Принципы социализма и война 1914-1915 гг. (2)

2 1422

Продолжаем разбор первой главы работы В.И. Ленина и Г.Е. Зиновьева "Социализм и война". Начало здесь - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Правые вожди социал-демократии помогают буржуазии мобилизовать рабочих на войну. Карикатура А. Дени.


СОЦИАЛИЗМ И ВОЙНА (ОТНОШЕНИЕ РСДРП К ВОЙНЕ)

Написано в июле — августе 1915 г.

ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИЗМА И ВОЙНА 1914—1915 гг.

<...>

ЗА ЧТО ВОЮЕТ РОССИЯ?

В России капиталистический империализм новейшего типа вполне показал себя в политике царизма по отношению к Персии, Маньчжурии, Монголии, но вообще в России преобладает военный и феодальный империализм. Нигде в мире нет такого угнетения большинства населения страны, как в России: великороссы составляют только 43% населения, т. е. менее половины, а все остальные бесправны, как инородцы. Из 170 миллионов населения России около 100 миллионов угнетены и бесправны. Царизм ведет войну для захвата Галиции и окончательного придушения свободы украинцев, для захвата Армении, Константинополя и т. д. Царизм видит в войне средство отвлечь внимание от роста недовольства внутри страны и подавить растущее революционное движение. Теперь на двух великороссов в России приходится от двух до трех бесправных «инородцев»: посредством войны царизм стремится увеличить количество угнетаемых Россией наций, упрочить их угнетение и тем подорвать борьбу за свободу и самих великороссов. Возможность угнетать и грабить чужие народы укрепляет экономический застой, ибо вместо развития производительных сил источником доходов является нередко полуфеодальная эксплуатация «инородцев». Таким образом со стороны России война отличается сугубой реакционностью и противоосвободительным характером.

{1. Россия с сопредельными экономическим и политически отсталыми странами ведёт себя как вполне "нормальный" империалистический хищник.

2. Но, по сути, наш империализм уникален. Он у нас военный и феодальный.

3. Тезис об угнетённом положении инородцев в Российской империи принято оспаривать:

а) несколько неожиданно то обстоятельство, что представители имперской нации ковыряют землю сохой и лакомятся лебедой (но ведь отсюда и не следует, что выколоченные из великорусского хлебопашца доходы помещики и кулаки перекачивают на развитие Средней Азии);

б) несколько неожиданно то обстоятельство, что польские дворяне-католики владеют обширными поместьями в краях, населённых православными крестьянами (но из этого совсем не следует того, что всё население Царства Польского жмурится от удовольствия, думая о политике русификации);

в) несколько неожиданна инкорпорированность в правящее сословие и в высшую бюрократию немцев и грузин (но латышам-батракам маловато радости от того, что их бароны щеголяют в мундирах гвардейских полков).

Неоспоримые факты неравноправия тех или иных национальных (национально-религиозных ) групп населения принято оправдывать соображениями гуманности и высшей справедливости. Например, Черта оседлости существует потому, что государь печётся о безопасности сословно придавленных и экономически беспомощных крестьян. Если вдруг вписавшееся в рынок еврейство набросится на беззащитное крестьянство, то последствия будут ужасными. Но ведь и сама беспомощность крестьянства не есть закон природы. Эта беспомощность свидетельствует о вопиющем неблагополучии. И что тут правильнее? Поддерживать это неблагополучие всяческими безобразными подпорками вроде национального гнёта или подрубить корень неблагополучия - помещичье землевладение?

Во всех подобных случаях проступает одно и то же обстоятельство. Допотопный характер социально-экономических отношений в одних сферах нашей жизни требовал, "для симметрии" поддержания архаики и в других сферах. А национальная приниженность и пришибленность в XX веке ощущались широкими массами уже очень и очень остро. 

4. Война - это ещё и средство борьбы с революцией.

5. "Возможность угнетать и грабить чужие народы укрепляет экономический застой..."

