VIII. Высокая честь быть наблюдателем (часть 2)

2 2905

Ничуть не упрощающей, а, скорее, еще более запутывающей осмысление окружающего нас мира, стала предложенная в 1957 году американским физиком Хью Эвереттом многомировая интерпретация квантовой механики.

Впрочем, эта интерпретация получила название «многомировая» после работ других физиков Джона Уилера и Брайса Девитта (об уравнении квантовой космологии Уилера-Девитта, которое приводит к выводу о том, что без наблюдателя вселенная не существует во времени, мы говорили во второй статье). Добавим ещё, что Эверетт, как и Девитт, был аспирантом Джона Уилера.

Хью Эверетт (1930–1982). Родоначальник многомировой интерпретации квантовой механики

Суть этой интерпретации сводится к тому, что каждому компоненту суперпозиции квантовой системы, каждому вероятному состоянию, соответствует проекция отдельного классического мира. Это не значит, что существует множество классических миров, на самом деле существует один квантовый мир, в котором все эти вероятные классические миры сосуществуют, то есть находятся в суперпозиции. И при измерении сознание наблюдателя разделяется между всеми альтернативами, но субъективно сознание воспринимает происходящее так, будто оно имеет лишь один результат измерения, именно тот, который возникает в том мире, где данный наблюдатель живет.

Другими словами, сосуществует бесчисленное множество миров с различными свойствами, в каждом из них одно и то же квантовое измерение должно иметь свой, свойственный именно этому миру, результат. В момент измерения сознание наблюдателя расщепляется на все эти миры, и в каждом таком мире расщепленное сознание наблюдателя получает свой, отдельный результат. Эта интерпретация дает возможность отказаться от понятия коллапса волновой функции, но предполагает сосуществование множества миров в одном и том же месте и в одно и то же время. А также сосуществование одних и тех же наблюдателей, включая и нас с вами, в разных состояниях. А так как жизнь, как мы говорили выше, — это непрерывное наблюдение, следовательно, мы (я, вы, уважаемый читатель, все наши родные и близкие, все известные и неизвестные люди) сосуществуем параллельно в бесчисленном количестве миров в бесчисленном количестве вероятных состояний. Где-то вы принц или принцесса, где-то — нищий, где-то — палач, где-то — жертва, где-то — президент Франции (или его жена), где-то — калькуттский бомж. В одном мире ваша бабушка, увы, уже скончалась, а в соседнем здравствует и отлично себя чувствует; здесь вы замужем (женаты) за кинозвездой, а совсем рядышком считаете свою половинку посредственностью. И только наше сознание по неведомым нам причинам выбирает то состояние, в котором вы себя и обнаруживаете.

Если вы далеки от решения фундаментальных проблем мироздания, вам может показаться странным, что эта концепция рассматривается современной наукой всерьёз. Какое-то время эвереттовская интерпретация действительно не находила отклика в научной среде. Сам Эверетт даже прекратил занятия физикой и ушел в бизнес (кстати, стал мультимиллионером). Но в наши дни у неё появилось очень много сторонников. В первую очередь это связано с развитием квантовой космологии, где вселенная рассматривается как квантовая система, так как родилась она из квантового состояния, и, следовательно, когда она была ещё совсем маленькой, у неё было множество вероятных состояний, которые каким-то образом должны продолжать своё существование. И такой, многомировой, подход к реальности вполне корректно вписывается в современные космологические теории. Таким образом, Эверетт, Уиллер, Девитт подошли к проблеме «множественности-единственности» сознания, волновавшей Шрёдингера, как бы с противоположной стороны: они безгранично размножили и сознание (расщепив его), и миры, в которых это сознание обитает.

