Почему атеизм является религией? Ответ на этот вопрос очень простой. И он лежит на поверхности. Странно, что ни один известный писатель или ученый до сих пор ничего не написал об этом в доступной для понимания большинства людей форме. Разумеется, в разные эпохи разные философы неоднократно высказывались на данную тему, но делали они это в свойственной для них манере - в виде длинных занудных трактатов, обильно снабженных специальной терминологией, которая абсолютно не понятна простому обывателю. Поэтому давно уже назрела необходимость в появлении какого-то несложного и не очень длинного текста, который бы расставил все точки над ё в этом вопросе. Написанием его мы и займемся.
Что такое религия
Религия - это мировоззрение, построенное на вере, объектом которой является сверхъестественный мир.
Как известно, атеисты утверждают, что никакого сверхъестественного мира не существует. Поскольку данный тезис основан на вере, а не на знаниях (о чем будет подробно сказано ниже), то можно смело говорить, что атеизм является ничем иным, как формой религии. Всё предельно просто.
Здесь надо отметить, что атеисты пытаются убедить себя и других в том, что якобы невозможно верить в отсутствие (или несуществование) чего-либо. Можно верить только в присутствие (или существование). Но эта детская отмазка опровергается в два счета. Литератор Андрей Белоусов довольно остроумно рассуждает об этом в своей статье (ссылка: https://vk.com/@anatolij_belou... Приведу оттуда короткую выдержку:
"Пришли как-то алкоголики Вася и Петя к своему другу Ивану. Стоят перед дверью его квартиры, стучатся, названивают, но квартира упорно молчит.
Вася говорит: я верю, что Иван там, просто не открывает, сука!
Петя возражает: а я верю, что Ивана там нет, ушел он куда-то.
Как видим, Петя именно ВЕРИТ, и верит он именно в ОТСУТСТВИЕ Ивана внутри квартиры" <... > Таким образом, постулат - "Невозможно верить в отсутствие чего-либо" - оказался ложным. Можно верить в отсутствие! Еще как можно!"
Касательно веры в отсутствие (или несуществование) чего-либо можно было бы также привести примеры из религиозной сферы. Например, православные, в отличие от католиков, верят, что никакого чистилища (т.е. места, где души людей после смерти очищаются от грехов перед тем, как войти в Рай) не существует. Православные и католики, в отличие от буддистов, верят, что реинкарнация (т.е. перевоплощение людей после смерти) - это миф, что её не существует. Ариане (была такая секта внутри христианства), в отличие от всех остальных христиан, считали, что Иисус Христос - это не Бог, а Божие творение. То есть они верили в отсутствие в Христе Божественного начала. Православные, в отличие от католиков, считают, что Святой Дух исходит только от Бога Отца и ни в коем случае не от Сына. Другими словами, они верят в отсутствие исхождения Святого Духа от Иисуса Христа. Примеры подобного рода можно приводить бесконечно.
А теперь попробуем более подробно остановиться на том, почему утверждения атеистов о сверхъестественном опираются на веру, а не на знания. При этом постараемся предельно упростить картину мира, чтобы не загружать мозг читателя ненужными подробностями и терминами.
Проблема ограниченности человеческого познания.
Человек, как известно, обладает пятью органами чувств: зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. Все они являются различными способами получения нашим мозгом информации об окружающем мире. При этом наши органы чувств весьма примитивно устроены и способны "видеть" только очень узкий спектр реальности.
Свет, как известно, это результат воздействия на наш мозг колебаний электромагнитного поля, которое охватывает собой всю Вселенную. Поле колеблется, возникают волны. Существуют разные длины этих волн. Так вот человеческий глаз может воспринимать только волны длиной от 380 до 740 нанометров (нанометр - это одна миллиардная часть метра). Всё остальное находится вне зоны его видимости. А это огромный пласт реальности.
То же самое можно сказать про слух. Звук - это результат воздействия на наши мозговые "датчики" (т.е. уши) колебаний различных молекул. В частности, молекул газов, из которых состоит атмосфера. Например, залаяла собака (т.е. толкнула своими голосовыми связками воздух), молекулы окружающих газов пришли в движение, возникла волна в атмосфере. Через какое-то время эта волна докатилась до нас и ударила по нашим барабанным перепонкам. В результате мы услышали звук. Ухо человека воспринимает звуковые волны длиной примерно от 20 м до 1,6 см. Всё остальное опять выходит из зоны нашего восприятия, и это тоже огромный пласт реальности.
Аналогичная картина наблюдается при изучении работы всех остальных органов чувств, которые практически ничего не воспринимают. Вселенная бесконечна как вовне, так и вовнутрь. Реальный мир, который нас окружает, в миллионы и миллиарды раз более сложен и многообразен, чем это кажется нашему мозгу. И никакие приборы, которые способен придумать человек, не смогут помочь ему преодолеть эту его врожденную "слепоту".
Но это лишь один аспект проблемы ограниченности человеческого познания - пространственный. Следующий аспект (временной) заключается в том, что человек своими пятью усеченными органами чувств воспринимает реальность только здесь и сейчас. В масштабах Вселенной вся история существования человечества - лишь короткий миг. Люди приблизительно 400 лет назад начали вести свои научные (подчеркиваю - научные!) наблюдения за окружающим миром. Что это такое для Вселенной? Ничто. Даже за 100 000 лет научных наблюдений, которых, скорее всего, у человечества не будет, невозможно будет толком ничего узнать. Это все равно что на 1 секунду нырнуть в океан, а потом попытаться на основе приобретенного опыта составить полную картину подводной реальности. Согласитесь, это невозможно. А ведь Вселенная - это не океан. Она, в отличие от океана, не имеет границ ни в пространстве, ни во времени. Как заглянуть в прошлое, например, на 500 миллиардов лет назад? А как увидеть будущее через 3 триллиона лет? Никак. То есть человек лишен полноты восприятия реальности не только в пространстве (имеются в виду макро- и микромир во всем их многообразии), но и во времени. А что это означает? Это означает принципиальную неспособность человека к познанию истины. Истина - это абсолютное (т.е. полное) знание о Вселенной.
