О культуре

0 499

Недавно на съезде Союза театральных деятелей России Константин Райкин (художественный руководитель театра "Сатирикон", заместитель председателя комиссии по культуре Общественной палаты) выступил с докладом о цензуре, который наделал много шума. Он высказался за полное невмешательство кого бы то ни было в деятельность творцов искусства.

Напомню, что за последние несколько лет в России получили скандальную известность несколько театральных постановок и выставок. Например, опера "Тангейзер" в Новосибирске или выставка фотографий Джока Стёрджеса в Москве.

По мнению Райкина искусство ставит своей задачей правильный показ реальности, выполняет роль своеобразного общественного зеркала. А цензура, ограничивающая возможности творца, мешает выполнению этой задачи. Поэтому государство не должно лезть и искусство. Чиновники же пытаются навязать режиссёрам "правильную" с точки зрения власти позицию, и не хотят платить за сомнительные эксперименты, тем самым ограничивая свободу творчества в России. В качестве образа были даже приведены сталинские диктаторские времена.

На что чиновники ответили, мол, свобода творчества это хорошо, но если ты получаешь от государства деньги, то не должен показывать спорные постановки. Нельзя допускать "чернуху" или педофилию в культурное пространство, хотя бы за счет бюджетных денег.

Конечно, Райкина можно понять - творец должен быть свободным. Чиновники тоже ведут себя предсказуемо. Они заинтересованы в стабильности текущей политической системы и не хотят любой критики.

Хочется подняться в оценке этого конфликта на уровень выше. Культура - нематериальная среда жизни человека. Забота о ней ошибочно выведена в разряд вопроса о времяпрепровождении и развлечения. Без мощного гуманистического культурного импульса невозможно позитивное изменение жизни общества. Со стремительным развитием техники в руки человеку попадают возможности огромного масштаба. Вместе с возможностями возрастает ответственность. Но без развития самого человека эти возможности становятся губительными. Банальный пример - интернет и смартфоны могут предоставить человеку огромную возможность получения знаний. Но по факту становятся средством мягкой и незаметной остановки человеческого развития, приучая пользователя к получению информации, а не её производству. Так сложно начать самому что-то делать, если то же самое уже сделано другими намного качественнее. Это касается любого творчества. Сериалы и игры в будущем будут воспитывать наших детей и транслировать идеи намного эффективнее, чем семья и ближайшее окружение.

И тут ещё острее встаёт вопрос о культуре: или новая культура сможет ответить на вопрос о развитии человека или человек будет порабощён новыми технологическими возможностями.

Новая культура невозможна без большой цели. И этой целью не может быть материальное благосостояние, заявленное нашей властью, как главная задача существования нашего государства. А без цели и задачи по формированию человека любая "культурная" деятельность остаётся бесконечным экспериментом над формами, который только прикрывает зияющую дыру бессмысленности и пустоты. Поэтому общественный шум о культуре останется спорами о дележе бюджетных денег.

Говорят, что конфликт улажен и Сатирикон получит нужное финансирование. Всё нормально, можно спать спокойно?

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...