Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (октябрь 2009)

0 652

Не бывает духовного обновления без казённо-бюрократического поощрения (сентябрь 2009) - https://cont.ws/@mzarezin1307/...



I. "Я полагаю, что торг здесь неуместен". О финансировании религиозных организаций государством и о наделении религиозных организаций имуществом.

https://www.sova-center.ru/rel...

В Тюменской области мусульманам передано здание бывшей библиотеки мусульманского училища

08.10.2009 - 15:59

8 октября стало известно о том, что здание бывшей библиотеки "Ембаевского магометанского училища" в селе Ембаево Тюменского района передано Духовному управлению мусульман Тюменской области.

Для того, чтобы освободить здание, администрация села предоставила двум семьям, проживавшим в этом здании, жилплощадь.


https://www.sova-center.ru/rel...

Власти Еврейской автономной области освободили религиозные организации от уплаты налога на имущество

19.10.2009 - 13:15

7 октября 2009 года Законодательное Собрание Еврейской автономной области приняло закон ЕАО "О внесении изменений в Закон ЕАО "О налоге на имущество организаций" №616-ОЗ. Документ подписан губернатором ЕАО Н. Волковым.

Закон освобождает религиозные организации от уплаты налога на имущество. Он вступит в силу не ранее 01 января 2010 года.


https://www.sova-center.ru/rel...

Власти Москвы передают храму Петра и Павла здание в безвозмездное пользование

21.10.2009 - 12:18

Московские власти передают в безвозмездное пользование храму Петра и Павла в Новой Басманной слободе бывшее жилое здание в Рязанском переулке. Решение принято на основании "исторической принадлежности здания Московской патриархии".

В свою очередь, приход обязуется отремонтировать здание за свой счет и оформить в департаменте земельных ресурсов столицы земельно-правовые отношения в установленном порядке.


https://www.sova-center.ru/rel...

В Пскове депутаты областного Собрания утвердили границы зон охраны Спасо-Елеазаровского монастыря

29.10.2009 - 17:27

29 октября депутаты Псковского областного Собрания большинством голосов утвердили границы зон охраны Спасо-Елеазаровского монастыря, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах этих зон. Они вступают в силу со дня принятия.

По словам заместителя губернатора Максима Жаворонков, в результате принятия охранных зон жизнь рядовых жителей не изменится. Серьезные ограничения накладываются на сам монастырь. Теперь многие действия в монастыре будут проходить только с согласия областного комитета по культуре.

Напомним, что ранее жители села Елизарово Псковского района обратились в областное Собрание с письмом, в котором выразили беспокойство по поводу установления охранных зон.


II. Симфония. Умилительные примеры церковно-государственного симбиоза.

https://www.sova-center.ru/rel...

РОСХВЕ поддержал статью Д.Медведева и высказал пожелания Федеральному Собранию

09.10.2009 - 19:35

На состоявшемся в начале октября малом соборе Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) было принято обращение к президенту РФ. Пятидесятники поддержали опубликованную в сентябре статью Д.Медведева "Россия, вперед!"

Выразив особую поддержку тезисам Медведева о необходимости сохранения духовных ценностей, укрепления межнационального и межконфессионального мира, борьбы с алкоголизмом, авторы обращения высказали свои предложения. В частности, они предложили включить в текст президентского послания Федеральному Собранию "тезис о необходимости всесторонней поддержки со стороны государства социальных программ и проектов религиозных организаций, работающих в этой области".


https://www.sova-center.ru/rel...

Власти Пскова намерены перенести городской пляж подальше от Мирожского монастыря

16.10.2009 - 16:41

15 октября губернатор Псковской области Андрей Турчак в ходе встречи с журналистами заявил о планах городской администрации перенести пляж от стен Мирожского монастыря. К весне 2010 года должны быть отреставрированы главные ворота обители. По мнению главы области, "неправильно, если перед входом в монастырь будут загорать оголенные граждане". Место, где будет располагаться новый пляж, А.Турчак не назвал.

Участок, до сих пор занимаемый пляжем, монастырю передавать не будут. На этом месте, по словам губернатора, планируется организовать площадку для проведения спортивных или культурных мероприятий.


III.Ответственные за симфонию. О должностных лицах, реализующих церковно-государственный симбиоз


IV. Достойные люди. Эксперты, общественные деятели, причастные к воспроизводству духовности

https://www.sova-center.ru/rel...

В Казани сформирован республиканский Совет по проведению религиоведческой экспертизы

14.10.2009 - 12:20

12 октября в Казани прошло первое заседание Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Татарстан (РТ). На заседании был избран председатель совета - начальник Управления по делам религий при Кабинете Министров РТ Ренат Валиуллин. Его заместителем стал заведующий кафедрой религиоведения Казанского государственного университета Валерий Королев, секретарем - главный специалист- эксперт Управления Министерства юстиции РФ по РТ Сергей Игнатьев.

В состав совета вошли доцент кафедры религиоведения КГУ Юрий Иванов; заместитель начальника Управления по делам религий при Кабинете Министров РТ Владимир Козлов; заместитель генерального директора Национального музея РТ Игорь Корнилов; заведующий отделом образования, науки и культуры Института татарской энциклопедии Академии наук РТ Евгений Липаков; ректор РИУ Рафик Мухаметшин; декан теологического факультета Российского исламского университета Дамир Шагавиев и заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского филиала Российской академии правосудия Айдар Юзеев.

Проведение государственной религиоведческой экспертизы совет будет осуществлять по запросам Управлении Министерства юстиции РФ по РТ.

Напомним, Экспертный совет по проведению религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ был сформирован в апреле 2009 года.


https://www.sova-center.ru/rel...

Минюст счел претензии Института религии и права по поводу деятельности Экспертного совета несостоятельными

05.06.2009 - 18:29, обновлено 20.10.2009

26 мая Министерство юстиции РФ направило ответ на обращение Института религии и права по поводу состава Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве. В письме, подписанном и.о. директора Департамента по делам некоммерческих организаций Ж.Джакуповым, отвергаются претензии Института.

Чиновник не считает Совет ангажированным и утверждает, что в его состав "вошли авторитетные научные работники различных научных и учебных заведений из разных регионов России, специализирующиеся в области религиоведения и права, в том числе имеющие ученые степени и звания государственные служащие, профессионально владеющие вопросами отношений государства и религиозных объединений и правоприменительной практики".

Прочие отмеченные Институтом религии и права нарушения в деятельности института были или проигнорированными, или сочтены несостоятельными. По мнению Ж.Джакупова, создание Совета не противоречит законодательству. Чиновник подчеркнул, что "решения Минюста России, принятые с учетом заключения религиоведческой экспертизы, имеющего только рекомендательный характер, могут быть обжалованы в суде".

29 сентября на имя директора Института религии и права Романа Лункина поступило еще одно письмо из Минюста, подписанное советником министра А.Чумаковым. В письме вновь говорится, что "довод об ангажированности членов Совета в пользу какой-либо из так называемых "традиционных" (православной, исламской) конфессий не имеет под собой оснований и не подтверждается формируемой Советом практикой". Однако чиновник обещает учесть пожелания Института "в процессе текущей деятельности".

Напомним, что состав Совета при Минюсте вызвал протесты религиозных организаций и научного сообщества.


https://www.sova-center.ru/rel...

