Исламский фундаментализм как политическая идеология

0 20639

«Исламский фундаментализм» – термин, который описывает идейные течения оппозиционных сил в странах с преобладающим числом приверженцев Ислама. После начала процесса политической трансформации в Арабских странах Ближнего Востока, оппоненты правящих режимов пришли к власти. На первый взгляд, нам может показаться, что в этом нет ничего уникального, так как «Арабская весна», волна протестных движений, бунтов и государственных переворотов, начавшихся в конце 2010 года в странах Магриба и Машрика, является революцией, в результате которого, как и после всех подобных социально-политических актов, оппозиция возглавила властные структуры. Исключительность данных событий заключается в том, что в ходе политических перемен к власти пришли такие политические организации, как «Партия Возрождения» (Тунис), «Братья-мусульмане» (Египет), «Партия справедливости и развития» (Марокко), «аль-Ислах» (Йемен), а также усиление роли крупных политических партий «ХАМАС» (Сектор Газа «Исламское движение сопротивления»), «Хизб ут-Тахри́р аль-Ислами́» (Восточный Иерусалим «Исламская Партия освобождения») и Хезболла (Ливан). Идеологическая база вышеперечисленных партий – ислам. Возникает закономерный вопрос: «Исламский фундаментализм» – это новая политическая идеология или же просто неструктурированное идейное течение? Актуальность предъявленной тематики – очевидна, так как понимание механизмов развития и распространения «исламского фундаментализма», позволяет выявить суть политических процессов не только на Ближнем Востоке, но и в мусульманских странах Юго-Восточной Азии, СНГ и Северо-Кавказском федеральном округе.

Чтобы дать полноценный, возможно, даже исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, нам следует обратиться к теоритической части, а затем постараться последовательно доказать домысли на практике. Для начала, необходимо разобраться, что скрывает за собой термин «фундаментализм». Под «фундаментализмом» понимают политические или конфессиональные крайне консервативные течения. Корень слова «фундамент» указывает на сущность данного типа идейного течения – это строгое соблюдение нормативно-правовых актов (в политике) и предписаний, в священных книгах (в религии). Данная форма отвергает либерализацию и пропагандирует возвращение к первичным источникам. С началом эпохи секуляризации, а затем глобализации роль конфессионального фундаментализма значительно возрастает и становится интенсивной. Наиболее ярко фундаментализм проявил себя в христианстве, исламе и иудаизме. Но в данной работе, мы будем рассматривать только «исламский фундаментализм».

В последние десятилетия мы все больше наблюдаем активизацию политических сил, идеологической основой которого является «исламский фундаментализм». Но следует отметить, что «фундаментализм», который мы видим сейчас отличается от первоначального состояния. Первым исламским фундаменталистом принято считать Мухаммеда аль-Ваххаба, который еще в ХVIII отметил о недопустимости трансформации норм шариата и Ислама. Последователи продолжили распространение концепций, выдвинутых аль-Ваххабом. Так зародился «ваххабизм», который сегодня доминирует в колыбели исламской цивилизации - Саудовской Аравии. Сегодня «исламский фундаментализм» - это не только очищение исламских постулатов от воздействий развития мирового сообщества, но также формирование сильного политического института, способного влиять на все сферы общества. Исламистам удается достичь желаемого, так как есть авторитетный и почитаемый среди всего мусульманского мира свод нравственных и юридических норм шариата, легитимность которого обеспечивается существованием верховного нормативно-правового акта – Корана. Современный облик «исламский фундаментализм» обрел в начале ХХ века после распада Оттоманской империи и усиление западного влияния в регионе. Под воздействием внешних факторов началось формирование исламской политической доктрины, первые очертание которого проявились в «насеризме», затем зарождение политического клуба «Братья-мусульмане», которые дали понять, что исламский мир не нуждается в западной политической культуре, так как в Исламе заложен «фундамент» государственного устройства.

