В революционные эпохи радикальное изменение мировоззренческой и политичеcкой позиции многих людей и целых социальных слоёв - явление неизбежное, хотя и крайне болезненное. Осложняется ситуация и многочисленными случаями социальной мимикрии. Разумеется, к Сонму новомучеников не могли быть причислены люди, которые дрейфовали "справа налево", но какой-то намёк на возможность такого дрейфа в житийных рассказах содержится.
Апухтин Глеб Семенович
Год рождения 1885
Место рождения Курская губ., г.Обоянь
священник
Родился в семье крестьянина
Фотографии
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1925г.] [1925-1934гг.] [1934-1937гг.] [конец 1937г.]
−
Образование
Обоянское городское училище
Год окончания 1902
До революции принял сан диакона.
В 1919–1920гг. служил на территории г.Луганска в 13 армии рядовым
Рукоположение
иерей
1925
Служение
Воронежская о., Нижне-Усманский р., с.Боровое, Троицкая церковь
священник
Год начала 1925
Год окончания 1929
Аресты
Воронежская о., Нижне-Усманский р., с.Боровое
Год ареста 1929
Осуждения
././1929
Обвинение "неуплата налога"
Приговор 5 лет высылки в Западную Сибирь
Места заключения
Западно-Сибирский край, г.Канск
Год начала 1929
Находился в ссылке в г.Канске
Киевская о., Калиновский р.
Год окончания 1934
С 1930г. по 1933г. был кандидатом в члены ВКП(б) в ссылке
Служение
Воронежская о., Нижне-Усманский р., с.Боровое, Троицкая церковь
священник
Должность настоятель
Год начала 1934
Год окончания 1935
В 1934г. вернулся из ссылки в с.Боровое
<...>
https://drevo-info.ru/articles...
Трижды протер себе глаза кулаками, но так оно и написано. Сосланный по уголовному приговору священник был кандидатом в партию. Дальнейшая жизнь Глеба Семеновича сложилась трагически. Лагеря, лагеря и расстрел.
А вот примеры дрейфа в противоположном направлении, "слева направо".
Мученица Мария Данилова
<...>
Данилова Мария Федоровна родилась 25 февраля 1884 года в семье рабочего-ткача. Два года Мария училась в школе, потом пошла по стопам отца: работала мотальщицей и ткачихой. В 1917 году Мария Федоровна была увлечена идеей рабоче-крестьянской власти, и в 1918 году стала даже членом ВКП(б). Но в 1920 году вышла из партии и стала ревностным членом Церкви.
Проживала Мария Данилова в городе Гаврилов-Ям, семьи не имела. Выйдя на пенсию, работала в совхозе разнорабочей. Главной заботой Марии Федоровны была церковь. Будущая мученица состояла членом церковного совета и исполняла должность церковного старосты. Когда в октябре 1936 года церковь была закрыта, Мария Федоровна ходила по деревням и собирала подписи граждан против закрытия церкви, ездила в Ярославль и Москву ходатайствовать о ее повторном открытии. 10 марта 1937 года группа верующих в количестве 70-80 человек при участии и организации Марии Федоровны пошла в сельсовет с требованием открыть церковь, но была разогнана милицией. Это послужило поводом для ареста Марии Даниловой.
25 октября 1937 года она была арестована, а 16 ноября 1937 года осуждена как «участница контрреволюционной церковно-повстанческой группировки, участие в нелегальных сборищах, погромно-повстанческая пропаганда» и приговорена к 10 годам ИТЛ.
Отбыв почти весь срок заключения, Мария Федоровна Данилова умерла в лагере 12 января 1946 года при невыясненных обстоятельствах. Похоронена в братской могиле лагеря.
11 августа 1956 года была реабилитирована Ярославским областным судом.
20 августа 2000 г. причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
https://azbyka.ru/days/sv-mari...
ЕЛЬКИН ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
Павел Николаевич Елькин (1876 - 1937), мученик
Память 2 сентября, в Соборе Коми святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 23 июня 1876 года в селе Шошка Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, в крестьянской семье. Семья Елькиных была многочисленной, поэтому мальчика к себе на воспитание взял дед, проживавший в Усть-Сысольске.
Павел окончил приходскую школу, получил навыки кузнеца и слесаря. До революции работал в Петербурге на трубочном заводе.
С воодушевлением встретил известие о революции и свержении царского режима, стал одним из активных участников установления Советской власти в Коми крае. С 1918 года - член ВКП(б), красный партизан. Но уже в конце 20-х отошел от дел.
