Николай Кровавый позднего образца был духовнее раннего Николая Кровавого, Временное правительство было ещё духовнее... А потом пришли большевики

2 112

http://www.fedy-diary.ru/m-yu-...

М. Ю. Крапивин, А. Г. Далгатов, Ю. Н. Макаров. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (октябрь 1917 -конец 1930-х гг.).—СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 624 с. 

Приложение 4

"Русские католики" (1917 - конец 1930-х гг.)

Время зарождения феномена так называемого "русского католичества", заключавшегося (выражавшегося) в попытках соединить обрядовое начало и традиции восточного строя религиозной жизни с католическим богословием, относится к середине XIX в.1673 Появление католицизма восточного обряда стало этапным событием в процессе укрепления позиций Римского престола в России. Дело единиц превратилось сначала в немногочисленное движение, а на рубеже XIX- XX вв. обрело организационные формы осознанной католической миссии. Необходимо отметить, что состоявшееся впоследствии "воцерковление" русского католичества неразрывно было связано и как таковое оказалось бы невозможным без глубокого осмысления восточно-христианских культурных традиций в недрах самой Римской Церкви, без осознания своеобразия и самоценности восточного пути как неотъемлемой составной части общецерковного бытия. Признание папским престолом естественного права христиан-некатоликов при обращении в католичество сохранять свой обряд в неприкосновенности имело особое значение для религиозного самосознания православного русского человека, для которого в принципе немыслимо было разделение между верою и культом, так как обрядоверие и "страшно" требовательный ритуализм являлись для него "ментальной", так сказать, особенностью.

Metropolitan Andrey Sheptytsky


В этих условиях, в период революции 1905 г., после опубликования царского Манифеста о веротерпимости, предпринимается серия попыток организационного оформления и легализации русского католического движения. Одним из главных действующих лиц становится греко-католический (униатский) митрополит Андрей Шептицкий, который фактически и помог окончательно урегулировать странное положение русских католических иереев, вынужденных принимать латинский обряд, оставаясь в своей внутренней жизни приверженцами восточного православного благочестия. С этих именно пор униатская миссия в России превращается постепенно в благодатную почву для восточной политики папского престола, а ее единственной жизнеспособной формой выступает восточный обряд1674.

В 1905 г. Папа Пий X в устной форме облек митр. А. Шептицкого полномочиями на случай дня "х", дабы с падением царизма осуществить иерархическую легализацию русско-украинской католической церкви в форме русских экзархатов и украинского патриархата в Киеве. В 1908 г. А. Шептицкий де-юре становится администратором всех русских греко-католических епархий, упраздненных в свое время русским правительством, но продолжавших тем не менее свое каноническое существование.

В Меморандуме от 15 августа 1914 г., направленном в адрес МИД Австро-Венгрии, А. Шептицкий вел речь о подчинении Украины Вене (с гетманом во главе из числа австрийских военных), создании независимого от Москвы Киевского патриархата украинско-католической церкви. Попытки А. Шептицкого весной-летом 1917 г. вступить в переговоры на сей счет с Центральной Радой Украины вызвали (июль 1917 г.) обеспокоенность Временного правительства России. Представитель Папского престола кардинал Гаспарри вынужден был оправдываться, подчеркивая, что А. Шептицкий действовал без ведома римской курии. Бенедикт XV, в свою очередь, констатировал, что в поведении Шептицкого усматривается "своеволие, недопустимое с точки зрения канонического права"1675.

В 1890-е гг. русские католические группы, помимо Петербурга (на базе кружка последователей философа В.Соловьева), возникают в Киеве, Одессе, а также на территории Донецкого бассейна. Во время промышленного подъема в Донбассе осело много французов и бельгийцев, и царское правительство, скрепя сердце (ибо опасалось прозелитических устремлений латинян и к тому же не желало контактов новых священников-иностранцев с поляками), вынуждено было разрешить открытие здесь новых католических храмов. Наибольшую активность в эти годы на территории Украины проявлял орден ассумпционистов1676.