Удивительно, но эти два подхода (Вигнеровский и Эверетта) в полной мере способна примирить христианская философия. Христианский догмат о Святой Троице, как известно, утверждает единство Божественной Сущности и троичность Её ипостасей (лиц): Отца, Сына и Святого Духа, то есть в христианстве 1=3, а 3=1. И это давно уже никого не смущает. Отсюда, а также из учения апостола Павла о Церкви как теле Христовом и о Христе как Новом Адаме (подробнее об этом я надеюсь ещё рассказать), совершенно естественно вытекает представление о человеке как единой сущности и человеческих личностях как ипостасях, подобных Божественным, так как человек создан по образу и подобию Бога. Однако единство человеческой сущности разрушено, рассечено грехопадением. Цель земной жизни человечества как целого, судя по всему, состоит в том, чтобы воссоздать эту единую человеческую сущность.

Именно об этом просит Христос в молитве Отцу о своих учениках и обо всех людях в последние часы перед Своей крестной смертью:

"Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино… (Ин. 17: 20-23)"

Ещё один из отцов Церкви IV века святитель Василий Великий видел возможность преодоления разделенной человеческой сущности (естества, по его терминологии) в монашеском общежитии и писал о монахах, живущих в монастырях:

"…расторгнутое и на тысячи частей рассеянное естество человеческое, по мере сил своих, они снова приводят в единение и с самим собою, и с Богом. Ибо это главное в спасительном домостроительстве по плоти — привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому как наилучший врач целительными средствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части. («Подвижнические уставы», глава 18)"

Василий Великий (ок.330–379). Фрагмент иконы

Брат Василия Великого, также один из очень почитаемых христианских святителей, Григорий Нисский писал по этому поводу, что уже при самом создании человека «целое наименовано одним человеком… Все естество, простирающееся от первых людей до последних, есть единый некий образ Сущего» (Об устроении человека, гл. 16). Он говорит так:

"…должно говорить: не такой-то и такой-то Бог, или такой-то и такой-то человек, но такая-то ипостась Божия, и такая-то ипостась человеческая. Ибо справедливо утверждаем, что у одного человека ипостасей много, и у единого Бога три ипостаси."

Григорий Нисский (ок. 335 – 394). Фрагмент фрески

Я разбираю этот вопрос так подробно, потому что, сколь это не удивительно, средневековое христианское богословие (как восточное, так и западное) забыло об этом, на мой взгляд, крайне важном положении христианского учения. И вспомнили о нём православные богословы лишь в самом начале XX века. В первую очередь речь идёт о митрополите Антонии (Храповицком), Владимире Лосском, священномученике архиепископе Иларионе (Троицком). Возможно, такая забывчивость связана с тем, что эта мысль была слишком трудна для понимания средневековому человеку, и потому не актуальна для Церкви того времени.

Христианство — учение живое, и каждое поколение открывает его по-своему, исходя из своего опыта, в том числе и научных представлений о мире. Очевидно, к началу прошлого века мысль о человеке как единой сущности стала актуальной. Современному человеку она должна быть ближе и понятнее, так как к ней уже вплотную приблизилось и научное знание. Тот, кто хотя бы в общих чертах усвоил, что такое вероятностный и относительный мир, и что такое сосуществование вероятных состояний, может попытаться понять и то, каким образом Единица может равняться Трём, когда речь идет о Божестве, и каким образом миллиарды могут равняться единице, когда речь заходит о человечестве.

Конечно, полностью понять эту диалектику единичности, целостности и множественности ограниченному человеческому сознанию не просто. Но поискать образ будущего в известном нам сегодняшнем мире мы вправе.

Василий Великий продолжает:

"Что равняется сему [монастырскому] житию? Но что и блаженнее оного? Что совершеннее такой близости и такого единения? Что приятнее этого слияния нравов и душ? Люди, подвигшиеся из разных племен и стран, привели себя в такое совершенное тождество, что во многих телах видится одна душа, и многие тела оказываются орудиями одной воли. Они в равной мере и рабы, и господа друг другу, и с непреоборимою свободою взаимно оказывают один перед другим совершенное рабство, — не то, которое насильно вводится необходимостью обстоятельств, погружающею в великое уныние плененных в рабство, но то, которое с радостью производится свободою произволения, когда любовь подчиняет свободных друг другу и охраняет свободу самопроизволом. Богу угодно было, чтобы мы были такими и в начале; для этой цели и сотворил Он нас. И они-то, изглаждая в себе грех праотца Адама, возобновляют первобытную доброту, потому что у людей не было бы разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества. («Подвижнические уставы», глава 18)."