Т.е. дело не только в том, что захват чужих земель - дело гнусное,  подлое, но и в том, что это - дело реакционное, что это - занятие, консервирующее отсталость и застой у нас дома. Победный конец неизбежно обернётся победой сохи и лебеды над русским мужиком.}


ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛ-ШОВИНИЗМ?

Социал-шовинизм есть защита идеи «обороны отечества» в данной войне. Из этой идеи вытекает, далее, отказ от классовой борьбы во время войны, вотирование военных кредитов и т. п. На деле социал-шовинисты проводят антипролетарскую, буржуазную политику, ибо на деле отстаивают они не «оборону отечества» в смысле борьбы с чу-женациональным гнетом, а «право»

СОЦИАЛИЗМ И ВОЙНА 319

тех или иных «великих» держав грабить колонии и угнетать чужие народы. Социал-шовинисты повторяют буржуазный обман народа, будто война ведется из-за защиты свободы и существования наций, и тем переходят на сторону буржуазии против пролетариата. К социал-шовинистам принадлежат как те, которые оправдывают и прикрашивают правительства и буржуазию одной из воюющих групп держав, так и те, кто, подобно Каутскому, признают одинаковое право социалистов во всех воюющих державах «защищать отечество». Социал-шовинизм, будучи на деле защитой привилегий, преимуществ, грабежей и насилий «своей» (или всякой вообще) империалистской буржуазии, представляет из себя полную измену всем социалистическим убеждениям и решению международного социалистического конгресса в Базеле.

{Оборонцы:

1) предают рабочих, трудящихся своей страны;

2) предают рабочих всех стран;

3) становятся на сторону буржуазии именно в том момент, когда буржуазия вступила в особенно смрадный фазис своего развития.}


БАЗЕЛЬСКИЙ МАНИФЕСТ

Манифест о войне, принятый единогласно в 1912 г. в Базеле, имеет в виду как раз ту войну между Англией и Германией с их теперешними союзниками, которая и разразилась в 1914 г. Манифест прямо заявляет, что никакой народный интерес не может оправдать такой войны, ведущейся «ради прибылей капиталистов и выгод династий» на почве империалистской, грабительской политики великих держав. Манифест прямо заявляет, что война опасна «для правительств» (всех без исключения), отмечает их боязнь «пролетарской революции», указывает с полнейшей определенностью на пример Коммуны 1871 г. и октября — декабря 1905 г., т. е. на пример революции и гражданской войны. Таким образом, Базельский манифест как раз для данной войны устанавливает тактику революционной борьбы рабочих в интернациональном масштабе против своих правительств, тактику пролетарской революции. Базельский манифест повторяет слова Штутгартской резолюции, что, в случае наступления войны, социалисты должны использовать создаваемый ею «экономический и политический кризис» для «ускорения падения капитализма», т. е. использовать созданные войной


320 В. И. ЛЕНИН

затруднения правительств и возмущение масс для социалистической революции.

Политика социал-шовинистов, их оправдание войны с буржуазно-освободительных точек зрения, их допущение «защиты отечества», голосование за кредиты, вступления в министерства и проч. и проч. есть прямая измена социализму, объясняемая лишь, как увидим ниже, победой оппортунизма и национал-либеральной рабочей политики внутри большинства европейских партий.

{1. Социал-демократы за два года до начала войны "откуда-то" знали, кто с кем и за что будет воевать. А ласковые неоправославные неомонархические идиоты и через 100 лет после окончания войны пытаются блеять о том, как нашего идеалистически настроенного страстотерпца, примерного семьянина и друга Григория Распутина втянули в войну, которой он не хотел и не ждал...