В 1890-х годах состоялись и первые тайные переходы в католичество православных священников: Николая Толстого (1894 г.) и Алексея Зерчанинова (1896 г.), Леонида Федорова (1902 г.), Иоанна Дейбнера (1903 г.). 21 мая 1908 г. о. Алексей Зерчанинов был объявлен от имени Папы Римского полномочным представителем А. Шептицкого, главой миссии священников и мирян греко-славянского обряда в Российской империи1677. Пий X дает А. Зерчанинову указание следить, чтобы подчиненные ему священники и прочие католики неизменно соблюдали греко-славянский обряд во всей его чистоте. С этого времени и начинается история собственно РКЦ, оказавшейся сразу между двумя огнями: нерасположенностью (несмотря на Манифест 1905 г.) властей к восточному обряду (что, по сути, загоняло новообращенных в подполье), и неприязнью польского клира, воспринимавшего РКЦ как католиков второго сорта и пытавшихся привести их к латинскому единообразию.

Накладывала свой отпечаток на и без того непростую ситуацию борьба авторитетов, амбиций в самом католическом мире Петербурга (всего 1500 прихожан), в частности, острая взаимная неприязнь группировок польских, немецких, французских, литовских священнослужителей, каждая из которых, по сути, отождествляла католическое дело с национальной идеей.

В надежде облегчить процесс легализации действующих (пусть даже под чужой крышей) храмов восточного обряда, увеличить численность иереев и иерархов РКЦ и одновременно расширить состав паствы (ранее представленной исключительно бывшими католиками-униатами) за счет православного контингента, в 1908-1909 гг. ведутся переговоры о переходе в католичество с рядом епископов РПЦ (например, Петром Друговым) и представителями старообрядческой (Белокриницкой) церкви еп. Иннокентием Усовым, свящ. Евстафием Сусалевым, приемлющими общение с Римским апостольским престолом. Однако эти переговоры за редким исключением (Е. Сусалев) окончились безрезультатно.

Между тем Папа Пий X принял решение о признании священства, переходящего к греко-католикам, в существующем сане. Тем самым Русская Греко-Католическая Церковь конституировалась как особый толк (течение) старообрядчества. Поэтому после издания Манифеста 17 апреля 1905 г. власти вынуждены были (наряду со старобрядческими общинами) официально признать и Русскую Греко-Католическую Церковь (в Петербурге это было сделано--с оговорками - в 1909 г.). Первый самостоятельный приход официально был открыт в апреле 1911 г.1678

Вместе с тем активная деятельность русских католиков привела к резкому ухудшению (с февраля 1913 г.) их отношений с Православной Церковью и ссылкам ряда священнослужителей1679. Состояние неурегулированности и двусмысленности положения русского католичества, еще более усугубленное в годы первой мировой войны арестами греко-католических священников, подозревавшихся в шпионаже, сохранялось вплоть до февраля 1917 г.

Февральская революция 1917 г. возвратила из административной ссылки Львовского греко-униатского митр. А. Шептицкого.

Весной 1917 г. в Ватикане была учреждена специальная конгрегация по делам Восточных церквей, курировавшая дела католиков восточных обрядов, "вопросы взаимного ознакомления, сближения и соединения Католической церкви с восточными церквами". В июле 1917 г. одна из конгрегации Ватикана констатировала, что политические перемены в России дают, наконец, возможность, с одной стороны, реорганизовать католические структуры в этой стране, с другой - развернуть миссионерскую деятельность в православном мире1680. 15 октября 1917 г. последовало решение о создании Папского Восточного института, в задачу которого входила подготовка миссионеров для России1681.

