Ещё один примиритель

0 235


https://vz.ru/opinions/2020/9/...

Владимир Можегов

Как примирить советских и антисоветских русских

        Владимир Можегов, публицист

15 сентября 2020, 17:50

70 лет советского проекта – самый сложный и неоднозначный период русской истории. 

{То, что самый сложный - однозначно. И это очень огорчительно. При нормальном развитии общества самым сложныым становится последний по времени этап его существования. Но мы теперь деградируем ... А относительно неоднозначноти я бы и поспорил. Неужели тот период в истории России, когда Пушкин писал "Руслана и Людмилу", а, практически в двух шагах от его рабочего стола,  солдат Семёновского полка ставили друг против друга и заставляли, в наказание, плевать друг другу в лицо, однозначнее?} 

Настоящее яблоко раздора. Едва ли есть на свете два более непримиримых типа сознания, чем советский русский и русский антисоветский. Иногда кажется, что слеплены они из двух разных биологических материалов и найти согласие между ними не представляется возможным.

Разрыв едва ли не более тяжкий, чем между Русью языческой и христианской X–XI веков, московской и литовской Русью времени Ивана Грозного, либерально-демократической и консервативно-монархической Россией XIX века, советской и зарубежной Россией 30-х годов ХХ века. У тех были все же общие предки, общие воспоминания... Человек, выросший в позднем СССР, попадал в столь замкнутый герметичный мир, что мог совершенно потерять представление о прошлом. Принципиально модернистский мир СССР был обращен только в будущее – светлое будущее социально-футуристической советской фантастики. 

{Как это? Пушкин, Лермонтов, Гоголь. А потом Тургенев, Толстой, Достоевский. Добросовестный советский школьник значительную часть своих школьных лет прямо-таки жил в XIX веке. Александр Сергеевич Панарин так и сказал, что Пушкин возвёл всех советских школьников в дворянское достоинство. - М.З.}

И когда будущее рухнуло, воспитанный в этом заповеднике советский человек оказался в хаосе распада великой мечты и совершенном культурном вакууме... Что ему было делать? Куда идти? Как найти новые основания своего бытия? Человек с оборванными историческими корнями был обречен

{А тут соглашусь. Но дело не в том, что мы жили в вакууме в советские времена, а в том, что антисоветский проект изначально был русофобским. Нам изо всех горбачёвских утюгов внушали, что мы впали в непростительный грех коммунизма именно потому, что вся наша культура порочна изначально, что у нас господствует невыносимо отвратительное общинное сознание, что мы тоталитарны и ощущаем себя единой семьёй, в то время, как передовые современные люди индивидуалистичны, разобщены и пребывают в состоянии непрерывной бодрящей и воспитующей конкуренции. - М.З.}

Цепляться за прошлое через его симулякры типа КПРФ? Но секта – не выход. Не настоящий выход. Столь же сомнительна и попытка выхода с другой стороны: взять и отбросить весь советский период как небывший. Последнее невозможно уже просто по факту нашего в нем рождения. В истории нельзя просто перепрыгнуть через ступень. Невозможно построить новый этаж здания, выкинув предыдущий, показавшийся нам неудачным. Народ непрерывен в истории. Он может менять формы своего бытования, но если народ еще жив, он не может прерваться. Поэтому осмысливать советский период необходимо как мир, у которого был предшественник и есть наследник, который и сам чего-то да стоил (шутка ли – СССР стал второй сверхдержавой мира!). СССР был миром, в котором, как и во всяком человеческом мире, было всё: сколько-то тьмы, сколько-то света, сколько-то мечты и энтузиазма, большей же частью – энтропии обычного человеческого малодушия. Как в любом и во всяком мире.

{Надо полагать, на обычном человеческом малодушии войну и вытянули. И потом ещё полвека бодались со всем "свободным миром". - М.З.}

Большевистская партия, захватившая власть в стране в октябре 1917-го, была принципиально мессианской по духу, отрицающей ценности старого мира. Однако в самом большевистском мессианизме были как минимум три определяющие тенденции. И всё время бытия СССР линия «красного космизма» Богданова – Луначарского – Горького, консервативная линия имперского социализма Сталина и радикальный, антихристианский мессианизм Троцкого, претендующего на роль красного Бар-Кохбы, мессии-антихриста, находились в непрестанной борьбе друг с другом.

{Ну а как большевизм мог быть однородным? Всякое мощное народное движение неизбежно отражает неоднородность породивших его сил. Но вот был ли "радикальный антихристианский мессианизм" сутью троцкизма? Троцкизм попросту внерелигиозен, как и сталинизм, кстати. А вот в "красном космизме", если порыться, вероятно, можно найти антихристианскую струю. Ибо его деятелям не чуждо было стремление заменить неправильного боженьку правильным. Ну а самое-то удивительное в том, что наш автор просмотрел ленинизм как "определяющую тенденцию". Не так часто, но случается и такое. Я уж не говорю о том, что для того, чтобы оправдать надежды интерпретаторов-консерваторов, Сталину следовало бы "возродить" помещичье землевладение, засилье иностранного капитала и многие другие чарующие приметы хрустящего прошлого. - М.З. }

Но настоящий мир невозможно построить на одной только мессианской мечте. Для этого нужны нефть, бетон, стальная арматура, нужны рабочие, студенты, ученые, архитекторы. Мир, каким бы новым он себя ни объявлял, стоит на тех вечных принципах, которые со времен древних шумерских городов практически неизменны

{По неизменным-то принципам сухопутные страны с суровым климатом отличаются высокой духовностью и трогательным пристрастием к деревянной сохе и деликатесной лебеде. Мессианские большевики над этими традиционными принципами жестоко надругались. - М.З.}

Если бы советские и антисоветские русские, противники и сторонники советского проекта это поняли и приняли, то найти точки сборки новой России было бы гораздо легче.

                             Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости

(Очень выразителная картинка. Прямо-таки, оговорка по Фрейду. - М.З.)

Советская мечта, сколь бы новой она ни была, не могла изменить дух народа, питалась этим духом и сама во многом была порождением этого духа. В советском проекте (пусть во многом и в извращенном виде, пусть и самом богоборчестве, и самоотрицании) проявили себя, были задействованы все коды русской мечты. И результаты оказались не столь уж отличны от Традиции с большой буквы.

После того, как советский проект в 20-х годах сломал троцкистскую парадигму самоуничтожения, а русский народ так и не стал хворостом мировой революции {Вспоминаю борьбу вьетнамского народа с американским империализмом под руководством коммунистической партии, и что-то мне и не стыдно и не горько от того, что наш народ был "хворостом" этой борьбы". - М.З.}, социалистический мир с неизбежностью стал откатываться (с большим или меньшим успехом) к традиционным формам Российской империи

{Сословия возродились? Нищета безысходная? Трахома? Густая сеть борделей? Еврейские погромы стали обыденностью? Возродился обычай хранить нажитое непосильным трудом в заграничных банках?} А после Второй мировой войны ему суждено было обратиться во вторую крупнейшую сверхимперию мира: крупнейшее – со всеми оговорками – геополитическое достижение Руси-России во всей ее тысячелетней истории. Вторую мировую войну СССР закончил, ясно осознав себя империей. 1953 год был вершиной ее геополитической мощи и амбиций. {А брежневский "паритет" не считаем? - М.З.}

А случившийся следом реванш троцкизма {Почему именно "троцкизма"? - М.З.} оказался затянувшейся (прерываемой моментами возрождения, как это случалось и с Византийской империей) агонией. Тем не менее, технические, научные и даже местами культурные достижения этих десятилетий продолжают нас удивлять. Отдельные шедевры советского кино сравнимы со средневековыми фресками... Советская космическая и ядерная программы – истинный титанизм духа... Проект «цифрового коммунизма» Глушкова даже сегодня вызывает изумление. Сама эта исчезнувшая цивилизация с сегодняшней исторической перспективы поражает нас своим эпическим размахом. Вообще энтузиазм советских русских, лелеющих в своем сознании эти дорогие их сердцу картины, в такой перспективе может вполне быть понят и русскими антисоветскими.

Но когда антисоветские русские говорят, что «Совок» ничего не родил, был лишь колонией, жил лишь за счет прошлого русского, вытягивая притом из народа все соки – это всё же не так. Не совсем так. И даже совсем не так. СССР 30-х жил вполне ясной мечтой и сознательной идеологией, которая, как всякая жизнеспособная идеология, опиралась на прошлое. Возвращение досоветского образования {Вероятно, автор хочет сказать, что в СССР прусская система классических гимназий стала доступной и "кухаркиным детям" тоже, и, кроме того, вместо зазубривания мёртвых языков, стала давать ученикам целостную научную картину мира. - М.З.}, досоветской истории, досоветской литературы и даже досоветской архитектуры (сталинский ампир) – было не просто макетированием, реконструкцией, но вполне продуманной имперской политикой в стиле империи петербургской. Пройдя через троцкистский ад, страна действительно начала возвращаться к истокам.

{Но, повторюсь, в истоках не оказалось ни помещичьего землевладения, ни фатального технологического отставания от Запада. - М.З,}

Конечно, очень дозированно, строго в рамках новой идеологии, но тем не менее. К началу 50-х СССР обрел узнаваемые черты Византийской империи: в своих дворцовых ритуалах, в барокко и ампире, в сталинских высотках и подземных дворцах метро. И это было не просто подражание, но творчески переосмысленная идея. Воплощенный в камне идеал. Как и монументальные, античные мухинские Рабочий и Колхозница, имперские фонтаны и римские виллы ВДНХ, аллея героев космоса, с памятниками, бюстами, барельефами чистоты египетского сфинкса и пирамид, увенчанная взмывающей к звезде гагаринской ракетой... Да, это был византизм самой высокой, поистине высшей пробы!

Лично для меня идеальным музыкальным воплощением Советской империи, её подлинно римской традиции стала песня «И мы в то время будем жить» в исполнении Павла Лисициана.

...И мир свободой не надышится,

И до звезды подать рукой,

И радость навсегда пропишется

Под каждой крышею людской.

...Земля для счастья станет тесною

И станут люди все дружить,

И станет жизнь прекрасной песнею,

И мы в то время будем жить!

Перед нами пусть и весьма наивный, но и вполне подлинный символ этого глубоко традиционного и религиозного, при всем его сверхмодернизме, сознания.

Да, это была во многом безумная, богоборческая {Опять "богоборческая"... Борьба с фантомами, призраками и загробными мирами не была сутью советского проекта просто потому, что советские люди не верили ни в бога, ни к чёрта. - М.З.}, но по-настоящему великая идея. Выраженная великими же художниками, и по-настоящему, взаправду зажигавшая сердца. По-настоящему, взаправду воспитывавшая новых русских идеалистов и бессребреников, искателей истины, жертвенных служителей идеи. Всё это я видел своими глазами в старших поколениях. А в своей бабушке застал и дореволюционную Россию, которая, конечно, нравилась мне гораздо больше – своей уютностью, защищённостью, какой-то до кончиков осязания настоящей, не абстрактной-оперной-лозунговой любовью...

Конечно, видел я и много другого. Тот самый «Совок», с его заброшенностью, сиротством, безотцовщиной, безысходным алкоголизмом, бессмысленной, не приносящей радости работой, но... Если бы нам предложили на выбор принципиально аскетическое бытие плюс идею, которая наполнила бы непреходящим вечным смыслом все наше существование, или – гедонизм, с которым мы утопали бы в роскоши и довольстве, но с пустыми сердцами и информационным белым шумом в голове – что бы мы выбрали?

Я почему-то ни минуты не сомневаюсь в экзистенциальном выборе обычного, нормального русского человека. Любого русского человека любой эпохи.

{Ну вот и приплыли. Во славу скромного советского достатка воспоём радужно размалёванную постсоветскую нищету и примем в любовь уютную дореволюционную бабушку. А эти гадкие олигархи путь предаются своему низменному гедонизму. Попортить союз наших сердец им не удастся. Клянусь аурой помещика Манилова. - М.З.}

______________

Очаровательный текст. Читал и наслаждался.

 -Подыхаем? 

- Подыхаем. 

- Но ведь с Богом же в сердце подыхаем!

- Да, безусловно. Но хорошо бы было подохнуть, предварительно вместив в сердце уникальный советско-божественный синтез. Как бы это было волнительно и умилительно!


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...