ГДЕ НАХОДИЛАСЬ АРТА (АРСА). ЧАСТЬ 1

0 154

Основателем мусульманской географической школы считается среднеазиатсякий учёный Абу Зайд Ахмед ибн Сахл аль-Балхи (850-934). Его рукописи до нас не дошли, но изучались и перерабатывались последователями.

Первым из них был географ из Южного Ирана Абу-Исхак аль-Истахри аль Фарси (род. до 908г - умер после 951г). Считается, что в 930-933 годах он обработал книгу аль-Балхи под названием "Изображения климатов" (Сувар ал-акалим"). Под "климатами" понимались "области". А к 951 году написал собственную "Книгу путей и стран".

Известно, что около 951-952 годов он встретился с путешественником и географом Абуль-Касимом Мухаммедом ибн Хаукаль ан-Нисиби, который уже побывал в некоторых дальних странах. Аль-Истахри показал ему свою книгу и попросил исправить её, так как тот нашёл в ней ошибки. Ибн Хаукаль не только исправил, но и дополнил, и у него получилась вполне самостоятельная книга под тем же названием.

Однако, существуют разные варианты рукописей, отличающиеся друг от друга. Существуют и различные переводы.

В рукописях упоминается местность "Артания" (в других - "Арсанийа"), как одна из трёх областей этноса "русы", и царский город "Арта" (в других - Арса").

В этой статье мы рассмотрим три варианта сообщений, из которых первые два считаются принадлежащими аль-Истахри, третий - ибн Хаукаль.

1. "Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу. Что же касается Арты, то никто туда не входил, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их. Из Арты вывозятся черные соболи и свинец. … Одежда их - короткие куртки. Арта находится между Хазаром и великим Булгаром, который граничит с Румом к северу (к северу от Рума - примечание автора статьи). Они многочисленны и так сильны, что наложили дань на пограничные места из Рума".

2. Русов три вида. [Один] вид их - ближайший к Булгару, и царь их располагается в городе, называемом Куйаба, а он - больше, чем Булгар. А вид их самый отдалённый называется Салавийа. А вид их [третий] называется Арсанийа, и царь их располагается в Арсе. Люди достигают для торговли Куйабы. Что же касается Арсы, то не упоминают, чтобы кто-нибудь входил в неё из чужеземцев, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю из иностранцев. И вот спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о своих делах, и не позволяют никому сопровождать их, и не входят в их страну. Привозят из Арсы чёрных соболей и олово.

Русы - народ, [который] сжигает своих умерших, и сжигает вместе с имуществом близких для их блага. Часть их бреет подбородок, а часть закручивает [бороды] подобно лошадиным гривам. Одежда их - короткие куртки, а одежда хазар, булгар и печенегов - длинные куртки. Эти русы торгуют с хазарами, торгуют с Византией и Великим Булгаром."

3. "Русов три вида. [Один] вид их - ближайший к Булгару, а царь их - в городе, называемом Куйаба, и он больше, чем Булгар. А вид самый высокий из них называется Славийа, и царь их в Сла - городе для них. И вид их [третий] называется ал-Арсанийа, а царь их в Арса - городе для них. Люди достигают для торговли Куйабы и ее окрестностей. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-нибудь упоминал, что входил в неё чужеземец, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю из иноземцев. И вот они спускаются по воде, торгуют и не сообщают ничего о своих делах и своих товарах, и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. Возят из Арсы чёрных соболей, бурых лисиц, свинец и частично ртуть.

Русы - народ, [который] сжигает себя, когда умирает, и они сжигают со своими пленниками своих невольниц, для их наивысшего блага, как делают [люди] Индии, люди Ганы, Куги и другие. Часть русов бреет свою бороду, а часть закручивает подобно лошадиным гривам, или заплетает. Одежда их - короткие куртки, а одежда булгар, хазар и печенегов - длинные куртки.

И не прекращают русы торговать с хазарами и Румом".

Первое, что следует обсудить - указание на географическое положение страны. "...Арта находится между Хазаром и великим Булгаром, который граничит с Румом к северу..." Здесь "великим Булгаром" названо Первое Болгарское царство, основанное ханом Аспарухом и существовавшее с 681 по 1018 год. До своего разделения на Восточное (под контролем Византии) и Западное в 969 г., оно занимало большую часть Балкан. Несомненно, автор книги о "климатах" имел в виду эту Болгарию, а не Великую Болгарию хана Кубрата в Северном Причерноморье, которая возникла и закончила своё существование ещё в VII веке, за пару сотен лет до рождения географа. Также и не Болгарию Волжскую, так как она никогда не граничила с "Румом", под которым тогда понималась Восточная Римская империя (Византийская империя), и была весьма далеко от неё.

К северу же от "Рума" располагалось Болгарское царство, а между ним и "Хазаром" - Арта. Хазарский же каганат, как мы знаем, контролировал обширные степные территории от Днепра до Волги и Кавказских гор, и получал дань с волжских болгар и юго-восточных славян. Со славян, но не со всех. Уличи и тиверцы никогда не платили дани хазарам. Они во второй половине IX - первой половине X столетий отбивались от печенегов и киевлян, пока наконец киевлянам, после трёхлетней осады, не удалось захватить их столицу и наложить на них дань. А жили эти славяне во времена Абу-Исхака аль-Истахри как раз "между Хазаром и великим Булгаром":

"...а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их доныне..." ("Повесть Временных Лет")

Как показывают раскопки, по Днестру располагались многочисленные славянские городища с примыкавшими к ним посадами, которые археологи относят к летописным тиверцам. Эти поселения являлись металлургическими и ремесленными центрами, и довольно большими, чтобы считаться уже городами, а не укреплёнными сёлами. Например, крепость (не считая посада) в Большом Карабчееве имела размеры 110х90 метров, в Пилипах Хребтиевских 180х110 м, а посад Алчедарского городища занимал собой 100 гектар. В Х веке они успешно отражали нападения печенегов, появившихся на Днестре в 915 году.

Остатки укреплённых славянских поселений были найдены не только на Днестре, но и поблизости, и самое крупное из них - Стольское городище в Стрыйском районе Львовской области, размером в 250 гектар с населением 40 тыс.человек. Один только детинец его занимал 15 га, тогда как весь Киев - всего лишь 9,7 га в то же самое время.. О том, что это была именно столица, напоминает само название одного из сёл, в районе которых было найдено городище - Стольско (сейчас переименовано в Стiльско). Но, о Стольском городище и других претендентах на название Арта/Арса речь пойдёт позже.

Для начала - карта, на которой примерно отражена география X века:

Какие ещё сведения об Арте сообщает Абу-Исхак аль-Истахри? "Они спускаются по воде и торгуют... Из Арты вывозятся чёрные соболи и свинец".

К настоящему времени соболи в указанном регионе перевелись. Но, в I тысячелетии густые еловые леса Карпат были идеальным местом для обитания этого вида куньих. Именно черный окрас с голубым подпушьем - наилучшая маскировка на еловой коре, в глубокой тени бора.

В сообщении ибн Хаукаля (№3 в этой статье) добавляются ещё и "бурые лисицы". Некоторые усматривают в этом названии "чернобурых лисиц". Однако, в обсуждаемые времена чернобурых лисиц не существовало в природе. Они появились в результате мутации лишь в начале XIX столетия - в Канаде и на севере США. А под "бурой лисицей" следует понимать корсака - степную лисицу с её серо-рыжим мехом. Эти лисицы водились в степной части Пруто-Днестровского региона, пока человеческая деятельность не отодвинула их ареал далеко на восток.

По таким рекам, как Днестр, Прут и Сирет удобно было возить пушнину к Чёрному морю. А выделкой шкурок занимались по месту добычи, в Карпатских горах, скармливая тушки собакам и свиньям. Поэтому кости пушных зверьков вряд ли могли быть найдены археологами в кухонных остатках, и ещё менее вероятно - в лесостепных поселениях тиверцев. А вот "спускаться по воде и торговать" шкурками тиверцы, несмотря на риски от печенегов, могли - на Нижнем Дунае и Чёрном море И прежде всего - в древнем торговом городе Белгороде, расположенном на берегу Днестровского лимана. Белгородом-на-устье-Днестра его назвали славяне, на чьих землях он находился с IX по XIII век. А основан он был ещё милетскими греками в середине I тысячелетия до н.э., получив название Тира.

