Родовая память: Бусова повесть.

7 2445

СМЕ НА ЗЕМЕ ЯКО ЗГИ

А ТО ЗЪГМИЗЕХОМ ВУ ТЬМЕ ЯКО НЕ БЯХОМСТА ИСТЕ НИКΔА НА НИ

ТАКО СΛВА НАШЕ ОТЕЦЕ ΔО МАТЫРЕ-СΛВЕ

А ПРЕБЕНΔЕ ВО НЬ ΔО КОНЦА КОНЕЦ ЗЕМСТЕХ

А ИНЕХ ЖИТВЕ


Мы на Земле ‒ как ЗГИ {искры};

также [безследно] згинем во тьме, словно и не бывали никогда на ней.

И только слава наша потечёт до Матери-Славы,

и пребудет во ней до концов конца земных

и иных жизней.


Эти слова Вещего Олега были предназначены одновременно и его современникам, и потомкам. То есть ‒ нам. Причём ‒ всем нам, вне зависимости от наших убеждений, веры, расы, национальности, образования, социального статуса и т.п. Ибо те слова обращены не к русам, как может показаться, но ко всем «детям Солнца»: и скифам, и вендам, и суражцам, и борусам, и кривичам, и антам, и даже жидам киевским. Всем сородичам тогдашним! И их нынешним потомкам. Поскольку и тогда, и ныне многие гордились и гордятся теми или иными своими достижениями, либо принадлежностью к чему-либо, либо, напротив, отрицанием чего-либо, даже не задумываясь, что всё то ‒ «лишь пепел и дым», и что сами мы ‒ искорки, вспыхнувшие на миг в Этом мире. Всего лишь искорки.

Однако, в отличие от обычной искорки, каждый из нас имеет возможность за сей краткий миг «между прошлым и будущим» наработать свою собственную славу и превратить её в вечность.

На вопрос же: «Что необходимо для той наработки?», ‒ ответ такой: да всего-то «пустяк» ‒ ведать славу предков. И стремиться, чтобы своя личная слава была достойна их славы. И чтоб слава потомков наших была ярче нашей. И чтоб слава их потомков была ещё ярче. Ибо преемственность славы и есть тот фундамент, на котором стояло и будет стоять наше государство. Не забывая при этом, что государство наше ‒ общее ‒ базируется на личной славе каждого. На личной!

Вот далее и приведу пример подобной славы предков, гремевшей над землёй нашей аж 1644 года назад, когда, в 372 г., наши «долетописные» предки так ушли в вечность, что даже спустя семь веков тот подвиг не мог не помянуть автор «Слова о полку Игореве». Полагаю, что и князь Игорь накануне битвы с половцами вдохновлял своих воинов именно тем примером того безпримерного мужества воинов князя Буса, с песнями отправившихся «во тьму». Да и как было не гордится и подвигом их, и песнями их, что с крестов гремели. Вот и гордились. И потомкам своим, предкам нашим, ‒ завещали. А потомки врагов князя Буса все те века продолжали злорадствовать над нашим как бы поражением. Да кто откуда лелеять месть и злобу их. При этом горюя об утраченных «победителями» землях. Ибо именно после того нашего «поражения» на тех землях и стала Русь. На крови воинов наших стала. И дальше будет стоять. До конца. Ибо: «Где мы пролили кровь нашу, там и будет земля наша».

Вот и помяну те «искорки» славные.


Пример же этот, сразу предупреждаю, будет состоять из большого количества «букофф». И в десять минут не осилится. И потому, не желая перенапрягать любителей кратких рассказов, хохм, анекдотов или новостных сводок, позволю себе дать совет тем, кто не терпит больших текстов ‒ заблаговременно перебраться в соответствующие их духовному миру разделы. Ибо (в данном случае) краткость ‒ не моя сестра. Оставшиеся же могут приготовить сигареты или иные успокоители, поскольку далее последует даже не рассказ, но плач. Иногда, впрочем, смешинками разреженный.


С плача и начну.

Как-то в жаркий июльский вечер мой ребёнок-школьник вернулся с пляжа и поразил такими словами: "На пляже решил почитать "Довелесову книгу". А ребята попросили почитать вслух. И я открыл наугад. А там ‒ про Буса. И - не поверишь - девочки наши заплакали под конец повести той". "А мальчики"? ‒ поверил я. "А мальчики просто хмурились".

И я подумал: «Ни-фига-се...». Ибо ребёнок мой на тот момент в любви к чтению замечен не был. Учился хорошо, но читал только то, что задавали. А тут ‒ на те: и девочки плачут, и мальчику хмурятся.