В Москве создана Ассоциация православных экспертов и возобновила свою деятельность Корпорация православного действия

26.10.2009 - 13:40

24 октября в Москве состоялось первое заседание Ассоциации православных экспертов (АПЭ). В манифесте этой общественной организации названы ее цели: "Такие задачи как миссионерская экспансия Православия, христианское просвещение в светских школах и вузах, "симфония" Церкви и государства, единство Православной Церкви, преодоление расколов и интеграция всей православной цивилизации - являются для нас абсолютными императивами нашей деятельности".

"Православное экспертное сообщество должно само задавать дискуссию о церковных проблемах, а не допускать того, чтобы эта неизбежная дискуссия задавалась оппонентами Православной Церкви", - считают создатели АПЭ.

Своими задачами эксперты видят, в частности:

- "Обоснование и популяризация официальных позиций Православной Церкви по самым разным актуальным и глобальным вопросам. <...>

- Консультирование церковной иерархии по любым возможным проблемам, обеспечение перманентной динамичной связи между церковной властью и экспертным сообществом".

При этом в "Манифесте" подчеркивается, что "Ассоциация православных экспертов не выступает от имени Церкви, работает в постоянном диалоге со Священноначалием, - в соответствии с Социальной концепцией Русской Православной Церкви, утвержденной на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года".

Координаторами АПЭ являются священники, журналисты, общественные деятели. В их число, в частности, вошли: настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко), клирик Ивановской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), писатель Дмитрий Володихин, журналист Ольга Гуманова, учредитель Центра либерально-консервативной политики "Великая Россия" Александр Казаков, глава Византийского клуба "Катехон" Аркадий Малер, публицист Виктор Милитарев, пресс-секретарь "Союза православных граждан" Кирилл Фролов. Список координаторов и участников ассоциации является открытым.

В этот же день состоялась презентация Корпорации православного действия (КПД). Однако эта организация была создана в 2004 году при активном участии политолога Станислава Белковского, а затем прекратила свою деятельность. Состав участников обеих организаций в значительной степени совпадает.


https://www.sova-center.ru/rel...

Институт религии и права просит министра юстиции исключить из Экспертного совета "сектоведов" и объявляет всероссийскую акцию "Инквизиторам - нет!"

22.04.2009 - 12:29, обновлено 30.10.2009

Институт религии и права выступил с открытым обращением к министру юстиции Александру Коновалову по поводу состава Экспертного совета при Минюсте.

"Целый ряд членов Экспертного совета является не только представителями конкретной религиозной организации, но и людьми, известными своей борьбой с неправославными организациями и движениями в нашей стране с позиций православного сектоведения. Сектоведческая активность является церковно-общественной деятельностью, которая осуществляется при прямой или косвенной поддержке Русской православной церкви Московского патриархата. Однако далеко не все православные иерархи, священнослужители и миряне согласны с радикальными высказываниями и публикациями сектоведов, которые вносят разлад в межконфессиональные отношения в России и порождают межконфессиональные и государственно-конфессиональные конфликты, чему есть многочисленные примеры. Между тем, именно такие радикально настроенные сектоведы были включены в Экспертный совет и получили право давать рекомендации от имени государства, что резко выделяет их на фоне других членов Совета при Минюсте РФ", - говорится в подписанном директором института Романом Лункиным тексте.

Авторы обращения просят министра "предотвратить будущие конфликты и судебные тяжбы о нарушении в России прав верующих" и исключить из состава совета Александра Дворкина, Александра Кузьмина, Евгения Мухтарова, Андрея Васильченко, Льва Семенова.

Кроме того, в обращении отмечается, что "ранжирование организаций, нацеленных на публичное поощрение того или иного мировоззрения, на безнормативной, внеправовой основе через предоставление или непредоставление государством статуса религиозной организации на основе решения Экспертного совета нарушает:

- ст. 14 Конституции РФ, которая провозглашает, что Российская Федерация - светское государство и указывает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

- ст. 28 Конституции РФ в совокупности с п. 2. ст. 29 и ч.1 ст. 13 Конституции РФ, которые запрещают пропаганду мировоззренческого превосходства и неравенства;

- нарушается положение о том, что государство "не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (п.2 ст. 4 ФЗ № 125)".

Институт религии и права предлагает всем желающим подписать это обращение и объявляет начало всероссийской акции "Инквизиторам - нет!" против присутствия "сектоведов" в Совете при Минюсте.

Напомним, против Экспертного совета в нынешнем виде уже выступали представители научного, религиозного и правозащитного сообщества.

5 мая стало известно о том, что несколько тысяч членов одной из крупнейших в Удмуртии протестантских церквей - Церкви христиан веры евангельской "Филадельфия" города Ижевска - выразили недоумение по поводу присвоения статуса "государственных экспертов" людям, испытывающим неприязнь к протестантским церквям в России.

Старший пастор Церкви "Филадельфия" Павел Желноваков поддержал обращение к министру юстиции РФ Александру Коновалову и выступил с письмом, которое также поддержали несколько тысяч членов этой церкви.

Также поддержала обращение к министру Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня.

Акцию поддержали 200 членов Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) "Во имя Иисуса" Волгодонска Ростовской области. Они также выступили с обращением к президенту Д.Медведеву с просьбой предотвратить конфликты на религиозной почве в России.

В конце мая в поддержку акции выступили лидеры протестантских церквей Республики Саха (Якутия).

Также в поддержку акции выступили протестантская церковь Комсомольска-на-Амуре и пятидесятники городов Кировска и Апатиты Мурманской области.

Управление президента РФ по работе с гражданами Администрации президента Российской Федерации уведомило Институт религии и права, что оно получило их Обращение и направило его в Министерство юстиции РФ.

"Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации, получено.

В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" оно направлено в Министерство юстиции Российской Федерации", - отмечается в письме консультанта департамента письменных обращений граждан Р. Байкина.

В начале июня в поддержку акции выступили пасторы протестантских церквей Камчатки. "Считаем для себя морально неприемлемым молчать в условиях, когда гражданский мир и религиозная свобода в нашей стране подвергаются грубому идеологическому давлению", - заявили они.

В октябре 2009 года акция продолжилась в "Живом Журнале".


V. Обидеть художника может каждый. Те случаи, когда носители духовности проявляют неудовольствие в отношении буржуазного государства.


VI. Святые деньки.

https://www.sova-center.ru/rel...

В Татарстане Курбан-байрам объявлен нерабочим днем

29.10.2009 - 12:39

27 ноября в Татарстане объявлен нерабочим днем. В этот день мусульмане празднуют Курбан-байрам (праздник жертвоприношения).


VII. Святее Папы Римского. В Англии чуть было не запретили "Трёх поросят", щадя нежные души мусульман. Нечто подобное приключается и у нас.

VIII. Цеце (церковная цензура)


IX. Экуменическое

https://www.sova-center.ru/rel...

Готовятся новые поправки Минюста к закону "О свободе совести и религиозных объединениях"

12.10.2009 - 16:55, обновлено 03.12.2009

12 октября 2009 года стало известно о подготовке законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон О свободе совести и о религиозных объединениях: и в Кодекс РФ об административных правонарушениях".

Наиболее спорным является предложение не включать в число учредителей и участников религиозной организации лиц, осужденных "за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера". Этим же лицам запрещается заниматься миссионерской деятельностью.

Миссионерства касается значительная часть предлагаемых поправок. Напомним, о подготовке соответствующих поправок Минюст заявлял и раньше. Саму миссионерскую деятельность авторы законопроекта определяют как деятельность "среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в религиозное объединение, и осуществляемая религиозными объединениями либо уполномоченными ими лицами непосредственно, публично, при помощи средств массовой информации либо другими законными способами".