После того как Временное правительство 25 апреля 1917 г. предоставило Католической Церкви, ее орденам и организациям право ведения религиозной пропаганды в России (это право впоследствии было подтверждено Законом от 8 августа 1917 г.), в стране создались условия, необходимые и достаточные для созыва I Собора Русской Католической Церкви восточного обряда (епархиального Собора Греко-Католической Церкви), работавшего с 29 по 31 мая 1917 г. ст. ст. На нем в присутствии всего тогдашнего российского католического духовенства восточного обряда и высоких чинов латинской иерархии [включая арх. фон Роппа и администратора Могилевской епархии (архиоцеза) еп. Я. Цепляка1682, не без сомнений, кстати, относившихся к начинаниям А. Шептицкого, и представителей от мирян было объявлено о том, что для управления Русской Католической Церковью восточного обряда назначается (с согласия Папы Римского) экзарх в сане митрофорного протопресвитера, которому отныне подчиняются все епархии в пределах государства российского, за исключением Малой и Белой Руси. Среди нескольких кандидатов на этот ответственный пост митр. А. Шеитицкий сделал выбор в пользу о. Леонида Федорова, превратившегося тем самым на долгие годы в ключевую фигуру русского католичества.

Леонид Фёдоров, Апостольский экзарх католиков византийского обряда в России


Собором также была выработана специальная резолюция, определявшая каноническую специфику восточного обряда в полноте Вселенской Церкви1683.

В частности, Собор настаивал на:

- не допущении внесения каких-либо изменений в греко-восточный обряд, сохранении его чистоты и единообразия;

- не обязательности для русских католиков, признающих положения восточного канонического права, дисциплинарных канонов и канонического права западного христианства;

- сохранении для присоединявшихся братьев возможности почитания православных русских святых.

Официально разрешалось "верным нашего обряда" причащаться в латинской церквах и "верным латинского обряда в наших". Заявлялось о стремлении соблюдать по завету апостольскому "единение духа в союзе мира" с братьями во Христе, священниками других обрядов и готовности охотно помогать им "нашей священнической деятельностью".

В июне Временное правительство утвердило Русский экзархат восточного обряда. Были подтверждены полномочия А. Шептицкого (8 августа 1917 г. они были проверены Министерством исповеданий), после чего владыка покинул Петроград. В октябре правительство признало за экзархатом право на жалование и на церковь в столице1684.

Таким образом, при Временном правительстве были урегулированы многие вопросы деятельности Католической Церкви в России, решения которых Ватикан десятилетиями добивался от царских властей, среди прочего, стало возможным использование русского языка в католическом богослужении.

К 1918 г. в России насчитывалось 8 священников восточного обряда (в том числе 7 -в столице) и около 1000 прихожан, из них более 400 - в Петрограде. Правда, в июне 1918 г. о. Евстафий Сусалев был разоблачен (на основании архивных документов) как агент царской охранки и запрещен экзархом в священнослужении навсегда1685.

Голодная зима уменьшила число прихожан в столице (большинство их покинуло город к октябрю 1918 г.), вместе с тем активизировалась церковная жизнь в провинции, в центр постоянно поступали просьбы из Петрозаводска, Вологды, Архангельска, Ярославля и других городов от руководителей вновь возникавших групп русских католиков с просьбами о присылке священников. В начале 1918 г. в Петрограде по инициативе И. М. Лысковского было создано "Русско-католическое братство имени Св. Иоанна Златоуста" (просуществовавшее до его разгрома ГПУ в 1923 г.). Целью братства было религиозно-нравственное просвещение, а также помощь церквам восточного обряда1686.

В вопросе заключения договоров об использовании церковного имущества РКЦ первоначально поддержала Римско-Католическую Церковь ("меморандум" Л.Федорова, январь 1919 г.; заявление комитета петроградской общины в общий подотдел НКЮ, 21 сентября 1919 г.). Однако, не желая идти на прямой конфликт с властями, 28 декабря 1919 г. "двадцатка" прихожан из числа русских католиков все же подписала текст соответствующего договора, рассматривая его как временный документ, действующий вплоть до разрешения конфликта Святым Апостольским Престолом1687.