Надеюсь, и вам знакомы проблески такого состояния, этого рабства взаимной любви, возникающего в самые светлые мгновенья взаимоотношений любящих друг друга мужчины и женщины, матери и ребёнка; ощущения братского единения с самыми близкими, переполненности единым счастьем, которым хочется окутать весь мир. Когда твоё «Я» не сжимается и ощетинивается по отношению к миру, а раскрывается и стремится к единению с «Ты», «Мы», «Они», не противопоставляя себя никому, но желая этого сладкого добровольного совершенного рабства и одаряющего щедрого бескорыстного господства.

Саламифь Вулфинг. Единение душ

Счастье, если человек переживал в своей жизни такие мгновенья. Но в этом мире они единичны и скоротечны. Возможно, они даются нам как предвосхищение человеческого единения в будущем веке, в Царстве Небесном, куда не может войти ничто нечистое, но где всё есть Любовь.

Мы, падшие, грешные, рассеченные в естестве, не можем представить себе мир таким. Как мы не можем представить себе мир без тления и смерти, мир, где не действует второе начало термодинамики, потому что нет необходимости в теплообмене, а значит, и нет течения времени и всевластия энтропии. Но мы можем стремиться к нему, потому что такой мир нам обещает христианство, если, конечно, мы готовы в это поверить. А если не готовы? Задумайтесь, а что вам хотелось получить в качестве альтернативы?

Но вернёмся на нашу грешную землю. И попробуем пофантазировать на эту тему. Но именно пофантазировать, так как действительного знания тут нам не дано, разве что некие намёки. И конечно, необходимо помнить, что наши фантазии не часто приближают нас к истине, особенно когда речь заходит о чём-то, связанном с совсем иной реальностью — с духовным миром.

Физики уверены: подлинный мир — квантовый. Наш классический лишь частный случай. Квантовый мир не подчиняется законам термодинамики. И нет одного единственного состояния, а есть сосуществование многих. Так вот. Представим себе, что все люди на Земле, когда бы то ни было здесь жившие, живущие сейчас, и которым еще предстоит здесь жить, суть все ваши вероятные состояния. Именно ваши, вашего «Я». Это ваши добрые и злые, умные и глупые, красивые и некрасивые, успешные и никуда не годные, счастливые и несчастные, сильные и немощные, любящие и ненавидящие, всё это ваши воплощения сосуществующие здесь и сейчас и везде и всегда (вот вам и реинкарнация, — для тех, кому эта мысль близка).

Вы, один (одна) Вы одновременно и все мужчины, и все женщины, мальчики и девочки, старики и старушки, американцы, немцы, корейцы, китайцы, зимбабвийцы, эфиопы, мексиканцы, египтяне, евреи, иранцы, палестинцы, сирийцы и проч. Вы распределены во всех этих людях по законам статистики. Сколько-то из вас короли и королевы, президенты и первые леди, миллиардеры и кинозвезды. Но больше вас — нищие и голодные, еще больше — с трудом, но сводящие концы с концами. Определенный процент ваших «Я» — убийцы и грабители, воры и проститутки. Определенный — жертвы. Многие наркоманы и алкоголики. Предатели и предаваемые. Обманывающие и обманутые. Основная же масса — просто люди, сносно существующие на белом свете, в которых всего понемножку понамешано. Со своими радостями, заботами, огорчениями, своим горем и своей любовью. Живущие в бесконечном коловращении добра и зла, между которыми постоянно приходится делать выбор.

Неужели это всё я?