Особо отмечается, что "деятельность религиозного объединения в пределах зданий и сооружений религиозного назначения и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных на постоянной основе данному религиозному объединению для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев" не является миссионерской.

Зарубежные проповедники могут заниматься миссионерской деятельностью "от имени пригласившей их религиозной организации" и при наличии соответствующего документа от этой организации.

"В пределах объектов религиозного назначения, принадлежащих другому религиозному объединению" миссионерская деятельность возможна только с письменного согласия руководства этого объединения. В лечебно-профилактических учреждениях, домах престарелых, детских домах миссионерство разрешается также при наличии согласия руководства этих учреждений и людей, находящихся в этих учреждениях (либо их представителей или опекунов).

Запрещается вести миссионерскую деятельность "в пределах административных зданий государственных органов или органов местного самоуправления и на обслуживающих эти здания земельных участках".

Поправки предусматривают также административное наказание в виде штрафа за вовлечение несовершеннолетних в деятельность религиозного объединения вопреки их воле и (или) без согласия их родителей или других законных представителей. Под "вовлечением в деятельность" подразумевается "приглашение несовершеннолетнего для участия в собраниях религиозного объединения или не воспрепятствование несовершеннолетнему участвовать в собраниях религиозного объединения, путем проведения бесед с несовершеннолетним, передачи для ознакомления печатных, аудио - и видеоматериалов, а также предоставление несовершеннолетнему материальных благ за участие в деятельности религиозного объединения". Штраф может быть наложен как на физических, так и на юридических лиц.

Текст законопроекта опубликован на сайте Министерства юстиции.


http://www.religare.ru/2_69063...

 13 октября 2009 

Борис Клин

Спасение души запретят?

Источник: Известия

Вчера на официальном сайте Министерства юстиции России был опубликован проект поправок в федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" и в Кодекс административных правонарушений.

"Я больше не миссионер" – так отреагировал протодиакон Андрей Кураев на попытки чиновников упорядочить миссионерскую деятельность. Другие религиозные деятели тоже оказались, мягко говоря, удивлены законотворческой инициативой Минюста.

Законопроект предполагает жесткий контроль над религиозными группами. Они будут обязаны предоставлять государственным органам списки верующих. Кроме того, вводится понятие "миссионерская деятельность" – то есть "распространение своего учения среди лиц, не являющихся его последователями". Заниматься этим без доверенности от религиозной организации будет запрещено (иначе штраф до 5000 рублей).

"Если бабушка в поезде заговорит с попутчиками о своих болячках и о блаженной Матронушке, ее что, штрафовать надо?" – возмущается отец Андрей Кураев.

"Миссионерскую деятельность очень трудно кодифицировать", – сказал "Известиям" замглавы отдела по связям Церкви и общества Московского Патриархата священник Георгий Рощин.

Такого же мнения придерживается и управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Константин Бендас: "Я противник введения слова "миссионерство" в правовое поле. Это богословский термин, о сути которого не могут прийти к согласию даже члены одного религиозного объединения".

По мнению Бендаса, если власти опасаются иностранных проповедников, то вопрос проще решать соответствующими визовыми ограничениями.

Серьезные опасения религиозных деятелей вызывает запрет на миссионерство, сопровождаемое "предложением материальных, социальных и иных выгод с целью вовлечения граждан в религиозное объединение либо угрозой применения насилия, психологическим давлением, манипуляцией сознанием...". Под "иные выгоды" можно легко подвести обещание спасения души, а под психологическое давление – попадание в ад или рай.

Странным выглядит и наказание за "невоспрепятствование" присутствию несовершеннолетних в храмах без согласия родителей. Неужели священнослужители, заметив подростка, будут звать милицию?

– Законопроект открыт для обсуждения, – подчеркнул православный правозащитник и религиовед Роман Силантьев. – Я не вижу ничего плохого в доверенностях для миссионеров: сколько мошенников, прикрывшись рясами, собирают деньги?! Да и на одного отца Андрея Кураева приходится 5 "диомидовцев", вредящих Церкви. Любой человек, носящий "форму", должен иметь документ.

Заместителя муфтия Татарстана Валиуллу-хазрат Якупова требования предоставлять списки верующих не смущают: "Мусульмане своей веры не стесняются".

Тем не менее и христиане, и мусульмане, и иудеи считают, что законопроект нуждается в обсуждении и доработке.


https://rusk.ru/newsdata.php?i...

14 октября 2009

Протоиерей Евгений Соколов: «Это будет духовный терроризм против миссионеров»


Известный священник рассказал, к чему приведет законопроект, запрещающий миссионерствовать без специального документа…

протодиакон Андрей Кураев

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на урегулирование миссионерской деятельности, вызвал неоднозначные оценки.

В частности, известный миссионер протодиакон Андрей Кураев в своем блоге в «Живом журнале» пришел к выводу, что, согласно данному законопроекту, он больше не является миссионером. По его мнению, этот документ не проводит «различия между профессиональным миссионерством и ситуативным». «Если бабушка в поезде заведет разговор с попутчиками о своих болезнях и о блаженной Матронушке — ее что, штрафовать надо?» — задается вопросом отец Андрей.

Согласно законопроекту, право религиозной организации на осуществление миссионерской деятельности возникает со дня ее государственной регистрации. «Это право вытекает из ее долга. Наш долг миссии возложен на нас Христом, а не Минюстом с его „Федеральным органом“», — отмечает миссионер.

Он также подверг критике положение данного документа о том, что «миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации и (или) член ее руководящего органа. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации на основании доверенности, выданной соответствующей религиозной организацией или иного письменного документа, подтверждающего право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации». «Поскольку в законопроекте, — пишет отец Андрей, — не сказано „дьякона Кураева это не касается“, я считаю, что это и мне всунули кляп в рот».

Следующее положение документа протодиакон Андрей Кураев счет расплывчатым и неопределенным: «(..)Сопровождаемой предложением материальных, социальных и иных выгод с целью вовлечения граждан в религиозное объединение либо угрозой применения насилия, психологическим давлением, манипуляцией сознанием, то есть осуществляемой вопреки воле лиц, на которых она направлена (..)» «Иные выгоды — это что? Обещание спасения? Сопричастности к всемирной и национальной истории? — недоумевает отец Андрей. — И что значит „манипуляция сознанием“? пока не будет научного и правового определения этого термина (а эта дефиниция не должна быть обидна для правящей партии) — и в этом законе не может быть места для такого понятия».

По словам отца Андрея, положение законопроекта о том, что «осуществление миссионерской деятельности лицами, не имеющими документа, подтверждающего право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей, на юридических лиц от пяти до семи тысяч рублей», приведет к тому, что у него появится «повод просить милостыню на уплату предстоящих штрафов».

«А справку уполномоченного миссионера я получить в принципе не могу — поскольку в этом случае перестану быть „идиотом“, частным лицом», — заявил известный миссионер.

                                        Протоиерей Евгений Соколов

В связи с недоразумениями, вызванными законопроектом, призванным урегулировать миссионерскую деятельность, мы попросили руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерея Евгения Соколова дать оценку данному документу.

