Сибирь, Китай - Египет, Крит. Часть II. Мифические существа

0 943

Ну, скифы - ладно, они территориально близки Сибирскому миру. Но как объяснить сходство древнеегипетских представлений о загробном мире с сибирскими? Например, погребальные камеры египтян были расписаны изнутри цветными изображениями существ загробного мира, среди которых есть шакалоголовый бог Анубис, который ещё до Осириса, во времена Древнего Царства, считался судьёй душ умерших и главным богом мифического Царства Мёртвых. На суде также присутствовала чудовищная химера Аммат, которая пожирала сердца умерших, признанных недостойными жить на райских полях Царства Мёртвых.


Умерших Каракольской культуры Сибири (Алтай, II тысячелетие до н.э.) хоронили в каменных ящиках-склепах, тоже расписанных изнутри красками. Правда, в их распоряжении было всего три цвета: блестящая чёрная краска, способ изготовления которой до сих пор непонятен; красная разных оттенков, получаемая при нагреве охры; и, вместо белой краски они выскабливали камень так, чтобы мелкие кристаллики отражали свет. Поверх могил насыпали небольшие курганы из окатанных речкой камней - местный вариант пирамид. Среди прочих мифических существ, нарисованных в склепах, найден и каракольский Анубис:


Он стоит в той же позе, что и Анубис египетский, и тоже держит в обеих лапах какие-то значащие для местного культа предметы. Для пущей наглядности привожу картинку египетского божества:


Но, если сибирский "Анубис" найден в одном месте, то изображений "Пожирательницы Аммат" можно найти больше, причём в разных сибирских культурах.

Калбак-Таш. Каракольская к-ра

Каменная плита с р. Аскиз. Окунёвская к-ра (Минусинская котловина и соседние территории, конец III - начало II тысячелетий до н.э.)

Окунёвская культура

Но и этим не ограничиваются параллели Сибирских культур со Средиземноморскими. Если присмотримся к статуэткам "богинь со змеями", найденным в Кносском дворце на Крите, то заметим странные шарообразные утолщения на концах этих "змей". Обе богини держат в каждой руке по одной "змее"с шарообразным утолщением вместо головы. Можно заметить и поперечные полосы на телах "змей".


Тех же двух змеек, но ещё и с отростками на "головах", видим на Онхаковской каменной стеле из Южной Сибири (Окунёвская культура, III - начало II тысячелетий до н.э.). Извилистые линии наряда богини напоминают вторую статуэтку из Кносса:


А вот - зарисовка, сделанная экспедицией Аспелина со стелы той же Окуневской культуры. (Аспелин Иоханнес Рейнхольд, 1842-1915, финский археолог, изучавший памятники Верхнего Енисея). Эта находка представляет странную "змейку" в подробностях:


И становится очевидно, что это и не змея вовсе. А кто же тогда? А легендарный Олгой-Хорхой - это хищный червь, живущий в пустыне Гоби. Этот вид не описан зоологами, но о нём рассказывали местные жители и путешественники. В длину он, якобы, около 60 см, обитает в песчаных местах, появляется на поверхности после дождей - выскакивает из песка и поражает свою жертву то ли струёй яда, то ли ударом электротока, причём даже на расстоянии. Рассказывают, что эти черви заползали и в юрты, под вёдра с водой, где влажно. Их название говорит об их внешнем виде: в переводе с монгольского - "червь, подобный толстой кишке коровы".


Так что сходство с изображениями Окунёвской и Минойской культур не вызывает сомнений. Где его могли видеть минойцы - большой вопрос, но в Гоби ему было вполне комфортно. По той причине, что там, во многих местах под песками пустыни залегают пласты пресной воды, и не глубоко - всего 0,5-1,5м. Так что ему есть куда прятаться от жары.

К тому же, Олгой-Хорхой имеет отнюдь не легендарного, а вполне реального родственника - Eunis Aphroditois - морского червя, который живёт в тропических водах на глубинах 10-40м, зарывшись по шею в грунт и ждёт, когда мимо проплывёт рыба. Он чувствует её по колебанию воды, не обладая ни слухом, ни зрением. Совершает резкий бросок и хватает добычу мощными челюстями.


Как видим, оба червя очень похожи. Правда, морской вырастает до 3м в длину. Зато он может прожить без еды в течении года, а это свойство не лищнее и для пустынного братца. Кроме того, существовала гипотеза, опиравшаяся на восточные мифы, что когда-то на месте Гоби простиралась морская гладь. И правда, там находятся толщи осадочных горных пород, формировавшихся в водной среде. Но, последние морские отложения относятся к Пермскому геологическому периоду (299-252 млн. лет назад), а после - Гоби представляла собой сеть озёр с пресной водой, заполнявшей впадины различной величины. Опустынивание началось только в Третичный период (66-1,8 млн. лет назад). Так что, морской червь вполне мог приспособиться жить во влажном песке.

К теме гобийского червя, мифологизированного на Западе под именами урея и василиска, вернёмся позже. А теперь - о других странных находках.

В Каирском Египетском Музее выставлена палетка фараона Нармера, правившего Египтом в период 3007-2975 годов до н.э. (по другой версии - в XXXII веке до н.э.).


В двух звероподобных существах, изображённых на ней, угадываются давным-давно вымершие животные, грандиозное кладбище которых находится в Монгольской Гоби.

Это отряд зауроподов, которые отличались гигантскими размерами, длиннющей шеей и маленькой головой. Разумеется, в IV тысячелетии до н.э. живых динозавров не было на планете. Но находки скелетов были не редки. В пустыне Гоби, например, в Нэмэгэтинской впадине (по имени пересохшей реки Нэмэгэт), кости динозавров буквально торчали из обрывистых стен каньонов, когда туда добрались первые палеонтологи.

В отдельные периоды голоцена пустыня Гоби была достаточно увлажнённой, чтобы там находили питание как животные, так и люди. Археологами найдены искусно сделанные каменные орудия и даже зернотёрки и отпечатки текстиля. В Средневековье же непосредственно в Гоби процветало могущественное Тангутское государство. Так что жители региона, ещё с каменного века были осведомлены о реалиях палеозоологии, и мифы о драконах выросли на костях динозавров.

В Китае кости любых вымерших животных, а не только динозавров, издревле считались целебными. Их называли "драконьими костями", откапывали и продавали в аптеки, где из них изготавливали лекарства. Был случай даже в недавнюю пору, в 80-х годах прошлого века: местные жители нашли скелет зауропода в Хэнани, на востоке центральной части Китая. Стали готовить снадобья из "драконьих костей" и продавать на рынке. Конец этому бизнесу положили учёные, забрав оставшееся для науки.

Так что нет ничего удивительного в том, что из Монголии и Китая рассказы о динозаврах- драконах попадали в различные части Света и воплощались в искусстве. Воплощались они и в Китае. Например, вот эта подставка для инструмента почти в точности повторяет внешний вид того же зауропода:


Правда, египтяне не видели их скелетов и не могли знать, какими были настоящие зауроподы. Они изобразили их в виде больших длинношеих кошек, скорее всего - леопардов.

Два динозавра в такой позе, как на палетке, должно быть, служили каким-то распространённым символом, потому что мы видим их на печати из Месопотамии (ок. 3000 лет до н.э.).


Интересно, что и печать, и палетка Нармера имеют приблизительно один возраст.

Но не только этими двумя фигурами удивительна палетка Нармера, который был или первым царём Первой династии, или последним в додинастическое время. Сверху на ней виднеется так называемый серех фараона, то есть его геральдический символ. На серехах изображался фасад дворца и план внутреннего двора фараона, а поверх этого - его "покровитель":


Нас особенно интересует "покровитель" - существо в виде рыбы, но с плоской головой и лучами (или усами), исходящими от неё. Очень похожие были найдены и в Южной Сибири, но с рисунками, отображавшими сложную символику, присущую Окунёвской культуре, которую вновь приходится упоминать:


Ещё удивительнее, что подобные изображения "рыбо-дракона" находятся и в других странах. Например, в Ирландии, перед входом в курган Нью-Грейндж:


В Италии, в альпийской долине Камоника:


В древней столице ольмеков Сан-Лоренцо (Мексика):


И в Коста-Рике:


Особенно распространены были подобные изваяния в высокогорных районах Армении. Правда, там оказались не только рыбоподобные камни, но и с головами баранов, со шкурами быков и рядом других изображений. И размеры их были уже не в пределах 50 см, как минусинские, а почти до 5 м в длину.

Неизвестно, как называли свои изваяния древние люди, и какое значение им придавали. На них имеются и урартские надписи, и более поздние. А по-армянски они называются вишапакары (вишап - змея, дракон; кар - камень). Наиболее древние, как считают учёные, относятся к III тысячелетию до н.э.


Вишапакар в Ереване. Привезён с Гегамского нагорья, из Аджаха Юрт. III-II тысячелетия до н.э.