С лета 1920 г. за деятельностью общин русских католиков в Петрограде и Москве было установлено наблюдение органами ВЧК. Это произошло после того, как Патриарх Тихон публично заявил о своем сочувствии идее примирения Православной и Католической Церквей и благословил проведение открытых собраний с чтением лекций и дискуссиями на эту тему (в Москве встречи католиков с православными происходили на территории Марфо-Мариинской монашеской обители, замоскворецкой церкви Николы на Наливках, далее - вплоть до весны 1922 г. - на квартире В. Абрикосова, русско-католического священника, посвященного в сан в мае 1917 г.)

У Л. Федорова еще с 1918 г. сложились добрые отношения с Патриархом (что создавало возможность ведения доверительных переговоров об унии), который, по словам экзарха, "сам искренне желает соединения, но сделать ничего не может", так как, несмотря на благожелательное отношение некоторых православных иерархов к идее единства, многие из них, в том числе ближайший помощник Патриарха еп. Иларион Троицкий, смотрели на подобного рода перспективы резко отрицательно1689.

Л. Федоров неоднократно выступал с лекциями в среде православных, разъясняя свою позицию следующим образом: главным "мы считаем распространение и популяризацию самой идеи унии, распространение здравых представлений о католичестве и сближение с православным духовенством <...> Мы считаем, что соборное единство приведет к новому расцвету богопочитания в восточном обряде и усовершит его; догматы, исповедуемые Восточными Православными Церквами, должны оставаться неприкосновенными <...> Становясь христианами-католиками <…> мы остаемся православными как в литургической жизни, так и в миру: мы соединяем православие и католицизм"1090. И далее: ".. . мы думаем, что прозелитизм и обращения отдельных лиц мало чем помогут делу святого) соединения <…>Как известно, официальный Ватикан под влиянием Варшавы (польский клир традиционно воспринимал восточный обряд как временное неизбежное зло при норме латинского обрядового единообразия) недооценивал значение РКЦ. В этой связи Л. Федоров писал папе, что миссия в России не в коем случае не должна являться польским делом1692. 2 марта 1921 г. о. Леонид, желая сохранить в неприкосновенности восточный обряд, утвердил "Правила для священников Греко-восточного обряда Российского экзархата, проживающих при латинских храмах Могилевской архиепархии". В них говорилось, что торжественные богослужения следует проводить по старому стилю, а по новому - только в честь святых Западно-Католической Церкви. Подчеркивалось, что "правило о ношении бороды является не только советом и указанием, а предписанием, поэтому всякий священник, сбривший себе бороду, является нарушителем церковного закона"1693.

После личной встречи митр. А. Шептицкого с Бенедиктом XV 2 февраля 1921 г. (последовавшей вслед за подписанием Рижского договора и перехода Львова к Польше), Папа издает бреве (24 марта 1921 г.), в силу которого возобновляется деятельность созданной на австрийские пожертвования Русинской коллегии в Риме, готовившей священников для церковной унии в Восточной Европе169'1. 23 февраля 1921 г. Венедикт XV утверждает назначение Л. Федорова Российским экзархом, пожаловав ему титул Апостольского протонотария (по другой версии, Папа 4 января 1921 г. устно утверждает избрание Федорова, причем сведения об этом будут опубликованы только 1 марта 1924 г.), тем самым поднятого до ранга прелата, но не епископа. 1 марта 1921 г. Ватикан учреждает епархию РКЦ (непосредственно подчиненную Риму, а не митр. А.Шептицкому)1695.

К апрелю 1921 г. Московская община русских католиков включала в себя 60-70 человек (все - интеллигенция), Петербургская - 70-80 человек (половина -интеллигенция). 5 мая 1922 г. Л.Федоров сообщал в Рим, что в Петрограде насчитывается 70 верующих (в целом в Петроградской общине РКЦ в 1918-1923 гг. состоял 141 чел.), в Москве - около 100, В Саратове - 15, 200 рассеяно по другим городам и селениям - в Вологде, Вятке, Томске, Орле, Пензе (80% из них - интеллигенция). Около 2 тыс. человек умерли от голода и болезней или эмигрировали, чтобы спасти свою жизнь или поискать лучших условий жизни1690.