Перед тем, как рассмотреть основные характеристика исламского государственного устройства, следует обратиться к уже устоявшимся мировым политическим идеологиям и к понятию идеологии. Идеология является механизмом, который продвигает социально-политические интересы определенной группы граждан, а также их претензии на руководство политическим истэблишментом. При рассмотрении «исламского фундаментализма» как политической идеологии мы можем обнаружить наличие таких политических ценностей, как равенство, свобода, безопасность и справедливость. Также принято выделять три основные функции, присущие для политической идеологии: ориентационная, мобилизационная и интегрирующая. Исламская концепция государственного устройства, сложившаяся после Исламской революции 1979 года в Иране, доказала, что «исламский фундаментализм» действительно можно рассматривать как политическую идеологию. Субъектами исламской идеологии в Иране выступали духовные лидеры во главе с Рухоллой Мусави Хомейни, которые ориентировались на состояние социально-экономической напряженности в обществе во времена шахского гнета. Хомейни объявляет об установлении нового порядка, который обеспечит справедливость и безопасность иранского народа. Эти установки соответствуют функции ориентации субъектов политической идеологии. Затем появляются последователи идей аятоллы, которые активизирует пореволюционные силы, поддерживающие концепцию исламского государства. Это соответствует мобилизационной функции «исламского фундаментализма» как политической идеологии. После того, как революция состоялась, лидеры революции объявляют о строительстве государства по канонам Корана и законам шариата. Это процесс соответствует интегрирующей функции политической идеологии, когда начинается создание институтов во благо всех и личности в частности.

В 1979 году впервые в истории было доказано, что «исламский фундаментализм» действительно является политической государственной идеологией, а также была доказана состоятельность исламской концепции государственного развития. В декабре того же года по поручению Хомейни была разработана новая конституция, закреплявшая исламскую государственную идеологию и передававшая высшую власть духовной общине в лице имама Рухоллы Хомейни, политическую власть президенту, премьер-министру и верховному меджлису (парламенту). Основной нормативно-правовой акт Исламской Республики Иран зафиксировал юридически состоятельность «исламского фундаментализма» как новой политической идеологии. Также данная конституция декларирует проведение «таухидной экономической политики» (данная форма экономики схожа со смешанной экономикой). Государство признает частную, государственную и кооперативную собственность, все блага государства и нации используется в интересах всей уммы – общества. Концепция исламского государства, являющаяся основой современного «исламского фундаментализма», предполагает строительство мусульманского общество, регулируемого законами шариата, то есть «исламизацию» всех сфер жизни общества.

А. З. Арабаджян, утверждает, что «исламский фундаментализм» не возможно рассматривать как политическую идеологию, так как концепция «исламского государства» - основа «политического ислама» вводит государство в экономическую и политическую стагнацию. Но, учитывая, что прошло почти четыре десятка лет с момента объявлении Исламской Республики Ирана и утверждении исламской идеологии, можно с уверенностью заявить, что «исламский фундаментализм», действительно, можно рассматривать как политическую идеологию, а не как неструктурированное идейное течение. Идеи, которые ассоциировались с Исламской революцией 1979 года, вызвали большой интерес в мусульманском мире, а также активизацию исламистских партий на территории всего ближневосточного региона и мусульманских стран Азиатского блока. Хезболла – политическая партия шиитов в Ливане, официально объявившая своей целью создания Исламской Республики Ливан и установление государственной идеологии принадлежавшей лидеру иранской Исламской революции – Рухоллы Хомейни.

Переходя от практики к теории, следует обратить внимание, что исламский фундаментализм имеет много общего с другой политической государственной идеологией – консерватизм. Это вполне объяснимо, так как «фундаментализм» означает сохранение первичного состояние, и также как и консерватизм против какой-либо либерализации общественных устоев. А насчет либерализма, вполне очевидно, что он являлся своего рода противопоставлением консерватизму. В современном обществе, когда глобализация создает новые наднациональные институты и роль личности передвигается на центральный план, доминирует либеральная политическая идеология. Естественно, есть силы в международном обществе, которые против плодов глобализации, которые разрушают национальную идентичность. Ведь с процессом глобализации тесно связаны, такие процессы как вестернизация и стандартизация. Которые распространяют ценности западной цивилизации на весь мир.

