ГПУ о духовности. 2-е полугодие 1922 года

3 349

ГПУ о духовности. 1-е полугодие 1922 года - https://cont.ws/@mzarezin1307/...


Продолжаем. 

Сообщения о проявлениях духовности во второй половине 1922 года из обзоров и сводок ГПУ. 

Какое складывается впечатление:

1) духовность сама по себе - побочная, второстепенная проблема для Советской власти;

2) да и граждане в подавляющем большинстве случае озабочены не духовностью, а реальными проблемами реальной жизни;

3) и уж совсем сложно предположить, что для властей борьба с церковью (и уж, тем более, борьба с какими-то мифическими персонажами, к которым церковь апеллирует) является самостоятельной задачей.



http://istmat.info/node/22799

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за июль 1922 г.

Август 1922 г.

КРЕСТЬЯНЕ

 Процесс эсеров почти не коснулся деревни, зарегистрированы единичные волости, где вопрос этот освещался. В большинстве случаев принимались резолюции благоприятные, и лишь в Тамбовской губ. в Липецком у. под влиянием агитации кулаков и контрреволюционных элементов отвергнута резолюция о применении к эсерам сурового наказания. Изъятие церковных ценностей также прошло при полнейшей индифферентности крестьянства к этому вопросу. Не заинтересовал их также и происходящий ныне раскол в церкви. И даже бандитизм, который столь долгое время питал себя во всех отношениях силами деревни, и тот потерял ныне всякие корни в крестьянстве, распылился, выродился в уголовщину и как таковой вызывает лишь враждебное отношение к себе как к силе, препятствующей быстрому восстановлению хозяйства. ...

ЦЕРКОВНИКИ

В прошлом обзоре была дана характеристика трем основным группам православного духовенства, которые явились результатом нового обновленного движения.

Группы эти следующие: обновленная, выжидающая и реакционная.

Из перечисленных трех течений наиболее многочисленным до сего времени остается реакционное течение, в котором объединены почти все влиятельные и авторитетные среди верующих элементы из церковных верхов.

Раскол среди духовенства, охвативший своим движением почти всю Россию, последнее время замедлился. Это объясняется тем, что обновленцы до некоторой степени исчерпали весь запас попов, которые, благодаря расколу, пошли за реформаторами. Надо сказать, что контингент вербованных состоит из большого количества пьяниц, обиженных и недовольных князьями церкви, что в значительной мере способствует развитию антагонизма между двумя основными течениями духовенства.

Сейчас приток прекратился, ибо более степенные, истинные ревнители православия к ним не идут, среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы. Этим обстоятельством пользуется реакционное духовенство в целях дискредитирования новообновленческого движения, ему удалось в Челябинске, Самаре и других городах, где ранее обновленцы провели резолюцию в духе поддержки ВЦУ, теперь срывать собрания, выносить резолюции о непризнании ВЦУ.

А о верующей массе и говорить не приходится. Если не считать весьма незначительных единичных переходов на сторону обновленцев, можно считать, что раскол в церкви, расколовший духовенство, не коснулся еще верующей массы. Правда, вопрос этот в сильной степени волнует ее, но она по-прежнему остается верна старым традициям.

Что касается изъятия ценностей, то оно по всей Республике окончательно закончено. Среди духовенства и верующих эксцессов и агитации против изъятия за текущий период времени не наблюдалось.

Несколько слов о баптистах. За последнее время заметно их сильное количественное размножение и рост общин среди крестьянских масс. Ими усиленно вербуются новые члены. На собраниях, ими устраиваемых, делаются довольно резкие выпады против Советской власти.

В 5-х числах сентября в Москве должен состоятся всероссийский съезд евангельских христиан.

Баптисты назначают свой съезд на это же время, [в] которое должно произойти окончательное слияние баптистов с евангелистами под наименованием Всероссийский союз евангелистов христиан баптистов.


http://istmat.info/node/22800

Обзор внутреннего политического положения РСФСР по округам за июль 1922 года.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

(Владимирская, Вотская, Воронежская, Вятская, Иваново-Вознесенская, Курская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Орловская, Пензенская, Рыбинская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская)

...

