Во время учёбы в Университете Оклахомы в 1956-57 годах я познакомилась с палестинским студентом-нефтяником по имени Саид Абу Лугход. Саид, чей старший брат Ибрахим стал известным профессором Северо-западного университета, рассказал мне, как израильские колонисты насильно изгнали его семью из родового дома в Яффе в 1948 году. Это произошло всего за 8 лет до нашей встречи, когда Саиду было 12 лет. Его семья бежала в Иорданию. Саид подарил мне книгу Альфреда Лилиенталя «Какова цена Израиля?», которая сильно изменила моё мышление. Сейчас существует много прекрасных исследований палестинских и других историков, а в 1950-х годах не было ничего подобного. В 1983 году я встретилась с Лилиенталем на Палестинской Конференции ООН, на которой также были Яссер Арафат и большая делегации Организации Освобождения Палестины.
Эта книга познакомила меня с концепцией поселенческого колониализма, и я стала поддерживать идеи самоопределения и права на возвращение палестинцев. Она также подтолкнула меня к изучению истории, и написанию потом докторской диссертации об испанском колониализме в Нью-Мексико, последствия которого до сих пор порождают проблемы. В 1960 году я уехала из Оклахомы, чтобы поступить в Государственный колледж Сан-Франциско, который я почему-то считала центром антиколониальной борьбы. Это было задолго до знаменитых протестов 1968 года, но уже тогда в этом университете существовала группа активистов, в основном европейцев, которые были связаны с Коммунистической партией США. Меня привлёк энтузиазм, с которым они поддерживали зарождающееся на Юге движение за гражданские права негров, и хотя я была замужем и работала неполный рабочий день, я ходила на их митинги в университете. Но меня удивляло их громогласное восхваление Израиля. Многие из них ездили в «социалистические кибуцы», и работали в них какое-то время. Большинство из этих студентов даже не были евреями, один из них, ставший потом моим лучшим другом, был из семьи греческих рабочих иммигрантов.
Как я позже поняла, их поддержка Израиля была основана на символах соблазнительной мифологии, которую культивируют все колонизаторы. Этих молодых людей привлекала история о государстве, которую создали бежавшие от Холокоста еврейские беженцы. С этим также были тесно связаны мистические идеи английского колониализма в Северной Америке, которые часто высказывал Джон Кеннеди. Этот потомок иммигрантов стал президентом и вдохновлял подобных молодых людей. Начиная свою предвыборную кампанию в Лос-Анджелесе, Кеннеди заявил: «Сегодня вечером я стою лицом к западу, на линии, которая была пограничной. Из земель, которые простираются на 3000 миль за моей спиной, пионеры прошлого отказались от своей безопасности, своего комфорта, а иногда и своих жизней, чтобы построить новый мир здесь на Западе… Сегодня мы стоим на краю новой границы». В головах молодых студентов Израиль олицетворял такой же символ. Они мало что знали о коренных народах, изгнанных из своих деревень и земель здесь в Северной Америке, и ещё меньше о палестинцах.
Несмотря на существенные различия и временные эпохи колониализма, существуют общие черты, определяющие эту проблему. Чтобы понять это, полезно следовать примеру историка Лоренцо Верачини, который различал «колонистов, поселенцев» и «иммигрантов»: иммигранты встраиваются в существующие политические системы, а «колонисты устанавливают собственные политические системы» и свой суверенитет. Учёный из Южной Азии Махмуд Мамдани, выросший в Уганде, так описывает это в своей книге «Ни поселенец, ни коренной житель»: «Если бы англичане в США были иммигрантами, они бы присоединились к существующим обществам Америки. Но они разрушили эти общества, и построили новые, которые были укреплены последующими волнами колонистов».
Однако, США называют себя «нацией иммигрантов», как и израильские сионисты называют Палестину «землёй без народа для народа без земли» – родиной евреев из различных стран, «нацией беженцев», что похоже на английскую мифологию о «нации иммигрантов». Мифология, игнорирующая колониализм, как отмечает Мамдани, «необходима для оправдания создания колониальных государств, типа США и Израиль», которые пытаются нейтральной иммиграцией прикрыть свою колониальную природу. Хотя термин «поселенческий колониализм» был придуман сравнительно недавно, это явление существует уже много веков. Это началось не в Палестине в 1948 году, и не в ЮАР, примерно в то же время, а в 1607 году, когда англичане основали «плантацию Ольстера» в колонизируемой Ирландии. Вскоре по этому примеру проводилась английская колонизация Северной Америки.
Основание капиталистического колониального государства США два столетия спустя сопровождалось началом столетней войны с целью истребления коренных народов и общин Северной Америки, насильственного захвата полей и пастбищ, замены местных жителей английскими колонистами, и создания массивной экономики. Это стало возможным благодаря насильственному похищению, порабощению и перевозке африканцев, что привело к опустошению западного побережья Африки. Английские колонизаторы основали колонии на землях, на которых потом появились Канада, Австралия и Новая Зеландия, в сопровождении таких же этнических чисток коренного населения. В то же время, французы и испанцы основали свои колонии в Центральной и Южной Америке, Карибских островах, в Тихом океане и Северной Африке.
Все эти колонии подчинялись принципу «жизненного пространства», который позже выразили немецкие колонизаторы. Этот принцип означает территорию, которая, по их мнению, необходима для предполагаемого естественного развития. Этот процесс начался с ростом капитализма в Англии и создания плантационного монокультурного сельского хозяйства с целью получения прибыли. В Северной Ирландии для английских колонизаторов это был картофель. 13 английских колоний в Северной Америке в XVII веке, используя труд порабощённых африканцев, производили табак и индиго для продажи в Европе, а после завоевания Карибских островов новые плантации производили рис. Поселенческий колониализм не был господствующей формой европейских имперских завоеваний, но имел некоторые преимущества перед военной оккупацией, как было в Индии и Африке. Если оценивать с точки зрения земли, ресурсов и богатства, захваченных колонизаторами, эта форма была более эффективной. Британская колонизация Ирландии помогает понять это: соблазнив безземельных шотландцев, валлийцев и англичан отнять землю у ирландских фермеров, Британия изгнала ирландцев с их земель. То же самое происходило и в Северной Америке. США применили ту же тактику для захвата земель американских народов.
Еврейский колониализм, выразившийся в Израиле – это сконцентрированная версия английского колониализма. Именно британцы, захватив Палестину, соблазнили евреев отнимать земли у палестинцев. Евреи всегда жили в этом районе, рядом с десятками других общин, включая новые монотеистические иудейские секты, а также христиан и мусульман. Политический сионизм, сформировавшийся в конце XIX века, призвал евреев уезжать в Палестину и захватывать её. Израиль был сразу же признан президентом США Гарри Трумэном, а через год – ООН. Но еврейский колониализм в Палестине начался не с еврейских беженцев от Холокоста. В 1908 году в Иране была найдена нефть, которая принесла Ближнему Востоку более ста лет имперского террора. Английские, французские и американские нефтяные компании стали господствовать в регионе. Неслучайно эти империалистические державы, с их историей антисемитского насилия, так активно поддерживают «Еврейское государство» в сердце арабского региона. Тяжело вооружённое, тесно связанное с европейцами государство, стало необходимой базой для защиты империализма от арабской освободительной и антиимпериалистической борьбы. Именно поэтому в 1917 году Британия своей «Декларацией Бальфура» поддержала создание «Еврейского государства» в Палестине.
В 1917 году евреи составляли около десятой части населения Палестины. Англичане не интересовались мнением палестинского арабского большинства. К 1947 году еврейское население выросло уже до 33%. Однако, план раздела Палестины, принятый ООН, отдал им около 55% земли. Жизненно важно понимать, что Израиль – это колониальный проект, без этого нельзя понять нынешний конфликт в Газе. Как подчёркивал историк Рашид Халиди, это конфликт не между двумя равными национальными движениями, сражающимися за одну и ту же землю, а колониальная война, которая развязана против коренного населения, чтобы насильственно заставить его отказаться от своей родины в пользу захватчиков.
Источник: WE MUST UNDERSTAND ISRAEL AS A SETTLER-COLONIAL STATE, Roxanne Dunbar-Ortiz, In These Times, popularresistance.org, June 25, 2024.
Источник
Оценили 0 человек
0 кармы