Большинство вишапакаров были найдены вблизи источников воды. Сохранившиеся мифы, хотя они принадлежат уже не к тому обществу, которое их изготовляло, связывает вишапов с грозовыми явлениями и утверждает, что вишап может проглотить солнце. Ясно, что не всякая грозовая туча может проглотить солнце. И периодические солнечные затмения тут ни при чём, хотя существуют такие мнения. Обычные солнечные и лунные затмения проходят быстро и, в большинстве своём, не сопровождаются ничем впечатляющим, вроде природных катаклизмов, которые могли бы вызвать ассоциации с чудовищными зверьми. По-видимому, речь здесь идёт о масштабном выбросе пепла в результате какой-то большой катастрофы, сопровождавшейся полной и длительной темнотой, ливнями и потопом. А причиной тому могло быть столкновение с Землёй крупного небесного тела, которое было видимо в небе наподобие летящей змеи или рыбы. Возможно, с разных точек Земли оно смотрелось по-разному. Но, если принять во внимание часто встречающиеся изображения широких и злобных физиономий с торчащими во все стороны волосами (лучами) - нарисованные на камнях в разных частях Света, и такие мифические персонажи, как Медуза Горгона, Тлалок, Таоте, буддийские "демоны" и многие другие, то становится очевидно: всё это творчество связано между собой одним общим, страшным и лучезарным явлением в небе, предшествующим Катастрофе. И все эти образы появились не ранее, чем в послеледниковый период.

Образ именно рыбы объяснялся ещё и тем, что, в представлении древних, небо было вместилищем вод, поскольку оттуда шли дождь и снег.

Как правило, у этой рыбы тупая толстая голова с усами- лучами и широкий рот, как у сома. И, что интересно, имя фараона, которому принадлежала палетка - Хор Нармер - переводят, как Хор Свирепый Сом. Сомы - хищники, за свою долгую жизнь могут вырасти до 5 м и нападать на человека. Ну, допустим, что в Ниле водились сомы, и такое царское имя не удивительно. Но как быть с "сомами" из прочих стран? Почему к ним такой пиетет? Тут надо учесть наблюдательность древних и особенный интерес к небу.

В большинстве случаев, летящие к Земле метеориты смотрятся именно как змеи или рыбы с тупой пылающей головой. А если это комета, то ещё и с усами.


На реке Лене в Сибири есть комплекс наскальных рисунков - Шишкинская писаница. На ней "поглощение Солнца" представлено в образе странного крокодила с усами, превосходящими в длину его туловище, и с разинутой пастью, нацелившегося на круглый предмет. Если принять учёную версию, что это "дракон, пожирающий Солнце", то сам он похож скорее не на Луну в минуты затмения, а именно на комету:


Кстати сказать, в китайском буддизме драконы наделяются качествами разрушителей, насылающими шторма, приливные волны и наводнения. Не потому ли, что появление в небе "дракона" когда-то предшествовало Потопу? Но видели его не на всей планете, а на востоке Евразии, в районе Тихого океана, в Австралии и в Америке, что отразилось в искусстве и мифах местных народов. С другой стороны Земли это не было видно, потому что явление было недолгим: Дракон пронёсся по небу и рухнул в воды Тихого океана (место падения здесь уточнять не будем). И с востока уже, вместе с мигрирующим населением, его страшные образы добрались до Европы и Средиземноморья.

Также с востока Евразии появился рисунок на вазе, найденной в Кносском дворце:


Он не укладывается в рамки обычной минойской росписи и больше похож на икону, отображающую культовые представления далёких от Крита стран.. Во-первых, слева и справа на нём изображены уже знакомые нам гобийские черви. Во-вторых - свастика. Её можно найти и в Трипольской культуре Среднего периода (IV тысячелетие до н.э.), и в современных ей культурах Китая, и в более древней - Самаррской культурере Междуречья (середина VI - начало V тысячелетий до н.э.) и во многих других местах. Но вот, что редко встречается: лик богини очерчен в виде символа женского начала.

А на другом конце континента, на Нижнем Амуре, найдены своеобразные артефакты, позволившие выделить отдельную Вознесеновскую культуру (2500-1500 лет до н.э.). Культура определённо имела общие корни не только с другими местными, но и с китайскими культурами типа Яншао (V-III тысячелетия до н.э.), европейской Кукутень-Трипольской в её Средний период, и даже с ещё более ранними культурами Азии и Европы. Вознесеновская культура, затерявшаяся в тайге, не использовала медных изделий, оставаясь неолитической даже в свой поздний период. Но, её керамика несёт на себе общие для большого круга культур черты.

Приведём лишь пару примеров. Сравним изображение на кносской вазе с ликом вознесеновской богини:


И со статуэткой из дояпонской культуры Дзёмон:


Вторым примером будет спиральный орнамент. Он использовался в разных культурах в течении многих тысячелетий, и это огромная тема для исследований и толкований. Спирали присутствуют на вознесеновской посуде:


И на минойской:


На китайской (4700-3000 т.л. до н.э.)


На Трипольской:


И на египетской (герзейской, она же Нагада II):


Кроме спирального орнамента, у всех этих сосудов однотипные ручки.

Надо сказать, что подобного вида сосуды появились в Египте с приходом так называемой Герзейской культуры (Средний этап культуры Негада), датируемой периодом: 3600-3100 л. до н.э. До этого царила керамика принципиально иных стилей. А змейки на тулове герзейской вазы напоминают всё того же червя, что и на критских вазах, и на сибирских петроглифах.

Если же приглядеться к спиральным орнаментам, то на одних можно увидеть волны, бегущие одна за другой, а на других - свернувшуюся змею. Или двух змей. чьи головы соприкасаются в центре, как на знаке Инь-Ян. А на трипольском сосуде они даже с глазами.

Свернувшаяся змея выбита на камне Сикачи-Аляна (Нижний Амур):


Впрочем, самые древние спирали найдены на стоянке Мальта в Иркутской области, возрастом примерно 24 тысячи лет, на пластине из бивня мамонта:


Но, эпоха создания иркутских спиралей так далека от рассматриваемого периода, что вдаваться в их смысл здесь излишне. Также не стоит здесь рассуждать и о значении более поздних спиралей - даже тех, которые носят явные признаки змей. В культах древних народов змеи имеют бесчисленное количество функций.

Кстати, спиралями же расписан и камень-дракон в ирландском Нью-Грейнже, показанный выше. На самом же деле их так много по миру, что их описание во всех разновидностях достойно стать темой отдельных исследований. Но, особенно при сходстве предметов по некоторым другим признакам, можно задуматься об общих корнях этих символов.

Как знать, может быть, древние люди видели что-то подобное современной конфорке и уверовали в её чудодейственность? Не серьёзное предположение, но всё может быть...


Ещё одна характерная черта Герзейской керамики, сближающая её с евразийской - ряды треугольников.


Они получили широкое распространение в культурах Юга Восточной Европы и Юга Западной Сибири. Одни из самых ранних треугольников найдены на керамике Среднестоговской культуры (5100-3750 лет до н.э.).:


Далее - на Суртандинской (IV-III тысячелетия до н.э.):


А потом они будут распространены в целом ряде степных и лесостепных культур:


Ряды треугольников - это горы. В Египте высоких гор нет, а значит, и в местных культах они не должны были обрести особенное значение, чтобы их помещать на сосуды. И всё-таки, треугольники там есть. Может быть, они означают нечто другое? Или они - память о прежних местах жительства носителей Герзейской культуры?

Была такая очень интересная культура - Майкопская (2-я половина IV - начало III тысячелетия до н.э.), ровесница Герзейской. Существовала она на перекрёстке дорог - самый юг Русской равнины и предгорья Северного Кавказа, в раннем Бронзовом веке. Её искусство отмечено стремлением к реалистичности изображений - без стилизации, намеренного искажения форм и всяких культовых наворотов.


И вот, на серебряном кувшине мы видим пейзаж-карту с треугольниками вверху, значение которых не вызывает сомнений: это горы, и с них стекают реки, и там гуляют звери и птицы. Мы видим Северный Кавказ со стороны степи: округлые холмы на первом плане, дальше - остроконечные вершины высоких гор (треугольники) и двухвершинный гигант Эльбрус. Всё как в жизни. Заметим, что герзейская ваза с треугольниками - тоже пейзажная, а это не часто бывало в те времена.

И культурно, и генетически, майкопцы были связаны не только с ближними, но и с дальними человеческими популяциями. Их бронзовые изделия служили образцами для подражания вплоть до Алтая. А одна из их генетических линий (Y-хромосомная Q1a2) тянется от европейской Прибалтики до Огненной Земли в Южной Америке. Исток этой линии - Сибирь, Верхний палеолит. 

Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
  • pretty
  • Сегодня 08:40
  • В топе

ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

Кац, предлагает сдаться.

Попали хохол и американец в одно из африканских племен Им говорят:- Или давайте по 200 долларов, или вам придется съесть мешок соли, или будем вас всем племенем по очереди ебать.Америка...

Факты о женщинах (правдивый юмор)

- Женщины практически никогда не чешут в затылке - они не любят демонстрировать свою растерянность, и еще это может испортить прическу.- Женщина часто наматывает на палец прядки волос, даже коротких. ...