Научный метод познания.
Научный метод познания опирается на так называемую "индукцию". Что это такое?
Это когда люди накапливают факты, а потом выводят из них какую-то теорию. Схема индуктивного рассуждения приблизительно следующая: толстяк Иванов - весёлый малый, толстяк Петров - весёлый малый, толстяк Сидоров - весёлый малый. Вывод: все толстяки - весёлые малые. Главный недостаток индукции состоит в том, что она базируется не на полном наборе фактов, который из-за бесконечности Вселенной принципиально невозможно собрать, а на допусках и вероятностях. То есть если найдется хотя бы один унылый толстяк (а он рано или поздно найдется), то всю теорию о толстяках-весельчаках можно сливать в унитаз. А до этого момента она является "работающей версией", которую ученые до поры до времени используют за неимением ничего лучшего. Вот так современная наука и функционирует.
Как уже было показано выше, человек в силу своей природной ограниченности не может охватить познанием всю бесконечную Вселенную в пространстве и во времени. Поэтому ему остается лишь довольствоваться весьма приблизительными моделями реальности, которые имеют отдаленное отношение к истине. Как показывает история, по мере накопления человеком фактов об окружающем мире научные теории меняются, иногда превращаясь в собственную противоположность. Поэтому, строго говоря, все без исключения признанные научные теории следует воспринимать не как истину, а лишь как первые шаги в её направлении.
Верующие атеисты
Теперь вернемся к нашим атеистам. Опираясь на свои пять усеченных органов чувств, которые "видят" реальность в весьма узком спектре, а также на накопленный наукой приблизительно за 400 лет (в масштабах Вселенной - это миг) опыт наблюдений за окружающим миром, атеисты берут на себя смелость утверждать, что никакой сверхъестественной реальности не существует.
Сверхъестественная реальность - это реальность, которая недоступна современным способам научного наблюдения, т.е. наблюдения с помощью пяти недоразвитых органов чувств человека и каких-то приборов, которые служат своего рода "костылями" для них.
Учитывая всё ранее сказанное по поводу принципиальной непознаваемости Вселенной, можно с полной уверенностью утверждать, что атеистический взгляд на мир базируется не на знаниях, а на вере. Не познав всю Вселенную целиком, не получив абсолютное (полное) знание о макро- и микромире, которые простираются в бесконечность, атеисты могут только верить, что в ней (Вселенной) отсутствуют какие-то области реальности (так называемые сверхъестественные объекты), которые в настоящее время недоступны для человека. Поэтому атеизм - это форма религии, такая же, например, как зороастризм или шаманизм.
Косвенным подтверждением этому является тот факт, что атеисты в своей критике теизма (т.е. веры в сверхъестественное) чаще всего выбирают в качестве предмета этой критики не сам сверхъестественный мир, опровергнуть существование которого научными методами они не могут в принципе, а социальную роль теистов. Например, христиан, мусульман и т.д. (в частности, этим любит заниматься верующий атеист А. Невзоров, который даже разродился целой книгой на данную тему - "Уроки атеизма"). Мол, смотрите, какие страшные преступления совершали в истории представители тех или иных религий, смотрите, какие они все злые, тупые, жадные et cetera. Но даже если часть христиан или мусульман и совершали какие-то преступления, то это ни доказывает, ни опровергает существование сверхъестественного мира, который является главным предметом споров между теистами и атеистами.
Короче говоря, критика социальной роли представителей других религий - это попытка атеистов уйти от главного вопроса - о принципиальной недоказуемости существования или несуществования сверхъестественного мира, что в полной мере обнажает их интеллектуальную беспомощность.
Итак, еще раз зафиксируем главный вывод, который вытекает из всех наших рассуждений: атеизм базируется на вере. Вера эта состоит в том, что сверхъестественного мира не существует. Если какая-то система взглядов опирается полностью или частично на веру, связанную с чем-то сверхъестественным, то мы с полным основанием может называть её религией. Именно поэтому атеизм - это и есть религия. У этой религии имеется не только предмет веры, но и целый сонм "святых" (т.е. теоретиков атеизма) и "мучеников" за веру (людей, пострадавших от представителей других конфессий за свои атеистические убеждения). Есть свои "храмы" (здания, где собираются атеисты, чтобы убедить друг друга в истинности своей веры), свои "священнослужители" (атеисты-пропагандисты) и свои религиозные общины, которые периодически собираются и без устали повторяют атеистические мантры. В общем, налицо все признаки религии. Как говорят англичане, если нечто выглядит как утка, плавает, как утка и крякает, как утка, то это, скорее всего, и есть утка.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что если в своем представлении о сверхъестественном мире опираться не на веру, а на знания, то самой честной позицией здесь будет агностицизм (от греческого "а", т.е. не и "гнозис" - знание). Агностики по поводу всего сверхъестественного говорят: мы не знаем, существует ли нечто подобное на самом деле или нет, ибо наука не дает исчерпывающих сведений на этот счет...
Святослав В.
Оценили 4 человека
8 кармы