«Данный законопроект поднимает очень важный и тонкий вопрос: а что же считать миссионерством. Представим ситуацию, когда священник, встретившись в поезде с людьми, начинает рассказывать им о своих религиозных взглядах. Это миссионерство или нет? Имеет ли священник, не обладающий специальным удостоверением миссионера, право говорить о своей вере в поезде? Согласно, данному законопроекту, он не имеет такого права. Получается, что всем батюшкам будет выдаваться справка. А если батюшка случайно забудет взять с собой справку, то он теряет право на миссионерство? Это какой-то абсурд, это ненормально. Я никак не могу понять, чего добиваются этим законопроектом? Зачем нужны эти справки? Вероятно, данная мера направлена на пресечение деятельности сектантов, маргинальных религиозных групп. Но ведь с водой можно выплеснуть и ребенка. В конце концов, маргиналов и перерожденцев не так и много по сравнению с представителями традиционных для России конфессий. Безусловно, миссионерскую деятельность надо регулировать. На первый взгляд, можно решить, что этот законопроект направлен против сектантов и, в первую очередь, против секты „Свидетели Иеговы“, но я боюсь, что именно сектантам, причем всем поголовно, быстро понавыписывают справки, в отличие от православных, которые не так проворны. Сектанты воспользуются этим, я совершенно в этом уверен, зато нас будут преследовать за любое наше слово», — предостерегает протоиерей Евгений Соколов.

«Мы находимся в столь сложной и противоречивой ситуации, что приходится выбирать меньшее из двух зол. Обязывать священника миссионерствовать только со справкой значит затыкать рот многим миссионерам, готовых защищать Церковь и ее интересы, готовых отстаивать свою веру. Сам факт того, что теперь священника будут штрафовать за то, что он „посмел“ без справки защищать Православие, унизителен. Страшно не то, что священник за свою миссию будет вынужден выплачивать штраф, а в то, что такое положение для него унизительно. Неужели священник и в правду не имеет права миссионерствовать? А ведь миссионерством занимаются не только священники, но и старосты храмов, активные православные верующие. У меня есть группа активных студентов, которые проводят миссионерскую деятельность в общежитии, среди своего окружения. Что мне теперь всем выдавать справки? Причем справку надо иметь с собой, иначе придется заплатить штраф от 2 до 5 тысяч рублей. Это разве нормально?» — недоумевает известный миссионер.

«Я понимаю, что всегда будут маргиналы и перерожденцы, но принятие данного законопроекта заткнет рот действительно полезным миссионерам. Мне однажды на сайте нашего храма задали вопрос: является ли грехом то, что бабушка, которая живет с дочкой очень бедно, сдает комнаты нанимателям и из арендной платы не платит налоги. Я написал, что, конечно, это грех, но не смертный. Через несколько часом все сайты сообщали о том, что протоиерей Евгений Соколов призывает не платить налоги. Тогда я понял, что этот вопрос был провокацией. А данный законопроект может спровоцировать любого из нас. Он создаст мощное противодействие православной проповеди. При умелом манипулировании этим законом очень многим миссионерам можно закрыть рот. Я не понимаю, почему разработчики законопроекта не проводят консультации с Русской Православной Церковью? Почему они не собрали руководителей миссионерских отделов, чтобы обсудить эту проблему? Церковь должна высказать свое твердое мнение по поводу того, что проповедь становится только уделом избранных, уполномоченных. Получается, что человек за любой разговор на православную тему может быть подвергнут наказанию. Это совершенно ненормально», — считает отец Евгений.

«Люди, которые разработали этот законопроект, руководствовались, по всей видимости, „благими намерениями“. Эти люди совершенно не знакомы с основами Православия, они проявили полный дилетантизм. Меня всегда удивляло то обстоятельство, что когда разрабатывается законопроект, связанный с религиозной деятельностью, обычно привлекаются совершенные дилетанты в области религии, тогда, как к разработке законопроекта, затрагивающего экономическую деятельность, приглашают экономистов, к разработке проекта закона, касающегося уголовного права, приглашают экспертов по уголовному праву. Все почему-то считают себя специалистами в области религиозной деятельности. Я встречался с законодателями местного уровня, в большинстве своем они являются дилетантами в религиозной сфере, многие из них даже не знают, чем православный отличается от протестанта и даже от мусульманина. Почему к разработке законов, касающихся религиозной деятельности, привлекаются абсолютные дилетанты, глубоко неверующие люди, агностики, равнодушные к религии? Никак не могу этого понять. Это просто безобразие. Я как-то встречался с заместителем прокурора по Архангельской области, заместителем начальника ФСБ по области, первым заместителем начальника МВД по области, так вот, все трое признались, что ничего не понимают в религиозной сфере», — отмечает священник.

«И то, что в законопроекте не указан особый статус Православия и традиционных для России конфессий говорит о том, что в этом документе воплощен принцип толерантности как основной формы религиозной деятельности. Если законопроект примут в таком варианте, то это будет духовный терроризм против миссионеров. Я очень рад, что мы с отцом Андреем Кураевым солидарны в этом вопросе», — заключил протоиерей Евгений Соколов.

Русская линия


https://rusk.ru/newsdata.php?i...

14 октября 2009

Ксения Чернега: «Закон о миссионерской деятельности нужен»

Юрисконсульт Московской Патриархии рассказала о достоинствах и недостатках законопроекта, направленного на урегулирование миссионерской деятельности…

Ксения Чернега

«Этот законопроект призван урегулировать миссионерскую деятельность религиозных организаций, а не частных лиц, потому что урегулировать миссионерскую деятельность частного лица, то есть человека, который распространяет религиозные убеждения не от имени конкретной конфессии, а от самого себя, в принципе невозможно. Вместе с тем действительно законопроект требует, чтобы человек, который выступает от имени конкретной религиозной организации, имел документ, удостоверяющий свое право на миссионерскую деятельность. Без доверенности может действовать руководитель соответствующей религиозной организации и член ее руководящего органа. Например, если бы отец Андрей Кураев, став священников, занял должность настоятеля прихода, он мог бы миссионерствовать без всякой доверенности. Но в его нынешнем положении действительно нужно получить доверенность от того прихода, к которому он приписан как протодиакон Русской Православной Церкви. Я не понимаю, какие затруднения может вызвать получение такого документа. Думаю, что приход, в причт которого отец Андрей входит, с удовольствием выдаст ему такую доверенность», — заявила в интервью «Русской линии» юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега, комментируя проект федерального закона, направленного на урегулирование миссионерской деятельности, а также реакцию на него известного миссионера протодиакона Андрея Кураева.

«Эта норма направлена, прежде всего, на то, чтобы представители нетрадиционных конфессий, а также лица, которые не имеют отношения, например, к Русской Православной Церкви, не осуществляли миссионерскую деятельность от имени Русской Православной Церкви и не вводили в заблуждение граждан», — добавила юрист.

«Часто задается вопрос, а что будет, если священник будет беседовать о вере с тем или иным человеком в общественном месте, не привлекут ли его к административной ответственности за такую деятельность. В первую очередь, надо понять, что одно дело — распространять веру и говорить об основах веры, и совсем другое дело — пытаться вовлечь человека в религиозное объединение, то есть пытаться сделать его членом или участником конкретной религиозной общины или религиозной организации, навязчиво приглашать его на молитвенные собрания, на Богослужения, просить человека принять участие в деятельности конкретного религиозного объединения. Поэтому важно иметь в виду цель той или иной формы распространения информации о вероучении, той или иной формы беседы. Хотя, конечно, на уровне закона очень сложно провести разграничением между разговором о вере и вовлечением в религиозное объединение. Некоторые выражают опасение, что с принятием данного законопроекта в предложенной редакции позволит милиционерам инициировать административные дела в отношении священника, позволившего себе разговаривать о вере с каким-нибудь человеком, например, в электричке. В связи с этим опасением стоит отметить, что дело по административному правонарушению возбуждается в основном по заявлениям граждан, которые недовольны тем или иным лицом, осуществляющим миссионерскую деятельность. Основанием для возбуждения дела по административному правонарушению является, как правило, заявление гражданина», — отметила К.Чернега.

