САНАТ КУМАРА.
В ИНДИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ. ЧАСТЬ 2
Свидетельства о том, кто такой Санат Кумара и в чём Его величие, существует в священных писаниях индуизма.
Самое ранее описание Санат Кумары можно найти в Пуранах, которые были составлены Вьясой в начале Кали-юги, начавшийся в конце IV тысячелетия до н. э. Именем Санат Кумара названа одна из второстепенных Пуран, или Упа-Пуран.
В Пуранах Санат Кумара упоминается как один из четырёх мудрецов-младенцев, как великих, мудрых и могущественных риши, сыновей Брахмы[27], мистическим образом родившихся из его ума.
По версии Вьясы, автора Пуран, Санат Кумара - старший из четырех (по другим источникам — семи) духовных детей бога Брахмы. Из его пояснений следует, что перечисленные мудрецы решили оставаться вечными юношами, которые так и изображаются в Пуранах в виде юношей, сохранивших свою чистоту. Патронимическое имя Санат Кумары и его братьев — Вайдхатра (Vaidhâtra).
Также в тексте Пуран Санат Кумару называют «лучшим из мудрецов» и тем, кто познал Брахмана.
Священные тексты Упанишад, которые учёные относят к периоду VIII века до н. э., и Пураны характеризуют Санат Кумару как парамахамсу, величайшего из джняни (знатока истины), полностью преданного вайрагье (непривязанности). Из этих же священных текстов он известен как брахмариши (знаток Брахмана), опытный наставник и проводник на пути познания.
Согласно описаниям ведических текстов:
«Тело Санаткумары состоит из света, который проникает в чистое сознание и наделяет их высшей мудростью - брахма-джняной. »
В индуистских священных писаниях также указывается, что он периодически приходит на Землю в роли человека из сострадания к тем, кто ещё не достиг высокого уровня сознания и не может выдержать его божественного сияния. Великий мудрец при помощи бхакти-йоги ведёт людей к высшей истине по тропе любви к Богу и преданности Дхарме. В одной из редакций Шива-Пуран Санат Кумару называют Скандой, или Картикеей, сыном Шивы и Парвати, главнокомандующим небесной армией богов.
В описании сказано, что его рождение было очень важно для победы над демоном Таракой (аллегорический символ невежества), который захватил всю Вселенную. Зверства Тараки устрашали богов. Тогда боги попросили Шиву о помощи, чтобы спасти Вселенную.
« Шива принял облик шестиликого существа. У него было шесть голов. Из них вылетели шесть искр. Их взяли Боги огня и воздуха и отнесли эти искры к реке Ганга. Попав в реку искры превратились в шесть лотосов. И на каждом из них был младенец. В это время проходили шесть нимф, они взяли их и вскормили божественным молоком.
Когда пришли Шива и Парвати, малыши побежали к ней и на её руках стали одним младенцем. Среди богов начался спор, чей он сын.
Шива их остановил и сказал:
«Как сын Парвати он будет известен как Сканда, как сын Агни – Махасена, как сын Ганги – Кумар, как сын Нимф – Картикея, а как мой сын – Гуха».
Сканда - бог мудрости и знания в Индии
Таким образом, в Пуранах поясняется источник возникновения разных имен Картикеи.
В тех же Пуранах Санат Кумару соотносят с планетой Марс, указывая на то, что после победы над демоном Таракой, Картикея стал военачальником небесного войска богов.
Изображают военачальника Санат Кумару верхом на павлине с копьём в руке. Согласно священным текстам, аллегорически он использует копьё, чтобы сразить невежество.
Сканду Картикею древние индусы провозглашают богом мудрости и знания, потому что он наделяет своих учеников духовными силами, особенно силой знания.
Картикея также известен под именем (или прозвищем) Гуха из-за необычного происхождения этого божества, что на санскрите означает «пещера» или «скрытый», ибо он живет в пещере вашего сердца.
В БУДДИЗМЕ
Брахма Санаткумара, или Сананкумара (Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra), «вечно молодой», предстает в буддийских текстах как один из нескольких брахм, божеств, не имеющих чувственных страстей. О нём идет повествование в буддийских текстах палийского канона - Джанавасабха сутте (Дикха-никая 18).
В данной сутте брахма Сананкумара предстает из свечения перед собранием богов Таватимсы в грубой форме - в облике юного Панчасиккхи (полубожественного существа), поскольку они не способны его увидеть в естественной форме. Представ перед ними, он затмил своим сиянием и славой других богов, и каждый бог, который садился рядом с ним, испытывал возвышенное чувство радости. Далее брахма Сананкумара сотворил 33 формы самого себя для беседы с каждым из богов:
« Что говорил этот Брахма — говорили все, им сотворённые.
Молчал этот Брахма — молчали и все они.
При этом 33 бога вместе с их повелителем думали:
«Он сидит на моей подстилке и говорит только со мной». »
Говорил он голосом, наделенным восемью качествами – голосом ясным, отчётливо различимым, чарующим, приятным, внятным, выразительным, глубоким и звучным.
Далее он собрал все свои формы и беседовал с богами, рассказывая им о развитии основ четырех сверхспособностей: сосредоточении намерения, сосредоточении решительности, сосредоточении ума, сосредоточении исследования. После чего брахма Сананкумара рассказал богам о трёх способах обретения блаженства, четырех основах осознанности, семи составных частях сосредоточения.
По другим источникам в буддизме это Дипанкара – легендарный Будда, живший в глубокой древности.
http://mudrost.info
Оценили 0 человек
0 кармы