Этим как бы вступлением хочу объявить благодарность Валентину и Юлии Гнатюкам за их «Довелесову книгу». А всем остальным заявить, что Гнатюки НЕЧАЯННО сотворили великую книгу. Акцентирую: речь идёт не об их широко известной в узких кругах «Велесовой книге», но про их мало кому известную «Довелесову книгу», где те опубликовали уникальные сказки и легенды нашего народа. Причём, некоторые, ‒ аж послепотопного времени.

И вот кусочек из их книги, поясняющий суть общеславянской трагедии, вызванной гибелью князя Буса и его бояр-воевод: «После того как Годяки убили князя Боже-Буса горько плакала вся Русь и вздыхала. И призвала она Адагу из Ярусланов, чтобы княжил над ней. Пришёл Адага с людьми своими и поставил над Родами князей, потому что своих убили враги. И стал Адага учить молодых Русов владеть мечём и щитом, бросать копья, стрелять из лука. И скоро усилилась Русь, и новые князья появились, стали мстить врагу за грабёж и разбой. Где не встретят Годь, там и побьют, Адага знал, как с годью воевать, и та боялась его до смерти. И отошла она к заходу, за Днипро, а там её била Тивера из Белграда и Улича из Пересечня. И ушла Годячина к полночи, и стало тихо в степи, спокойно на пастбищах».

То что здесь Бус косвенно назван русом, а, например, в «Гетике» Иордана ‒ антом, сильно напрягать не должно. Оба те мнения о родовой принадлежности Буса считаю маловероятными. Скорее всего правы те исследователи, что причисляют Буса к роду белояров (белоярам была посвящена моя предыдущая статья «Родовая память: Боршевцы»).

Суть же приведённой цитаты такова: в 372 г. готы (по-старому ‒ ГОДЬ) убили не только князя Буса, но вместе с ним казнили и ВСЕХ князей прямой линии. А так со смертью Буса и пресёкся княжеский род прямых потомков Богумира и Славуни. И следом наступила первая восточнославянская смута, ибо боковые («бабьи») княжеские ветви перегрызлись промеж собой вусмерть. Тогда же, в 372 г., и закончились так называемые «Трояновы века» {-1128 → 372 г.г.}, что невнятно поминаются в «Слове о полку Игореве» .

А потому и уделю немного места тем строкам «Слова...», поскольку переводчики и комментаторы его и поныне лишь плеши свои почёсывают при встрече с ними: «На седьмом веце Трояни... О, стонати Руской земли, помянувше первую годину и первых князей».

И вот пояснение про «первую годину», что была «на седьмом веце Трояни». Первые годы на седьмом веке от конца Трояновых веков приходятся на 972-й и последующие годы, ибо 372 + 600 (с хвостиком) = 972-й и последующие за ним годы. Примерно до 1000-го. Не далее.

На вопрос, что было в 972 г. или чуть позже, ответ такой: в 988 г. князь Владимир крестил Русь. А до того было братоубийство между сынами Святослава Игоревича.

Впрочем, усобицы той касаться не стану. Ибо далее желаю поведать собственную версию других слов «Слова о полку Игореве», посвящённых готской красавице, её звенящему злату и времени Бусову. Вот те строки: «...уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеса Дивь на землю, се бо готьскiя (а) красныя дѢвы въспѢша на брезѢ Синему морю; звоня рускымъ златомъ поютъ время Бусово, лелѢютъ месть...».

Комментариев к этим словам, историками понаписанных, ‒ учитайся. Даже Маркс с Энгельсом мимо них не прошли. Но единого мнения так и не имеется. А потому, далее, да при помощи пословицы из сборника Даля, и озвучу своё предположение, кто и что там воспевал, и каким таким златом звенел.

БУСОВЫ СЕРЬГИ.

Как-то прочёл в «Гетике» Иордана о распятых Боже-Бусе и его семидесяти боярах. И ничего не понял. И даже комментарии переводчика не помогли понять. И я нахмурился, пытаясь учуять, что же Иордан там недосказал. Тут-то Чуйка моя и шепнула мне: «А глянь-ка у Владимира Ивановича; у Даля то бишь». И я лишь усмехнулся в ответ, ожидая, что и моя весьма язвительная Логика подобным образом отреагирует на предложение Чуйки. Но та почему-то молчала. «Лады», ‒ отвечаю Чуйке. Затем открываю электронный вариант сборника Даля, набираю в поиске «бус», кликаю «энтером» и... не поверили глаза мои возникшей пословице: «Муж в голях, жена в бусовых серьгах».

Чё? Какой муж? Какая жена? В каких таких серьгах? В бусовых? В Бусовых?..

Ну и помаялся некоторое время неотвечабельными вопросами.

После чего и прозвучало в эфире:

- Ау, Владимир Иванович! А слово «бусовых» Твой источник с какой буквы говорил? С заглавной или ещё как?