«Этот законопроект направлен, прежде всего, на ограничение миссионерской деятельности нетрадиционных конфессий. Безусловно, в этом законопроекте есть и слабые стороны. Русская Православная Церковь будет пытаться добиться исключения из законопроекта сомнительных положений, но в целом необходимость в законодательном урегулировании миссионерской деятельности давно уже назрела. Дело в том, что термин „миссионерская деятельность“ встречается в законодательных актах, поэтому его законодательная расшифровка и регулирование самого процесса осуществления миссионерской деятельности необходимы. Другое дело, что идеального определения миссионерской деятельности, конечно, дать невозможно. Та попытка, которую предпринял Минюст, нуждается в доработке, в обсуждении, надо подумать над некоторыми формулировками. Но, тем не менее, на мой взгляд, закон о миссионерской деятельности нужен», — выразила уверенность юрисконсульт Московской Патриархии.

«Хочу обратить внимание на то, что законопроект пока не внесен в Государственную Думу. Неслучайно он опубликован на сайте Минюста. Он вывешен для обсуждения, так что еще есть возможность добиться внесения каких-то изменений, усовершенствования этого законопроекта. Минюст направил данный законопроект на отзыв в официальные структуры Московской Патриархии. Некоторые наши соображения и предложения учтены в данном законопроекте, Русская Православная Церковь принимала участие в разработке этого текста, к сожалению, не все наши предложения были приняты. В частности, я согласна, что определение миссионерской деятельности нуждается в уточнении. Также я согласна с тем, что формулировка законопроекта — „..Сопровождаемой предложением материальных, социальных и иных выгод с целью вовлечения граждан в религиозное объединение либо угрозой применения насилия, психологическим давлением, манипуляцией сознанием, то есть осуществляемой вопреки воле лиц, на которых она направлена..“ — нуждаются в уточнении, однако могу сказать в оправдание Минюста, что эта формулировка точно воспроизводит ту формулировку, которая содержится в ряде международно-правовых актов», — отметила эксперт.

«Конечно, законопроект предусматривает ограничения миссионерской деятельности, осуществляемую среди лиц, которые не являются последователями соответствующего вероучения. Поэтому для того чтобы проповедовать среди таких людей нужно иметь удостоверяющий документ. В заключение хотелось бы отметить, что предложенный законопроект, безусловно, нуждается в уточнении, в усовершенствовании. В частности, меня настораживает то, что он не предусматривает административную ответственность за осуществление миссионерской деятельности с предоставлением недостоверной, ложной информации о конфессиональной принадлежности миссионера, когда миссионер вводит в заблуждение граждан. Когда сектант заявляет о себе как о православном, когда предъявляются подложные документы о конфессиональной принадлежности миссионера. Мне кажется, что для таких случаев надо предусмотреть административную ответственность», — заключила юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега.

Русская линия


http://www.portal-credo.ru/sit...

15 октябоя 2009

Мнение [ Архив публикаций ]

Эксперт Института прав человека ЛЕВ ЛЕВИНСОН: "Новые поправки к Закону "О свободе совести и о религиозных организациях" вторгаются не только в религиозную сферу, но в свободу слова в целом"

"Портал-Credo.Ru": На сайте Министерства юстиции РФ появился проект поправок к Закону "О свободе совести и о религиозных организациях" и в Кодекс об административных нарушениях, главным образом касающихся миссионерской деятельности и религиозных групп. Как Вы прокомментируете этот документ?

Лев Левинсон: Эти вопросы давно муссируются - на протяжении последних десяти лет, не менее. Как только был принят действующий закон "О свободе совести…", об этих поправках речь идет постоянно. Вот, наконец, появилось что-то текстуально оформленное.

Как показывает опыт, появление таких документов на сайте Минюста РФ носит зачастую провокационный характер. Буквально сегодня, 15 октября, на совместном заседании двух комиссий Общественной палаты РФ по правоохранительным органам и судебной реформе и по информационной политике рассматривали проект закона о контроле над Интернетом. Он тоже появился на сайте Минюста. Те представители исполнительной власти, которые были на этом заседании, сказали, что эти проекты не имеют никакой силы. Они не рассматривались нигде, кроме Минюста. По регламенту правительства они считаются не документом, а просто мнением некоей группы, которая их вывесила. Минюст вбрасывает эти вещи.

Этот текст мне кажется настолько бредовым, что это имеет признаки провокации. Я не могу это воспринимать всерьез. Но это полезная провокация. Минюст не с дурной же головы это вывешивает, а чтобы пощупать общественную реакцию. По Интернету сегодня была очень бурная реакция. Так что это, как говорится, вилами на воде писано. Но эти поправки нельзя рассматривать как подготовленные правительством. Это сделано для того, чтобы вызвать" брожение умов" и послушать комментарии. Основная новация – это статья 18 (1), связанная с миссионерской деятельностью, и связанные с ней поправки в КоАП об ответственности за их нарушение.

У меня такое впечатление, что этот проект поправок писали настоящие атеисты, кондовые, у которых понимание религии находится на советском уровне – детсада или советской школы. Рассматривать миссионерскую деятельность как нечто, что можно регламентировать таким образом, – это просто смешно. Миссионерская деятельность – это распространение религиозных верований и убеждений. Передача одними гражданами другим информации. С точки зрения церковной – это проповедь. Хотя наша традиционная Церковь довольно прохладно относится к миссионерству, уступает таким конфессиям, как, например, Свидетели Иеговы, но миссионерство свойственно почти всем религиям, за исключением таких закрытых, как зороастризм или езиды.

В проекте они пишут, что миссионерской деятельностью могут заниматься религиозные организации и группы и от их имени, кроме руководителей этих организаций, их члены на основании выданной им доверенности. Здесь совершенно невозможно разграничить, даже если подходить с той позиции, что здесь вообще возможно что-то регулировать, живое межличностное общение и миссионерскую деятельность от имени религиозной организации. Если человек стоит посреди своей улицы или деревни и что-то рассказывает о религии или в больничной палате пытается обратить в свою веру – неважно в какую – своих соседей – он занимается миссионерской деятельностью или нет? Если это будет православный христианин из РПЦ МП, то никто его в этом не упрекнет. Даже если он скажет, допустим, пойти к Матронушке или подлезть в Измайлово под каким-то там вязом, чтобы исцелиться. А если в этой палате окажется Свидетель Иеговы или член общества Сознания Кришны, или даже католик, то будет достаточно написать жалобу главврачу и заявить, что кто-то, не имея никакой доверенности, занимается миссионерской деятельностью. Здесь же нет критерия массового распространения веры – они дают понятие просто миссионерской деятельности. Под это понятие подпадают как проповедь на стадионе, в Киноцентре, так и беседа, допустим, с двумя гражданами на улице, и раздача книг, например, кришнаитами. Это как вода, утекающая между пальцами.

– Не кажется ли Вам, что предложенные поправки имеют очевидный коррупциогенный характер? Там, где появляется разрешительный принцип, – расцветает коррупция.

– Коррупция сама по себе плоха, особенно в такой сфере, когда это связано с представителями конфессий. Здесь возможно не только вымогательство денег, но и прямые провокации, как это случилось с южнокорейским протестантским пастором в Южно-Сахалинске, которого реально посадили на полтора года. У него вымогали деньги, чтобы его не трогали. Он эти деньги принес, и его арестовали. Так что это не просто коррупциогенность, но с подвохом. Это может как раз произойти с доверчивыми людьми, особенно с приезжими, которые не знают местных реалий. То, что эти поправки коррупциогенны, - даже доказывать не нужно.