В Орловской, Тамбовской, Курской, Рязанской и Пензенской губ. отмечается солидарность местного духовенства с новым обновленческим церковным движением. В Иваново-Вознесенской губ., в связи с распоряжением Владимирского митрополита о поминовении в церквах патриарха Тихона, дальнейшая работа по обновлению церкви замедлилась. В г. Коломне Московской губ. состоялось собрание уездного духовенства, на котором выяснилось отрицательное отношение духовенства к новой церковной реформе. У епископа Феодосия обнаружено воззвание патриарха Тихона. В Пензенской губ. отмечается недоверчивое отношение населения к новой церковной реформе. В Москве на многих улицах Хамовнического района были расклеены листовки — воззвания за подписью Агафангела с призывом к архипастырям самостоятельно управлять округами.

...

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

(Архангельская, Вологодская, Зырянская, Карельская, Мурманская, Новгородская, Олонецкая, Петроградская, Псковская, Северо-Двинская, Череповецкая)

...

В тех же числах июля в Новгородской губ. банда Васильева в 30 человек произвела налет на г. Демьянск, где разгромила все советские учреждения, кооперативы, разрушила милицию и освободила из тюрьмы 210 человек заключенных. По выходе из Демьянска к банде присоединилось еще 40-50 человек местных жителей. Лозунги банд — несдача налога и церковных ценностей. В середине месяца арестован организатор банд Новгородской губ. бывший полковник. Отношение населения к бандам, за исключением нескольких кулацких волостей, враждебное. ..

В заключение несколько слов об изъятии ценностей и санитарном состоянии губерний Северо-Западного края.

Изъятие церковных ценностей почти повсеместно уже закончено. В связи с изъятием отмечается усиление антисоветской агитации в Зырянской обл. и Северо-Двинской губ., успехом среди населения, однако, не пользующейся.

...

УКРАИНА

(Волынская, Донецкая, Екатеринославская, Запорожская, Крымская, Киевская, Кременчугская, Николаевская, Одесская, Подольская, Полтавская, Харьковская и Черниговская)

...

В Полтавской губ. отмечается недовольство среди черносотенного духовенства вследствие ареста главы и идейного руководителя последнего Зеленцова.

ТУРКЕСТАН

(Ташкентская, Амударьинская, Туркменская, Семиреченская, Самаркандская, Ферганская, Сырдарьинская и Джетысуйская)

Баями и муллами ведется скрытая панисламистская агитация, распространяются прокламации с призывом к избиению коммунистов и евреев. В Невском и Тедженском у. Туркменской обл. не прекращается контрреволюционная агитация мусульманского духовенства.

Наибольших размеров вражда между киргизскими и русскими крестьянами достигла в Джетысуйской обл. Здесь антагонизм проявляется решительно во всем. Так, в Пишпекском районе Джетысуйской обл. отмечаются массовые случаи потравы мусульманским скотом посевов, принадлежащих русским крестьянам.

...

http://istmat.info/node/22802

Обзор внутреннего политического положения РСФСР за сентябрь 1922 года

15 октября 1922 г.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

...

На Северном Кавказе антисоветское движение возглавляется остатками белогвардейцев, до сих пор еще не вытравленных отсюда со времени деникинщины. Значительную роль играет также мусульманское духовенство.

На Северном Кавказе более всего тревожно положение Горреспублики и Чечни, где власть бессильна противостоять напору кулацкого элемента, натиску мусульманского духовенства, ведущего безудержную националистическую агитацию.

...

КРЕСТЬЯНЕ

 Слабость хода продкампании в Горреспублике и в Грузии не случайная. Эти две республики являются объектом наиболее сильной контрреволюционной работы, почти открыто ведущейся на всей территории Кавказа, на Северном Кавказе — остатками русской белогвардейщины и духовенством, на Юге — местными шовинистическими партиями, а также грузинскими меньшевиками.


http://istmat.info/node/22803

Обзор внутреннего политического положения РСФСР за октябрь 1922 года

Декабрь 1922 г.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

... Продкампания в Туркестане развивается слабо. Во многих районах приходится применять продотряды. Кулаки и мусульманское духовенство ведут агитацию повсеместно против продналога. Под влиянием агитации в некоторых районах Туркменской обл. имело место вооруженное сопротивление крестьян продотрядам. Повсюду массовое злоупотребление продработников. Милиция занимается вымогательством. В связи с продкампанией усиливается вражда между русским и туземным населением. Население Ташкентского района, поддерживаемое и возбуждаемое контрреволюционно настроенными сельскими властями, во многих случаях доводится ими до открытой поддержки басмачей.