Не раз был разорён варварами, но возрождался благодаря своему местоположению на перекрёстке торговых путей. Римляне называли его Альба-Юлия (не путать с одноимённым городом в Трансильвании), а византийцы - Аспрокастрон (Белый замок) или Маурокастрон (Чёрный замок). Последнее название выглядит странно и загадочно, потому что город строился из светлого ракушечника.

Как бы то ни было, а по Днестру в Белгород удобно было возить не только пушнину, но и упомянутый в источнике свинец. Древние рудники были, в частности, в Польше, где руда свинца, галенит, добывается до сих пор. Добывали свинец и в Чехии, которая владела Прикарпатьем в начале X века. А в Чехию и Моравию, начиная с V века, возили пищевую соль из Галиции, где соляным промыслом занимались Белые хорваты, осевшие в Прикарпатье. Соль, а также товары, доставленные из Черноморских стран и Византии, были хорошим эквивалентом для торговли свинцом. Солеварением же в Галиции занимались ещё со времён древних кельтов (культура фракийского гальштата, последняя четверть II - первая половина I тысячелетий до н.э). А закончился этот промысел лишь в 1853 году.

Из долины реки Сан (приток Вислы) было очень удобно попадать в верховья реки Днестр. Это не далеко, и сейчас там проложены железные и автомобильные дороги. На Сане в Х веке уже задокументированно стоял славянский город Перемышль (нынешний Пшемысль). Не надо его путать с минским, калужским и московским Перемышлями. В "Повести Временных Лет" сообщается: "В год 6489 (981) пошел Владимир на поляков (в оригинале "на ляхов" - примечание автора статьи) и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью". Подчинение этих мест было как никогда актуально, потому что дороги к степным источникам соли были тогда перекрыты ордами печенегов.

Если посмотреть на карту, то от Пшемысля недалеко до города Старый Самбор, который стоит уже на Днестре. Он впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1071 годом, но это не значит, что раньше его не было. Также и Старая Соль, как село, была основана в 1255 году, но на месте древнего поселения Белых хорватов.

Свинец широко использовался в Римскую эпоху. В частности, гето-даки, жившие от Карпат до Нижнего Поднестровья, изготавливали из свинца маленькие таблички - языческие иконки:

В сообщении № 2 вместо свинца стоит олово. Тут может быть две версии - либо олово, действительно, возили по Днестровскому торговому пути, либо источник информации географа аль-Истахри не различал эти два металла, что в те времена было обычным. Или считали их разными видами одного и того же металла, как, например, Плиний Старший. Он называл свинец "plumbum nigrum", а олово - "plumbum album" (чёрный и белый plumbum). Болгары называли свинец словом "олово", другие славяне - "волава", "olow". "olovo" и т.д.

Но, и олово добывали в Европе, начиная ещё с Бронзового века, причём и в Западных Карпатах (Словакия, Польша), и в чешских Рудных горах. Днестровский путь оттуда к Чёрному морю мы уже обсуждали. Олово очень ценилось в центрах изготовления бронзовых изделий. Анализ их показал, что в Восточное Средиземноморье этот металл поступал даже с Британских островов. На следующей карте показан путь олова из Британии и, предположительно, наш - из Чехии и Словакии по Днестру до Тиры (Белгорода-на-Днестре).

В книге ибн Хаукаля (сообщение №3 в этой статье) к свинцу добавляется "частично ртуть". Тут может быть и ошибка. Ближайшие древние разработки киновари (ртутной руды) обнаружены в Сербии и на Донбассе. С 16 века началась добыча в Словении. Так что, возить киноварь или готовую ртуть могли из Сербии по Дунаю, с горы Авалы близ Белграда. А из Донбасса - из-под Горловки, что в ДНР, могли возить по реке Кальмиус к Азовскому морю. Там, в районе устья реки, найдены остатки поселений, начиная с Верхнего палеолита, далее - мезолита, неолита, и до IX века. А в IX веке византийцы построили для хазар город Саркел, он же - Белая Крепость и Белая Вежа - на Азове, на месте нынешнего Мариуполя. То есть, название перекликалось с Белгородом Днестровским. По иной же версии, Саркел находился не в Мариуполе, а на Нижнем Дону. Но в любом случае могла возникнуть путаница с названием города.