Тут ведь в чём еще специфика этих новаций? Они не только коррупцию порождают, что само по себе плохо, но порождают еще и избирательное правоприменение. Тотальное применение этих поправок в нынешних условиях просто невозможно. У них совершенно конкретный прицел против нелюбимых "вредных" организаций, которые, по мнению так называемых "традиционных" конфессий, надо душить. В том числе и такую респектабельную конфессию, как Римско-католическая Церковь, особенно в некоторых регионах. Избирательно, конечно же, пострадают мусульмане. Ну и, естественно, протестанты, особенно харизматы.

– Тут есть еще один аспект. Фактически предполагается нарушение Конституции РФ, которая запрещает вмешательство государства во внутреннюю деятельность религиозных организаций, а эти поправки регламентируют одну из основных сторон их деятельности – миссионерскую.

– Действительно, они регламентируют, как вести проповедь.

– Если эти поправки будут приняты, могут ли они быть предметом рассмотрения в Конституционном суде?

– Предметом-то они могут быть, и основания для этого есть. Только Конституционный суд у нас сейчас весьма неповоротлив.

– Ну если не Конституционного суда, то, по крайней мере, Суда по правам человека в Страсбурге.

– Да. Если кого-то по этим поправкам накажут, - то это явное нарушение Конвенции о свободе слова и свободе информационного обмена. Эти поправки вторгаются не только в религиозную сферу, но в свободу слова в целом. Но что в этом случае забавно, что, например, Свидетели Иеговы, которые очень жестко организованны иерархически, просто выдадут такие доверенности всем своим членам.

Сейчас против Свидетелей Иеговы развернута повсеместная борьба. Причем хочу напомнить, что сейчас пытаются привлечь к ответственности тех, кто уже привлекался в советские годы, реабилитирован и носит в кармане удостоверение жертв политических репрессий, а сейчас их хотят репрессировать на тех же основании. Краска не просохла на печатях этих удостоверений, а их снова репрессируют. Это печальная картина. Но им доверенности легче всего будет получить. А вот мусульманам гораздо сложнее. У них же нет такой централизации.

Беседовал Владимир Ойвин,

"Портал-Credo.Ru"


https://www.sova-center.ru/rel...

РС ЕХБ направил обращение президенту в связи с готовящимися поправками к закону "О свободе совести и о религиозных объединениях"

23.10.2009 - 12:12

22 октября руководство Российского союза евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) обратилось к президенту РФ Дмитрию Медведеву с открытым письмом. В нем выражается беспокойство по поводу готовящихся поправок к Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Баптисты опасаются злоупотреблений при применении нового закона: "Предлагаемый закон грешит общими формулировками, что позволяет его дышло повернуть таким образом, чтобы человеку вышло наказание".

Кроме того, руководство РОСХВЕ выражает озабоченность тем, что проект закона "ухудшит моральную обстановку в обществе", "породит отчуждение между конфессиями", "поднимет волну религиозного преследования". Авторы обращения указывают на то, что новая редакция закона вступает в противоречие с Всеобщей Декларацией прав человека и повредит международному авторитету России.

"Проект закона о миссионерстве лишает нас христианского и конституционного права нести весть о христианской вере свободно, не опасаясь штрафов", - резюмирует руководство РОСХВЕ.


https://www.sova-center.ru/rel...

Один из разделов опубликованного ежегодного доклада Госдепартамента США посвящен свободе совести в России

27.10.2009 - 12:55

26 октября Госдепартамент США обнародовал ежегодный доклад о соблюдении cвободы вероисповедания в мире. В нем анализируется ситуация в этой сфере с июля 2008 по июнь 2009 года в разных странах.

Говоря о России, авторы доклада отметили отношение властей к некоторым конфессиям (в частности, "Свидетелям Иеговы") как угрозу государственной безопасности. Говорится также и враждебности по отношению к мусульманам, иудеям, католикам и другим неправославным вероисповеданиям, имеющейся в российском обществе.

В докладе упоминаются факты дискриминации и нападений на религиозной почве, однако в целом "вопросы религии не являлись причиной социальной напряженности или проблем для большинства граждан".


http://www.ng.ru/politics/2009...

29.10.2009 00:00:00

Госдеп оценил Патриарха Кирилла

В МИДе назвали доклад о религиозной свободе ангажированным

Павел Круг.

Тэги: госдеп, доклад, религия, свобода, патриарх, рпц


На этот раз Госдеп смягчил оценки по отношению к Русской церкви. Видимо, не зря Патриарх Кирилл общался с Бараком Обамой в Кремле.

Фото www.patriarchia.ru

Ежегодный доклад Госдепа США о религиозной свободе в различных странах мира, в том числе и в России, вышедший еще в понедельник, вчера вызвал разноречивые комментарии со стороны МИД РФ и представителей Русской православной церкви (РПЦ). Если в МИДе назвали документ ангажированным, то глава Синодальной комиссии Московской Патриархии по связям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин увидел в нем «прогресс в корректности отношений к российской юридической и общественной реальности».

России в документе отведено 20 страниц. Значительную часть из них занимает перечисление случаев нарушения свободы совести по отношению к самым разным религиозным общинам за последний год – среди них иеговисты, кришнаиты, старообрядцы, пятидесятники, мормоны...

В сжатом виде дана информация о каждом случае нарушения религиозной свободы. Подборка получилась солидная. Внимание экспертов привлек даже курьезный запрет на постановку рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», случившийся в Псковской области в начале мая текущего года.

Однако почти вся эта информация была почерпнута американскими экспертами из открытых источников – материалов российских правозащитных организаций и публикаций в российской прессе. Авторы доклада лишь собрали вместе эти сведения. Хотя в МИД РФ вчера заявили, что «текст российского раздела доклада практически дословно совпадает с его прошлогодней версией», на самом деле за последний год новых примеров нарушения свободы совести в России накопилось достаточно, и в документе они отражены. Без изменений остается только вводная часть, где рассказывается о населении, территории, законодательстве о религиозных культах.

Другое дело, что выводы американских экспертов, как и прежде, относят Россию к группе стран, в которых наблюдается ухудшение ситуации в сфере свободы совести, что не могло не вызвать негативной реакции российского МИДа. В этом списке мы находимся, кстати, в компании с Китаем, Северной Кореей, Саудовской Аравией, Ираном, Ираком, Венесуэлой, Израилем и рядом других стран, которые являются как противниками, так и союзниками США на международной арене.

Если МИД по старой привычке видит в касающейся России части доклада Госдепа ангажированность, то почему протоиерей Всеволод Чаплин в тот же день выступил с совершенно иным по духу заявлением о том же документе? По мнению священника, он «достаточно аккуратно описывает сложившуюся в России правовую систему взаимоотношений государства и религиозных объединений, а также структуры, которые существуют для диалога между государством и религиозными общинами. Появляются, хотя и в непропорционально маленьком объеме, упоминания об имущественных проблемах, которые существуют не только у религиозных меньшинств, имеющих хорошие контакты в Америке, но и у православных общин». Конечно, священник раскритиковал ряд утверждений из доклада, указал и на то, что РПЦ вопреки мнению правозащитников имеет право бороться с сектами. Однако непривычен сам факт – представитель РПЦ в целом позитивно отозвался о правозащитном докладе Госдепа! Отчего же такое могло произойти?