Эта, можно сказать, факультативная мысль может, по крайней мере, объяснить удивительную вещь, которая ставит в тупик и даже вызывает у многих людей внутренний протест: почему статистические законы абсолютно в равной степени распространяются и на неодушевленный мир, от субатомных частиц до галактик, и на человеческое общество, хотя, по нашему общему представлению, человек, в отличие от электрона или молекулы, обладает разумом и свободой воли (и об этом, я надеюсь, мы поговорим отдельно).

Но такое гипотетическое расщепление (в смысле Эверетта) нашего «Я» в этом мире, быть может, и есть следствие грехопадения? А призваны мы быть единым «Я» единого мира во всей совокупности наших различий за вычетом всякого зла, которое в нас и вокруг нас, и от которого с помощью Задумавшего и Создавшего нас мы способны в конечном итоге освободиться? И статистика вероятностей будет распределять всё разнообразие творческих наклонностей и способностей человека, оттенки его любви и жертвенности, а не степени нашей злобности и наваливающиеся на нас несчастия? Или царство вероятностей вовсе исчезнет и сменится царством безотносительного добра и очищенной от зла свободы?

Впрочем, повторю, вся эта конкретная схема лишь фантазия, пример, с помощью которого я хотел показать, как можно попытаться уложить в собственной голове какие-то не слишком хорошо укладывающиеся в ней вещи. Но может быть, эта фантазия принесет вам практическую пользу. И вы, собравшись было обидеться и должным образом ответить обидчику, или потребовать справедливого, с вашей точки зрения, возмездия или не дай бог пожелать несчастья кому-нибудь, в этот момент подумаете, а вдруг всё это правда, и вы хотите наказать, воздать должное, отомстить самому себе, а, подумав, ощутите сочувствие. И на капельку зла в вас и в мире в целом станет меньше. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас», — может быть, эти слова Христа и об этом? (Лк. 6, 27—28). Как и эти, пожалуй, самые известные: «возлюби… ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27)?

Итак, наблюдатель этого мира или зритель видимой твари, согласно терминологии святого Григория Богослова, безусловно, человек. Адам — человек вообще, человечество. Но как соотносится наше индивидуальное сознание, конкретно ваше, уважаемый читатель, с сознанием этого человека вообще? С одной стороны, каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему, со своей точки зрения. С другой — мы общаемся друг с другом и, хотя и приближенно, но можем по поводу окружающего нас объясниться. То есть всё-таки результаты наших измерений в значительной мере совпадают, и мир мы воспринимаем относительно одинаково.

В этом контексте удивительной и интригующей выглядит так называемая гипотеза шести шагов или как ее еще называют теория шести рукопожатий. Это не совсем гипотеза или теория в строго научном значении этих слов. Это, скорее, наблюдаемый факт. Гипотеза (она же теория) утверждает, что каждый человек знаком с любым человеком на Земле в среднем через пять других людей (между двумя людьми один шаг, следовательно — через шесть шагов). Например, я знаю Ваню, он знает Петра Петровича, у Петра Петровича есть дочь Аня, Аня знакома с Джорджем, тот с Джулией, а Джулия работает в секретариате президента Обамы. Таким образом, через пятерых людей я становлюсь знакомцем Обамы. Те же шесть шагов отделяют нас от жителей какого-нибудь африканского поселения.

Впервые эту гипотезу выдвинул в 1929 году венгерский писатель-фантаст Фридеш Каринти. А опытным путём ее проверили американские психологи Стэнли Милгрэм и Джеффри Трэверс в конце 60-х годов прошлого века, попросив несколько сотен добровольцев направить письма одному и тому же незнакомому им человеку, но не по почте, а через тех своих знакомых, кто, как казалось участникам эксперимента, мог знать или самого этого человека, или кого-то из его окружения. Вот тогда и появилось это число — 6,2 шагов (или рукопожатий), через которые письма в среднем дошли до адресата. Через тридцать лет, в конце 90-х, эксперимент Милгрэма повторил аспирант Корнелльского университета Дункан Уоттс, но уже с использованием компьютерных технологий и при участии более 60 тысяч человек из 166 стран. Результат оказался близким к результатам Милгрэма.

Позднее крупномасштабное исследование по этой проблематике провели Эрик Хорвиц из исследовательского центра Microsoft в Редмонде и Юре Лесковец из университета Карнеги-Меллон. Они проанализировали базу данных службы мгновенных сообщений «MSN-мессенджер» за 30 дней — весь июнь 2006 года. Таким образом, выборка составила более 240 миллионов пользователей службы по всему миру. Результат: среднее число шагов между пользователями — 6,6. Конечно, как признают авторы, эти данные не могут отражать в полной мере социальную реальность: они не охватывают целые страны (Северной Кореи, например, на карте мира MSN просто нет), нерепрезентативны для регионов с плохим доступом в интернет и т. д. Учёт этих данных увеличил бы расстояние между людьми. Но с другой стороны, они же не отражают множества социальных связей, которые на самом деле существуют: родственные (люди, живущие вместе, редко переписываются по интернету), близкие дружеские, деловые. Если все это учесть, по мнению Лесковца, искомое среднее количество шагов между людьми, вероятно, составит около семи. А вот среди пользователей Facebook, как это выяснилось в 2011 году, среднее расстояние между людьми измеряется всего 4,74 рукопожатиями.

Но как бы то ни было, четыре, шесть, семь или даже девять-двенадцать, мир на самом деле оказывается невероятно малым. Шесть-семь шагов в любую сторону и он уже заканчивается. Внутри этого очень узкого круга мы получаем всю информацию обо всех измерениях и наблюдениях нашего мира. Если в эксперименте Юджина Вигнера и его друга поставить цель оповестить о результате эксперимента всех до последнего человека без использования СМИ, телевидения, радио, газет и интернета, при помощи, допустим, только телефона, Вигнер мог бы в основном справиться с задачей в течение считанных минут. Предполагаю, что даже тогда, когда не было ни телефонов, ни даже телеграфа, расстояние между людьми не было большим (а, скорее, меньшим, так как людей было меньше). Очевидно, что больше требовалось времени на распространение информации.

Наверное, зная о компактности нашего мира, можно лучше понять, кто же наш ближний. Это может радовать, но может и пугать: в моменты угрозы пандемии, например, атипичной пневмонии или лихорадки Эбола, или чего-нибудь похлеще. Но всё это лишь подчеркивает абсолютную взаимную зависимость между нами — людьми.

Продолжение следует…

предыдущая часть...

первая часть...

источник

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • geolux
    • 23 августа 2015 г. 10:29
    Какая прекрасная статья! Наглядно показывающая всю глубину того тупика, болота, в котором погрязла нынешняя теоретическая физика и космология, т.е., собственно, и вся теор. наука (не называю это фундаментальной наукой, ибо это не фундамент наук, а фикция, виртуальная якобы основа). Науки прикладные доедают остатки прежней, материалистической основы наук. Для начала в статье прямо - основной постулат субъективного идеализма как философской основы современных теорий: "без наблюдателя вселенная не существует во времени". То есть, существует только то, что наблюдаю. Затем так же прямо - смычка науки и религии, т.е откровенное внедрение креационизма в науку. Добавлю - этому придуман и соответствующий случаю термин - "научный креационизм"; и многие известные учёные и академии в целом продвигают эту парадигму в науку - обычно неявно пока (для широкой публики). Но уже открыто раздаются голоса и некоторых известных учёных о том, что дальнейшее развитие науки невозможно без признания идеи Соворения мира и Бога-Творца. Тех миров, о которых говорится в "многомировой интерпретации" квантовой механики , согласно теории струн может быть не бесчисленное множество, а "всего" 10 в пятисотой степени, 10^500; при том, что атомов во вселенной порядка 10^80. Одно это наглядно показывает абсурдность нынешних квантовомеханических теорий. Так на что расщепляется сознание наблюдателя при каждом измерении, на какие части (цы)? И потом при каждом измерении собирается вновь? Или наблюдатели растворяются во вселенной и кем-то вновь сотворяются каждый раз, как решили что-то измерить?