2. Большевики в очередной раз подчёркивают, что в своём отношении к войне они верны традиционному, ортодоксальному курсу международной социал-демократии, давно согласованному и неоднократно утверждённому документами, принятыми всеми социал-демократическими партиями солидарно.}


ЛОЖНЫЕ ССЫЛКИ НА МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА

Социал-шовинисты русские (с Плехановым во главе) ссылаются на тактику Маркса в войне 1870 г.; — немецкие (типа Ленча, Давида и К0) на заявления Энгельса в 1891 г. об обязательности для немецких социалистов защищать отечество в случае войны с Россией и Францией вместе; — наконец, социал-шовинисты типа Каутского, желающие примирить и узаконить интернациональный шовинизм, ссылаются на то, что Маркс и Энгельс, осуждая войны, становились тем не менее постоянно, от 1854—1855 до 1870—1871 и 1876—1877 гг., на сторону того или иного воюющего государства, раз война все же разражалась.

Все эти ссылки представляют из себя возмутительное искажение взглядов Маркса и Энгельса в угоду буржуазии и оппортунистам, точно так же, как писания анархистов Гильома и К0 искажают взгляды Маркса и Энгельса для оправдания анархизма. Война 1870— 1871 года была исторически-прогрессивной со стороны Германии, пока не был побежден Наполеон III, ибо он, вместе с царем, долгие годы угнетал Германию, поддерживая в ней феодальное раздробление. И как только война перешла в грабеж Франции (аннексия Эльзаса и Лотарингии), Маркс и Энгельс решительно осудили немцев. Да и в начале этой войны Маркс и Энгельс одобряли отказ Бебеля и Либкнехта голосовать за кредиты и советовали с.-д. не сливаться с буржуазией, а отстаивать самостоятельные классовые интересы пролетариата. Перенесение оценки этой войны, бур-


СОЦИАЛИЗМ И ВОЙНА 321

жуазно-прогрессивной и национально-освободительной, на современную империалистскую войну есть издевательство над истиной. То же относится с еще большей силой к войне 1854—1855 гг. и всем войнам XIX века, когда не было ни современного империализма, ни созревших объективных условий социализма, ни массовых социалистических партий во всех воюющих странах, т. е. не было именно тех условий, из которых Базельский манифест выводил тактику «пролетарской революции» в связи с войной между великими державами. Кто ссылается теперь на отношение Маркса к войнам эпохи прогрессивной буржуазии и забывает о словах Маркса: «рабочие не имеют отечества» — словах, относящихся именно к эпохе реакционной, отжившей буржуазии, к эпохе социалистической революции, тот бесстыдно искажает Маркса и подменяет социалистическую точку зрения буржуазной.

{Коммунисты готовы поддержать любую силу, осуществляющую прогрессивные преобразования. Когда буржуазия была революционной, и в тех начинаниях, в которых буржуазия была революционна, коммунисты поддерживали и её. А в эпоху империализма поддерживать буржуа неразумно с точки зрения интересов рабочего класса.}


КРАХ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА

Социалисты всего мира торжественно заявили в 1912 г. в Базеле, что они считают грядущую европейскую войну «преступным» и реакционнейшим делом всех правительств, которое должно ускорить крушение капитализма, неминуемо порождая революцию против него. Наступила война, наступил кризис. Вместо революционной тактики большинство с.-д. партий повело реакционную, становясь на сторону своих правительств и своей буржуазии. Эта измена социализму означает крах II (1889—1914) Интернационала, и мы должны дать себе отчет в том, чем вызван этот крах, чем порожден социал-шовинизм, что дало ему силу.


СОЦИАЛ-ШОВИНИЗМ ЕСТЬ ЗАКОНЧЕННЫЙ ОППОРТУНИЗМ

В течение всей эпохи II Интернационала повсюду шла борьба внутри с.-д. партий между революционным и оппортунистическим крылом. В ряде стран был раскол по этой линии (Англия, Италия, Голландия, Болгария). Ни один марксист не сомневался в том, что оппортунизм выражает буржуазную политику в рабочем движении, выражает интересы мелкой буржуазии


322 В. И. ЛЕНИН

и союза ничтожной части обуржуазившихся рабочих с «своей» буржуазией против интересов массы пролетариев, массы угнетенных.