Есть два объяснения. Первое – американцы действительно стали более объективно оценивать ситуацию с религиозной свободой в России, что, собственно, и отметил протоиерей Всеволод Чаплин. С появлением в Белом доме президента Барака Обамы США вообще стали делать больше дружественных знаков по отношению к России, чем недружелюбных. В данном случае мы также имеем дело с жестом вежливости – критика в адрес Русской православной церкви в докладе заметно смягчена по сравнению с предыдущим периодом, при том что основной массив сведений о нарушениях свободы совести содержит весьма неприятные для МИД РФ факты. И второе, может быть, решающее обстоятельство. В докладе позитивно оценивается деятельность главы РПЦ. За минувший год «некоторые известные общественные лидеры, включая Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, предпринимали позитивные шаги для отстаивания религиозных свобод», – говорится в документе. Несмотря на то, что в докладе не уточняется, какие это были шаги, комплимент налицо. Не зря Патриарх Кирилл встречался с Обамой, когда тот летом приезжал в Москву. Если так пойдет и дальше, то в следующем докладе Госдепа будет написан целый раздел, живописующий межрелигиозный мир и согласие, царящее в России, а она сама поднимется в рейтинге стран, где торжествует свобода совести. Хотя до США в этом деле нам, конечно, еще далеко. А может быть, это вопрос традиции и представление о религиозной свободе в Европе все-таки отличается от того, что принято за океаном?


https://www.kommersant.ru/doc/...

Религия - опиум для госдепа

США доложили о проблемах верующих в России

Газета "Коммерсантъ" №202 от 29.10.2009, стр. 4

Госдепартамент США обнародовал вчера ежегодный доклад, посвященный свободе вероисповедания в мире. Россия раскритикована в нем за то, что религиозные свободы хоть и закреплены в Конституции, на деле регулярно нарушаются. В МИД РФ доклад назвали "политически ангажированным", а в РПЦ, напротив, документ госдепа сочли "корректным".

Доклад "International Religious Freedom Report-2009" (публикуется с 1998 года) подготовлен бюро по вопросам демократии, прав человека и труда госдепартамента США. Он посвящен тому, как соблюдаются религиозные свободы в большинстве стран мира. Про Россию в докладе сказано, что "Конституция гарантирует равенство всех религий перед законом, однако правительство не всегда с уважением относилось к этим гарантиям". Все нарушения разбиты на четыре категории: проблемы с регистрацией религиозных организаций, доступ к местам отправления культа, сложности с визами для иностранных религиозных деятелей, а также притеснение религиозных организаций и частных лиц.

Авторы отмечают, что за последний год в РФ зафиксированы случаи "негативного отношения общества к мусульманским этническим группам", нападения на синагоги в разных регионах страны, "враждебность к представителям Римской католической церкви, а также к другим неправославным христианским меньшинствам". Многие религиозные группы, говорится в документе, сталкиваются с трудностями при разрешении на постройку церквей. К примеру, представители мусульманских конфессий жаловались, что в Московской области у мусульман есть только 20 приходов, тогда как у Русской православной церкви (РПЦ) их 1,3 тыс., у протестантов — 320, а у баптистов — 60.

В докладе отсутствуют выпады в адрес российских властей, однако МИД РФ вчера документ резко раскритиковал. "Складывается впечатление, что авторы решили не утруждать себя изложением обновленной информации. Текст российского раздела доклада практически дословно совпадает с его прошлогодней версией и вновь содержит стандартный набор претензий в адрес России,— говорится в сообщении МИД РФ.— Такой подход вынуждает нас повторить неоднократно дававшиеся ранее оценки доклада госдепартамента США как политически ангажированного, передергивающего факты документа".

Примечательно, что с этой оценкой не согласились в РПЦ. "Уже в течение ряда лет в докладах госдепартамента наблюдается прогресс в корректности отношений к российской юридической и общественной реальности. Документ достаточно аккуратно описывает сложившуюся в России систему взаимоотношений государства и религиозных объединений",— говорит глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин. "Положительные сдвиги" в докладе увидел и сопредседатель Совета муфтиев РФ Нафигулла Аширов.

       Ярослав Сивульский


"На самом деле все куда хуже, чем обрисовано в докладе. Нас обвиняют в экстремизме, мы ощущаем давление спецслужб. Мы видим тенденцию к возврату во времена СССР, когда верующих сажали за религиозные убеждения в тюрьму",— не согласился с ними официальный представитель управленческого центра Свидетелей Иеговы в России (в Москве деятельность этой организации под запретом) Ярослав Сивульский. "С религиозной свободой у нас в стране стало хуже,— считает сопредседатель правозащитной организации "Славянский правовой центр" Анатолий Пчелинцев.— Существуют факты притеснения ряда протестантских церквей, люди в штатском врывались на богослужения и проверяли паспорта у верующих. Такого даже в советское время не было".


X. Умма

https://rusk.ru/newsdata.php?i...

20 октября 2009

Игумен Серапион (Митько): «Этот опыт необходимо внимательно изучать»

Известный миссионер считает, что однозначную оценку акции движения «Наши» «Пригвозди свой грех и сделай шаг к истинному покаянию» давать пока рано…

                                                 Игумен Серапион (Митько)

«На протяжении очень долгого времени православные миссионеры не использовали те методы, которые в наибольшей степени понятны людям современной культуры. Сегодня эти методы все чаще стали использоваться в миссионерской практике как представителями тех или иных епархий, так и общественными движениями, которые связывают свою деятельность с Православной Церковью. У многих православных христиан такого рода опыты вызывают недоумения, так как практика покаяния и исповеди освящена тысячелетней традицией Церкви. И эта традиция включает в себя конкретные формы покаяния. Однако даже в самой церковной практике в последнее время возникли некие новации, которых прежде не было. Например, это исповедь по записке, которая все шире распространяется в нашей церковной жизни. Элементом такой исповеди является то, что священник разрывает записку, и в сознании кающегося это действие приобретает некий сакраментальный смысл. Насколько это соответствует православной традиции — судить священноначалию. Однако нельзя не заметить то обстоятельство, что люди, приходящие в храм, ищут некоторых дополнительных актов, сопровождающих свое покаяние», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько), комментируя сообщение о том, что движение «Наши» проводит акцию «Пригвозди свой грех и сделай шаг к истинному покаянию».

«Что касается практики движения „Наши“, то блаженный Августин сказал в свое время замечательную фразу: „В главном единство. Во второстепенном свобода. Во всем любовь“. Для того, чтобы оценить этот неоднозначный опыт, нужно отдавать себе отчет в том, что прибивание записок с грехами к столбу не является таинством. Даже следуя принципу „единство в главном“, мы должны четко отделять таинство от тех практик кающегося, которые он использует в своей частной жизни. Современная цивилизация, которая пребывает во грехе и во многом осознает пагубность греха через страдания, которые он несет, выражает свое переживание в очень своеобразных формах. Но это не таинство. Скорее эта некая психологическая подготовка к таинству. Хорошо бы, если организаторы этой акции это осознавали. Я не знаю, насколько уместно участие священнослужителей в такого рода мероприятиях, но в любом случае они нуждаются в духовном сопровождении. Люди, которые проходят через такие мероприятия, должны быть направляемы в конкретный храм, клирики которого осведомлены о том, что к ним могут прийти люди, взыскующие покаяния таким своеобразным путем», — отметил отец Серапион.

