Сибирь, Китай - Египет, Крит. Часть I. Лунный бык

1 1308


В мифологии Древнего Египта есть белый бык Бухис - олицетворение бога войны Монту.

Египетский бог Монту с головой быка. Лувр.

Есть основания полагать, что этот бык Бухис прибыл в Египет издалека, с Востока Евразии.

Есть два варианта окраса быка Бухиса. Первый - белый с чёрными пятнами. Он считался братом Солнца-Ра и был рождён той же небесной коровой. Заметим, что такой окрас и такой статус напоминают Луну. В дальнейшем вернёмся к этому сходству, а пока обратим внимание на второй вариант. По преданию, пересказанному римским писателем и филологом Макробием (Vв.н.э.), шерсть египетского быка Бухиса постоянно меняла свой цвет. И такое её странное качество отсылает нас не куда-нибудь, а в далёкое Прибайкалье. Там мы найдём огромных размеров природное "изваяние" священного быка, отражающего цвета неба.

От южной оконечности Байкала на запад продолжается глубинный разлом земной коры - Байкальская рифтовая зона. Горные массивы разрываются сначала Торской котловиной, а затем - Тункинской. Они разделены невысоким Еловским отрогом Восточно-Саянских гор, которого ещё называют Бычьей горой. Но культовым местом является не эта гора, а мраморная скала Белый Камень, напоминающая своим видом быка, лежащего на горном склоне, с северной стороны Торской котловины. В бурятской традиции она называется БухА-нойОн или БухЭ-нойОн, где слово "бухА"/"бухЭ" - это бык (почти как египетский Бухис!), а "нойон" - господин, хозяин, вождь. Называют её также Буха-нойон баабай (Бык господин батюшка).

Учитывая осадки, которые тысячи лет разрушали мрамор, можно не сомневаться, что в древние времена скала отличалась большим сходством с быком, коль скоро её начали почитать в качестве этого тотема. Особенно сильно мрамор потёк за последние десятилетия, когда кислотность осадков усилилась. Как говорят старожилы, ещё в 70-е годы прошлого века вокруг неё не было такого огромного, расползающегося белого пятна, как теперь. Но и тогда, и теперь эта скала меняет свой цвет в зависимости от цвета неба: в тон заката или рассвета, при пасмурной или ясной погоде. То есть именно так, как написано и о Бухисе.

Этого Буха-нойона считают окаменевшим предком бурятских племён булагатов и эхиритов (другой вариант - только булагатов). На этот счёт имеются разные легенды. Мы их все пересказывать не будем, поскольку оба эти бурятские роды, по их же преданиям, переселились в эти места лишь в XVII веке, и их собственная история не относится к нашей теме. За исключением тех сказаний и верований, которые могли появиться в глубокой древности. Есть также легенда, связанная с завоеваниями Чингиз-хана: якобы Буха-нойон - это темник монгольского войска, родившийся на небе... По той же самой причине, мы не будем здесь пересказывать и её.

Скала, похожая на быка, не могла не возбуждать воображение местных жителей испокон веков, потому что дикий бык - тур - водился по всей Южной Сибири и, наряду с лосем и оленем, был предметом культа. Это видно из наскальных рисунков. Если рога лосей и оленей символизировали Древо Жизни, то закруглённые рога тура - солнце или луну:

Наскальный рисунок в урочище Калбак-Таш, на Алтае.

Байкальский бык, по своему серебристо-белому цвету, был именно лунным божеством. Да и само озеро Байкал имеет очертания зарождающегося месяца. Вполне вероятно, что когда-то в этих местах существовал лунный культ.

По странному совпадению, в Тункинской долине есть поселение с названием Монды (по-бурятски: Моондо) - самое крайнее на её протяжении, при переходе в Монголию. Происхождение топонима неизвестно. Можно искать его смысл в бурятском или в монгольском словарях, но ничего вразумительного там не находится.

Возникает предположение, что название Монды (Моондо) осталось ещё с добурятских и домонгольских времён, и связано оно с индоевропейским названием Луны: нем. Mond, анг. Moon (месяц - month), перс. Mah. Монголы похожим словом называют серебро, цвет которого схож с лунным. Вместе с тем, этот топоним очевидно созвучен имени египетского бога войны Монту. И, собственно говоря, мифы о бурятском быке также несут отголоски войн. А египетские - свидетельствуют о древности лунного культа.

Например, египетский бык Апис в начале династического периода (2-я династия) считался лунным быком и был "ка" Осириса, который и сам назывался "быком преисподней", а также "Луной, обновляющей саму себя", и его праздники были, в основном, лунные. Также, бык Апис должен был нести между рогов именно лунный диск, а не солнечный. Соляризация произошла позже.

Апис с диском и уреем.

А ещё, египетский Монту, как и прибайкальский Буха-нойон, сочетал в себе воинственные качества с мирными, благотворительными. Он выступал в роли покровителя и опекуна счастливой семейной жизни. Египтяне упоминали его в брачных документах, чтобы гарантировать соблюдение каждой стороной своих обязательств. В частности, неверность описывалась, как "отвращение Монту", и осуждалась.

Буха-нойону, хозяину местности и земному богу, совершались и до сих пор совершаются жертвенно-умилостивительные обряды с целью получить от него покровительство и благополучие, особенно в скотоводстве - основе жизни местных бурят. Кроме того, какое-то противоречивое отношение этот бык имеет к женскому полу и производству потомства. С одной стороны, девушкам и женщинам запрещено подниматься к скале. Они должны поклоняться Буха-нойону внизу, у подошвы горы, ибо в противном случае их постигнет бесплодие. С другой стороны, бесплодные женщины вымаливают у него появление деток. Ведь по одной из легенд, мать прародителей здешних бурят Булагата и Эхирита (или одного Булагата) зачала их от взгляда (вариант - от мычания) Буха-нойона. События развивались так: белый бык шёл из Китая (Монголии), начал бодаться с другим, пёстрым быком, и они вытаптывали всю округу. Дочь местного князя прогнала их, после чего забеременела вышеописанным способом. А Буха-нойон лёг на склон горы, невдалеке от реки Иркут, и окаменел.

Почему именно девушка легко справилась с двумя борющимися быками? Потому что с давних времён в Сибири именно женщины были поводырями вьючных быков, а потом и возницами запряжённых в повозки.

Рисунок у подножия г.Бижиктиг-Хая в долине р.Хемчик (Верхн.Енисей), эпохи ранней бронзы. Возможно, здесь изображены волы - кастрированные быки. Длинные рога вырастают у них в результате кастрации.

Но есть вероятность, что рисунок изображает некие ритуалы, так как женщины наряжены в пышные одеяния. Тогда, это могут быть матери-прародительницы вместе с "отцами" - тотемными животными.

Рисунок на берестяном изделии Зоргольской культуры Забайкалья (1 век до н.э. - 2 век н.э.).

Берестяной сосуд с вырезанными рисунками.

Обряды с участием этих животных - не редкость в древности. И не только в Египте. Вспоминается Критское искусство 2-го тысячелетия до н.э. В частности, изображения ритуальных игр с быками. На фреске в Кносском дворце женщина слева держит быка за рога, собираясь прыгнуть через него. Мужчина акробат в тот момент уже совершает кульбит на бычьей спине, а вторая женщина справа только что приземлилась после прыжка (тела женщин писались белой краской, мужчин - коричневой, красноватой):


Отражением древних ритуалов является миф об ослепительно белом быке, посланном Посейдоном (вариант - Зевсом) Миносу, царю Крита, для жертвоприношения. Но тот по-человечески пожалел такого красавца, за что был наказан богами. На жену царя Миноса Пасифаю была наслана безумная страсть к животному...

Древнегреческий историк и мифограф Акусилай (IV в.до н.э.) полагал, что именно этот бык, ещё раньше, по приказу Зевса, перевёз через море на Крит Европу, финикийскую царевну, имя которой было увековечено в названии части Света. По другой легенде, это был сам Зевс, принявший образ быка. Так или иначе, Европа тоже, увидев сияющего быка, не осталась к нему равнодушной, но, играючи с ним, села ему на спину, когда тот прилёг у её ног, и он вместе с нею ринулся в море... От Зевса ли, от быка ли, но на Крите Европа родила трёх выдающихся сыновей, в числе которых был и царь Минос.

Подоплёкой этого мифа был древний обычай представлять основателем рода животное-тотем. Как и у бурятов, поселившихся в Торской степи спустя тысячи лет, у древних критян этим животным стал белый бык. Согласно критскому мифу, Бык этот появился из Средиземного моря. Вполне возможно, что и Буха-нойон тоже вышел из моря - Байкала. В Передней Азии, откуда явилась Европа, поклонялись богам с головой быка (вариант - только с рогами быка). Имя же одного из таких богов, Баала, переводится, как "хозяин", "владыка" -так же, как и "нойон".

