"Превратили в раба православного христианина..."

5 217

Профессор МПГУ Г.А.Артамонов. Онлайн-лекция "Россия XVII в: о казаках и Церковном расколе" Часть 3

•30 мая 2020 г.

20:15 - 22:30 Превратили в раба православного христианина ...


Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

Обсудить
    • ***
    • 25 июня 2020 г. 12:32
    1. Автор (не публикатор!) пасуднейшим и позорнейшим образом путает — себя и слушателей — в понимании того, ЧТО есть так называемая «восточно-славянская община». При этом община понимается (по умолчанию?) как община славянская, то есть родовая, но далее говорится о казачьей общине — то есть об общине русской, соседской. А есть несводимость друг к другу, не эквивалентность родовой общины и общины соседской. 2. Второе, что порождает скепсис — это то, что автор (подспудно) смешивает и/или не замечает разницы двух процессов — ушкуйничества и казачества, и их взаимо-перетекания и в конце концов, поглощение ушкуйничества казачеством. 3. Третье — это уже более «поздний» исторический факт — гетманство/атаманство. Атаманство тоже ведь было на ранних этапах полу-назначением — достаточно вспомнить, что пан Вишневецкий (выборный, он же коронный) был одно время атаманом Запорожского войска. 4. Упущен один элемент о самоорганизации казаков — казаки (рядовые и мелкие командиры) — старшИна — и наконец, атаман/гетман. 5. Крестьянские армии сами по себе, без казаков всегда становились побиваемы и были биты. Вообще нельзя путать и/или приравнивать два разных сословия — крестьян и казаков. Казаки. Собственно — исторически неудавшаяся контр-элита. Которая постепенно покорилась либо была прикормлена. И вот факт — личная охрана Николая 2-го была казаки. И? Случайно-бессознательно «не уберегли — распустились»? 6. Относительно Православия у казаков вообще коллизия и заковыка. РПЦ никогда не выпячивала, да и казаки тоже — что казачество по большей части старообрядческое. Просто это тихое, не акцентуированное старообрядчество. Кстати, в войне 1812 года казаки таскали в Париж с собой походную церквушку (шатер) , обставленную по старообрядчески. И поныне, в станицах иконы на иконостасах ставят по-старообрядчески, а не по никониански. 7. Впрочем, вопросы религии у казачества весьма условны, хотя риторически очень форсированы. Тарас Бульба у Гоголя — «на схизматиков, с боем!»/ Казаки запорожья, бывало уходили к султану на туретчину (напр., иллюстрация — опера украинского композитора Семёна Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем»)/ или, казаки уходили на мусульманскую чужбину с сохранением веры — например, казаки-некрасовцы. 8. Если бы в России было как в Европе — не единое царство, а отдельные княжества-государства, то казаки играли бы примерно ту же роль, что и викинги в Западной Европе. Ведь викинги разбежались грабить Европу тогда, когда у викингов отпал стабильный источник прокорма в Скандинавии, а империя Карла Великого рухнула — вот они и разбежались по европам грабить. А у нас Тушинским воровством ограничилось. 9. Интересны отношения казачества с РПЦ (МП) ныне. Патриарх Гундяев , проводя разукрупнение (по сути, раздробление) епархий, в первую очередь разделял епархии в казачьих регионах — например, Ростовскую и Новочеркасскую епархию (единую), разделили на три — Ростовско-Новочеркасскую, Шахтинско-Миллеровскую и Волгодонско Сальскую епархии. Своеобразная месть за латентное старообрядчество.