«Второй принцип гласит, что „во второстепенном свобода“. Инициатива „Наших“ вызвала бурную реакцию очень многих людей, для которых верность традиции является главным в жизни. Однако необходимо понимать, что в данном случае речь не идет о сакраментологии. Это психологическая акция. Сейчас появилось много инициатив миссионерского плана. И эти инициативы вызывают разные мнения в Церкви. Некоторые поддерживают их полностью. Другие их полностью отвергают, считая их не соответствующими православной духовности и церковности. Необходимо осознавать, что на фоне отсутствия какого-то опыта в данной сфере, все совершаемые сейчас опыты по определению не могут быть совершенными. Мы, православные, хранящие то, что складывалось веками, должны понимать, что для окончательного оформления таких опытов как церковных практик должно пройти длительное время, потому что многое в Церкви возникало и исчезало. Многое также возникало и оставалось, пройдя через рецепцию церковного народа. Поэтому я полагаю, что этот опыт необходимо внимательно изучать. Хорошо было бы, если бы этот опыт находился под наблюдением священноначалия. В любом случае нельзя подходить к такого рода технологиям как к чем-то состоявшему, окончательному, завершенному и совершенному и, следовательно, подлежащему нашей окончательной оценке», — продолжил игумен Серапион (Митько).

«Согласно третьему принципу, „во всем любовь“. Исходя из того, что сейчас миссионерство находится на этапе становления, нам необходимо стараться хранить мир в тех дискуссиях, которые по этому поводу ведутся с обеих сторон. Потому что в конечном итоге эти люди в своих действиях руководствуются благими намерениями — желанием привлечь людей современной культуры в Церковь. Но каждый человек вправе ошибаться. И поэтому дискуссии по данному вопросу должны проходить в духе христианской любви и в духе понимания того, что новоначальные опыты нуждаются во внимании со стороны Церкви, в наполнении их благодатной силой и в поддержке», — отметил он.

«Многое зависит от организаторов этих мероприятий. Если они будут четко осознавать границы своего миссионерского действия как некоего акта, приводящего людей к покаянию, пусть и таким своеобразным путем, это явление имеет возможность послужить на благо Церкви. Если же организаторы будут воспринимать это как некую замену таинству покаяния, это может послужить Церкви во вред. Важно и то, чтобы участники такой акции, то есть молодые люди, „прибивающие грех“, понимали: для того, чтобы очистить свою душу, недостаточно просто прибить к столбу гвоздем записку с названием греха, следует прийти в храм и получить отпущение грехов после исповеди у священника», — подчеркнул игумен Серапион (Митько).

Русская линия


https://rusk.ru/newsdata.php?i...

22 октября 2009

Протоиерей Евгений Соколов: «Акция движения „Наши“ нивелирует святость»

По мнению руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии, прокремлевское движение превратило исповедь в игру…

Протоиерей Евгений Соколов

«Одно из самых страшных явлений, которые происходят в духовной жизни нашей страны, — это потеря благоговения. Это понятие уходит из нашей повседневной жизни, многие теперь даже с трудом понимают, что такое благоговение. Примитивизм, который вносится в религиозную жизнь, в том числе и не без участия многих наших известных миссионеров, вызывает у меня резкий протест. В моей памяти в связи с этим всплывает одна старая телевизионная картинка, на которой Алла Пугачева вместе со своими друзьями устроила Прощеное воскресенье при полном застолье. Они просили друг у друга прощения в глумливой, издевательской форме. Это была мерзость, насмешка над идеей Прощеного воскресенья. Акция движения „Наши“ не так мерзка, по форме она мягче, но, по сути, то же самое. Таинство исповеди — это встреча человека с Богом. Это страшно. Человек, которому приходится встречаться с высоким руководителем, тщательно готовится к такой встрече, он приводит в порядок свои чувства, свои мысли и даже свой внешний вид. Напротив, игра, допускаемая движением „Наши“ в таком великом таинстве, как покаяние, благодаря которому человек должен осознать свою греховность, вызывает у меня резкий протест», — заявил руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, комментируя сообщение о том, что движение «Наши» проводит акцию «Пригвозди свой грех и сделай шаг к истинному покаянию».

«Это примитивизация веры, примитивизация таинства, это потеря любви к Богу. Все это говорит об отсутствии у организаторов акции благоговения. Вероятно, у этих людей полностью атрофировано благоговение и страх Божий. Человек, у которого есть вера, есть любовь к Творцу, не будет представать перед Ним таким образом. Подобная акция — это духовная мерзость. То, что творит это молодежное движение, — это, как говорится, Бог им судья. Но я не понимаю, почему духовники не остановят эту мерзость. Ведь для объяснения смысла таинства исповеди можно провести семинар, на котором рассказать о том, как избавляться от грехов, поделиться своим опытом борьбы с грехами, обменяться мнениями. Мне горько, больно и противно, когда таинство исповеди переводится в игру, выносится за таинство», — признался протоиерей Евгений Соколов.

Акция *Пригвозди свой грех и сделай шаг к истинному покаянию* 

«Предполагаю, что организаторы этой акции осознают, что они делают, тогда как участники акции делают это неосознанно, потому что, если бы они осознавали, что они делают, то их обуял бы страх Божий. Святые восходили духовно молитвой, постом и добрыми делами, при этом они постоянно испытывали страх Божий. На страхе Божием воспитывалось огромное число святых. Страх Божий — это важная составляющая духовной жизни. Страх Божий — это не боязнь наказания, а страх сделать неугодное Богу, боязнь совершить что-либо вопреки духовным правилам и духовным законам. Надеюсь, что большая часть участников этой акции не понимает, что делает, потому что-то, что они делают, — это поношение веры. Это полное отсутствие страха Божия, это очень большой грех, я не понимаю, чем думали организаторы этой акции. Священное Писание говорит, что начало премудрости — это страх Божий. В этой акции нет страха Божия, значит, и о премудрости не может быть и речи. Именно отсутствие благоговения и страха Божия и приводит к таким акциям, которые вызывают у меня как у священника отторжение. Возможно, что такие акции и приводят единицы в Церковь. Но в данном случае исключение лишь подтверждает правило. Большинство людей такие акции отталкивают от Бога», — сказал руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии.

«Акция превращает таинство исповеди в игру. А чем страшен юмор? Тем, что он святые, патриотические понятия нивелирует, низводя их к пошлости, банальности, обыденности. Акция движения „Наши“ нивелирует святость. Для молодежи, которая играет в исповедь, исчезает понятие святости, эта акции отталкивает ее от веры. Эта акция не приводят к вере, а, наоборот, от нее уводит», — заключил протоиерей Евгений Соколов.

Русская линия

Аве!

Вчерашняя инаугурация президента Российской Федерации Владимира Путина прошла в несомненно летописный и переломный момент истории. В момент глобального противостояния между умирающим американским ...

Бежавший испанский наемник: "Из отряда выжили только 17 из 109 солдат"
  • Hook
  • Вчера 16:51
  • В топе

Испанский наёмник Джонатан Гуисадо Гарсия, известный как Пантера, ранее служивший в "Интернациональном легионе" Украины, бежал домой после того, как русская ракета атаковала их базу и ун...

Учительница жалела избивавшего каждый день русских детей Ахмада (имя изменено), тем, что сама разнимала драки и не вызывала полицию, теперь "в благодарность" она стала фигурантом уголовного дела о побоях.

Учитель преподает в младших классах, в школе номер восемь в свердловском городке Березовский. Педагогический стаж – больше 20 лет, это значит она давно профессионал своего дела. — На самом деле, ...