Священномученик Михаил

0 1292

https://rusk.ru/st.php?idar=75... 

Игумен Дамаскин (Орловский) 04.06.2019

                                   Священномученик Михаил Борисов

Священномученик Михаил родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова. <...>

В 1888 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведён служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году — в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде, а в 1906 году — в Борисоглебскую церковь в Новгороде.

<...>

6 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода». Он сказал тогда, что главной цели приходской жизни — «вести человека ко Христу, к вечному спасению» — должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на ново-славянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений… беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ, сестричества… Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения». <...>

После прихода к власти безбожников начались гонения: в 1926 году отец Михаил был арестован и пробыл в тюрьме двадцать дней. В 1931 году священник с семьёй был выселен из дома.

В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, для пожертвования по мере необходимости нуждающимся — бедным и находящимся в заключении.

20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в состав Братства, но знавшие епископа лично. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов. Ему шёл тогда 68-й год.

3 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, сказал:

«Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами, дерёт с него последнюю шкуру, вообще духовенству не даёт никакого житья.

Советская власть всё духовенство поставила вне закона. Советская власть духовенство и вообще верующих сажает невинно в тюрьмы и ссылает на Север, заставляет без вины переносить страдания, голод и холод. Советская власть нам совершенно ничего не дала, кроме слёз и страданий. Имея такие взгляды, я не мог сочувственно относиться к советской власти и спокойно, молча всё переносить.

Я вышеперечисленные свои взгляды высказывал среди верующих, что теперь не стало никакого житья, кругом на верующих идёт гонение, отбирают последний кусок хлеба… советская власть стала грабить живого и мёртвого. Я также говорил во время церковной службы антисоветские проповеди, что советская власть — есть власть антихриста, которая послана Богом за тяжкие наши грехи, и что скоро настанет время, когда сойдёт Христос на землю и погонит всех этих антихристов и дьявольскую силу… Я и сейчас остался таких же убеждений, что, долго ли, коротко ли, но власть антихриста должна будет заменена другой, Божьей властью, или же советская власть должна будет переменить свою политику в отношении Церкви, то есть прекратить гонения.

Я знаю, что епископ Макарий и мой сын… оказывали материальную помощь семьям невинно пострадавших от советской власти. Я, как благочинный, собирал деньги от приходов и посылал в Ташкент высланному невинно митрополиту Арсению, и вообще мы материально помогали сосланному духовенству…

В личных своих беседах и проповедях проводил антисоветскую агитацию, так как с существованием советской власти примириться не могу".

19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в ряде городов и областей.

И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Во время служения в Угличе священник был награждён очередной наградой — палицей.

Прихожане писали ему по поводу этого награждения: «Мы, прихожане святого храма сего, поздравляем Вас с высокой наградой — дарованной вам палицей. Палица — это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна.

Господь Бог наш дал нам великую радость видеть Его благоволение к Вашим молитвенным трудам о нас, грешных. Вы неустанно молитесь, большую часть своего времени проводя в молитве дома и в храме, твёрдо исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа…"

13 ноября 1933 года супруга отца Михаила Анна Ивановна направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород…». Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил оставлен был в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он встретил очередную волну гонений на Церковь, которая стремительно сметала всё на своём пути.

Отец Михаил был арестован 28 октября 1937 года и в тот же день допрошен.

— Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической группы. Признаёте ли вы себя в этом виновным? — спросил его следователь.

— Я участником группы не состоял и виновным себя в этом не признаю.

— Следствие располагает достаточно подтверждёнными материалами о вашем участии в контрреволюционной церковно-монархической группе по проведению контрреволюционной террористической деятельности. Предлагаем дать следствию правдивые показания по существу.

— Это я отрицаю и заявляю, что никогда к контрреволюционной церковно-монархической группе не принадлежал и контрреволюционной террористической агитации не вёл.

В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности».

После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в концентрационном лагере в Ярославле. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославском концлагере и был погребён в безвестной могиле.

Священномученик Михаил прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 17 июля 2001 г.

Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь. 2007. С. 232−237.

***************************

1. Гонения против священника начались сразу после установления Советской власти и выразились в том, что он уже в 1926 году был арестован на 20 дней.

2. Будучи арестован в 1933 году, священник признал многочисленные факты антисовеской агитации и ... был выслан из Новгорода в Углич, где  продолжил работу "по специальности". 

А распять на полу, прибив ноги и руки четырёхгранными гвоздями и пытать раскалёнными шомполами, требуя отречься от веры? Не? У авторов житийных рассказов с сексопатологическими отклонениями такие сюжетные повороты случаются сплошь и рядом. Времечно сейчас такое, что любая ложь, направленная против коммунистов - во благо.


3. Священника, слеганца репрессированного за антисоветскую агтитацию, и признавшего предъявленные ему обвинения, церковное начальство награждает очередной наградой.

4. Арестованный в трагическом 1937 году священник понимает, что так легко не отделается и факты антисоветской деятельности категорически отрицает. И получает, будучи, по сути, рецидивистом, срок, а не расстрел. Какие же претензии были у властей к тем, кто был расстрелян?

5. Человек-то был решительный и принципиальный. Жаль, что всё закончилось столь трагически. В более спокойной обстановке (например, с странах народной демократии, строивших социализм, имея Советский Союз за спиной) целое поколение священников-антикоммунистов спокойно дожило до естественной смерти. Хотя и там участники вооружённой борьбы и подстрекатели к ней имели серьёзные неприятности.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...