Да и сербский Белград к Х веку уже назывался так. Он - один из древнейших городов Европы. Первые поселения на его территории датируются временем культуры Винча (середина 6 - середина 5 тысячелетий до н.э.). А под именем Сингидинум он был основан, уже как город, кельтами-скордисками в III веке до н.э.

Так что трудно сказать, какой именно путь был упомянут ибн Хаукалем - по Днестру, по Дунаю или по Кальмиусу. О месторождениях ртути, близких к пути по Днестру, ничего не известно, но они тоже могли быть. Небольшие, может быть даже поверхностные россыпи киновари в районе Карловых Вар в Чехии или вблизи Трускавца (Самборский р-н Львовской области) были вполне вероятны, потому что щелочные геотермальные воды указывают на такую возможность. Да и топонимы: Червоная Русь, город Червен (ныне деревня Чермно в Люблинском воеводстве), городок Рудки (Самборский р-н Львовской области), следы поселений на месте которого ведут в III тысячелетие до н.э., а также посёлок Рудно недалеко от Львова, и деревня Рудно в Словакии, в р-не Турчанске Теплице (тоже с минеральной геотермальной водой) говорят за себя. Там красный грунт - глины, а могли быть и глинистые сланцы, в которых ртуть содержится в большой концентрации.

При таких россыпях не нужны никакие шахты, а потому и следов добычи не будет. Всё выбрали - и место деревьями зарастёт. Через сотни лет никто не догадается, что там была киноварь... Но, вернёмся к текстам.

Далее во всех трёх источниках говорится о характерной детали костюма жителей Арты: "Одежда их - короткие куртки". Заметим, что у современных молдаван, предки которых, валахи начали проникать в Днестровско-Прутское Междуречье лишь с XII столетия, коротких курток в национальной одежде нет. Имеются только короткие безрукавки. Зато у их северных соседей в Западной Украине - есть, причём и мужские, и женские. В Ужгородском музее выставлены такие костюмы:

А вот закарпатский русин накинул на плечи праздничную, разукрашенную короткую куртку:

Буковинец в национальной куртке старинного образца. Без пуговиц, полы стянуты у горла шнуром:

Гуцул стоит в коротенькой куртке:

Гуцульские крестьяне:

Такие куртки гуцулы носили в ХХ веке, во время II Мировой Войны:

Тут будет закономерен вопрос: а когда появились в Галиции эти короткие куртки? Может быть, гораздо позже Х века? Нет, задолго до него. Дело в том, что в Х веке Галиция была населена Белыми хорватами. Позже они смешались с другими славянами. А вот раньше, в конце VI - начале VII веков, часть хорватов мигрировала на Запад. И те хорваты, что пришли к берегам Адриатики, сохранили свои традиции до сих пор. В их современном национальном костюме короткие куртки играют уже декоративную роль. Их надевают, чаще всего, на одно плечо, а полы соединяются на груди

У сербов тоже есть короткие куртки:

И сербы, как и хорваты, в 7 веке выдвинулись из Белой Сербии к месту нынешнего своего пребывания. А до этого, по мнению известного историка-слависта Франтишека Дворника, располагались к северо-западу от Белых хорватов:

На прежнем месте остались Лужицкие сербы.

Встречаются короткие куртки у чехов и у поляков, и даже у далёких от Поднестровья испанцев:

Коррида - зрелище, идущее из глубины тысячелетий, а значит, и вся её атрибутика хранит черты древности. Впрочем, не будем доискиваться до происхождения коротких курток у тех или иных народов. Важно, что в Х веке их вполне могли носить в бассейне Днестра.

Ну, и наконец - последняя примечательная цитата из книги Абу-Исхака аль-Истахри: "Что же касается Арты, то никто туда не входил, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их." Поэтому мы не знаем, какой именно город в междуречье Днестра и Прута можно считать Артой, а предположения напишем чуть ниже. Зато мы знаем, что в Х веке, кроме тиверцев, там жили уличи, мигрировавшие с Нижнего Поднепровья и Нижнего Побужья. В современной научной литературе обычно их так и называют: уличи, но в старинных источниках содержится 18 вариантов этнонимов (по подсчётам Большой Российской Энциклопедии). Среди них есть "лютичи", "угличи" и, на латинице - "Vuilci", "Vuliti". Последние два названия означают "волки", и наверное, открытых приветливых жителей так не назвали бы. Волк по-хорватски пишется "vuk", а по-сербски - "вук". Волки по-болгарски - "вълци". Как произносили это слово уличи с тиверцами, мы никогда не узнаем, но, будучи в те времена их соседями, да и сами славянами, должны были бы как-то так. По аналогии же с полабскими лютичами, которые сами себя называли Wulzi/Wilzi (Вульцы/Вильцы/Вьлци), и южные лютичи могли взять себе это название. Они даже могли иметь общее происхождение, так как единого мнения по миграциям и истокам славянских плёмён нет.

Лютичами те и другие могли называться по их лютому нраву, или по личному имени Лют, что тоже сейчас доказать невозможно. А вот "угличи" - не от "угла", как некоторые предполагают. Есть английское слово "ugly", одно из значений которого - опасный, угрожающий, а другое - противный, отталкивающий. Образовано оно от "uglike", а пришло из древнескандинавского "uggligr", где "uggr" - страх, опасение, "ligr" - подобный. Сравним с русскими "уголь", "угль", "угли", и плюс - "личина". Родство слов налицо. "Уголь" же лингвисты выводят из слова "огонь" - древнее "огнь", санскритское "агни".

Очень возможно, что эти опасные угличи ещё и раскрашивали себя углём перед битвой, или татуировали своё тело, отчего выглядели устрашающе. И ничего в этом удивительного нет. Раскрашивали себя в различными красками славяне и кельты, татуровали себя скифы, сарматы и скадинавы. Женщинам хорваткам, жившим в Боснии и Герцеговине наносили татуировки вплоть до ХХ века, чтобы местные мусульмане насильственно их не обратили в Ислам. Начинали татуировать с 4-5 лет, и потом добавляли рисунки. В этих тату присутствовали христианские и языческие символы, оставшиеся с дохристианских времён. В Исламе они неприемлемы. но означают, что их наносили по дохристианской традиции.

Сейчас тоже наносят татуировки, но уже по желанию. И не только хорватки, но и другие балканские женщины. Для этой статьи нам особенно интересны хорватки, как потомки Белых хорватов из Поднестровья.

Интересны также татуировки фракийцев. Они сообщали о благородстве носившего их человека. Фракийцы Гава-Голиградской культуры (местный вариант Гальштатской) в начале I тысячелетия до н.э заселили лесо-степную Пруто-Днестровскую зону., а в середине I пришли геты - другое фракийское племя, и они заселили всю ту территорию, вплоть до Дуная. Потомки фракийцев живут и сейчас. Это гуцулы, которые, за время соседства с славянами, отчасти славянизировались.

Славяне, пришедшие в конце V века уже новой эры, ассимилировали остатки гетов, эллино-скифов, бастарнов, венедов, сарматов и прочих, осевших на этих землях. В том числе - готов с гепидами, которые ещё в III столетии н.э. создали там своё государство. В конце IV века оно вошло в Империю гуннов.

После загадочной смерти Аттилы в 453 году, в первую брачную ночь с новой женой (ему было всего 47 лет), уже в следующем, 454 году гунны были разбиты в Паннонии своими союзниками - остготами и гепидами. Никто из сыновей Аттилы не оказался достоин стать Императором, и единое государство гуннов было обречено на распад. Что и произошло в 469 году. Основная масса их схлынула назад на Восток, откуда пришла. Отдельные орды гуннов совершали набеги ещё и в VI веке, но тогда уже наступило время аваров.

Результатом нашествия новых захватчиков явилось переселение части Белых хорватов на запад, в места их нынешнего пребывания. Тогда же, а может, и раньше, двинулись на Балканы и Белые сербы. Тиверцы же оставались на своём месте и продолжали возделывать землю. В VIII веке они приняли бежавших от степняков уличей, которых окончательно согнали с Нижнего Поднепровья и Побужья кочевавшие тогда угры (венгры), а по самоназванию - мадьяры, что на их родном языке означало "говорящие люди". Но это не помешало славянам в IX-X веках построить множество городов по Днестру и не только, которые представляли собой укреплённый детинец и обширный посад.

Кстати сказать, скандинавские названия Древней Руси - Гардарики, Гардарике, Гарды - могли в других языках преобразоваться в Арду, а затем и в Арту. Если бы кто-то из шведов попал в землю тиверцев, остался бы впечатлён частотой, с которой их города были расположены по Днестру. А городами Белых ховатов - тем более. Но, об этимологии Арты(Арсы) и об удивительных городах Древней Галисии речь пойдёт позже.

Что неожиданно, города эти устояли при нашествии и господстве угров/мадьяр в конце IX века. Возможно, это связано было с лояльностью новых завоевателей к славянскому населению. Хотя ранее, кочуя в Причерноморских степях, они нападали на славянские поселения и уводили их жителей для продажи на рынке рабов. Тем не менее, "Повесть Временных Лет" сообщает следующее: "... угри прогнаша волъхи (влахи, валахи - романизированные иллирийцы, румыны - примечание автора статьи), и наследиша землю ту, и седоша с словены, покоривше я под ся". В труде Константина VII Багрянородного (905-959гг) "De Administrando Imperio" говорится о том, что Белые хорваты женятся и дружат с "турками", как он называл венгров. Валахи же оказались вытеснены к востоку от Паннонии, в горы, и впервые начали просачиваться через Карпаты в бассейны Сирета и Прута.

Мадьяры, после поражения в 955 году от императора Священной Римской империи Оттона I в битве на реке Лех, отказались от кочевого образа жизни и создали собственное государство, интегрировав в своё общество многочисленные племена, проживавшие на их новой Родине, а также наёмников - русских, немецких и итальянских, которые вошли в состав феодальной аристократии. Генетический анализ показал, что среди элиты было немало носителей Y-гаплогруппы I2a1, считающейся славянской. Причём Мt-гаплогруппы были восточными., потому что мадьяры, ещё находясь в степях, вступали в союзы с тюркскими племенами. Вследствие такой политики венгров, к нашему времени у них почти не осталось предковой мужской гаплогруппы N1a1, которая была у мадьяр в бытность их за Уралом.

Но, вернёмся к уличам, тиверцам и хорватам. В Х веке, при постоянной опасности от хазар, печенегов и киевлян, они вполне могли не пускать иноплеменников в глубину своей территории, остерегаясь лазутчиков и проводников. А проникших и пойманных, может быть, и не убивали, но оставляли как пленников. Для всех остальных они были пропавшими. Слухи об убиениях отпугивали внешних врагов. И заметим ещё, что современные нам гуцулы, бывшие соседи тех древних племён, тоже не отличаются благодушным нравом. О жестокости современных хорватов нет нужды лишний раз говорить.

Незнающий человек удивится написанному: киевляне-то тут причём? Да всё при том же - брали дань и заставляли участвовать в их военных походах. В те времена актуальны были походы на богатую Византию. Но не все поддавались. "И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал" (ПВЛ). Тогда как древлян и северян Олег победил с первого же похода на них, а радимичам достаточно было услышать: "Не давайте [дань] хазарам, но платите мне", - и они покорились, то с уличами и тиверцами вышло не так. В течении 10 лет, с 884 по 894 годы Вещий Олег безуспешно пытался их подчинить. И уже поэтому уличей могли назвать лютичами... Более удачлив оказался Свенельд, воевода князя Игоря Рюриковича, который в 941 году, после трёхлетней осады города уличей Пересечня, наложил таки на них дань. В результате ожесточённых войн русскому войску удалось подчинить и Белых хорватов. Киевским князьям, кроме всего прочего, важен был торговый путь по Днестру, так как Днепр в своём нижнем течении был во владениях печенегов. И самобытные, развитые, экономически благополучные народы перестали существовать. 

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...