А в ответ:

- Так они ж безграмотные были. И потому сплошь прописными говорили. Орфографией я уж сам занимался.

- Благодарю, дорогой! И за ответ, и за труд великий!

- Живите!!!

Вот такой вот диалог учудили мои Логика и Чуйка, как только я озадачился вопросом: что скрывается за словом «бусовых», существительное или прилагательное.


«Слушайте», ‒ сказал я тем затем, ‒ «А может вы и далее как-то этак... поспорите»? А я послушаю

Первой отозвалась Логика: «Вай нот»!

И Чуйка не отказалась: «Да два пальца об асфальт»!

После чего и последовал их диспут о поговорке «Муж в голях, жена в бусовых серьгах».


Логика: «Слова "Муж в голях" означают зачуханного мужичка, вкалывающего на трёх работах сразу, дабы его зазноба была не хуже других».

Чуйка: «Таки да. Однако, поскольку сказано было, что источник тот ПРОПИСЬЮ говорил, то не стоит исключать и того, что это «в голях», параллельно, означает какие-либо Голи, где дело то и было. Типа ‒ Пеньковки.

Л: «Возможно. Ибо Даль в своём предисловии и сам постоянно акцентирует, что многие пословицы имеют и прямой, и переносный смысл.

Ч: С прямым смыслом тут всё ясно: мужичок тот жил-был ‒ и зимой, и летом, и в праздники, и в будни ‒ в единственных штанах своих, цвета, видимо, хаки; мол, практично и заплат почти не видно».

Л: «Однако на солнце, сквозь дырки, тело его всё-одно мелькало; ибо в суете своей не поспевал штаны штопать».

Ч: «А баба его, т.е. жена по-толерантному, как пава расхаживала, драгоценностями побрякивая».

Л: «А как солнце из-за туч выглянет, то и поблёскивая».

Ч: «А соседки...».

«Стоп», ‒ говорю тем, ‒ «Бус-то здесь при чём»?

Л: «Элементарно, Ватсон. Косвенный смысл поговорки в том, что у Буса была сестра».

Ч: «И даже братья имелись».

Л: «Логично. Зато сестру звали, скорее всего, Лебедь».

Ч: «Скорее, Лыбедь».

Л: «Не принципиально. Особо ‒ для инородцев».

Ч: «Соглашусь. Плюс нюанс: особо, когда с теми война идёт».

Л: «А особее особого, когда война та ‒ с готами»,

Ч: «А особо особее особенного, когда гунны тебя бьют спереди, а готы ‒ с боков».

Л: «Точно. А ещё, когда и греки в подбрюшье твоём новогласиями своими народ твой смущают».

Я: «Греки-то причём тут»?

Л: «Так ведь готы уже крещены были. По-арианскому, правда, толку».

Ч: «Да и война та была не абы какая, но всех против всех».

Л: «А готы хоть и крещёные, но всё же родственный славянам народ.

Ч: «Ну да. Вот Бус и решил замириться с теми, дабы одним врагом поменьше стало».

Л: «И готы согласились на перемирие, ибо Бус пообещал им нечто неожиданное».

Ч: «Скорее, наоборот: готы сами что-то затребовали, причём, что-то такое, чего у тех отродясь не водилось».

Л: «Логично. А чтоб получить то, и затеяли войну ту».

Ч: «А как договорились с Бусом о перемирии, то и устроили грандиозный пир, да за мир во всём мире, но под чутким готским руководством».

Л: «И князья славянские согласились на тот мир, и пили с готами из братины».

Ч: «А как князья наши упились, то готские и высватали сестру Буса за их пердуна столетнего, что у тех "рехом" назывался».

Л: «Германарехом»!

Ч: «Скорее, Иерменрехом».

Л: «В любом случае, главное слово тут ‒ "сосватали"».

Ч: «А точнее ‒ "просватали". Ради вечного мира».

Л: «Ибо у нас даже самая банальная пьянка всегда во имя мира затевается.

Ч: «И любой последующий мордобой ‒ тоже»

Л: «А тем паче ‒ война».

Ч: «До победы которая».

Л: «Ибо любой вечный мир обязательно войной заканчивается».

Ч: «Той самой, что до конца дней наших».

И вместе, в голос: «Слава Деду за Победу»!


И я на то откликнулся любимым: «Ура»! Ибо, наконец-то, и сам понял, к чему те диспут их вели. Вот и продолжу тот своими словами.

На утро, после пира за перемирие, Бус и швагер Германареха пришли к Лыбеди поинтересоваться мнением той насчёт её потенциального брака с вождём готов. Лыбедь же, по простоте славянской, в ответ по мордам надавала, и тому, и другому. Ибо Германареху уже давно за стольник перевалило. Но швагер клятвенно заверил, что рех берёт Лыбедь в жёны не ради утех каких-либо, и даже не ради наследника, которых у того к ста годам накопилось что мух в нужнике, но исключительно ради вечного мира между готами и славянами. И добавил, что после свадьбы Лыбедь может жить как и с кем хочет. И Бус, стоявший за спиной Германарехова швагера, потупил очи свои: мол, сама знаешь, что на три стороны биться приходится; мол, без свадьбы этой мира не будет; мол, иначе на север придётся отходить.

Та, однако, показала кукиш, сказав: «Вас побьют ‒ сами копья возьмём. А за смердящего гота не пойду»!

Тут-то Бус и пообещал сестре не только великое приданое, но, среди прочего, и серьги, что передавались в наследство от пра-пра-пра ‒ и так много раз ‒ бабки.

Имя же той Прабабки в те времена почиталось, мягко говоря, святым. А тем паче ‒ любая вещица, к которой та прикасалась. А тут – серьги её.

В конце-концов Лыбедь сдалась. Ради мира, ясень-пень.

Потом была свадьба, на которой и объявили вечный мир.

Германарех и Бус свои обещания сдержали. Первый (вроде как) не понуждал ту к сожительству, а Бус отдарился Прабабкиными серьгами.

Всё, фантазия на этом заканчивается. Далее следуют зафиксированные различными источниками события, и героические и трагические одновременно. И очень кровавые. Которые, однако, нет-нет да и придётся разрежать различными допусками и предположениями.


КАЗНЬ.

Через некоторое время после свадьбы (не более двух лет) Германарех казнил Лыбедь. При этом способ казни выбрал весьма изощрённый, из тех, что врагам не желают: её разорвали лошадями. Мир и на этот раз не рухнул, а продолжил свою обычную круговерть.

А потому и мы без лишних эмоций зададимся вопросом: а кому досталось приданое Лыбеди после её смерти?

Вариантов ответа не так уж и много, и все они вращаются вокруг близкой к Германареху женщины. Скорее всего приданое Лыбеди досталось некой красавице, занявшей опустевшее возле того место. Назовём её условно Гертруда, ибо впоследствии готам очень трудно пришлось. Причём ‒ настолько, что те даже Рим взяли. А пока до того не дошло, то Гертруда имеет хорошую возможность примерить на себя приданое Лыбеди. И те же Прабабкины серьги. С естественным в такой ситуации результатом. А так те и прикипели к ушам её. Причём ‒ насмерть. Ими-то призрак готской девы и позванивал накануне битвы князя Игоря с половцами. Впрочем, случится сие аж через семь веков с гаком.

А покуда Гертруда примеряла новые-старые серьги, новоиспечённые тесть и зять тем временем уже отточили мечи свои.

Князь Бус, как сообщает наш источник, оказался шустрее. Быстро созвал всех князей-сородичей, собрал войско и сам пошёл на ставку престарелого зятя. Зато тот был много опытнее, ибо с детства приучен был к любому нежданному визиту. А потому без спеха и суеты и поджидал тестя.

Впрочем, вполне может статься, что Бус и дружина его пошли на смерть не от безрассудства или жажды мести, а по иной веской причине. Поскольку знаю одну устную легенду и пару опубликованных, которые почти одинаково повествуют о том, что накануне своей смерти Бус ходил войной на кого-то из соседей, и что его поход был весьма успешным. И что возвращался Бус на нескольких сотнях лодий, груженных золотом и серебром (подобный сказ имеется и в «Довелесовой книге» Гнатюков). Посему можно предположить, что весть о казни сестры настигла Буса именно при возвращении из похода. Или того хуже, возвращавшийся из похода Бус вообще не разумел о смерти сестры. И потому не ожидал какой-либо подлянки от столетнего зятька.

Впрочем, есть и иной источник, сообщающий, что Бус ходил не в поход, но за семилетним полюдьем, то есть, за данью с подвластных земель. Ибо сбор полюдья ‒ одна из основных обязанностей князя. За семь же лет полюдья, очевидно, прилично накопилось. И потому по трёмстам лодьям еле-еле разместилось (в «Довелесовой книге» однако говорится о пятистах лодьях).

В любом случае те легенды сильно противоречат и нашему источнику, и «Гетике», поскольку гласят не о походе Буса на Германареха, но о возвращении Буса в его столицу. Да в сопровождении сотен гружёных златом-серебром лодий. И о нападении именно Германареха на Бусов караван, а не наоборот.

Долго я метался меж тех двух линий. Да так и завис посредине. Пока Чуйка не подсказала: «Легенда про Бусовы сокровища более интересна...». На что мы с Логикой и ответили дружно: «Логично».

Вот далее и пойду той линией.

Для начала глянем, что Иордан в своей «Гетике» про смерть Буса говорит: «...по смерти короля их Германариха они {остготы; восточные готы}, отделенные от везеготов {западных готов} и подчиненные власти гуннов, остались в той же стране причем Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования. Подражая доблести деда своего Вультульфа, он, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных. Но с такой свободой повелевал он едва в течение одного года...».

Комментарий переводчика: «Бож (Boz, в некоторых рукописях Booz и Box) – вождь антов в конце IV в.; упоминается только Иорданом (один раз, § 247). Акад. А. А. Шахматов (по его словам, «вслед за другими исследователями») находил вероятным сближение имени антского князя Боза (или Божа) с «Бусом», о котором говорится в «Слове о полку Игореве»: «Се бо Готьскыя красныя девы... поют время Бусово». Шахматов допускал, что в песне готских дев вспоминалась борьба Винитария, вождя готов, с Божем, вождем антов, описанная Иорданом...Такого же мнения придерживаются акад. А. С. Орлов..».

Не густо. Однако, не стоит исключать и того, что Иордан знал о налёте Винитария на Бусову рать с целью завладения их златом-серебром. Но. Даже зная сие, поминать причину готского налёта на Буса тот не стал бы никогда. Ибо похвалиться там совершенно нечем. Тем паче, что и золото то утекло от готов. Вот и констатировал предельно кратко: «...и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных».

А теперь ‒ для контры ‒ глянем и наш источник, который Гнатюки назвали «Велесовой книгой» (а другие и «Влес-книгой», и «Книгой Велеса», и «Приниканием», и ещё как-то называют):

«I се бясте пов[е]рждена Рузколане одо годе[й] Iерменреху,

а тоі х[о]т[е]в жену од роде наше[го],

і ту повренжде[л];

се вуцеве наше тещашуте на не[го].

Iерменрех розбіеше іе[х],

і поврждете русе Боже-Бусе,

і седемдесенте іне[х] кроіженщеіе;

і тү смута в[е]ліка бясте на Русех».

И тут про злато-серебро тоже нет ни слова. Однако имеется интересное слово ХТВ (ХоТеВ) ‒ «захотел», прямо подтверждающее предположение Логики и Чуйки насчёт торга Буса и Иерменреха о мире в обмен на Лыбедь. И о её приданном. Плюс, серьги ‒ в уме.

А вот как Иордан повествует о смерти Лыбеди: «Германарих, король готов, хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильда, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какому то своему намерению, уже отделились. Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни...».

Поскольку совершенно не понятно, Винитарий ли воевал с Бусом или Иерменрех, то дальше и буду того Винитария-Иерменреха именовать Германарехом. Или просто рехом.

Из этой же запутки проистекает и ещё одно предположение. Престарелый Германарех через брак с Лыбедью (которую именно в честь Прабабки и назвали) давно хотел породниться с прямыми наследниками Богумира и Славуни. Но в ответ на предложение то ‒ лишь послан был куда подале. А потому и заключил союз с гуннами. И предкам пришлось биться на три стороны: и против гуннов, и против готов, южных (полуденных) и северных (полуночных). А так Германарех и вынудил Буса заключить тот брак. И серьги те Германареху очень даже нужны были (похоже, что покруче шапки Мономаха почитались). А потому и набрехал накануне свадьбы о вечном мире и полной свободе Лыбеди. А самому от той именно законный наследник нужен был. А та и тому по мордам надавала. И не раз. И прилюдно. А тот вскипел. Ну и казнил. А на весь мир про её измену сообщил. И огласил не только о разрыве супружеских уз с убитой уже Лыбедью, но и о конце вечного мира со славянами. И это при том, что грех прелюбодеяния среди рехов и королей никогда унизительным не считался. Во всяком случае, за супружескую измену, даже в худшем для супруги случае, обычно ссылали в отдалённый замок. Ну или в монастырь.

Однако Лыбедь публично порвали конями.

Очевидно, что той казнью Германарех отрезал и себе и Бусу пути к какому-либо примирению. Видимо, 300 лодий Бусовой добычи-дани реху разум помутили. Вот и двинул полки свои навстречу тестю. Бус же двигался по сопредельным с готскими землям. И хоть с опозданием, но узнал о судьбе сестры. И о выдвижении готов. Однако ни путей отступления, ни даже возможности маневра из-за гружёных лодий у него уже не имелось.

Ну и что делать князю в такой ситуации?

Можно, конечно, было бросить лодьи и добычу-дань на произвол готов. Можно было распустить дружину, приказав каждому пробиваться домой поодиночке. Да отпустить на волю коней, на которых часть дружины сопровождала лодьи. Можно было, в конце концов, и самому поклониться в ноги Германареху и принести свои глубочайшие извинения за непотребное поведение сестры. И следом согласиться с законностью её казни. И все были бы живы. Ибо братину пили.

Но. Видимо случилось и ещё что-то, причём, нечто из ряда вон выходящее, что и не позволило ни Бусу, ни дружине его просить мира у Германареха. Пардон, плохо сказал. Точнее так будет: случилось нечто ужасное, виновником чему и был Германарех. Отчего дружина и пошла на смерть. Осознанно!

Хотя, вполне может быть, что причина последнего похода Буса заключалась просто в том, что слово «слава» в те времена имело немного иной нежели ныне смысл; более светлый и ясный...

Вот ярость благородная и вскипела как волна, и бросили дружину Буса на полки готские.

За исключением двоих, самого старого и самого малого, которых Бус не допустил до сечи, полегли все.

После непродолжительного боя готы притащили полумёртвых Буса и семьдесят его бояр к трону Германареха. Первые же высокопарные слова того о могуществе нового готского бога и величии дня готской победы кто-то из груды полуживых тел банально отматерил, добавив в эпилоге: «Пъшёл в Жопу». А следом и другой голос прохрипел: «Потомки Славы не сдаются»!

Ну, а коли враг не сдаётся, то его уничтожают.

Рвать конями полуживых воинов Германарех посчитал слишком суетным времяпрепровождением. Да и обилие шнапса медового требовал более изящного зрелища. Вот Бус со своими воеводами-князьями и оказались на крестах.

Кресты готы поставили кругом, внутри которого и уселись пировать. Сам же Германарех на своём походном троне восседал в центре. А фоном всей композиции служили несколько сотен тел поверженных бусовых дружинников. Короче говоря: тысячелетняя готская идиллия на пике своей глории {-628 + 1000 = 372}.

А теперь попытаемся представить себе, что же желал услышать рех от умиравших медленной мукой воинов?..

Шоу, однако, пошло иначе, нежели Германарех ожидал.

Вместо розовых соплей, типа «спаси и помилуй», кто-то затянул частушку, Германареху и его матери посвящённую. А другой голос подхватил эстафету. Потом и третий изюму сыпанул. А затем и на троих частушку проорали. И полетела жесть с земли до неба, где выражение «сучий сын» было самым мягким эпитетом великого и могучего Германареха. Ну а слова адресованные его матери и в те времена матерными не даром назывались. А так и грянул хор с крестов! Да всё по матери...

И вот она, картина нашей славы и готского позора: порубанные, искалеченные, истекающие кровью своей и покрытые кровью чужой воины ПОЮТ НА КРЕСТАХ, перемежая «Славу» Богу с жесточайшими оскорблениями в адрес «изплёвков божьих» и их родителей.

У-у-у... Не хотел бы я, слышавший подобные, но ДОБРЫЕ частушки, оказаться на месте готов.

А так долгожданная готская победа в итоге и померкла от клича «Слава!», с крестов гремевшего. И животная радость Германареха, поначалу с удовольствием лицезреющего муки поверженного противника, превратилась в бессильной злобу из-за невозможности заткнуть русские глотки. А когда полусумасшедшую голову его осенило, что вознесённые на крестах готовятся к встрече с вечностью, тогда и велел своим лучникам расстрелять распятых потомков Славы.

Те выстроились возле трона и начали стрельбу.

Однако шнапс уже сделал своё дело. И потому стреляли долго. Долго целясь и постоянно промахиваясь.

А наши всё пели.

Хор, правда, становился всё тише и тише, ибо многие затихали если не от стрел этих, то от ран предыдущих.

В итоге затих и последний наш глас.

А следом и готы притихли, учуяв крылья смерти на них надвигающиеся.

И про Старого Бога некоторые вспомнили.

И даже ‒ про Трубу по имени Жопа, которую Тот устроил как раз для таких, кто «отошёл от Прави».


Впрочем, со смертью Буса повесть сия не заканчивается. Ибо пока Бусовы воины рубились с готами, самый старый и самый малый из его дружины исполняли последнее приказание своего князя.

Перед тем как отправится на смерть, дружинники в лесных скалах нашли расселину, куда и покидали груз лодий. Затем там же прирезали своих коней (чтоб врагу не достались), чьими трупами и забросали клад. И землёй присыпали. А поверх и вокруг триста своих лодий и не меньшее количество срубленных деревьев навалили. Тут-то Германарех и нагрянул. Бус с пешей дружиной ввязались в свой последний бой, отвлекая на себя готов насколько сил хватало, покуда те двое ‒ старый и малый ‒ с двух сторон поджигали лодьи и срубленные деревья.

Управились те когда готы уже добивали последних из Бусовой дружины.

Про старого далее ничего не ведаю. А вот про малого и ещё кое-что знаю. Например ‒ его имя.


БОЯН.

Именно Бояном звали самого молодого из Бусовых дружинников. Тот-то Боян на склоне своих лет и написал так называемый «Боянов гимн» (мой перевод заголовка: «Хомы-пословицы Бояна или Старое слово новым ладом»). Там-то и приведены некоторые подробности гибели Бусовых воинов. И некоторые ориентиры даны (типа ЛУЖА).

Впрочем, за воспоминания свои тот ещё не скоро засядет. А пока, чтобы уцелеть на занятых готами землях, Бояну пришлось временно ослепнуть, растерев глаза некой травой и имитировав бельма. Приём удался. А так, в полуслепом состоянии, юный Боян и прошёл по занятым готами землям. И к своим вышел. Где и оттёр глаза другой травой.

Именно временная «слепота» юного Бояна и стала причиной того, что строки «Боянова гимна» вкривь-вкось идут, ибо к старости Боян стал очень плохо видеть (в одной из строк так и сказано). То есть, текст «Боянового Гимна» писан наощупь или наугад (и сам, например, без очков уже не вижу, что пишу).

На фото: «Боянов гимн».


Готы знали, что бусово полюдье сплошь «злато-серебро», и даже пытались найти клад тот. Но полыхнувший на десятки вёрст лес стал надолго непроходим. Решили повременить. А тут и младший сын Буса Венцеслав с князем Сегеней нагрянули. И отомстили.

Тогда-то, в 375 г., предки и отбили «один рог» у Годии, уничтожив её южную, донскую часть. А через несколько веков и «второй рог» отбили, уничтожив и северную Годию.

Ныне от былого готского могущества лишь несколько топонимов их остались. Например: пара новгородских сёл под названием Бурехово (в честь Буреха; см. осколки «Велесовой книги»); город Острогожск в Воронежской области (в честь Остроготы; см. «Гетику»); город Гдов ‒ в Псковской области (просто Гъдов; Годов; Готов). И некоторые иные, типа Чудово и Чудского озера (от готского, как говорят, тьюд ‒ «народ»).

А ещё у них остался их извечный «дранг нах остен». И ждущий того «дранга» призрак готской девы, что у самого Синего моря Бусовыми серьгами и по сию пору звенит, потомков готов маня. И дальше манить будет. Ибо ‒ ностальжи.

А нефиг было Лыбедь рвать.


И кстати говоря: из белой лебёдки, да в красном поле, да в синем контуре неплохой воинский стяг может получится. Со смыслом. С укором. С предупреждением. И с вечным давлением на совесть вражью. Коль имеется такая.

Вот.


А поскольку Бусова повесть и на этом не заканчивается, то и возникло, было, желание прекратить это повествование, разорвав его на две части и опубликовав оставшуюся чуть позже. Однако, не понаслышке ведая нашу тягу ко всему таинственному, а особо ‒ ко кладам всяческим, решил не тянуть кота за хвост. Вот и продолжу «грузить» читателя, но уже современными последствиями Бусовой повести.


БУСОВ КЛАД.

Летом 2010 г. (когда многое из приведённого выше я уже зафиксировал в черновом варианте) меня совершенно случайно (а точнее ‒ невероятным образом) занесло на юго-запад Ленинградской области, да в компанию незнакомых, но добрых людей, проживавших в том же самом деревенском доме, где и я в детстве живал. Когда закончилась третья поллитра на троих, один из хозяев сообщил, что чёрные археологи тех районов «ерундой не занимаются, но ищут самый крупный в мире клад из 300 лодий».

Спать я лёг трезвый.

Но предварительно поведал своим собутыльникам кое-что из того, что изложил выше. Да и напужал следом пословицей-заговором из сборника Даля, что и обычный-то клад возьмёт лишь тот, кто положит взамен минимум «двенадцать голов молодецких». А за Бусов клад минимум триста голов положить придётся.

А так одним кладоискателем на земле и стало меньше.

А одной потенциально разумной головой ‒ больше.

Ибо личное волшебное слово самого́ Бояна и поныне хранит Бусов клад: «А кому пел ‒ благо тому».

Так вот. Именно от того кладоискателя я впервые и услышал подробность про 300 лодий, гружёных златом-серебром, и что Бус не дань собирал, но с войны возвращался. Самое же удивительное в той встрече, что сей кладоискатель никогда не слышал слов «Боянов гимн», «Велесова книга» или «Довелесова книга», а тем более ‒ «Гетика». Однако знал имя Бус, причём, ‒ из местной питерской легенды. А если точнее, то ссылался на гуляющую по берегам Луги-реки легенду, согласно которой Бус шёл на лодьях из Лужи (Финского залива) вверх по Луге, и что где-то на Луге готы его и встретили. При том, что в «Довелесовой книге» говорится, что Бусов клад зарыт где-то на берегах Буга.

И меня, между прочим, очень даже радует сие разночтение Луга ‒ Буга, в котором обязательно заблудятся те, кому не надо копать там, где копать не надо.

Ибо, чем больше размышляю на тему эту, тем всё больше появляется доводов в пользу того, что сей клад существует и на самом деле.

Но где то злато-серебро Бусово? На Луге? На Буге? Или в Холуе?..


При чём тут ивановское село Холуй?

Возможно, ни при чём. А возможно, что село сие существовало и при Бусе, но под иным, хотя и созвучным именем.

Вот, в заключение, в качестве «вишенки», и предлагаю для расширения исторического кругозора краткий, но весьма информативный текст, одновременно посвящённый и Бусу, и Ивановской области. Текст этот, невзирая на его старый слог, довольно легко читается любым образом-и-подобием с обычным ср. образованием. И потому ПРОПИСЬ ту переводить не стал.

- КОИ КАЗ ТЫ ЖЕЛАЕШ?

- Князь Бус.

- А ТВО БИЛО ТЕМ GОDОМ – ИЖЕ СТАЛ КНИАЗ БОУС: КАК-ТО МОНАDА МАЛОМУ КНИАЗУ МИЗИСЛАВУ НА ДРУЖИНУ ДАЛ – ОЖИВШУЮ – ЖЕНУ. МИЗИСЛАВ СКАЗАЛ ОНУЮ ОУБИТЬ. НО СКАЗАЛ: ИЖЕ ОН – РЕБЁНОК – ЖИЛ. МИЗИСЛАВ НАЗВАЛ ОНОГО – БУС. ЖИЛ ОН ЖИЛ: КАК СТАЛА НА РУСИ – ВОЙНА. НАПАЛ НА РУСОВ ИЕРМЕНРЕХ. БУС И МИЗИСЛАВ НАЧАЛИ БОРЬБУ. ИЕРМЕНРЕХ КАЗНИЛ БУСА. МИЗИСЛАВ ОУБИЛ ИЕРМЕНРЕХА. ТВОЕ.

- Кто такой боярин Сегеня́?

- МИЗИСЛАВ.

- Можете ли вы нам назвать место упокоения Буса и его воинов?

- ЖИХОРЕВО, ИВАНОВСКОЙ.

- Как называлась столица Иерменреха?

- СТОЛ ЕGО – GDОВ...


Жаль, про Бусов клад тут ничего не говорится.

Зато если клад тот найдётся, да вовремя в И-нет попадёт, то существующая историческая наука мигом рухнет нахрен. Со всеми академиями своими и академиками их. И только ради этого стоило бы клад тот сыскать и миру явить.

И Бусовы серьги, полагаю, тоже найдутся. И даже имею предположение, в каком регионе те искать следует. Но озвучивать догадку ту даже не рискну. Чтоб, коль уцелели, не переплавили их черти плешивые.


На этом, как бы, всё. Хотя у Бусовой повести и ещё имеется продолжений почти столько же. Но напрягать читателя далее не стану. Ибо и так хорошо будет, коль хотя бы один из десятка добрался до конца истории сией.


Всех благодарю за внимание. Глупей, полагаю, никто не стал. Тем паче, что и с Трояновыми веками из «Слова...» разобрались, и на готскую деву иначе глянули. Да и красиво в вечность уходить новый хороший пример обрели.

А посему и Слава предкам!


О князе Бусе, его дружине, кладе, потенциальных кладоискателях и нашей родовой памяти страдал Старый Старовер Моисеич под конец десября месяца 2016 облета по в.э.


На фото: картинка из И-нета под названием «Злоба и ностальгия готских дев».

На заставке: Лыбедь с братьями.

Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

Военачальники СВО... Теплинский М.Ю. Батяня Комбат... Будущий маршал Нашей Победы...

БОЕВОЙ ГЕНЕРАЛ ТЕПЛИНСКИЙ... ЛУЧШИЙ КОМАНДУЮЩИЙ ВДВ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯВоенная операция стала испытанием для всех российских войск. Солдаты и офицеры столкнулись с доселе неизведанны...

Обсудить
  • Любопытно. Гертруда, значит?
  • +++ Лады. Наука умирать? Вот, Пушкин: "Все, все, что гибелью грозит, для жизни смертного таит неизъяснимы наслажденья, безсмертья, может быть залог..." Или вот, слышаное, вроде как о наших древних воинах: "первое вхождение в раж (измененное боевое состояние сознания) возможно только в искренней и вдохновенной пляске со Смертью" 20 век - массово вспоминали о раже только русские да германцы. Остальные ушли куда-то вбок.