Предлагаю тему для обсуждения. Думаю, что тема важна. То, как относился Ленин к русской культуре в целом, проще всего проследить по его отношению к русской литературе. Интересно и то, кого Ленин читал и помнил, и то, кого он не читал, или не помнил.
Данный материал прошу рассматривать как «затравку» к серьёзному разговору.
Я поступил самым бесхитростным образом. Взял Справочный том к Полному собранию сочинений В.И. Ленина, открыл раздел «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КРИТИКИ» и подсчитал по каждому автору, сколько его произведений упомянуто В.И. Лениным и сколько раз упомянуто каждое произведение.
Два слова о методике.
Под «автором» понимается несколько условный «учётный автор». Ну, например, написал же кто-то «Тысячу и одну ночь», считаем его одним единственным автором. Кто написал «Одиссею» и «Илиаду», науке точно не известно. Был ли это один человек или целая группа гениальных древних греков – загадка. Написано – «Гомер», ну так и считаем за одного автора. А был в истории нашей литературы такой уникальный автор, как Козьма Прутков. У него было сразу три (3,14…, если точно) отца, а матери не было вовсе. Что делать, и его принимаем за одного автора.
С «произведениями» тоже не всё однозначно. Так, например, в перечне произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина в Справочном томе указаны (наряду с прочим) и сборники очерков, и отдельные очерки. И тут мы подчиняемся обстоятельствам и считаем каждую строчку в списке самостоятельным произведением.
Наконец, и «упоминания» произведений далеко не равнозначны. В некоторых случаях Ленин называет имя литературного персонажа, ставшее нарицательным, иногда использует крылатую фразу (упоминая это имя или эту фразу, Владимир Ильич, возможно, не помнит о том, из какого именно произведения они позаимствованы, или просто не думает об этом), а порой тому или иному автору посвящена специальная статья, а порой эта статья связана с пересмотром всей политики партии.
Получается, что «складывать» приходится несколько неоднородные единицы. Вся надежда на то, что при достаточно большом количестве упоминаний литературных произведений основные тенденции всё-таки будут «просматриваться».
Ну а теперь переходим к таблицам.
Таблица 1.
Количество упоминаний произведений художественной литературы и критики в произведениях В.И. Ленина.
Заранее согласен с тем, что считать весь «Восток» единым культурным миром некорректно. Но, отчасти, меня извиняет то, что весь Восток представлен арабскими сказками, упомянутыми один-единственный раз.
По остальным «культурным мирам» приведу несколько более подробные сведения. Читатель, конечно, заметил, что в таблице 2/3 авторов – русские, 4/5 произведений принадлежат русским авторам, а без малого 9/10 упоминаний литературных произведений приходятся на произведения русских авторов.
Таблица 2.
Количество упоминаний произведений античной литературы в произведениях В.И. Ленина.
Таблица 3.
Количество упоминаний произведений западной художественной литературы и критики в произведениях В.И. Ленина.
Таблица 4.
Количество упоминаний произведений русской художественной литературы и критики в произведениях В.И. Ленина.
.
.
Список авторов отсортирован по количеству упоминаний. Как видите, абсолютно доминирует Михаил Евграфович. К представителям новейших литературных течений В.И. Ленин относился намного критичнее (т.е. почти совсем их не замечал), чем к писателям XIX века. Плеханова мало, ибо тут он упоминается как литературный критик. Кстати, пробовал выкладывать Плеханова-критика и не преуспел. Обидно за Георгия Валентиновича! - http://cont.ws/post/207185
Господин Винниченко, возможно, не одобрил бы включение его в список русских литераторов. Право и не знаю, куда его «пристроить».
В заключение приведу слова Николая Николаевича Скатова из книги «Некрасов», опубликованной в славной серии ЖЗЛ:
«… по странной, но в конце концов, наверное, объяснимой логике, великие революционеры действительно обычно бывают в искусстве "староверами" и консерваторами: тот же Радищев, и Ленин - уже на другом конце века - один из ярких тому примеров
Оценили 10 человек
13 кармы