...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПАРТИЙ И ГРУППИРОВОК

Монархисты

...

Использование монархистами церкви. За последнее время поступающие с мест сведения отмечают усиление монархической агитации в связи с процессами церковников. Монархисты, группирующиеся вокруг черносотенного духовенства, стремятся создать в церковно-приходских советах свои ячейки.

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО

Ослабление влияния ВЦУ. В связи с междоусобицами в среде православного духовенства и происшедшей реорганизацией ВЦУ, работа последнего значительно ослабела. Связь с местами почти совершенно прервалась. На местах же духовенство, предоставленное самому себе, шатается между различными течениями, ни к кому решительно не примыкая.

Развал на местах. Наибольшей популярностью пользуются группы «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Древнее», «Апостольская церковь». В глазах местного духовенства авторитет ВЦУ значительно пал.

Неиспользование раздоров в ВЦУ тихоновцами. Раздорами в самом ВЦУ и между отдельными группами воспользовались приверженцы бывшего патриарха Тихона. В Рославльскому. Смоленской губ. епископ Вениамин прогнал уполномоченного ВЦУ, разжаловав попов обновленцев. Аналогичные явления имели место в целом ряде других городов.

Усиление тихоновщины. Усиление ВЦУ к концу месяца. Духовенство тихоновского толка проявляет стремление создать новую группу, как они ее называют «аполитичную».

Все указанные явления имели место в начале октября.

Но к концу же этого месяца положение реорганизованного ВЦУ стало как будто бы улучшаться. Оно наметило своей ближайшей задачей снять со всех церковных должностей приверженцев Тихона и поставить взамен их обновленцев. Контрреволюционной деятельности со стороны духовенства за отчетный период отмечено не было.

Баптисты

Баптисты. За последний период времени замечается сильное недовольство баптистов Советской властью, что вызвано, по всей вероятности, запрещением созыва всероссийского съезда баптистов. Численность баптистов за последнее время возросла.

Прочие секты

Прочие секты. Другие секты, как-то: толстовцы, трезвонники, Армия спасения и другие — за октябрь ничем себя не проявили, если не считать их проповедей, в коих они изображают себя мучениками за Христа.


http://istmat.info/node/22840

Госинфсводка информационного отдела ГПУ за 1 ноября 1922 года №206/480

Москва 2 ноября 1922 г.

СИБИРЬ

Омская губ. (Госинфсводка № 42,18 октября)

5. В Славгородском у. сильно развилась выделка самогонки. Члены волисполкомов и сельсоветов не только не принимают никаких мер к запрещению винокурения, но и сами большей частью этим же занимаются.


http://istmat.info/node/22841

Госинфсводка за 2 ноября 1922 года № 207/481

Скрыть Реквизиты

3 ноября 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Пензенская губ. (Церксводка № 28,28 октября)

7. В связи с расколом ВЦУ местное духовенство прекратило всякую работу по обновлению церкви. Церковный совет постановил сдать все оставшиеся в церквах ценности.

ПРИВОЛЖЬЕ

Саратовская губ. (Госинфсводка № 3064,27 октября)

7. Духовенством ведутся подготовительные работы к назначенному на 30 ноября епархиальному съезду. В г. Кузнецке арестован протоиерей, возглавляющий группу «Церковное возрождение», за распространение агафангельских воззваний.

Симбирская губ. (Госинфсводка № 85 и 86 от 28 октября, Церксводка № 8, 21 октября)

7. Общее собрание городского духовенства Симбирска постановило признать ВЦУ. Отношение уездного духовенства к церковному обновлению враждебное.


http://istmat.info/node/22842

Госинфсводка за 3 ноября 1922 года №208/482

4 ноября 1922 г.

КИРГИЗСКИЙ КРАЙ

Уральская губ. (Госинфсводка № 75)

5. Наблюдается развитие среди населения пьянства и выделки самогонки.


http://istmat.info/node/22843

Госинфсводка за 4 и 5 ноября 1922 года № 209/483

6 ноября 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Ярославская губ. (Госинфсводка № 4348 от 25 октября)

5. Выделка самогонки принимает широкие размеры. Борьба с указанным явлением пока положительных результатов не дает.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

Псковская губ. (Церксводка № 25,26 октября)

7. По-прежнему активно работает островская группа «Живая церковь». С центром связь, однако, еще не налажена.

ПРИВОЛЖЬЕ

Башреспублика. (Госинфсводка № 66,28 октября)

5. Проводится кампания по перевыборам сель- и волисполкомов. В г. Каргела в перевыборах горсовета принимали участие кулаки и торговцы, духовенство, которые провалили список коммунистов. По протесту старого состава горсовета перевыборы ВЦИКом были признаны незаконными.



http://istmat.info/node/22845

Госинфсводка за 8 ноября 1922 года № 211/485

9 ноября 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Костромская губ. (Госинфсводка № 2735,1 ноября)

7. В деревнях сильно развита выделка самогонки. Борьба в уездах с указанным явлением почти не ведется вследствие развитого среди милиционеров пьянства. Во многих уездах развился уголовный бандитизм.

Реакционное духовенство проявляет большую активность и ведет агитацию среди верующих и духовенства против управляющего епархией Севастьяна, примкнувшего к группе Антонина.

Владимирская губ. (Госинфсводка с 31 октября по 4 ноября)

1. Настроение рабочих за исключением рабочих Стекольного завода удовлетворительно. На многих заводах (Нечаевский, Вознесенский, Голубьевский) среди рабочих развито пьянство и выделка самогона. Жилищные условия рабочих плохие. На частных предприятиях ячеек РКП не имеется.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

Вологодская губ. (Госинфсводка № 2134,30 октября)

7. Консерваторы священники организуют группу, пригласив для руководства ею епископа Кирилла. Последнее собрание прошло бурно, епископу не давали говорить.


http://istmat.info/node/22846

Госинфсводка за 9 ноября 1922 года № 212/486

10 ноября 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Иваново-Вознесенская губ. (Госинфсводка № 70,4 ноября)

7. Реакционное духовенство Кинешемского у. проявляет активность. Ими созданы кружки верующих и сочувствующих им.

СИБИРЬ

Красноярская губ. (Госинфсводка, 28 октября)

7. В Минусинском у. священники, члены группы «Живая церковь», праздновали 5-летие Октябрьской революции торжественными богослужениями.


http://istmat.info/node/22847

Госинфсводка за 10 ноября 1922 года № 213/487

11 ноября 1922 г.

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ КРАЙ

Горреспублика. (Госинфсводка № 58 от 23 октября)

7. С прибытием в Чечню красноармейского отряда в 400 штыков, 100 сабель и 3-х пулеметных команд с 50-ю пулеметами настроение чеченцев внешне улучшилось, однако, положение в Чечне остается весьма серьезное. Отношение чеченцев к Советской власти враждебное. Местные националисты ведут усиленную агитацию среди чеченцев и пользуются большим сочувствием населения. По многочисленным сведениям видно, что деятели-националисты прилагают все усилия к тому, чтобы окончательно сорвать продкампанию, организовать вооруженные отряды для борьбы с Советской властью и объявить ей «священую войну». Обширная агентура националистов, состоящая из мюридов и митаев, успешно работает среди населения; как в плоскостной, так и в горной Чечне царит полное безвластие.

Некий Али Бамат Гирей Хаджи238, стоящий во главе националистической организации и пользующийся популярностью среди чеченцев, стремится захватить в свои руки власть в Чечне. Однако этому препятствует само население, боящееся поднимать восстание. Гирей Хаджи соорганизована банда в 600 человек местных жителей, расположившаяся в районе крепости Шатой. Выезд из крепости русским и чеченским совработникам не представляется возможным.

ТУРКЕСТАН

Туркменская обл. (Госинфсводка № 57,17 октября)

7. Выделка самогонки и кишмишевки усиливается на всем протяжении области.


http://istmat.info/node/22851

Госинфсводка за 15 ноября 1922 года № 217/491

16 ноября 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Рязанская губ. (Госинфсводка № 3526,4 ноября)

7. В уездах происходят съезды духовенства в целях организации союза «Возрождение церкви».

Пензенская губ. (Госинфсводка №71,3 ноября, № 72,10 ноября)

7. Духовенство «Живой церкви» вторично выпустило воззвание с призывом о немедленной сдаче всех церковных ценностей. По уездам проходят съезды духовенства под руководством уполномоченных «Живой церкви»,

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

Псковская губ. (Госинфсводка № 80,9 ноября и 81,9 ноября)

7. Группа псковской православной церкви активности не проявляет. От духовенства уездов поступают заявления о желании примкнуть к группе «Живой церкви».

Северо-Двинская губ. (Госинфсводка № 8,31 октября)

7. Губисполкомом при губэкосо создана комиссия по борьбе со взяточничеством. Борьба с пьянством ведется путем предания суду самогонщиков.

ЗАПАДНЫЙ КРАЙ ССРБ

7. Деятельность контрреволюционных групп концентрируется вокруг Института белорусской культуры. В названном институте имеются представители национальной белорусской интеллигенции. Среди них главную роль играют деятели белорусских национальных социалистических партий. Работа их сводится главным образом к воспитанию национального самосознания среди белорусской молодежи и к агитации за независимость Белоруссии, ибо Советская власть тормозит развитие белорусской культуры. Главными очагами пропаганды являются высшие учебные заведения: Подтехникум, Белорусские курсы, где члены Инбелкульта занимают кафедры и состоят преподавателями. Инбелкульт выпустил воззвание об автономии белорусской церкви.

КАВКАЗ

Азербайджан. (Бандсводка № 21,11 ноября)

7. По сведениям 2 ноября житель сел. Некдарду Бахул-Бахчей-эфенди, стоящий во главе банды и именующий себя «персидским патриархом», ведет агитацию против коммунистов, молокан и баптистов. Им распространяются воззвания на персидском языке среди населения Кубатлинского и Карякинского у. Банда названного «патриарха» насчитывает 100 всадников. Ею совершаются налеты на советские учреждения. По сведениям, 8 ноября в Шемахинском у. обнаружена банда Эбери, состоящая из 200 крестьян. Банда разбита на три группы, руководимые 18-ю главарями.


http://istmat.info/node/23112

Госинфсводка за 17 ноября 1922 года № 219/493

18 ноября 1922 г.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

Псковская губ. (Церксводка № 20)

7. В г. Пскове состоялся губсъезд духовенства и мирян. Съезд прошел под представительством псковского епископа Геннадия, проводившего на съезде реакционную политику.

УРАЛ

Пермская губ. (Госинфсводка № 87,11 ноября и Церксводка № 33,11 ноября)

7. Среди верующих и интеллигенции большой популярностью пользуется группа церковного возрождения.


http://istmat.info/node/23118

Госинфсводка за 21 ноября 1922 года № 222/496

22 ноября 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Курская губ. (Госинфсводка № 78,16 ноября)

7. Реакционное духовенство никакой активности не проявляет. Отношение населения к отречению патриарха Тихона и переходу центральной власти к церковному правлению безразличное.


http://istmat.info/node/23119

Госинфсводка за 22 ноября 1922 года № 223/497

23 ноября 1922 г.

УКРАИНА

Подольская губ. (Госинфсводка № 142,2 ноября)

7. Отношение интеллигенции и духовенства к Советской власти враждебное. Среди обеих групп отмечается усиление сочувствия петлюровцам. Местами интеллигенция ведет петлюровскую агитацию.

ЮГО-ВОСТОК

Горская республика. (Госинфсводка № 59,4 ноября)

7. С прибытием красного отряда в с. Шали (политический центр Чечни) политположение Чечни несколько улучшилось, что вызвано страхом перед военной силой. Все симпатии чеченцев однако остаются на стороне чеченских националистов. По непроверенным пока сведениям в Чечне восстанавливается армия Северо-Кавказского эмирства, бывшая под командованием Уузма-Хаджи. Армия восстанавливается (по слухам) под руководством вождя чеченских националистов Али-Митаева. Правые эсеры ведут работу среди казачества в целях срыва посевкампании. Левые эсеры активности не проявляют.

За отчетный период во Владикавказе состоялся епархиальный съезд. Епископом избран протоиерей Малиновский; сочувствующий группе «Живая церковь». В Грозном почти все духовенство примыкает к группе «Церковного возрождения». Отношение верующих к группе «Возрождение» сочувственное. Влияние на верующих группы «Живая церковь» слабо. Магометанское духовенство идет рука об руку с разными авантюристами Чечни, агитируя против Советской власти.


http://istmat.info/node/23221

Госинфсводка за 23 ноября 1922 года № 224/498

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Пензенская губ. (Госинфсводка №2830, 17 ноября и Церксводка №283, 17 ноября)

7. 13 ноября в Пензе группой «Ж[ивая] ц[ерковь]» было проведено общее собрание Пензенского духовенства. Было постановлено: 1) признать единственным правомочным органом православной церкви ВЦУ и губернское епархиальное управление, выдвинутое группой «ЖЦ», 2) добровольно сдать все оставшиеся церковные ценности и 3) делать ежемесячные отчисления в пользу Последгола. Аналогичные постановления выносились в разных местах губернии.

ПРИВОЛЖЬЕ

Царицынская губ. (Госинфсводка № 78,17 ноября)

7. Духовенство Царицынской губ. разбилось на 3 группы: «Живая церковь», «Церковное возрождение» и консервативная группа. Последние две группы сочувствием среди населения не пользуются.


http://istmat.info/node/23222

Госинфсводка за 23 ноября 1922 года № 225/499

25 ноября 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Тульская губ. (Госинфсводка № 46,14 ноября)

5. Повсеместно развивается пьянство. Борьба губрозыска и милиции с самогонщиками слаба.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

Псковская губ. (Госинфсводка № 83,17 ноября и Церксводка № 30,17 ноября)

7. Работа [духовенства] в Псковской губ. развертывается. Председателем островской группы «Живая церковь» отдано распоряжение о порядке реорганизации церковного управления. Настроение реакционного духовенства подавленное. Активности оно не проявляет.

ПРИВОЛЖЬЕ

Башреспублика. (Церксводка № 17,11 ноября)

7. Бывший епископ Уфимский Андрей призывал верующих не признавать ВЦУ и «Живой церкви». Епархиальное управление обратилось к полномочному представителю ВЦУ с просьбой принять меры к удалению епископа Андрея, в противном случае новое епархиальное управление слагает с себя всякую ответственность за могущие произойти недоразумения.


http://istmat.info/node/23223

Госинфсводка за 24 ноября 1922 года № 226/500

26 ноября 1922 г.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

Зырянская обл. (Госинфсводка № 2016,1 ноября)

7. На постановление Устьцисольского духовенства организовать местный отдел прогрессистов ВЦУ не дало никакого ответа, вследствие чего работа прогрессистов замерла.

УРАЛ

Пермская губ. (Госинфсводка № 89, 19 ноября)

7. В Перми организовался союз древнеапостольской церкви.

СИБИРЬ

Томская губ. (Госинфсводка № 44,4 ноября)

7. 29 октября начался пересмотр дел церковников. Обвиняемых 28 человек. Богоявленский епископ, священник Лебедев и Стацевич приговорены к расстрелу. Профессор богословия протоиерей Галахов — к 5-летнему тюремному заключению. Некоторые священники приговорены к 3-годичному заключению.


http://istmat.info/node/23224

Госинфсводка за 25 и 26 ноября 1922 года № 227/501

28 ноября 1922 г.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

Вологодская губ. (Госинфсводка № 22197,20 ноября)

7. Консервативное духовенство, в связи с арестом их лидера, перенесло свою деятельность из Вологды в уезд. На собрании консервативного духовенства в с. Прилуках Вологодского у. вынесено постановление о непризнании губернского епархиального управления.