Жил Павел со своей семьей в местечке Кочпон, возле храма, был рабочим Сыктывкарского лесозавода. В 30-е годы в Сыктывкар жизнь прибила многих незаурядных людей. Пристанищем был храм, где находили свой приют и молились архиереи, священнослужители. Знакомство с ними перевернуло жизнь коммуниста Елькина. Не последнюю роль сыграла и жена, исполнявшая в одно время обязанности старосты храма. Личное знакомство и дружеские отношения с епископом Германом (Ряшенцевым) также повлияли на веру бывшего коммуниста. Павел был в тесных отношениях с владыкой.
В 1929 г. он был исключен из партии "за связь со служителями культа, активный церковник".
Его также как и епископа Германа арестовали 24 февраля 1937 года. "При аресте отобрана троцкистская литература, буржуазно-националистическая литература на коми языке". Обвинялся в "участии в к/р церковной группе фашистского толка "Священная дружина" во главе с епископом Германом (Ряшенцевым)".
На время содержания в Сыктывкарской тюрьме «страдал пороком сердца, расширением легких». Осужден Тройкой при УНКВД Коми АССР по статье 58.10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 15 сентября 1937 года в окрестностях Сыктывкара.
31 марта 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Коми АССР по 1937 году репрессий.
Канонизирован 12 марта 2002 года решением Священного Синода.
https://drevo-info.ru/articles...
До коллективизации, до индустриализации ничего однозначно решено не было, и "чья возьмет" было непонятно, и "кто прав" тоже понятно было не всем. Кулак вполне мог сказать сельским комсомольцам, что скоро придут англичане, и тогда он их всех выдаст, да сам и перевешает. На слабых духом это действовало. Окончательный экономический, политический и нравственный перелом был художественно зафиксирован в фильме "Чапаев". При этом интересно то, что весь фильм построен не переосмыслении евангельских сюжетов, а Василий Иванович до некоторой степени был подан как наш рабоче-крестьянский Христос (в брежневские времена евангельские аллюзии совершенно не воспринимались, отсюда и анекдоты).
А вот пример , социальной мимикрии, как мне кажется.
Кульгавец Семен Демьянович
Год рождения 1880
Место рождения Холмская губ. (Польша), Бельский у., г.Посад-Ломазы
священник
Украинец, из крестьян. Отец Семена умер, когда мальчику было три года. Мать его стала работать по найму. Семен окончил школу псаломщиков
Священник Симеон Кульгавец. Москва. Бутырская тюрьма. 1938 год
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1922г.] [1922-1930гг.] [1930-1938гг.]
Служение
Холмская губ., Бельский у.
Должность псаломщик
Год окончания 1915
В 1915г. при занятии немцами Холмской губ. Семен Демьянович уехал в центральную Россию и был принят как беженец в Николо-Пешношском монастыре
Места проживания
Московская губ., Николо-Пешношский монастырь
Год начала 1915
Год окончания 1917
Москва
Год начала 1917
Год окончания 1922
В Москве Семен Демьянович работал милиционером
Служение
Тверская о., Корчевский р., с.Дулово
Должность псаломщик
Год начала 1922
Год окончания 1925
Московская губ., Дмитровский у., с.Орудьево
Должность псаломщик
Год начала 1925
Год окончания 1930
Рукоположение
иерей
1930
Место Московская о.
Служение
Московская о., Дмитровский р., с.Якоть, церковь Рождества Пресв.Богородицы
священник
Год окончания 1938
День окончания 18
Месяц окончания 1
Московская о., Дмитровский р., с.Тимоново
священник
Год начала 1930
Год окончания 1938
Аресты
Московская о., Дмитровский р., с.Якоть
Год ареста 1938
День ареста 18
Месяц ареста 1
Обвинение при аресте "антисоветская агитация"
На допросах о.Симеон виновным себя не признал
Осуждения
тройка при УНКВД СССР по Московской обл.
11/02/1938
Обвинение "контрреволюционная агитация против советской конституции"
Приговор=высшая мера наказания — расстрел
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1938
День начала 18
Месяц начала 1
Год окончания 1938
День окончания 20
Месяц окончания 2
В тюрьме о.Симеон содержался во время предварительного заключения
Кончина
1938
День 21
Месяц 2
расстрел
Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон"
Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон"
<...>
http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe...
Человек был вынужден прервать церковную карьеру и устроился в столице милиционером. От рядового милиционера не так много зависело, но, в любом случае, его служба предполагала политическую лояльность. А был ли церковнослужитель лоялен по отношению к новой власти?
Ну а как только порядки в деревне стали устаканиваться, как только обозначилось экономическое, а зачастую и административное доминирование кулака и лавочника на селе, новомученик вернулся к более привычному занятию.
Оценил 1 человек
3 кармы