Объективные условия конца XIX века особенно усиливали оппортунизм, превращая использование буржуазной легальности в раболепство перед ней, создавая маленький слой бюрократии и аристократии рабочего класса, привлекая в ряды с.-д. партий много мелкобуржуазных «попутчиков».

Война ускорила развитие, превратив оппортунизм в социал-шовинизм, превратив тайный союз оппортунистов с буржуазией в открытый. При этом военные власти повсюду ввели военные положения и намордник для рабочей массы, старые вожди которой почти поголовно перешли к буржуазии.

Экономическая основа оппортунизма и социал-шовинизма одна и та же: интересы ничтожного слоя привилегированных рабочих и мелкой буржуазии, отстаивающих свое привилегированное положение, свое «право» на крохи прибылей, полученных «их» национальной буржуазией от грабежа чужих наций, от выгод ее великодержавного положения и т. д.

Идейно-политическое содержание оппортунизма и социал-шовинизма одно и то же: сотрудничество классов вместо борьбы их, отказ от революционных средств борьбы, помощь «своему» правительству в затруднительном его положении вместо использования его затруднений для революции. Если взять все европейские страны в целом, если обратить внимание не на отдельных лиц (хотя бы и самых авторитетных), то окажется, что именно оппортунистическое течение стало главным оплотом социал-шовинизма, а из лагеря революционеров почти повсюду раздается более или менее последовательный протест против него. И если взять, например, группировку направлений на Штутгартском международном социалистическом конгрессе 1907 г., то окажется, что международный марксизм был против империализма, а международный оппортунизм уже тогда был за него.

{1. Прочность и влиятельность оппортунистического течения в социал-демократии обусловлена экономически. Оппортунизм порождается подкупом верхушки рабочего класса за счёт части империалистической сверхприбыли.

2. Оппортунизм имеет давнюю историю. Борьба с ним пронизывает всю жизнь партий второго Интернационала.

3. Война превращает "тайный союз оппортунистов с буржуазией в открытый".}


СОЦИАЛИЗМ И ВОЙНА 323

ЕДИНСТВО С ОППОРТУНИСТАМИ ЕСТЬ СОЮЗ РАБОЧИХ СО «СВОЕЙ» НАЦИОНАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИЕЙ И РАСКОЛ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО РАБОЧЕГО КЛАССА

В прошлую эпоху, до войны, оппортунизм считался нередко хотя и «уклонением», «крайностью», но все же законной составной частью с.-д. партии. Война показала невозможность этого в будущем. Оппортунизм «дозрел», довел до конца свою роль эмиссара буржуазии в рабочем движении. Единство с оппортунистами стало сплошным лицемерием, пример которого мы видим в германской с.-д. партии. Оппортунисты во всех важных случаях (например, при голосовании 4 августа) являются со своим ультиматумом, проводя его в жизнь при помощи своих многочисленных связей с буржуазией, своего большинства в правлениях профессиональных союзов и т. д. Единство с оппортунистами означает теперь на деле подчинение рабочего класса «своей» национальной буржуазии, союз с ней для угнетения чужих наций и для борьбы за великодержавные привилегии, будучи расколом революционного пролетариата всех стран.

Как бы ни тяжела была в отдельных случаях борьба с господствующими во многих организациях оппортунистами, как бы своеобразен ни был в отдельных странах процесс очищения рабочих партий от оппортунистов, этот процесс неизбежен и плодотворен. Социализм реформистский умирает; социализм возрождающийся «будет революционным, непримиримым, повстанческим», по верному выражению французского социалиста Павла Голэя .

{1. Единство с оппортунистами на деле означает подчинение интересов рабочего класса интересам буржуазии.

2. Процесс очищения рабочих партий от оппортунизма "неизбежен и плодотворен". Не стоит держаться за людей, которые пользуются вашей символикой и вашей терминологией для защиты интересов буржуазии}

В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup: