Подозреваю, что получу я по шее от товарищей, склонных к некоторому идеологическому пуризму. Эти товарищи порицают даже и упоминание марксистов не вполне ортодоксального типа, а тут и вовсе "религиозные мыслители". Но как быть-то? Материал интересный и важный, а собеседники не боятся широких обобщений.
Выкладываю:
1. ролик;
2. краткий конспект сказанного;
3. некоторые соображения по поводу сказанного.
I
https://vk.com/peretolchin_dmi...
Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН
28 фев 2019 в 3:25
Ольга Четверикова «Транснациональные корпорации — это тоталитарные секты»
II. Конспект.
Острота проблем, связанных с ростом и развитием оккультных сект видимым образом спала, но связано это с тем, что оккультные идеи и образы (чакры, биополе, космизм) вошли в массовое сознание, стали привычными и общеупотребительными. Общество выработало толерантность к ним.
1. Особенности современного развития производительных сил.
Человечество переходит к новому технологическому укладу, объектом преобразования становится не окружающая действительность, а сам человек. Новые технологии работают только в том случае, если человек согласен изменяться, если он их приемлет, а отсюда и необходимость радикальной перестройки человеческого сознания.
Меняется и цель развития науки. Наука ориентируется на создание "антропоморфных гибридных технических систем бионического типа".
Изменение человека неизбежно предполагает сакрализацию "изменяющих" технологий.
Исчезают большие производственные коллективы с присущими их способами контроля над поведением
2. Особенности современного экономического развития.
Экономика ориентируется не на удовлетворение объективно существующих потребностей, а на создание потребностей и навязывание их потребителю. Что также требует радикальной перестройки сознания. (Перетолчин тут заметил, что от отчуждения средств производства и труда работника капитализм приходит к отчуждению сознания). Малые производственные коллективы в новых условиях требуют создания новой дисциплины труда.
3. Достижения эзотерических сект. Период большого разнообразия закончился. Секты нивелируются, уподобляются Нью Эйдж. Сектанство внедрило свои понятия в повседневный обиход.
Выработана оптимальная структура секты. Во главе её непременно стоит гуру с непререкаемым авторитетом. Гуру провозглашает некую доктрину. Обычные сектанты преданы гуру, пребывают в глубокой изоляции от общества и чувствуют себя всецело зависимыми от секты.
Гуру спасается богатством, мирским успехом. Именно в этом проявляется правильность его благочестивого курса.
А рядовые сектанты спасаются послушанием, покорностью гуру.
Секта изолирована от общества и смело творит свои внутренние нормы.
В сектах культивируется жесточайший индивидуализм с тотальным доносительство, слежкой и жестокой внутренней конкуренцией.
4. Сущность духовной перестройки, осуществляемой в сектах.
Происходит глубокая дерационализация сознания. Отключается не только способность мыслить логически, но, зачастую, и способность испытывать эмоции. Управление человеком переводится на уровень инстинктов. Так оно проще, технологичнее, а человек заведомо не взбрыкнёт.
Подобная перестройка открывает простор для самых смелых экспериментов, например, в области клонирования.
5. Оккультные секты и современный менеджмент.
Бизнес воспроизводит системы управления сознанием, разработанные в сектах. Это легко, так как секты изначально развивались как религиозные бизнес-корпорации. Корпоративный бизнес становится теократическим. Экономические категории сакрализуются. Товар превращается в бренд, а реклама становится квазирелигиозным действом. Олигархи претендуют на теократические функции. Возникает корпоративная религия. Менеджеры превращаются в крестоносцев экономической войны.
6. Политика. Политтехнологии теряют своё значение. Борьба переходит на духовный уровень и становится борьбой поведенческой.
(Перетолчин отметил, что густо воцерковлённая элита деятельно строит оккультное общество). Четверикова рассказала о совместных проектах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и ВШЭ в области православной эзотерики.
7. Образование.
Гуманистическое мировоззрение препятствует созданию новых технологий. Человек лишается возможности рационально мыслить и становится объектом "улучшения". Формируется потребитель, не склонный к рефлексии.
Ольга Николаевна отметила, что у нас регулярно и преимущественно в провинции проводятся молодёжные школы, конференции, лагеря по проблемам биотехнологического "улучшения" человека.
В заключение О.Н. Четверикова отметила, что современный молодой читатель воспринимает романы-антиутопии без страха и отвращения.
III. Отсебятина.
Самое удивительное то, что в этом интересном обсуждении высокоучёные собеседники ни разу не упомянули Макса Вебера и его "Протестантскую этику и дух капитализма". Почему, не знаю.
1. Принудительное формирование потребностей и перенацеливание экономики на преобразование человека, а не природы, вероятно, во многом, вынужденная стратегия. Линейное развитие производства давно бы угробило планету в целом. Лучше уж переключить граждан на потребление суррогатов и каких-нибудь дорогостоящих игрушек с умеренной материалоёмкостью. Хотя, и при такой тактике происходят совершенно чудовищные вещи. Например, вырубка экваториальных лесов. Сможет ли человечество существовать без них? Скорее всего, не сможет.
Да и экономия, порождаемая переделкой человека, во многом - мнимая экономия. Да, педерастизация населения снижает рождаемость, но насколько при этом возрастают затраты всего общества по медицинскому обслуживанию уже педерастизированных граждан?
Т.е. главная беда происходящего заключается именно в том, что в тот момент, когда человечество окажется у разбитого корыта, вступить в контакт с Золотой рыбкой будет некому.
2. Очень интересна мысль о развитии процесса отчуждения. Следует только помнить, что сознание индивида в классическом буржуазном обществе носит во многом иллюзорный характер (товарный фетишизм).
3. Процесс унификации сект, вероятно, во многом подобен процессу становления (реформации) мировых религий как массовидных и устойчивых форм объединения людей. Происходит удивительная штука. Быстро формируется новая мировая религия с крайне примитивной доктринальной основой.
Ольга Николаевна полагает, что оккультным сектам противостоит как мощная духовная альтернатива православная община, соборная, пронизанная и скреплённая братской любовью. Но так ли это? Не переносится ли духовная борьба внутрь самой общины? Меняется самый химизм "духовности", Все "старые" религии будут вынуждены измениться под влиянием новой. И смогут ли они сохранить при этом то, что дорого "простому верующему" - открытый вопрос.
Любопытно, что секты выработали новые инструменты управления людьми до некоторой степени загодя, до того, как возникла острая экономическая необходимость в этих инструментах. Макс Вебер вообще полагал, что реформация была причиной возникновения капитализма, а сама реформация объективных предпосылок не имела (ну или, выражаясь осторожнее, не была событием неизбежным).. Едва ли это так. Материальные и духовные предпосылки формирования капитализма или перехода его на новую стадию в общем и целом складываются одновременно, а как и почему это происходит - чрезвычайно сложный и интересный вопрос, требующий конкретно-исторического рассмотрения. Противоречия, складывающие на прошлых этапах исторического развития, заставляют общество решать одновременно и чисто технические задачи и задачи совершенствования социального управления.
5. Моя знакомая работала бухгалтером в швейцарской фирме по производству кастрюль из нержавейки. Однажды мы встретились и она рассказала мне со смехом, за которым проступали страх и растерянность, что во время визита центрального начальства в воронежский филиал зазвучал гимн фирмы и "россияне" встали и стали подпевать со слезами на глазах. Иногда и мы беззащитны перед дешёвой казёнщиной.
6. Относительно противоречия между формальным, номинальным православием начальства и насаждением оккультизма. Тут всё сложнее, мне кажется.
Начальство наше не может быть атеистичным и не может опираться на "нетрадиционные конфессии". Религиозность - духовный базис антикоммунизма, а православная духовность - иллюзорная замена советского коллективизма. Поэтому "для себя" начальство должно быть религиозным, а "для людей" оно же должно быть православно религиозным. Но строить капитализм с опорой на православие (да ещё и не на староверие, а на православие никонианского извода) - задача заведомо провальная. Об этом ещё Зомбарт писал, опираясь на богатую статистику.
И как тут быть? Есть ли вообще выход в рамках капитализма? Вероятно, руководящие святые отцы убеждают олигархат и политикум в том, что они (отцы) сумеют, при сохранении обрядовых форм, наполнить православие буржуазным содержанием. Но сумеют ли?
Оценили 6 человек
14 кармы