) следует отсрочить всякие жалобы, устные и письменные, чтобы я поблагодарил бессмертных богов, что они этой победой… меня сохранили невредимым. Я полагаю, что я лучшим и наиболее благочестивым образом удовлетворю величие богов, если я всех чужестранцев, когда бы они не вошли в круг моих подданных, приобщу к почитанию наших богов. Итак, я дарую всем чужестранцам во всей вселенной римское право гражданства, за исключением тех, кто происходит от сдавшихся. При этом я сохраняю все государственно-правовые различия существующих общин».
Вы понимаете? После ига даже гражданством не удостаивали. Вот так вот.
Кто же подложил России такую свинью в виде «ига»?
Термин "иго", означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается. Он появился на стыке XV и XVI веков в польской исторической литературе, и первыми его употребили хронист Ян Длугош в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517 году. В 1575 году Даниел Принц ввернул в свой отчет о поездке в Москву термин "jugo Tartarico" и понеслось.
В российских источниках выражение "татарское иго" впервые появилось в 1660-х годах в одном из экземпляров Сказания о Мамаевом побоище. А оборот "монголо-татарское иго" первым употребил в 1817 году Христиан Крузе. Строго по поговорке «без меня меня женили».
Теперь давайте оглядимся по сторонам и посмотрим, кто у нас еще бьет себя пяткой в грудь, настаивая, что был под продолжительным игом? Братушки-болгары, над которыми откровенно стебутся западные сагибы. Сравнительно недавно они помогали им удлинять свою «славную историю», посодействовав чудесному отысканию "допотопных" сокровищ, так называемого Варненского некрополя. А в него ведь без смеха не взглянешь – все предметы самой простой геометрической формы - диски, кольца и палочки - без каких-либо изображений, орнаментов или прочих украшательств, тупо золото. Но зато всё блестит, исключительно как допотоптное! Предмет для национальной гордости… как и их османское иго.
После победы России над полчищами евросброда, который притащил за собой на наши земли император Буанапарте, после разгрома «белых людей», припершихся к нам помародерствовать, русская армия вошла в Париж и гордо промаршировала там под Триумфальной аркой. Символично.
А потом Николай I соорудил в Москве Триумфальные ворота, чем еще раз огорошил евротусовку, живущую по понятиям римского права.
Ну и вот, кто мы теперь, триумфаторы или бесславные неграждане, сдавшиеся в плен, люди "из-под ига"?
И последнее, про Церковь, которая, не задумываясь, талдычит и про иго ( и святых освободителей от него), и про Москву-третий Рим. Так дело не пойдет, или-или, потому что это вещи взаимоисключающие.
А по мне, не надо нам ничего из придуманного поляками и попами. Во что я свято верю, так это в то, что русские не сдавались врагу и не ходили на полусогнутых "под иго, не тот замес. Оболгали нас. А третьим Римом, убейте меня, становиться не хочу. Во-первых, потому что мы никакие не третьи, а во-вторых, что там в этом Риме хорошего? Папа римский и срамные статуи на площадях. Спасибо, не надо.
Оценили 42 человека
46 кармы