Миф о Пасифае был более поздним, чем о Европе, и создавался уже в эпоху греческих человекоподобных богов. Поэтому женщина родила от быка не славных царей, а чудовище Минотавра, с головой быка на человеческом теле, которое поедало людей. Сам же бык обезумел и, носясь по всему Криту, крушил всё на своём пути. Затем был отловлен Гераклом, который на нём переплыл море и доставил его в Микены. Царь Микен отпустил на волю быка. После чего тот побежал в Аттику, на Марафонское поле, и там продолжил неистовствовать, получив новое имя - Марафонский бык. Закончилось это трагедией, положившей начало событиям, отражённым в мифе о герое Тесее, убившем в конце концов Минотавра. А именно, Марафонский бык забодал сына царя Миноса Андрогея, посланного афинским царём разобраться с бешеным крупнорогатым. Мстя за сына, Минос пошёл войной на Афины, одержал победу и обложил город жестокой данью: присылать регулярно по семь юношей и по семь девушек на съедение Минотавру. Но, по счастью, в Афинах тогда жил богатырьТесей, сын царя Эгея от первой жены. Он поймал быка, и тот, по разным версиям мифа, был убит или принесён в жертву. А Тесей, в числе обречённых на съедение Минотавром, приплыл на Крит, вошёл в Лабиринт, где скрывалось чудовище, и расправился с ним.

Минотавр в древнегреческом мифе - реплика Молоха и Баала, богов некоторых народов Передней Азии. И эти боги, по всей вероятности, считались детьми человеческих матерей от тотемных животных - быков. Презрительное отношение греков к ним было выражено в образах кровожадного полузверя и беснующегося быка.

Как бы то ни было, но Олимпийские боги оживили быка и поместили его на небо, чтобы он вечно там защищал дочерей Атланта, прекрасных Плеяд, от домогательств охотника Ориона. И мы можем увидеть его в ясную ночь, в созвездии Тельца, угрожающего Ориону рогами, а за ним - семь звёздочек, семь Плеяд. Кстати сказать, слово "плеяда", означающее группу выдающихся личностей, "светил", происходит от этих звёзд. А сами сёстры Плеяды так названы по имени матери их - океаниды Плейоны.

Что до бурятских преданий, в которых деторождение увязывается с чудодейственной силой быка, то следы такого поверия есть и в греческой мифологии. Когда олимпийские боги гостили у жителя Фив Гириея, он, по этому случаю, принёс в жертву быка и устроил пир. После того, как мясо быка было съедено, Гирией начал жаловаться на бездетность. Боги велели ему принести шкуру жертвенного быка, помочились в неё и распорядились закопать её в землю. Через 9 месяцев шкура произвела на свет Ориона.

Существуют иные версии рождения Ориона, но эта выглядит наиболее древней. Потому что напоминает мифы других народов, где героев тоже, так или иначе, производила земля-матушка.

Из борозды в земле, пропаханной бездетным до той поры царём Джанакой, родилась индийская Сита.

Этрусский Таг (Тагес), "по наружности - мальчик, но по мудрости - старик", как написал о нём Цицерон в трактате "О дивинации", тоже выскочил из борозды. Он научил жрецов гаданиям по внутренностям животных. От этрусков такие гадания (гаруспиции) перешли к римлянам. Рельеф на форуме Траяна отображает сцену извлечения внутренностей быка:


Похожие сюжеты можно найти и в отдельных версиях русских сказок "Мальчик-с-пальчик" и "Кремешок-Богатырь". Их приёмные родители, по тем или иным причинам, тоже оказывались бездетными и появление чудесных сыночков связано было с землёй. В одной из таких версий Мальчик-с-пальчик выбирает в качестве трофея не что-нибудь, а именно требуху быка... Эта сказка была записана в 19 веке, когда древние языческие культы уже стёрлись из памяти, и остался лишь слабый след от этрусского Тага и его гадания по требухе.

Заканчивая повествование о Бухисе и Буха-нойоне, следует упомянуть и о находке в скифском кургане, расположенном далеко от Байкала, на Украине, в Золотоношском районе. Эта фигурка бронзового бычка, покрытая золотой фольгой, в точности повторяет позу Буха-нойона:

Фигурка лежащего бычка, 1-я половина 5-го века до н.э., Золотоношский район.

Появление байкальского бычка в скифской культуре не удивительно, так как имеются очевидные связи её с байкальской культурой плиточных могил, датируемой 1300-300 гг. до н.э. Носители этой культуры - древние монголоиды, но они ставили над могилами Оленные камни с рисунками, выполненными в Скифо-Сибирском Зверином стиле:


Отличием от чисто скифских являются клювовидные носы летящих оленей, что логически объяснимо: раз летят, значит это не простые олени, а птицеолени - с рогами и с журавлиным клювом. Сам же Скифо-Сибирский Звериный стиль родился в искусстве Тагарской культуры (Западная Сибирь, VIII-I века до н.э.), но истоки его относятся к местным культурам эпохи Бронзы - Карасукской (конец II - нач. I тысячелетий до н.э.) и Окунёвской (II тысячелетие до н.э.).

Алтай. Наскальные рисунки Сибирской Бронзы. 

(Продолжение следует)

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

Обсудить
  • :thumbsup: