Выдающийся духовно-нравственный лидер современности

7 610



Уважаемый a-media на днях упрекнул меня в том, что мои экскурсы в сферу духовности часты и бессистемны. Упрёк справедлив. Спешу исправиться.

Недавно прочитал выступления Святейшего Патриарха Алексия  II на Епархиальных собраниях г. Москвы за 1992 - 2007 годы и хожу под впечатлением. Хочу поделиться своими впечатлениями с вами, уважаемые читатели. Впечатлений много, должна получиться целая серия публикаций. По опыту я знаю, что интерес публики к "длящимся" сюжетам быстро угасает, но надеюсь, что живой интерес к личности Святейшего Патриарха окажется сильнее эффекта привыкания.

Материал предполагается изложить в следующей последовательности:

1) святой антикоммунизм (полагаю, никто не станет отрицать, что именно антикоммунизм является краеугольным камнем тотального духовного возрождения наших дней. Впрочем, так было и при Гитлере);

2) описание реального капитализма (Святейший Патриарх описывает мерзость современного буржуазного общества экспрессивными сочными мазками, и на фоне исступлённого антикоммунизма это производит неизгладимое впечатление);

3) описание образа жизни, привычек и внешнего вида современных клириков (с одной стороны Святейший Патриах не устаёт напоминать своим младшим коллегам о святости и сложности задач, стоящих перед посттоталитарным российским попом, а с другой стороны, как бы даже и с некоторым недоумением констатирует, что современный поп, под воздействием негативных импульсов, идущих из тоталитарного прошлого, великолепно вписался в буржуазное настоящее, не чураясь и самых омерзительных его аспектов);

4) экуменизм (духовностей много, а нравственность - одна, и служители всех культов исповедуют её сообща);

5) контингенты (тут будут собраны душеспасительные соображения о технологии окормления детей, зэков, тюремных надзирателей, полицейских, военнослужащих и т.п.);

6) функции (тут речь пойдёт об отдельных, не вполне освоенных подзадачах духовного окормления: о церковной пропаганде в СМИ, о благотворительности и т.п.) .


Тексты выступлений Святейшего Патриарха я читал на сайте "Патриарх и народ" http://patriarh-i-narod.ru/

Там есть специальный раздел - "Доклады на Епархиальных собраниях"  http://patriarh-i-narod.ru/slo...


Приступим?

Святой антикоммунизм.

http://patriarh-i-narod.ru/slo...

Выступление на Епархиальном собрании города Москвы 5 декабря 2006 года

<<В 1941 году нагрянула новая всенародная беда — началась Великая Отечественная война, самая кровопролитная за всю историю человечества. Наша родина потеряла около 27 миллионов своих отцов, матерей, братьев и сестер. Редкая семья не получала в те годы похоронки. Я начал свое пастырское служение в 1950-м году, и ни одной записки, которую подавали об упокоении, не было без целого столбца убиенных воинов и вообще убиенных. Нечеловеческие трудности и опасности ждали людей не только на фронте. В тылу было не легче: бомбежки, обстрелы, эвакуация, голод, изнурительный, до полного изнеможения труд.

Как вело себя в те роковые годы немногочисленное духовенство? Это особая тема, но если сказать кратко, то достойно. В те огненные годы священники оставались носителями благодатной силы, веры и надежды. Кто сострадал страждущим, кто плакал с плачущими, кто утешал неутешных, кто помогал терпеть нестерпимое, кто поддерживал стойкость и мужество? Наше духовенство. Храмы были наполнены молящимися. Никогда, наверное, не было столько стонов и молитвенных воплей, как в те смертоносные годы. Иереи Божии служили тогда кротко и скромно, просто и благодатно. Никто из них не искал ни почестей, ни славы, ни награды. Не до этого было. Тогда оружие скорби и страданий пронзало каждую душу (ср.: Лк. 2, 35).>>

______________

И беда "всенародная", и родина "наша". А вот "немногочисленное духовенство" ... вело себя разными способами. 

Открываем молодёжный интернет-журнал Московсгого государственного университета и читаем

http://www.taday.ru/text/32734...

13/04/2003 Воскресенье

Памяти протопресвитера Александра Киселева

ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ

Протопресвитер Александр (Киселев) почил о Господе поздно ночью 2 октября, достигнув 92 лет жизни. <...>

Отец Александр родился в 1909 г. в Тверской губернии. В 1917 году его семье удалось выехать в Прибалтику. Там определился его жизненный путь. О. Александр предполагал получить духовное образование в новообразованном Свято-Сергиевском Институте в Париже, но общение с иеромонахом, впоследствии архиепископом Иоанном (Шаховским) побудило его к принятию священного сана. Через некоторое время отец Александр стал священником Свято-Никольского храма в Таллине. На путях Промысла Божия бывают различные встречи и сопряжения. И вот в этом храме дьяконом тогда служил отец нашего нынешнего Святейшего Патриарха Алексия. А сам Алеша Ридигер был алтарником в этом храме. Именно о. Александр возглавил то паломничество на Валаам, в котором юный Алеша Ридигер первый раз побывал на святой земле Валаамского монастыря.

Когда Прибалтика оказалась в составе Советского Союза, о. Александр, его матушка и дети переехали в Европу. Во время Второй мировой войны о. Александр был в Германии, Бельгии, много потрудился для окормления наших соотечественников, оказавшихся угнанными в страны Третьего Рейха в качестве рабочих или военнопленных. Он с другими русскими священниками-эмигрантами организовывал для них храмы, помогал им выстоять в тех очень нелегких условиях, в которых они там оказывались. В это же время (об этом нельзя не упомянуть) о. Александр близко познакомился с генералом Власовым и отнесся к нему очень тепло, с душой и, насколько я понимаю, на какое-то время стал его духовником; по крайней мере, имел непосредственное отношение к русской освободительной армии. Понятно, конечно, по-разному ("по-разному" - это как) можно отнестись к этому, но одно мы знаем, что выбор о. Александра был сознательным, ответственным выбором православного священника.

После окончания Второй мировой войны он оказался в зоне американской оккупации в Германии, и им тогда была создана организация, которая получила потом название «Фонд прп. Серафима Саровского». <,,,>

Через какое то время обстоятельства жизни сложились так, что о. Александр перебрался через океан и продолжил свое служение на американском континенте, в США. <...> И там же в Нью-Йорке был создан Домовый храм во имя прп. Серафима Саровского. Там находились иконы, иконостас, написанные русскими мастерами, вот так же оказавшимися за рубежом после Второй мировой войны. В этом храме о. Александр, часто один, прослужил на протяжении многих лет, и там в Нью-Йорке (как вспоминал Святейший Патриарх) в 70-е годы после десятилетий произошла их следующая встреча, когда по послушанию священноначалия тогда еще митрополит Алексий бывал в пределах США.>>

<<Когда произошли изменения в нашем Отечестве и Церковь обрела внутреннюю свободу, то довольно скоро о. Александр оказался перед необходимостью ответственного жизненного выбора. Новоизбранный Святейший Патриарх Алексий посещал Нью-Йорк, и по его приглашению о. Александр, учитель детства его, молился вместе с ним в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. >>

<<Некоторое время отец Александр прослужил в Америке, а после по приглашению Святейшего Патриарха переехал в Россию и очень интенсивной жизнью, духовной, полной общения, прожил в Донском монастыре.>>

<<Живя в России в Донском монастыре, будучи уже немощен телесно, в значительной мере он сохранял и удивительную бодрость духа, ясность ума, пастырскую любовь. Множество людей приходило к нему за советом, утешением, поддержкой.>>

03.10.01 г. Радио «Радонеж»


И ещё о том же персонаже.

http://beloedelo.com/researche...

2 октября 2015 13:50

Священник РОА Александр Киселев

Александр Корнилов

<...>

Участвовать во власовском движении о. Александр начал с того момента, как познакомился с генералом А.А. Власовым. О. Александр был приглашен крестить младенца на дому, где крестным отцом выступал сам А.А. Власов. О Власове — загадочной фигуре новейшей российской истории — о. Александр подробнейшим образом написал в своих мемуарах «Облик генерала Власова», вышедших в 1976 г. в Нью-Йорке. По словам о. Александра, генерал, безусловно, верил в Господа Иисуса Христа. Не только потому, что учился в Нижегородской духовной семинарии, не только потому, что наизусть знал «Символ веры». Еще будучи штатным офицером Красной Армии, Власов всегда носил в кармане мундира бумажную иконочку преп. Серафима Саровского. Кстати, это факт — ношение иконочки в кармане мундира — мне подтвердила племянница А.А. Власова, которую мы посетили с одним нижегородским журналистом в селе Ломакино Гагинского района Нижегородской области в 1998 году. Только племянница говорила, что это была иконочка Божией Матери.

Как раз там, в Берлине, в столице умирающего рейха, о. Александр сделал важный для себя выбор — он стал духовно окормлять вооруженные силы власовской армии. Его антикоммунизм выражал горячее желание очистить Россию от страшной «болезни», вернуть народ на путь покаяния и служения Христу. Историкам известен знаменитый власовский Манифест 1944 г. Но ведь именно о. Александр настоял на том, чтобы в текст Манифеста был включен тезис о том, что в случае победы Власова не должно быть никакой мести советским гражданам за то, что они служили интересам коммунистического режима.

Как известно, Пражский Манифест КОНР был принят 14 ноября 1944 года. Через 4 дня, 18 ноября 1944 года в берлинском дворце Европа-Хаус состоялось торжественное обнародование Манифеста. На нем присутствовали сотни представителей русского населения в Германии и оккупированных территорий: члены и военнослужащие КОНР, восточные рабочие, политические эмигранты от разных народов, старые (послереволюционные) эмигранты и, конечно, духовенство. Присутствовали, конечно, и представители германских властей, сидели и внимательно слушали. На фотографии, сделанной в Европа-Хаус, мы видим Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, митрополита Анастасия (Грибановского). Рядом с митрополитом в зале Европа-Хаус сидели митрополит Германский Серафим (Ляде), настоятель Берлинского кафедрального собора, протоиерей о. Адриан Рымаренко. Там же был и выступил с пламенной речью о. Александр Киселев (4).

Священник говорил не о классовой правде, не о классовой борьбе, а о правде Божественной. «Социальные деления временны, — говорил о. Александр, — но перед правдой Божией предстанем мы все равными, получить то, что заслужили за земные свои дела…

Исключительно тяжел нынешний исторический момент — родина наша в нищете и развалинах, десятки миллионов сынов ее скитаются на чужбине, кругом кровь и неисчислимые мучения. У нас нет сейчас возможностей прекратить это бедствие, этот страшный бой. Но есть возможность пресечь то, что как дрова костер, питает общее несчастье. И эта возможность сегодня декларирована пред нами. Много хороших слов и добрых намерений высказано в декларации, но нашлись в ней и слова золотые, небесные слова. Вот они: «Никакой мести и преследований». Вот в этих словах, словах христианского милосердия заключено пресечение нынешнего нашего бедствия. Они — знамя нашей силы и мощи, ибо «все, что вечно — человечно».

Мы отвыкли слышать подобное, нас звали все к отмщению, разоблачению и искоренению, а вот эти слова открывают новые горизонты, в них залог прекращения ужасной бойни нынешнего дня! В них поворотный момент хода событий и образа мыслей многих людей»(5).

Как видно, о. Александр уповал не на военную силу власовских дивизий, но на помощь Божию, на вмешательство Господне в кровавую европейскую бойню. И сегодня, в двадцать первом веке мы должны знать, что в то страшное время находились люди на территории Третьего Рейха, которые открыто звали не к отмщению, не к крови, не к зверствам, а ко Христу, ко исполнению заповедей блаженств Нагорной проповеди.

Отец Александр был назначен духовником центрального штаба ВС КОНР (6). Его называют в литературе духовным наставником генерала А.А. Власова. Последние месяцы войны и власовского КОНР о. Александр провел в частях ВС КОНР в Мюнзингене, отступал с ними вглубь Баварии.

По окончании Второй мировой войны, рискуя быть выданным в СССР, о. Александр решил остаться в Германии.

<...>

После провала московского путча ГКЧП 1991 г. о. Александр с матушкой Каллистой Ивановной, верной своей спутницей, принял решение вернуться в Россию. Возвращению способствовал и тот факт, что в 1990 г. РПЦ возглавил Патриарх Алексий, его таллиннский знакомый. Всегда молившийся о воссоединении двух «ветвей» — Зарубежной Церкви и РПЦ Московской Патриархии — о. Александр решил перейти в юрисдикцию МП. <...> Патриарх очень хорошо принял батюшку. О. Александр с семьей и редакцией журнала «Русское Возрождение» поселился в Донском монастыре. В этом также был промысел. Останки множества репрессированных в 1930-е годы были погребены в Донском монастыре. Говорили, что тела казненных руководителей КОНР, в том числе генерала А.А. Власова тайно захоронили на территории того же Донского монастыря. И вот теперь о. Александр проживал рядом с могилами своих соратников по антисоветскому движению.

Все это я примерно знал, когда в октябре 1998 г. вместе с московским коллегой-ученым добирался до Донского монастыря, где проживал маститый протопресвитер.

<...>

О. Александр вдруг вспомнил командира 1-й дивизией Вооруженных сил власовского Комитета освобождения народов России генерала С.К. Буняченко. Генерал спрашивал о. Александра, который занимался духовным окормлением военнослужащих 1-ой дивизии:

— А как Церковь отметит мои заслуги, если я возьму Москву?

На что батюшка ответил:

А это зависит от того, как Вы ее возьмете.

<...>

О.Александр горячо молился за воссоединение двух Церквей и скончался в момент, когда стали проступать контуры дружественного диалога РПЦ МП и РПЦЗ. Он никогда не связывал себя политическими обязательствами и сохранил себя настоящим священником, призвание которого — следовать Христу и быть образом верных в слове и житии.

Примечания

4. Об этом значительном событии в жизни российской антикоммунистической эмиграции периода войны сообщают многие деятели власовского движения. См.: Кромиади К. За землю, за волю…На путях русской освободительной борьбы 1941-1947 гг. — Сан-Франциско: СБОНР, 1980. — С. 189-192; Фрелих С. Генерал Власов. Русские и немцы между Гитлером и Сталиным. С пред. А. Хиллгрубера. Пер. с нем. Ю.К. Мейера при участии Д.А. Левицкого. — Кельн, 1990. — С. 172-175; Стеенберг Св. Власов. Пер. с нем. Ирины Сабуровой. — Мельбурн: Русский дом в Мельбурне, 1974. — С. 178-181; Прянишников Б. Новопоколенцы. Силвер Спринг, 1986. — С.201-202.

5. Протоиерей Александр Киселев. Облик генерала Власова. — С. 188.

6. Александров К.М. Армия генерал-лейтенанта А.А. Власова 1944-1945: Материалы к истории Вооруженных Сил КОНР. — СПб., 2004. — С. 15; Окороков А.В. Антисоветские воинские формирования в годы второй мировой войны. — М.: Военный университет, 2000. — С. 132.

_________________________________

Как сие вместить? Один и тот же Святейший Патриарх в одну и ту же историческую эпоху сострадает советскому народу, понесшему неисчислимые жертвы в годы Великой отечественной войны, славит честных попов, помогавших народу бороться с фашистами и прижимает к сердцу грязного и подлого нацистского негодяя, протоиерея Александра Киселёва?

Это ведь и для нашего толерантного века несколько чрезмерно.


Продолжение следует.

Россиянин хладнокровно убил девушку тремя ударами в сердце, её мама оцепенела у тела

В Екатеринбурге молодой человек зарезал знакомую девушку на глазах у прохожихВ Екатеринбурге парень с ножом жестоко убил молодую девушку прямо на улице в районе Уралмаш. Момент убийства...

Стадо желудков

 В чем причина оглупления части граждан украинской территории? То, что видны сектантские технологии – факт! Но и то, что далеко не все на них повелись – тоже фак! В чем причина так...

Зимний король и воюющий Киев

Почему Украина не сдаётся? Население тонет в Тисе, умирает в Карпатах от переохлаждения, гибнет от пуль собственных пограничников, лишь бы сбежать от мобилизации. Элиты всегда были гото...

Обсудить
  • Ты совсем белены обьелся? К психиатру! Срочно! За галоперидлом на всю жизнь! Чтобы даже рот не мог открыть! :smile:
  • Однозначно - в президенты!
  • Хороший материальчик, шлея под мантию святых мучеников!