1922 -1924 гг. стали временем фактического разгрома движения русских католиков в СССР.

31 марта 1922 г. экзарх Л.Федоров был вынужден дать согласие на регистрацию прихожан церкви сошествия Святого Духа в количестве 43 человек1697. Однако в конце октября он отказался подписать текст расписки о принятии храма в пользование. Несмотря на угрозы, экзарх заявил, что содержание документа "изменяет коренным образом католические представления о приходе". 5 декабря 1922 г. храмовое помещение было опечатано. До марта 1923 г. богослужения продолжались на частной квартире1698.

18 января 1923 г. митр. А. Шептицким было поручено Федорову "временное управление всеми католиками Греко-восточного обряда в Белоруссии на правах экзарха" 1699.

Однако уже весной 1923 г. Федоров был привлечен в качестве одного из главных обвиняемых по делу петроградской группы римско-католического духовенства во главе с арх. Я. Цепляком (всего 16 чел.). Накануне вызова в Москву (где 10 марта он и был арестован) Федоров письменно передал о. Алексею Зерчанинову временное управление северной частью экзархата1700.

С 21 по 26 марта продолжался московский открытый судебный процесс. В результате Федоров был признан виновным в том, что он "противодействовал изъятию ценностей, участвовал в организации, препятствовавшей работе соворганов, и в использовании религиозных предрассудков", и был приговорен к 10 годам тюремного заключения1701. Поэтому с 1923 по 1926 г. работой русских католиков в качестве "прокуратора" (попечителя) руководил из Рима о. В. В. Абрикосов1702 (за год до этого, 17 августа 1922 г., арестованный в Москве и 29 сентября 1922 г. высланный из СССР1703).

2 июня 1923 г. Президиум Петрогубисполкома принял решение о ликвидации храма русских католиков как домовой церкви, имеющей непосредственное соединение с жилыми помещениями. 5 июня ВЦИК утвердил принятое решение. Секретарь Петросовета Ларионов на встрече с Ю.Н.Данзас на вопрос о причине закрытия заявил: "Ополячится тысяча, ну десять тысяч человек. Это нам не страшно. А в подлую Федоровскую церковь пойдут миллионы, пойдут в католическую интернациональную организацию! Не просите, вопрос решен: церковь будет ликвидирована". Так петроградская община осталась без своего храма. Удалось вынести только алтарные святыни170-1.

Несмотря на закрытие церкви, петроградская община по-прежнему находилась на подъеме, в 1923 г. она пополнилась группой представителей интеллигенции, начал функционировать богословский кружок, расширилась благотворительная деятельность. Однако последовавшие вскоре новые репрессии остановили это поступательное движение.

В конце 1923 - начале 1924 г. в течение 5 месяцев были арестованы 62 человека в Москве, Петрограде, Киеве. Возникло 5-6 уголовных дел, позднее объединенных в одно (ОО ОГПУ, Москва). Русских католиков обвиняли в сборе сведений о положении в Советской России и их переправке через иностранные миссии за границу, распространении контрреволюционных материалов. По жесткому указанию из Москвы ("дело велось вообще слабо и довольно формально") в середине - конце января были произведены новые аресты в северной столице (17 человек) Среди прочего, при обыске найдены протоколы заседаний молодежного богословского кружка "Вызволение" при Соборе Св. Екатерины за февраль -март 1923 г. В качестве вешдоков фигурировали и 10 писем экзарха Л.Федорова, переданных в 1923 г. из тюрьмы. Продолжились аресты и в Москве. Общее обвинительное заключение было составлено 24 апреля 1924 г. на 56 человек. Согласно постановлению Коллегии ОГПУ от 19 мая 16 человек были приговорены к 10, еще 9 человек - к 5-8 годам тюрьмы, 22 - к ссылке на 5 лет в Сибирь и Туркестан. Почти никто из приговоренных не вернулся в Ленинград, большинство скончалось в местах заключения, двое позднее эмигрировали1705.

Однако даже после этого удара петроградская община русских католиков не прекратила своего существования. В 1926 г. в соответствии с реорганизацией структуры Католической церкви в СССР русские католики северной столицы перешли под юрисдикцию еп. Антония Малецкого. Они не имели собственного храма и несколько лет у них отсутствовали свои священники. Большинство окормлялось у о. Болеслава Слокана и о. Иоанна Амудрю1706. Предпринимались попытки готовить священников восточного обряда на базе нелегальной Ленинградской духовной семинарии. Но 13 января 1927 г. учебное заведение было разгромлено1707.

В январе-феврале 1927 г. в Ленинграде были арестованы 20 человек католиков восточного и латинского обрядов по обвинению в обучении детей катехизису, сборе денег для заключенных, шпионаже, создании католических контрреволюционных групп совместно с ксендзами. 22 июля 1927 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ по статье 58-6 (шпионаж) приговорило 6 человек к лишению права проживания на 3 года в крупнейших городах или ссылке в Сибирь1708.

13 февраля 1931 г. была разгромлена московская община русских католиков. 10 человек ее членов были отправлены в лагеря и ссылки1709.

Несмотря на постоянные репрессии в 1933/34 г., ленинградской общине все же удавалось частично восстанавливать собственные ряды за счет возвращавшихся из ссылок своих членов. В 1933 г. (или 1932 г.) перешел в католичество православный епископ Варфоломей (Ремов). Об этом же в 19.33 г. велись переговоры в Москве между Апостольским администратором еп. Пием Неве и еп. Владимиром Путягой. Летом 1933 г. или в 1934 г. состоялись встречи представителей ленинградской общины русских католиков с еп. Петергофским Николаем (Ярушевичем), также выражавшим желание покинуть ряды Православной Церкви

Впрочем, власти вскоре запретили богослужения по восточному обряду, и к началу 1935 г. оба священника из числа русских католиков вынужденно служили по латинскому обряду1711.

В августе-октябре 1935 г. органами НКВД были произведены новые аресты среди русских католиков в Ленинграде и на территории Московской области. 7 февраля Особое Совещание при НКВД СССР, сочтя доказанным обвинения в том, что подследственные, являясь членами контрреволюционной организации, вели борьбу против Советской власти и ставили своей задачей превращение СССР в католическое государство", приговорило обвиняемых к 3 годам ссылки в Северный край1712.

В июле-августе 1937 г. были арестованы почти все уцелевшие в Ленинграде русские католики, в том числе последний священник восточного обряда в северной столице о. Е. Акулов. Их обвинили в активной антисоветской деятельности, стремлении сохранить костелы, встречах с сотрудниками Польского консульства, получении от них денег на ремонт храмов, а также в воспитании польских националистических кадров Почти все арестованные были расстреляны1713.

Есть три идеи Холокоста: арийский, христианский и сионистский...

В 1928 году еврейский писатель Марк Эли Раваж разразился статьёй «A Real case Against the Jews. One of them Points out the full Depth of their Guilt». Это её название на английском языке. На русс...

Грядущая революция и опыт прошлой. Часть 2я: Диктатура, террор и лишенцы

Продолжение. Начало тут: Марксизм в революции ХХI века. Часть 1я - русский вопросРеволюция - это естественная реакция общественного организма на накопившиеся противоречия. В этом смысле революция - с...

Чистый убыток Boeing за 2020 год вырос в 19 раз
  • Alex
  • Сегодня 18:30
  • Промо

Чистый убыток американского концерна Boeing Co., одного из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники, по итогам 2020 года составил 11,941 миллиарда до...

Обсудить
  • Ну Вы,пан ,Михал,и зарядили проблему.Меня касается в первую очередь,Потому что Станиславович,в добавок к фамилии,но Православный и дворянских корней.