Сталкиваясь с глобализацией, мусульманские мир ввиду своих конфессиональных особенностей создают некий «фронт сопротивления», которым выступает совершенно новая политическая идеология – «исламский фундаментализм». Данная идеология государственного развития, так же как и консерватизм, социализм и либерализм может являться политической идеологией. Также идеология «исламского фундаментализма» обладает следующими характеристиками:

• Традиционность – предполагает уважение основных постулатов Ислама, пропагандирует сохранение традиционных ценностей, важность института семьи и религии.

• Порядок – для достижение гармония в обществе, необходим сильная централизованная власть, которая обладая монополией на применение силы будет поддерживать соблюдение норм и законов шариата.

• Иерархичность – является естественной формой социальной дифференциации, верховный Имам – человек мудрый и праведный, вправе стать руководителем, чтобы направить русло развития на истинный путь. Также здесь присутствует патернализм, который предполагает государственный контроль жизни индивида, для защиты его самого от искушений и сохранения справедливости в обществе.

• Формы собственности - как указывалось выше, политическая идеология «исламского фундаментализма» признает все виды собственности и ориентируется на «таухидную экономику», то есть признает право частной, кооперативной и государственной собственности.

Список характеристик наиболее информативно доказывает, что «исламский фундаментализм» является политической идеологией, так же как и либерализм, консерватизм, социализм. Исламизм можно отнести к правым идеологиям, так как он также предполагает, что индивид без контроля со стороны не является гарантом стабильности общества. Также считает, что достичь справедливости и безопасности возможно только сохраняя уважение к традициям и религии.

«Исламский фундаментализм» подразделяется на ортодоксию и салафизм. Первый подтип представляет радикальный переход к канонам Ислама, без права адаптации и либерализации (Талибан) а, второй, обращается к более лояльным источникам, то есть обращение к образу жизни праведных последователей пророка Мухаммеда. Также принято выделять факторы, которые послужили причиной политизации Ислама и усилении «исламского фундаментализма». Во-первых, это арабо-израильский конфликт, который консолидировал все радикальные силы в борьбе с Израилем. Также, разочарование в политической культуре западной цивилизации, приведшие к событиям «Арабской весны» 2011 года, в результате революций, государственных переворотов и гражданских войн, в некоторый странах к власти пришли «Фундаменталисты». Самой веской причиной является глобализация, которую не хотят принимать в мусульманском мире, так как она оказывает негативное влияние на институт религии. Если либерализм нацелен на создание демократического общества во всем мире, то «исламский фундаментализм» горит идеями «Великого халифата» и панисламизма.

Формирование «исламского фундаментализма» как новой политической идеологии вполне естественный процесс. Более десяти столетий мусульманский мир оказывает сопротивление экспансии западных ценностей, зачастую эти сопротивления превращались в вооруженные конфликты, которые становились причиной появления радикальных группировок. Вестернизация всех сфер жизни уже оказала пагубное воздействие на Ислам. Ошибочные представления западного мира о враждебности мусульманского общества привели к усилению конфронтации, и распространению, совершенно, неуместной параллели между исламом и терроризмом. Мусульманским мир переживает период активизации, но при этом не выражая чувства враждебности к другим конфессиям или нациям. Они решительно против западной интервенции в какую-либо сферу жизни мусульманского общества. Сегодняшние проблем в исламском мире вызван культурно-идеологической политикой запада, а также оскорблением национального самосознания из-за критического разрыва в социально-экономическом положении мусульманского мира по сравнению с западным обществом. Ислам требует от верующего соблюдения основных норм установленных в Коране, таким образом выступая отдельным институтом права. Так как, законы шариата имеют авторитетность среди верующих, а также распространяются на все сферы жизни индивида. Поэтому, учитывая специфику Восточного общества, можно сказать, что «исламский фундаментализм» является политической идеологией, которая вступила в новый этап своего развития, выступая альтернативой мировой тенденции – глобализации.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...