СИБИРЬ

Омская губ. (Госинфсводка № 54,9 ноября)

2. ... В с. Н.Покровке Чановской вол. Татарского у. под влиянием агитации местного кулака женщины и старики с пением царского гимна собрались на площади и стали молить Бога о ниспослании им царя. В вышеназванном селе зарегистрировано 12 случаев выступления кулаков с открытой агитацией против Советской власти в связи с чрезмерностью продналоговых ставок. Аналогичное выступление кулаков зарегистрировано в Бугуевской и Шипитинской вол. ...


http://istmat.info/node/23225

Госинфсводка за 27 ноября 1922 года № 228/502

29 ноября 1922 г.

КАВКАЗ

Азербайджан (Госинфсводка № 33,15 ноября)

7. Бахул-Бахчей-эфенди, именующий себя патриархом персидским, поднял волнения религиозного характера и призывает к борьбе против коммунистов.

Банда Эфенди, насчитывающая около 100 человек, напала на сел. Халлых, ограбила склады, подотделы милиции, упродкома, наробраза и уничтожила все дела совучреждений. ...

На собрании по выбору церковного собора постановлено: никаким распоряжениям ВЦУ не подчиняться.


http://istmat.info/node/23226

Госинфсводка за 28 ноября 1922 года № 229/503

30 ноября 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Иваново-Вознесенская губ. (Госинфсводка №84, 25 ноября, Церксводка 20921)

7. На собрании священников в г. Иваново-Вознесенске было решено примкнуть к группе «Живая церковь». На собрании же мирян постановлено от присоединения к существующим церковным группам воздержаться до ознакомления с их уставами. Собрание носило бурный характер.

ЗАПАДНЫЙ КРАЙ

ССРБ. (Госинфсводка № 47,4 ноября)

7. ..

Духовенство г. Минска присоединилось к группе «Возрождение».

ПРИВОЛЖЬЕ

Чувашская обл. (Госинфсводка № 92,18 ноября)

7. Активности как среди прогрессивного, так и среди реакционного духовенства не отмечено.


http://istmat.info/node/23227

Госинфсводка за 29 ноября 1922 года № 230/504

1 декабря 1922 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ

Пензенская губ. (Госинфсводка 27 ноября)

7. Старое епархиальное управление распущено, взамен организуется губернское церковное управление, состоящее в большинстве из членов группы «Живая церковь». На рузаевском уездном съезде духовенства постановлено признать епархиальное управление, организованное группой «Живая церковь».

ПРИВОЛЖЬЕ

Самарская губ. (Госинфсводка № 79,6 ноября и Церксводка № 26,7 ноября)

7. Самарское духовенство раскололось на два враждующих лагеря: прогрессисстов и реакционеров. Уполномоченный ВЦУ активности не проявляет.


http://istmat.info/node/23228

Госинфсводка за 30 ноября 1922 года № 231/505

2 декабря 1922 г.

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ КРАЙ

Адыгейско-Черкесская обл. (Госинфсводка № 1,22 ноября)

9. Культпросветработа в области почти не ведется. Черкесское население совершенно не посылает в школы девочек.

Горская республика. (Госинфсводка № 61,18 ноября)

7. Отмечается оживление работы группы «Живая церковь». Введение вооруженной силы значительно успокоило положение в Чечне. Однако операции политических банд как по Чечне, так и по всей Горреспублике продолжаются.


http://istmat.info/node/23231

Краткий обзор политико-экономического состояния РСФСР за октябрь — ноябрь 1922 г.

27 ноября 1922 г.

ДУХОВЕНСТВО

Работа ВЦУ за последнее время несколько усилилась, мирянские обновленческие группы приступили к чистке старых церковных советов. Связь ВЦУ с местами восстанавливается. Чистка тихоновских архиереев продолжается.

Баптисты, объединившись с евангелистами, задались целью объединиться также и с православием, для создания так называемого «Единого Божественного крестьянского фронта» для борьбы с неверием и атеизмом.


http://istmat.info/node/23233

Краткий обзор политико-экономического состояния РСФСР за декабрь 1922 г.

Январь 1923 г.

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО И СЕКТАНТЫ

Заслуживает быть замеченной продолжающаяся подготовка некоторых православных и сектантских кругов к созданию так называемого единого божественного христианского фронта для борьбы «с красным зверем неверием».


Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...