Автор: Робин Филпот (Robin Philpo), 19 ноября 2024 г.
Как пишет известный американский журналист и обозреватель Исидор Фейнштейн Стоун, за несколько недель до создания государства Израиль Шепард Рифкин (бывший на тот момент исполнительным руководителем боевой сионистской группы Лехи) обратился к Альберту Эйнштейну, «величайшему еврейскому деятелю того времени», с просьбой встретиться в Соединенных Штатах с участниками организации. Реакция Эйнштейна была вполне однозначной:
«Когда в Палестине нас постигнет настоящая и полная катастрофа, первыми ответственными за это будут британцы, а вторыми — те террористические организации, что были созданы из наших собственных рядов. Я не желаю видеть никого из этих людей, идущих неверным и преступным путем». [1]
Чтобы оценить способности Эйнштейна заглядывать в будущее, достаточно лишь заменить «британцев» на «американцев», а «террористические организации» (такие как боевые организации Лехи и Иргун) на правительство Нетаньяху, политических наследников этих боевых групп, Менахема Бегина и Ицхака Шамира.
Эйнштейн как-то сказал, что его «жизнь была разделена между физикой и политикой». Тем не менее, его биографы (а их сотни) и ведущие средства массовой информации, в лучшем случае, заметали под ковер обширные политические статьи Эйнштейна об Израиле и сионистском движении. А в худшем — эти статьи полностью искажались, изображая его сторонником государства Израиль.
Так было до тех пор, пока ныне покойный Фред Джером не разыскал эти статьи, не перевел их (в основном с немецкого), и не опубликовал в книге «Эйнштейн об Израиле и сионизме» (Einstein on Israel and Zionism).
К сожалению, первое издание этой книги, опубликованное одним нью-йоркским издательством, ограничилось очень небольшим тиражом, который был распродан в мгновение ока. Книга никогда не рекламировалась и не оцифровывалась, поскольку издательство уступило огромному давлению со стороны сионистского движения. Вот почему с согласия вдовы автора Джослин Джером издательство Baraka Books опубликовало новое издание.
Эйнштейн близко познакомился с сионистским движением в Германии в 1920-х годах, во времена разгула антисемитизма, когда теория относительности подвергалась нападкам как «еврейская наука». По его собственному признанию, он «впервые обнаружил, что он еврей», лишь попав в Германию в 1914 году — до этого он не задумывался над такими вопросами и считал себя просто представителем человеческого рода.
Себя самого Эйнштейн называл «сторонником культурного сионизма», но еще в 1921 году Курт Блюменфельд (активист сионистской идеологии, направленный для привлечения Эйнштейна к движению) предупреждал будущего президента Израиля Хаима Вейцмана об особенностях великого ученого:
«Эйнштейн, как вы знаете, не сионист, и я прошу вас не пытаться сделать из него сиониста или как-то втягивать его в нашу организацию… Эйнштейн склоняется к социализму и с готовностью рассматривает вопросы труда и прав рабочих в том, что касается евреев… Я слышал… вы хотите, чтобы Эйнштейн проводил публичные выступления. Пожалуйста, будьте с этим очень осторожны. Эйнштейн… из наивности часто говорит вещи, недопустимые для нас».
Оставим в стороне пассаж о «наивности» Эйнштейна. Но в остальном оценка, данная Блюменфельдом, очень точно описывает реальное положение вещей. Вплоть до своей смерти в 1955 году Эйнштейн оставался препятствием для сионистского проекта еврейских поселений в Палестине и создания государства Израиль.
Вот несколько примеров его отношения к этому проекту.
Его обмен мнениями с Хаимом Вейцманом, будущим президентом Израиля, иллюстрирует, насколько ценным был Эйнштейн для сионистского движения, а также (что еще важнее) — насколько его взгляды отличались от их взглядов. В своем письме Вейцману от 25 ноября 1929 года Эйнштейн писал:
«Если мы не сможем найти путь к честному диалогу и честному сотрудничеству с арабами, то это означает, что мы ничему не научились за две тысячи лет страданий и заслуживаем той участи, которая нас постигнет».
Идея «судьбы, которая нас постигнет» звучит рефреном в работах Эйнштейна. Похоже, что уже в 1929 году он предвидел, что государство Израиль, о создании которого мечтали сионисты, без «честного диалога и честного сотрудничества» с палестинскими соседями превратится в то, чем оно стало сегодня — а именно, в самое опасное для проживания евреев место в мире.
Несколько недель спустя, 14 декабря 1929 года, Эйнштейн написал Зелигу Бродецки из Сионистской организации в Лондоне: «Я рад, что у нас нет реальной власти. Если национальное упрямство окажется достаточно сильным, то в итоге мы вышибем себе мозги, как мы того и заслуживаем».
Кроме того, Леон Саймон, один из его первых редакторов и переводчиков, писал:
«В национализме профессора Эйнштейна нет места для какой-либо агрессивности или шовинизма. Для него ситуация господства евреев над арабами в Палестине или состояние постоянной взаимной враждебности между двумя народами означали бы крах сионизма».
В отличие от подавляющего большинства сторонников сионизма, желающих строить еврейское государство именно в Палестине, Эйнштейн поддерживал более широкую идею создания «родины для евреев» и не обязательно в виде собственного государства. В его подходе не было религиозной составляющей. Некоторые представители сионистского движения также выступали за создание такой родины в Китае, Перу или в Советском Союзе (в Биробиджане), но в полном соответствии с местными властями и в сотрудничестве с местным населением в каждом случае.
Такие шаги Эйнштейн поддерживал. Вот что он писал о создании «родины для евреев» в Биробиджане после Второй мировой войны:
«Мы не должны забывать, что в годы бесчеловечных преследований еврейского народа Советская Россия оказалась единственной из великих держав, которая спасла сотни тысяч еврейских жизней. Готовность разместить в Биробиджане 30 тысяч послевоенных еврейских сирот и, таким образом, обеспечить им достойное и счастливое будущее, стала очередным доказательством гуманного отношения России к нашему еврейскому народу. Помогая этому проекту, мы внесем весьма значительный вклад в спасение остатков европейского еврейства».
В ключевые годы между окончанием войны и своей смертью в 1955 году Эйнштейн весьма открыто высказывался о проекте еврейского государства. Выступая в Вашингтоне в январе 1946 года перед англо-американским комитетом по расследованию событий в Палестине, Эйнштейн недвусмысленно ответил на вопрос о том, какого будущего он хотел бы – создания государства Израиль или «культурной родины для евреев»:
«Я никогда не был сторонником такого государства».
В марте 1947 года И.З. Давид, член террористической группы «Иргун», возглавляемой Менахемом Бегином, отправил Эйнштейну анкету, на вопросы которой тот ответил резко и ясно:
Вопрос: Каково ваше мнение о создании свободной Национальной еврейской Палестины?
Эйнштейн: Еврейский национальный дом? Да. Еврейская национальная Палестина? Нет. Я выступаю за свободную двунациональную Палестину, которая могла бы возникнуть позднее, после соглашения с арабами.
Вопрос: Мнение о разделе Палестины и предложениях Хаима Вейцмана по разделу?
Эйнштейн: Я против раздела.
Эйнштейн не питал никаких иллюзий по поводу британского и американского империализма в тот момент, когда Лондон передал власть Вашингтону:
«Мне кажется, что наши любимые американцы теперь строят свою внешнюю политику по образцу немцев, поскольку они, по-видимому, унаследовали их напыщенность и высокомерие. По-видимому, они также хотят взять на себя роль, которую до сих пор играла Англия. Они отказываются учиться на чужих ошибках, и мало чему учатся даже на собственном печальном опыте. То, что было заложено в головы с ранней юности, укоренилось прочнее, чем жизненный опыт и логические рассуждения. Англичане — еще один хороший пример такого подхода. Их старомодные методы подавления масс с помощью беспринципных местных элементов из высшего экономического класса вскоре будут стоить им всей их империи, но они не способны заставить самих себя изменить собственные методы; и неважно, Тори это или Социалисты. С немцами случилось то же самое. Все это было бы хорошо и замечательно, если бы не было столь печально для лучших представителей общества и угнетенных масс…» (из письма Гансу Мюзаму)
Что касается политических предшественников нынешнего правительства Нетаньяху, Эйнштейн резко критиковал их самих и их политические партии, в частности, в The New York Times. Когда в конце 1948 года в Нью-Йорк приехал Менахем Бегин, Эйнштейн, Ханна Арендт и другие еврейские деятели в Соединенных Штатах опубликовали письмо, осуждающее его визит и возглавляемую им организацию, назвав ее «политической партией, очень близкой по своей организации, методам, политической философии и социальной привлекательности к нацистским и фашистским партиям». Одним из примеров, которые они привели, было убийство 240 мужчин, женщин и детей в палестинской деревне Дейр-Ясин.
Эйнштейн придерживался такой обвинительной точки зрения до самой своей смерти в 1955 году: «По своим мыслям и действиям, эти люди — нацисты». Любой, кто попытается высказать такую мысль сегодня в ведущих средствах массовой информации, будет немедленно объявлен антисемитом, и ему будет закрыт доступ к аудитории.
Общеизвестно, что когда в 1952 году умер Хаим Вейцман, премьер-министр Израиля предложил Альберту Эйнштейну пост президента Израиля. Однако менее известна причина, по которой Эйнштейн отказался:
«Мне пришлось бы сказать израильскому народу то, что он не хотел бы услышать». Еще менее известно высказывание Бен-Гуриона: «А что, если он скажет «да»? Мне пришлось предложить ему этот пост, потому что любой другой вариант просто исключен. Однако если он согласится, нас ждут неприятности».
Сотни, если не тысячи, людей обвиняются в антисемитизме или увольняются с работы, потому что они осмеливаются критиковать государство Израиль, называть его государством апартеида и осуждать геноцид палестинцев. Однако им следует помнить, что они в хорошей компании, потому что если бы Эйнштейн был жив сегодня, он был бы в первых рядах демонстрантов вместе с ними.
Все цитаты взяты из книги «Эйнштейн об Израиле и сионизме», Einstein on Israel and Zionism, новое дополненное издание, автор Фред Джером.
Переведено с английского — https://covertactionmagazine.com/2024/11/19/einstein-opposed-zionist-colonization-in-palestine-and-predicted-the-current-catastrophe/
Источник:
Оценили 0 человек
0 кармы